Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:49, лекция
Настоящее издание первоначально было задумано как продолжение моей
книги "Трансакционный анализ в психотерапии". Однако я предполагаю, что
новое издание можно понять независимо от знакомства с предыдущей
публикацией.
иногда называется "Отвяжись, нахал"). Уайт заставляет Блэка
скомпрометировать себя гораздо более явно, чем при легком флирте (в игре
первой степени), а затем, оттолкнув его, наслаждается его замешательством.
Несомненно, сам Блэк совсем не так беспомощен, как кажется; ему пришлось
затратить довольно много усилий, чтобы оказаться в подобной ситуации. Как
правило, он играет в разновидность игры "Бейте меня".
3. "Динамо" _третьей_ _степени_ - это жестокая игра, которая может
иметь тяжелые последствия, вплоть до суда, убийства или самоубийства. Уайт
(женщина) склоняет Блэка к компрометирующему интимному контакту, а затем
заявляет, что он изнасиловал ее или причинил ей какой-то невосполнимый
ущерб. В наиболее циничном варианте Уайт начинает свою атаку сразу после
близости с мужчиной фальшивым воплем: "Насилуют!" Если женщина хочет выдать
случившееся за изнасилование, она может найти союзников, либо за деньги,
либо из числа любителей покопаться в мрачных историях (представителей
прессы, полиции, адвокатов и родственников). Однако иногда эти сторонние
наблюдатели могут предать женщину, так что она потеряет инициативу и станет
орудием в их играх.
В некоторых случаях посторонние наблюдатели могут выполнять другую
функцию. Они навязывают Уайт игру, к которой она совсем не скромна, потому
что у них на уме другая игра. "А ну-ка, подеритесь". Они ставят ее в
ситуацию, при которой, чтобы сохранить репутацию или избежать позора, ей
приходится кричать "Насилуют!". Это особенно часто происходит с молодыми
девушками. Они не имеют ничего против продолжения любовной связи, но из-за
того, что интимные отношения стали предметом широкого обсуждения, они
вынуждены превратить свои роман в игру "Динамо" третьей степени.
В одной библейской истории осмотрительный Иосиф Прекрасный отказался
участвовать в этой игре, после чего жена Потифара проделала совершенно
классическое переключение на игру "А ну-ка, подеритесь". Это превосходная
иллюстрация обычной реакции заядлого игрока на антитезис, а также тех
опасностей, которые подстерегают людей, отказывающихся играть в игры.
Сочетание этих двух игр образует игру "Шантаж". В ней женщина,
соблазнив Блэка, кричит: "Насилуют!", после чего в игру вступает ее муж,
который шантажом вымогает у Блэка деньги.
У игры "Динамо" тот же детский прототип, что и у игры "Фригидная
женщина": девочка побуждает мальчика унизиться или запачкаться, а потом
смеется над ним. Это прекрасно описал Моэм [Моэм, Уильям Сомерсет
(1874-1965) - английский писатель.] в книге "Бремя страстей человеческих" и
Диккенс в "Больших ожиданиях". Здесь это игра второй степени. Более
серьезная форма игры, приближающаяся к третьей степени, встречается в
трущобах.
*Антитезис*. Способность мужчины избежать вовлечения в игру или хотя
бы удержать ее под контролем зависит от его умения отличить выражение
истинных чувств от хода в игре. Если он умеет держать ситуацию под
контролем, он может получить большое удовольствие от легкого флирта в игре
"Катись отсюда".
С другой стороны, трудно придумать какой-нибудь безопасный антитезис к
маневру жены Потифара - разве что спешно отбыть в неизвестном направлении.
В 1938 году автор этих строк познакомился с неким пожилым "Иосифом",
который тридцать два года тому назад, бросив все, поспешно уехал из
Константинополя после того, как во время делового визита в гарем одна из
жен султана загнала его в угол. Ему пришлось оставить свою лавку и,
прихватив с собой запас золотых франков, навсегда уехать из
Константинополя.
*Родственные* *игры*. Варианты игры "Динамо", где главным действующим
лицом является мужчина, приобрели печальную известность в коммерческих
ситуациях: "В постели режиссера" (а потом она так и не получает роли) и
"Сядь ко мне на колени" (а потом ее все-таки увольняют).
*Анализ*, приводимый ниже, относится к игре "Динамо" третьей степени,
поскольку в ней все элементы игры выражены особенно наглядно.
*Цель*: злонамеренная месть.
*Роли*: Соблазнительница, Волокита.
*Иллюстрации*. 1) "Я на тебя пожалуюсь, грязнуля противный"; 2)
обесчещенная женщина.
*Социальная* *парадигма*: Взрослый - Взрослый; Взрослый (мужчина):
"Извините, если я зашел дальше, чем вам бы хотелось". Взрослый (женщина):
"Вы оскорбили меня и должны поплатиться за это в полной мере".
*Психологическая* *парадигма*: Ребенок - Ребенок; Ребенок (мужчина):
"Видишь, как я неотразим"; Ребенок (женщина): "Ну что, попался негодяй!"
*Ходы*: 1) женщина - обольщение; мужчина - контробольщение; 2) женщина
- капитуляция; мужчина - победа; 3) женщина - нападение; мужчина - крах.
"*Вознаграждения*": 1) внутреннее психологическое - выражение
ненависти и проекция вины; 2) внешнее психологическое - избегание
эмоциональной сексуальной близости; 3) внутреннее социальное - "Ну что,
попался негодяй"; 4) внешнее социальное - "Подумайте, какой ужас!";
"Судебное разбирательство", "А ну-ка, подеритесь"; 5) биологическое - обмен
сексуальными и агрессивными трансакциями; 6) экзистенциальное - "Меня не в
чем упрекнуть".
*Тезис*. Эта игра относится к той же группе, что и "Динамо". Ее
наиболее очевидное свойство - эксгибиционизм, который по своей природе
близок к истеричности. Например, женщина приходит в незнакомую компанию, и,
еще не успев освоиться, вызывающе приподнимает ногу, привлекая к себе
всеобщее внимание, и восклицает: "Ах, боже мой, у меня чулок пополз!" Это
делается с расчетом возбудить сексуальный интерес у мужчин и разозлить
остальных женщин. Конечно, на любые замечания относительно ее поведения
Уайт отвечает протестами, призванными свидетельствовать о ее невинности,
или же встречными обвинениями. Это делает игру похожей на классический
вариант "Динамо". Отличительной чертой является отсутствие у Уайт умения
адаптироваться в ситуации. Она почти никогда не стремится понять, что за
люди ее окружают, или дождаться подходящего момента для своего маневра.
Поэтому ее ход сразу же бросается в глаза как неуместный и ставит под
угрозу ее взаимоотношения с другими членами группы. Несмотря на некоторую
поверхностную "утонченность", она так всю жизнь и не может понять, что с
ней происходит, так как судит о людях слишком цинично. Ее цель - показать,
что окружающие ее люди похотливы, причем ее Ребенок и Родитель надувают ее
Взрослого и не дают ему заметить ее собственное вызывающее поведение и
здравомыслие большинства окружающих ее людей. Следовательно, эта игра
саморазрушительная.
Женщины с более ярко выраженной патологией, имеющие большой бюст,
часто сидят, заложив руки за голову, чтобы привлечь к нему внимание. Иногда
они дополнительно привлекают внимание, упомянув о размере бюста или о
какой-нибудь своей болезни, например, опухоли.
Смысл Игры состоит в том, что женщина демонстрирует своим поведением
сексуальную доступность. Поэтому игра может приобретать и более
символический вид, когда в нее играют недавно овдовевшие женщины,
неискренне демонстрирующие свое положение вдовы.
*Антитезис*. Характерной чертой женщин этого типа является не только
плохая адаптация, но и неприятие антитезисного поведения. Если
подгоговленная психотерапевтическая группа игнорирует игру таких женщин или
противодействует ей, то они могут перестать посещать консультацию В этой
игре особенно следует разграничивать антитезис и "репрессии", ибо последние
означают победу Уайт. В игре "Чулок" женщины более изобретательны по части
контрходов, чем мужчины, которые, впрочем, мало заинтересованы в том, чтобы
игра прекратилась. Таким образом, лучше всего оставить антитезис на
усмотрение женщин.
*Тезис*. Классический вариант этой игры обычно разыгрывается между
авторитарным отцом и дочерью подростком. Причем мать в такой семье чаще
всего сексуально заторможена. Отец приходит с работы и начинает придираться
к дочери, а она в ответ грубит. Первый ход может сделать также и дочь.
Нагло разговаривая с отцом, она вызывает придирки с его стороны. Постепенно
и голоса становятся громче, и ссора набирает силу. Исход зависит от того,
на чьей стороне инициатива. Существуют три возможных исхода 1) отец уходит
в свою комнату, хлопнув дверью; 2) дочь уходит в свою комнату, хлопнув
дверью; 3) оба расходятся по своим комнатам, хлопнув дверью. В любом случае
конец игры "Скандал" отмечен хлопаньем дверью. "Скандал" является
мучительным, но эффективным способом решения сексуальных проблем, которые
возникают в некоторых семьях между отцом и дочерью-подростком. Они могут
жить под одной крышей, только если постоянно злятся друг на друга и
периодически хлопают дверью, что для каждого из них подчеркивает, что они
спят в разных комнатах.
В испорченных семьях игра может принять мрачную и отталкивающую форму:
отец поджидает дочь, ушедшую на свидание, чтобы после ее возвращения
тщательно осмотреть дочь, ее одежду и убедиться в том, что она осталась
невинной. Малейшее подозрительное обстоятельство нередко вызывает ужасный
скандал, в результате которого дочь могут выгнать из дому среди ночи. В
конце концов события развиваются в худшем для семьи направлении и
подозрения отца оправдываются. Тогда он устраивает скандал и выкладывает
все матери, которая беспомощно наблюдала за развитием событий.
В "Скандал" могут играть два любых человека, стремящихся избежать
сексуальной близости. Например, игра "Фригидная женщина", как правило,
кончается именно этим. Игра "Скандал" относительно редко встречается между
мальчиками-подростками и их родственниками, поскольку мальчикам легче
вечером уйти из дому, чем любым другим членам семьи. В более раннем
возрасте братья и сестры могут получить некоторое удовлетворение с помощью
драки. Эта схема поведения в разном возрасте имеет различные мотивации. В
США она приобрела, на наш взгляд, полуритуальную форму, санкционированную
как телевидением, так и официальными педагогами и педиатрами. Среди
английских "высших классов" драка считается (или считалась раньше) дурным
тоном, поэтому не нашедшая выхода энергия расходуется в регулируемых
строгими правилами "Драках" на игровом Поле.
*Антитезис*. Для отца эта игра не столь неприятна, как ему хотелось бы
думать. Обычно антитезисный ход делает дочь, находя спасение в раннем,
часто скороспелом или навязанном браке.
Когда это психологически возможно, антитезисный ход может сделать
мать, отказавшись от своей относительной или абсолютной фригидности. Игра
может утихнуть, если отец заведет интимную связь на стороне. Но это чревато
другими осложнениями. Если в "Скандал" играют супруги, антитезис должен
быть тот же, что и в игре "Фригидная женщина" или "Фригидный мужчина".
При соответствующих обстоятельствах "Скандал" вполне закономерно
приводит к игре "Судебное разбирательство".
ИГРЫ ПРЕСТУПНОГО МИРА
В работе судов и исправительных учреждений все чаще стала участвовать
так называемая "служба помощи", а криминалисты и чиновники, наблюдающие за
соблюдением законов, стали более образованными. В связи с этим мы
предлагаем всем заинтересованным лицам наш анализ некоторых игр,
встречающихся в преступном мире (как в тюрьме, так и за ее пределами). К их
числу мы отнесли:
"Полицейские и воры", "Как отсюда выбраться" и "Давай надуем Джо".
1. "Полицейские и Воры" (ПиВ)
*Тезис*. Поскольку большинство преступников ненавидят полицейских, то
от умения перехитрить их они получают порой не меньше удовольствия, чем от
награбленной добычи. На уровне Взрослого их преступления представляют собой
игры ради материального выигрыша, ради добычи, но на уровне Ребенка их
увлекает волнение, связанное с самим приключением: то, как им удалось
ускользнуть или обмануть погоню.
Как ни странно, но детским прототипом "Полицейских и воров" будет игра
в прятки, где существенным элементом является огорчение по поводу того, что
тебя отыскали. Эта особенность становится очевидной в игре с маленькими
детьми. Если отец нашел ребенка слишком быстро, то малыш огорчается, так
как не успел вволю повеселиться. Но если отец - хороший игрок, он знает,
как надо себя вести: он никак не может найти сына, и тогда тот подает ему
Информация о работе Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений)