Общая характеристика уровней образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 21:25, контрольная работа

Описание

Актуальность темы. Жизнь не стоит на месте, развиваясь, любое общество всегда находится в состоянии инновационного движения и реформирования. Общество начинается с народного образования: создаваемые в нём интеллектуальные и духовные ресурсы обеспечивают соответствующее развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, технического прогресса, возрождение нравственности, национальной культуры и национального интеллекта, поэтому реформы, происходящие в обществе, всегда связаны с реформами и инновациями в образовании.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Наиболее значимые новации концепции проекта об образовании 2010 года…….4
Глава 2. Общие правила организации образовательного процесса …………………..…......9
Глава 3. Общая характеристика уровней образования……………………………………....13
Заключение…………………………………………………………………………………..….25
Список использованной литературы…………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа. куомарова 4 курс.docx

— 69.52 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………………….....3

Глава 1. Наиболее значимые новации концепции проекта об образовании 2010 года…….4

Глава 2. Общие правила организации образовательного процесса …………………..…......9

Глава 3. Общая характеристика уровней образования……………………………………....13

Заключение…………………………………………………………………………………..….25

Список использованной литературы………………………………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы. Жизнь не стоит на месте, развиваясь, любое общество всегда находится в состоянии инновационного движения и реформирования. Общество начинается с народного образования: создаваемые в нём интеллектуальные и духовные ресурсы обеспечивают соответствующее развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, технического прогресса, возрождение нравственности, национальной культуры и национального интеллекта, поэтому реформы, происходящие в обществе, всегда связаны с реформами и инновациями в образовании.

Роль образования на современном  этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Основные принципы образовательной политики России определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и получили своё закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали  существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативности образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны.

           Цель - рассмотреть действующий закон об образовании 2010 года. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть наиболее значимые новации концепции проекта об образовании 2010 года в системе образования;

  1. Сравнить  организации, осуществляющие образовательную деятельность;

  1. Сравнить общие правила организации образовательного процесса и реализации образовательных программ;

  1. Выявить сходства и различия экономической деятельности в сфере образования;

  1. Дать сравнительную характеристику различных уровней  образования.

Объект исследования - закон об образовании РФ.

Предмет исследования – новеллы закона об образовании 2010 года

Глава 1. Наиболее значимые новации концепции проекта об образовании 2010 года

 

 Актуальность и своевременность  задачи обновления законодательства в  области образования обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием и процессами модернизации системы образования, с другой - ярко обозначившимся в последние годы разрывом между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, снижением эффективности правового регулирования в сфере образования.

Цель законопроекта - обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, направленной на:

- приведение его в соответствие  с новыми общественными отношениями,  возникающими в сфере образования;

- повышение эффективности  механизма правового регулирования;

- создание правовых условий  для обновления и развития  российской системы образования  в соответствии с современными  запросами человека, общества и  государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования1.

Принципы, используемые в  законопроекте:

  1. обеспечение права каждого на образование, в том числе:
  • обязательность общего образования; поддержка различных форм образования, обучения и самообразования,
  • обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями;
  • обеспечение права каждого на защиту государством его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту;
  1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  1. воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, к закону, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  2. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях;
  3. запрещение дискриминации в сфере образования;
  4. автономия образовательных организаций;
  5. демократический, государственно-общественный характер управления образованием; обеспечение права работников и обучающихся (их законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией;
  6. обеспечение права граждан Российской Федерации на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;
  7. установление государством обязательных минимальных требований к условиям образовательного процесса, уровню и качеству образования, обеспечение преемственности основных образовательных программ;
  8. включение российского образования в мировое образовательное пространство;
  9. признание равенства и конкуренции субъектов, осуществляющих образовательную деятельность (в том числе образовательных организаций различных форм собственности, индивидуальных предпринимателей);
  10. открытость системы образования внешним запросам (например, путем закрепления механизмов участия заинтересованных представителей общества, работодателей и обучающихся в управлении и оценке эффективности образовательной деятельности);
  11. информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
  12. внедрение в образовательную практику новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения;
  13. закрепление условий и порядка ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования;
  14. закрепление правового статуса обучающихся, педагогических работников (соответствующие нормы выделены в отдельные главы законопроекта);
  15. закрепление особенностей реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся (в сфере культуры и искусства, в сфере обороны и безопасности, в сфере физической культуры, в сфере медицинской и фармацевтической деятельности и некоторые другие).

Законопроектом предусматривается, что в рамках системы образования  осуществляются дошкольное образование, общее образование, профессиональная подготовка (обучение), среднее профессиональное образование, высшее образование, подготовка научных кадров, а также дополнительное образование детей и взрослых.

По законопроекту от 2010 года изменяется система уровней  образования. По закону об образовании от 1992 года(cт. 8)2 выделяются 7 уровней образования:

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее  образование;

3) начальное профессиональное  образование;

4) среднее профессиональное  образование;

5) высшее профессиональное  образование - бакалавриат;

6) высшее профессиональное  образование - подготовка

специалиста или магистратура;

7) послевузовское профессиональное  образование.

   Согласно законопроекту 2010 года предусматривается:

1) дошкольное образование;

2) общее образование:

- начальное общее образование;

- основное общее образование;

- среднее общее образование;

3) среднее профессиональное  образование:

- подготовка квалифицированных  рабочих;

- подготовка специалистов  среднего звена;

4) высшее образование:

- бакалавриат;

- магистратура, подготовка  специалиста;

- подготовка научно-педагогических  кадров.

   Федеральные государственные  образовательные стандарты (ФГОС) устанавливаются по уровням образования, в том числе для дошкольного образования (сейчас для образовательных программ дошкольного образования утверждаются федеральные государственные требования). При этом во ФГОС дошкольного образования не будет требований к результатам освоения образовательных программ.

       Уточняется  классификация программ. Сейчас  действует следующая классификация  (ст. 9  ФЗ «Об образовании»)3:

1) общеобразовательные программы:

  • основные общеобразовательные программы:

- дошкольного образования;

- начального общего образования;

- основного общего образования;

- среднего (полного) общего  образования.

  • дополнительные общеобразовательные программы

2) профессиональные программы:

  • основные профессиональные программы:

- начального профессионального  образования; - среднего профессионального  образования;

- высшего профессионального  образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);

- послевузовского профессионального  образования (аспирантура (адъюнктура), ординатура и интернатура, докторантура).

  • дополнительные профессиональные образовательные

программы:

- программы профессиональной  переподготовки;

- программы повышения  квалификации;

- программы стажировки.

        Согласно  новому законопроекту устанавливается  следующая классификация4:

1) основные образовательные:

  • основные общеобразовательные программы:

- образовательные программы  дошкольного образования;

- образовательные программы  общего образования

(начального общего образования,  основного общего образования,  среднего общего образования).

  • основные профессиональные образовательные программы:

- образовательные программы  среднего профессионального образования  (программы подготовки квалифицированных рабочих, программы подготовки специалистов среднего звена);

- образовательные программы  высшего образования (программы  бакалариата, программы подготовки  специалиста, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических  кадров).

2) иные виды образовательных  программ:

  • дополнительные общеобразовательные программы:

- общеразвивающие;

- предпрофессиональные;

  • дополнительные профессиональные программы:

- программы профессиональной  переподготовки;

- программы повышения  квалификации (профессионального развития);

- специализированные последипломные  профессиональные программы (программы  ординатуры, интернатуры, ассистентуры-стажировки)

      Из числа  образовательных исключаются и  становятся самостоятельным видом  программы - программы подготовки  научных кадров (докторантура)

    Уточняются так же формы обучения. Согласно действующему законодательству ( ст. 10)5, с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:

- в образовательном учреждении - в форме очной, очно - заочной  (вечерней), заочной;

- в форме семейного  образования, самообразования, экстерната.

Информация о работе Общая характеристика уровней образования