Характеристика уровня развития лисицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:29, контрольная работа

Описание

Контрольная работа по "Зоопсихологии"

Работа состоит из  1 файл

Лиса.docx

— 35.89 Кб (Скачать документ)

 

         Миграционное поведение

В большинстве районов лисице несвойственны  регулярные миграции. Они известны только в тундре, пустынях и горах. Например, одна из помеченных в Малоземельской тундре лисица была добыта в 600 км к  юго-западу.

 

 

 

  1. Характеристика научения:

 

Неассоциативное научение 

Хорошо прирученная лисица сохраняет  привязанность к своему хозяину  на всю жизнь. Она узнает свою кличку, голос хорошо знакомого ей человека.

Известны случаи, когда такие  лисицы убегали на свободу и через  день-два возвращались или выбегали из кустов на зов хозяина и без  страха подходили к нему, давая  взять себя в руки.

В неволе, осенью лисицы собираются возле  водоемов, изобилующих водоплавающей  птицей, где интенсивно разыскивают  подстреленных или раненных охотниками птиц, довольно часто охотятся вплавь.

 

Ассоциативное научение

Примером может служить создание циркового номера (раскатывание ковра  лисицей). Дрессировщик, стоя около  свернутого ковра, поддразнивает ее куском мяса, но не дает схватить его. Возбужденное животное подскакивает, привстает, перебирает передними лапами и т.д. Все случайные  прикосновения к ковру при  этом закрепляются небольшими кусками  пищи, в результате чего лисица все  чаще будет обращаться к ковру, и  наконец, появятся нужные дрессировщику  движения лапой по ковру. В дальнейшем эти движения отрабатываются, направляются на середину рулона и т.д.

 

Имитационное  научение

В играх лисят появляются типичные для лисиц внезапные высокие  прыжки (“мышкование” взрослых особей), элементы характерных для взрослых особей приемов борьбы и охоты (специфические формы подкарауливания, подкрадывания, нападения, умерщвления жертвы и т.п.).

 

Импринтинг

Проявляется у лисиц в период социализации т.е. после становления функции зрения и слуха. Врожденная способность к импринтингу проявляются у большинства видов высших позвоночных, характерна и для лисиц с раннего возраста и определяет отношение щенка к его окружению. В этот период жизни щенка - примерно с трехнедельного возраста - легко возникают привязанности и к себе подобным и к человеку. В этом раннем возрасте у щенков очень выражен "рефлекс следования", поэтому они зачастую могут бегут за совершенно случайными объектами.

В естественных условиях щенки импринтируются на свою мать. Способность к импринтингу генетически предопределена, но признаки объекта импринтинга генетически не детерминированы. Объектом запечатления может стать любой достаточно крупный и даже неживой предмет.

Щенок запечатлевает несколько  признаков родителя: зрительный образ, его ориентировочные размеры, запах  и звук.

 

 

  1. Характеристика элементарной рассудочной деятельности:

 

Л.В. Крушинский проводил опыты на способность к экстраполяции  по нескольким группам животных, где выявил что псовые - лисы, волки, собаки - лучше всех других животных решают задачи на экстраполяцию, уступая лишь обезьянам.

В экспериментах Л.В. Крушинского  животные должны были сообразить, что  объёмная приманка может быть помещена в объёмное же, а не плоское тело и может передвигаться вместе с ним.

Элементарно-рассудочная деятельность развита, что позволяет лисице успешно  избегать опасностей, гибко приспосабливаться  к различным изменяющимся условиям среды. Поведение ее пластично и  постоянно корректируется в зависимости  от приобретаемого опыта.

Лисы хорошо поддаются дрессировке и одомашниванию.

 

 

  1. Характеристика игровой деятельности

 

Исключительно важную роль в становлении  психической деятельности лисиц и формировании ее социального поведения выполняет игровая деятельность. Игры молодых лисиц представляют собой сложный комплекс весьма разнообразных поведенческих актов, охватывающих все сферы поведения животного в ходе его взросления. Игры щенков носят как одиночный, так и групповой характер. К одиночным играм относятся манипуляционные игры - игры с предметами, когда щенки знакомятся с их свойствами и овладевают двигательными и исследовательскими навыками. К одиночным же играм относятся локомоционные игры - бег и прыжки в одиночку. Движения при этом носят часто нарочитый характер. Основное значение игр такого типа заключается в формировании двигательных навыков и освоении законов движения. Совместные игры служат формированию групповых отношений. К играм такого типа относятся разные формы игровой борьбы, совместные пробежки, игры в «прятки», в «догонялки». Таким образом тренируется будущее охотничье поведение. Интересны «трофейные» игры: когда один из щенков захватывает предмет, а другие стремятся овладеть им. Большое значение имеет игра в становлении иерархических отношений, правда, не всегда субординационные отношения молодняка перерастают в таковые у взрослых особей. Более поздние ритуализированные формы общения возникают на их основе.

Совместные игры молодняка весьма важны и для развития нормального  полового поведения. Особенно это существенно  для самцов. Экспериментально доказано, что если детеныша лишить возможности  играть, то его поведение во взрослом состоянии часто оказывается  искаженным.

 

 

  1. Заключение.

В результате  теоретического анализа  научных источников по проблеме психической  деятельности лисицы можно констатировать,  что ее уровень психического развития по концепции Леонтьева-Фабри - наивысший перцептивный, так как:

1. Усматривает причинно-следственные связи между явлениями в ходе практической деятельности (осенью собираются у водоемов, где интенсивно ищут раненных или подстреленных охотниками птиц).

2. Л. В. Крушинский использовал метод “обходного пути” для изучения способностей животных к экстраполяции, где выявил что, лисы лучше многих других животных решают задачи на экстраполяцию, уступая лишь обезьянам.

3. Используют в цирковых номерах, т.к. лисы поддаются дрессировке, могут переносить найденные решения задач в новые условия, могут манипулировать с предметами.

4. Лиса - очень ловкий и выносливый хищник. Известен случай демонстрирующий незаурядную сообразительность лисицы. С трех сторон она оказалась окруженной охотниками, с четвертой - путь к спасению преградил низовой лесной пожар. Несколько минут помотавшись между двумя опасностями, она неожиданно нашла выход из этой критической ситуации. Лиса залезла в воду, окунувшись целиком и не отряхиваясь кинулась туда, где пламя было пониже. Выбрав момент, когда огонь был послабее, она перепрыгнула через него и через мгновение все опасности оказались позади. Отряхнувшись, лиса скрылась в роще.

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОССИЙСКИЙ  НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  зоопсихологии

 

 

тема:  «Характеристика уровня психического развития лисицы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Выполнил:   Караматов Я.Х

   Приняла:      Поневежская Т.Ю

 

 

 

 

 

Москва 2011 г.


Информация о работе Характеристика уровня развития лисицы