Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:29, контрольная работа
Контрольная работа по "Зоопсихологии"
Миграционное поведение
В большинстве районов лисице несвойственны регулярные миграции. Они известны только в тундре, пустынях и горах. Например, одна из помеченных в Малоземельской тундре лисица была добыта в 600 км к юго-западу.
Неассоциативное научение
Хорошо прирученная лисица сохраняет привязанность к своему хозяину на всю жизнь. Она узнает свою кличку, голос хорошо знакомого ей человека.
Известны случаи, когда такие лисицы убегали на свободу и через день-два возвращались или выбегали из кустов на зов хозяина и без страха подходили к нему, давая взять себя в руки.
В неволе, осенью лисицы собираются возле водоемов, изобилующих водоплавающей птицей, где интенсивно разыскивают подстреленных или раненных охотниками птиц, довольно часто охотятся вплавь.
Ассоциативное научение
Примером может служить
Имитационное научение
В играх лисят появляются типичные для лисиц внезапные высокие прыжки (“мышкование” взрослых особей), элементы характерных для взрослых особей приемов борьбы и охоты (специфические формы подкарауливания, подкрадывания, нападения, умерщвления жертвы и т.п.).
Импринтинг
Проявляется у лисиц в период социализации т.е. после становления функции зрения и слуха. Врожденная способность к импринтингу проявляются у большинства видов высших позвоночных, характерна и для лисиц с раннего возраста и определяет отношение щенка к его окружению. В этот период жизни щенка - примерно с трехнедельного возраста - легко возникают привязанности и к себе подобным и к человеку. В этом раннем возрасте у щенков очень выражен "рефлекс следования", поэтому они зачастую могут бегут за совершенно случайными объектами.
В естественных условиях щенки импринтируются на свою мать. Способность к импринтингу генетически предопределена, но признаки объекта импринтинга генетически не детерминированы. Объектом запечатления может стать любой достаточно крупный и даже неживой предмет.
Щенок запечатлевает несколько признаков родителя: зрительный образ, его ориентировочные размеры, запах и звук.
Л.В. Крушинский проводил опыты на способность к экстраполяции по нескольким группам животных, где выявил что псовые - лисы, волки, собаки - лучше всех других животных решают задачи на экстраполяцию, уступая лишь обезьянам.
В экспериментах Л.В. Крушинского животные должны были сообразить, что объёмная приманка может быть помещена в объёмное же, а не плоское тело и может передвигаться вместе с ним.
Элементарно-рассудочная
Лисы хорошо поддаются дрессировке и одомашниванию.
Исключительно важную роль в становлении психической деятельности лисиц и формировании ее социального поведения выполняет игровая деятельность. Игры молодых лисиц представляют собой сложный комплекс весьма разнообразных поведенческих актов, охватывающих все сферы поведения животного в ходе его взросления. Игры щенков носят как одиночный, так и групповой характер. К одиночным играм относятся манипуляционные игры - игры с предметами, когда щенки знакомятся с их свойствами и овладевают двигательными и исследовательскими навыками. К одиночным же играм относятся локомоционные игры - бег и прыжки в одиночку. Движения при этом носят часто нарочитый характер. Основное значение игр такого типа заключается в формировании двигательных навыков и освоении законов движения. Совместные игры служат формированию групповых отношений. К играм такого типа относятся разные формы игровой борьбы, совместные пробежки, игры в «прятки», в «догонялки». Таким образом тренируется будущее охотничье поведение. Интересны «трофейные» игры: когда один из щенков захватывает предмет, а другие стремятся овладеть им. Большое значение имеет игра в становлении иерархических отношений, правда, не всегда субординационные отношения молодняка перерастают в таковые у взрослых особей. Более поздние ритуализированные формы общения возникают на их основе.
Совместные игры молодняка весьма важны и для развития нормального полового поведения. Особенно это существенно для самцов. Экспериментально доказано, что если детеныша лишить возможности играть, то его поведение во взрослом состоянии часто оказывается искаженным.
В результате теоретического анализа научных источников по проблеме психической деятельности лисицы можно констатировать, что ее уровень психического развития по концепции Леонтьева-Фабри - наивысший перцептивный, так как:
1. Усматривает причинно-следственные связи между явлениями в ходе практической деятельности (осенью собираются у водоемов, где интенсивно ищут раненных или подстреленных охотниками птиц).
2. Л. В. Крушинский использовал метод “обходного пути” для изучения способностей животных к экстраполяции, где выявил что, лисы лучше многих других животных решают задачи на экстраполяцию, уступая лишь обезьянам.
3. Используют в цирковых номерах, т.к. лисы поддаются дрессировке, могут переносить найденные решения задач в новые условия, могут манипулировать с предметами.
4. Лиса - очень ловкий и выносливый хищник. Известен случай демонстрирующий незаурядную сообразительность лисицы. С трех сторон она оказалась окруженной охотниками, с четвертой - путь к спасению преградил низовой лесной пожар. Несколько минут помотавшись между двумя опасностями, она неожиданно нашла выход из этой критической ситуации. Лиса залезла в воду, окунувшись целиком и не отряхиваясь кинулась туда, где пламя было пониже. Выбрав момент, когда огонь был послабее, она перепрыгнула через него и через мгновение все опасности оказались позади. Отряхнувшись, лиса скрылась в роще.
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по зоопсихологии
тема: «Характеристика уровня психического развития лисицы».
Выполнил: Караматов Я.Х
Приняла: Поневежская Т.Ю
Москва 2011 г.