Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:49, лекция

Описание

Настоящее издание первоначально было задумано как продолжение моей
книги "Трансакционный анализ в психотерапии". Однако я предполагаю, что
новое издание можно понять независимо от знакомства с предыдущей
публикацией.

Работа состоит из  1 файл

games.doc

— 406.50 Кб (Скачать документ)

этом  меняются ролями. Во внешнем варианте, который мы наблюдали,  Ребенок-

Уайт  в  игре  со  многими  участниками берет  на  себя  роль  Беспомощного

существа,  нуждающегося в поддержке окружающих. Во внутреннем варианте  это

более интимная игра для двоих участников, и Уайт играет в нее дома с мужем.

Здесь  она  уже  выступает  в роли Родителя, источника  мудрых  и  разумных

советов. Однако такая смена ролей происходит не сразу. Пока будущий муж  за

ней  ухаживает,  она  играет  роль беспомощного  Ребенка,  и  только  после

медового  месяца начинает проявлять себя ее любящий покомандовать Родитель.

Возможно, незадолго до свадьбы она порой и выдавала себя, но жених этого не

заметил,  стремясь поскорее заключить союз с тщательно выбранной  невестой.

Если  же  он заметит ее промахи, их помолвка вполне может расстроиться  "по

уважительным  причинам",  а Уайт, опечаленная,  но  отнюдь  не  поумневшая,

возобновит поиски нового партнера.

     *Антитезис*.  Очевидно, люди, подхватывающие игру миссис  Уайт,  когда

она, делая первый ход, излагает свою "проблему", играют в один из вариантов

игры "Я всего лишь пытаюсь помочь вам" (ЯППВ). Фактически ПБВДН - это игра,

обратная  ЯППВ. В последней участвуют один психотерапевт и много пациентов,

в первой - один пациент и много "психотерапевтов". Следовательно, антитезис

ПБВДН  состоит  в  том, чтобы не играть в ЯППВ. Если  первый  ход  выглядит

следующим  образом: "Что бы вы стали делать в случае ...?" - мы  предлагаем

отвечать: "Это действительно трудная проблема. А вы что собираетесь  делать

в  этой связи?" Если игра начинается словами: "Мне не удалось то-то  и  то-

то",  -  ответ должен быть: "Как жаль". Оба предложенных ответа  достаточно

вежливы,  чтобы  привести  Водящего в растерянность  или  по  крайней  мере

вызвать  пересекающиеся  трансакции,  так  что  его  фрустрация  становится

очевидной и, значит, может стать предметом анализа.

     В  психотерапевтической  группе для людей, склонных  к  ЯППВ,  хорошей

практикой  будет отказ от приглашения принять в ней участие. В этом  случае

антитезис  ПБВДН, который в некоторой степени является также и  антитезисом

ЯППВ,  будет  полезен  не только для Водящего, но и  для  остальных  членов

группы

     В   нормальной  ситуации  человеческого  общения  нет  никаких  причин

отказываться  от  участия  в этой игре, если  она  ведется  в  дружеской  и

безобидной  форме.  Если  же  она представляет собой  попытку  использовать

профессиональные  знания, то может потребоваться  антитезисный  ход.  Но  в

подобных  ситуациях  это  может стать источником обиды,  поскольку  Ребенок

миссис  Уайт  вдруг  оказывается у всех на виду. При  этих  обстоятельствах

лучше выйти из игры после первого хода и поискать более вдохновляющую игру,

например "Динамо" первой степени.

     _Родственные_  _игры_. Игру "Почему бы вам не ... -  Да,  но"  следует

отличать  от ее противоположности "А почему же вы не ... - Нет,  но...",  в

которой  выигрывает  Родитель, а обороняющийся Ребенок  в  конце  концов  в

замешательстве отступает, хотя и здесь точное воспроизведение диалога может

показаться   разумным   разговором  двух  Взрослых,  обсуждающих   реальную

ситуацию.

     Вывернутая  как  бы наизнанку ПБВДН на первый взгляд  напоминает  игру

"Крестьянка". В этом варианте миссис Уайт склоняет психотерапевта  дать  ей

рекомендации,  которые  она не отклоняет, а, напротив,  тут  же  принимает.

Только  после того, как психотерапевт уже совсем завяз в игре, он  начинает

замечать,   что  она  его  переиграла.  То,  что  вначале  казалось   игрой

"Крестьянка", оборачивается интеллектуальным вариантом "Динамо".

     Игра  ПБВДН  может  принимать форму "Сделай же  со  мной  что-нибудь".

Например, женщина не желает выполнять какую бы то ни было домашнюю  работу,

поэтому  каждый  вечер, когда муж возвращается с работы, у  них  начинается

игра  ПБВДН. Независимо от того, что говорит муж, жена ведет себя угрюмо  и

не  стремится  изменить свое поведение. В некоторых  случаях  ее  мрачность

может    оказаться    следствием   болезни,   что    требует    тщательного

психотерапевтического анализа. Но и в этом случае игровой аспект не следует

сбрасывать  со счетов, поскольку он заостряет внимание на вопросах,  почему

муж выбрал именно такую супругу и каков его "вклад" в эту ситуацию.

 

                                  _Анализ_

     *Тезис*:  "Посмотрим, способен ли ты предложить решение, к которому  я

не могу придраться".

     *Цель*: обретение уверенности.

     *Роли*: беспомощный человек, советчики,

     *Иллюстрации*:  1)  "Да, но я не могу сейчас  делать  домашнюю  работу

потому что..."; 2) беспомощная жена.

     *Социальная* *парадигма*: Взрослый - Взрослый; Взрослый:  "Что  бы  вы

стали  делать  в случае ...?"; Взрослый: "Почему бы вам не ...";  Взрослый:

"Да, но..."

     *Психологическая* *парадигма*: Родитель - Ребенок; Родитель:  "Я  могу

заставить  тебя почувствовать благодарность за мою помощь";  Ребенок:  "Ну,

давай, попробуй".

     *Ходы*:  1) проблема - решение; 2) возражение - решение; 3) возражение

- замешательство.

     "*Вознаграждения*":   1)   внутреннее  психологическое   -   обретение

уверенности;   2)  внешнее  психологическое  -  избегает  капитуляции;   3)

внутреннее  социальное  - ПБВДН, роль Родителя;  4)  внешнее  социальное  -

ПБВДН,   роль   Ребенка;  5)  биологическое  -  разумное   обсуждение;   6)

экзистенциальное - "Все хотят мной командовать".

 

СЕКСУАЛЬНЫЕ ИГРЫ

     Люди  играют  в  сексуальные игры, чтобы дать выход своим  сексуальным

влечениям  или  побороть их. Все эти игры по своей сути представляют  собой

извращение   сексуальных  инстинктов,  так  как  источником  удовлетворения

становится  не половой акт, а критические трансакции, представляющие  собой

кульминацию  игры.  К  сожалению, это не всегда можно продемонстрировать  с

должной  убедительностью,  поскольку в  такого  рода  игры  люди  играют  в

интимной обстановке, так что клинические данные о них мы получаем из вторых

рук,  и  не  всегда удается удовлетворительно оценить,  в  какой  мере  они

искажены   из-за   пристрастности  информанта.  Например,   психиатрическая

концепция гомосексуальности весьма перекошена, так как более агрессивные  и

успешные  игроки  нечасто обращаются к психиатрам и  последние  в  основном

располагают сведениями об их пассивных партнерах.

     В   этот  раздел  включены  следующие  игры:  "А  ну-ка,  подеритесь",

"Извращение", "Динамо", "Чулок" и "Скандал". В большинстве случаев  "водит"

женщина. Это объясняется тем, что тяжелые формы сексуальных игр, в  которых

главное  действующее  лицо  -  мужчина,  находятся  на  грани  преступления

(нередко  переходят  эту  грань); поэтому их  лучше  отнести  к  следующему

разделу: "Игры преступного мира". С другой стороны, часть игр может быть  с

одинаковым  основанием  отнесена и к сексуальным, и  к  супружеским  играм.

Здесь  мы описываем только те из них, которые в одинаковой мере доступны  и

для супружеских, и для неженатых пар.

 

                      1. "А ну-ка, подеритесь" (АНКП)

     *Тезис*. АНКП может быть маневром, ритуалом или игрой. Во всех случаях

в   основе   лежит   женская  психология  В  силу  своей  драматичности   и

выразительности   АНКП  легла  в  основу  множества  произведений   мировой

литературы, как хороших, так и плохих.

     1.  Это маневр, но он очень романтичен. Женщина ловко сталкивает  двух

симпатизирующих  ей  мужчин,  давая понять или  даже  пообещав,  что  будет

принадлежать  победителю.  По  окончании  "сражения"  она  выполняет   свое

обещание.  Это  честная трансакция. Предполагается, что отныне  дама  и  ее

партнер "будут жить долго и счастливо".

     2.  Ритуал, исход которою скорее трагичен. Двое мужчин могут сражаться

за женщину даже тогда, когда она этого не хочет или уже сделала свой выбор.

Если   побеждает  не  ее  избранник,  то  она  все  равно  может  достаться

победителю. В этом случае АНКП начинает не женщина, а окружающие  ее  люди.

Если  женщина не против этой борьбы, то трансакция будет честной.  Если  же

она  не  желает  состязания  или  разочарована  его  исходом,  то  ситуация

открывает перед ней большой простор для игр, например "Давай надуем Джо".

     3. Игра АНКП относится больше к разделу комических. Женщина, устраивая

состязание  между  двумя  соперниками, чаще  всего  пока  они  "сражаются",

исчезает  с  третьим  возлюбленным. Для нее и ее  избранника  внутреннее  и

внешнее  психологическое "вознаграждение" следует из  их  позиции:  честное

состязание  -  для глупцов И это комическое происшествие составляет  основу

для получения ими внутреннего и внешнего социального "вознаграждения".

 

                               2. Извращение

     *Тезис*.  Гетеросексуальные извращения, такие, например,  как  садизм,

типичны   для  Ребенка,  находящегося  в  состоянии  тревожности,   поэтому

подходить  к  исправлению  этого  явления  надо  соответствующим   образом.

Трансакционная   сторона,  как  видно  из  реальных  ситуаций   сексуальных

контактов,  вполне поддается воздействию путем анализа игр.  Это  открывает

возможность  социального  контроля, поэтому даже тогда,  когда  извращенные

сексуальные  влечения остаются неизменными, они все  же  нейтрализуются  на

стадии действия.

     Люди,  страдающие слабой формой садизма или мазохизма, обычно занимают

некоторую примитивную позицию, в основе которой лежит принцип необходимости

в  душевном равновесии. Они ощущают в себе сильный сексуальный потенциал  и

чувствуют,   что   длительное  воздержание  может  привести   к   серьезным

последствиям.   Оба   эти   вывода   совсем   необязательно   соответствуют

действительности, но они образуют основу для игры "Калека" с  девизом  "Что

же вы хотите от такого сексуального человека, как я?"

     *Антитезис*.  Он состоит в том, чтобы распространить принципы  обычной

вежливости  на  взаимоотношения  со  своим  интимным  партнером,  то   есть

воздерживаться  от словесного и физического бичевания и ограничиться  более

традиционными формами половой близости. Если Уайт действительно  склонен  к

извращениям,  то  это  выявит второй элемент игры (он  часто  находит  свое

выражение в сновидениях) сам по себе половой акт представляет для него лишь

минимальный  интерес,  истинное  удовлетворение  он  получает   только   от

предшествующего половому акту унижения. Возможно, он не хотел признаться  в

этом  даже  самому себе. Но теперь ему становится ясно,  что  его  основная

жалоба состоит в том, что после всех предварительных трудов, ему приходится

еще   и  заниматься  любовью.  Этот  этап  более  благоприятен  для  начала

конкретного  психотерапевтического  лечения.  Сказанное  выше  чаще   всего

относится к так называемым "сексуальным психопатам" и не имеет отношения  к

преступным   извращениям  или  к  людям,  ограничивающим  свои  сексуальные

проявления фантазиями.

     В  некоторых  странах  игра,  связанная с  гомосексуализмом,  детально

разработана  до такой степени, что представляет собой определенный  ритуал.

Многие случаи половой недееспособности людей, связанных с гомосексуализмом,

возникают   именно  потому,  что  они  превратили  свою   жизнь   в   игру.

Гомосексуалист  напрасно  тратит огромное  количество  времени  и  энергии,

которые можно было бы использовать в других целях. Анализ игр может  помочь

ему  и  его партнеру наладить свою жизнь так, чтобы наслаждаться  всеми  ее

благами,  а  не  посвящать себя собственной версии игры  "Подумайте,  какой

ужас!"

 

                                3. "Динамо"

     *Тезис*.  В  эту  игру обычно играют мужчина и женщина.  Более  точным

названием  для нее, особенно для менее серьезных вариантов, наверное,  было

бы  "Катись  отсюда" или "Благородный гнев". Игра может  вестись  с  разной

степенью интенсивности.

     1.  "Динамо"  или  "Катись  отсюда" _первой_  _степени_  популярна  на

вечеринках  и  состоит,  в  основном, из  легкого  флирта.  Женщина  (Уайт)

демонстрирует свою доступность, затем с удовольствием принимает  ухаживания

мужчины.  Как только он показал свое небезразличное отношение к ней,  можно

считать,  что  игра закончена. Если женщина вежлива, она, возможно,  вполне

искренне скажет ему: "Мне очень приятны ваши комплименты. Большое  спасибо"

и  отправится на поиски следующей жертвы. Если она не столь благородна,  то

может  просто бросить его и исчезнуть. Женщина, достаточно искусная в  этой

игре,  может  играть  в  нее на протяжении всего вечера,  так  что  мужчине

приходится прибегать к довольно сложным маневрам, чтобы следовать  за  ней,

не привлекая к себе слишком большого внимания.

     2.  В  игре  "Динамо" или "Благородный гнев" _второй_  _степени_  Уайт

(женщина)  получает  удовольствие  от  домогательств  Блэка  лишь  попутно.

Главное  ее удовольствие состоит в том, чтобы отвергнуть его (поэтому  игра

Информация о работе Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений)