Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:49, лекция
Настоящее издание первоначально было задумано как продолжение моей
книги "Трансакционный анализ в психотерапии". Однако я предполагаю, что
новое издание можно понять независимо от знакомства с предыдущей
публикацией.
жизненной позиции. Игрок в ЯППВ должен все время быть уверенным: как бы
усердно он ни предлагал помощь, она не будет принята. Клиент реагирует на
это играми "Видишь, как я стараюсь" и "Вы ничем не можете мне помочь".
Более гибкие игроки в ЯППВ способны идти на компромисс: они не видят ничего
плохого в том, чтобы пациент в конце концов принял помощь, если только он
сделает это не сразу, а через большой промежуток времени. Поэтому
психотерапевт может чувствовать себя виноватым, если достигнет успеха
слишком быстро, так как знает, что на конференции сотрудников некоторые
коллеги будут критиковать его за это. На противоположном полюсе от заядлых
игроков в ЯППВ, какие встречаются среди работников служб помощи, находятся
хорошие адвокаты - они помогают своим клиентам, избегая личной
заинтересованности или сентиментальности. Здесь на место показного усердия
приходит профессиональное мастерство.
Некоторые училища, готовящие работников служб помощи, представляют
собой главным образом академию по подготовке профессиональных игроков в
ЯППВ, и их выпускникам нелегко бывает воздержаться от этой игры. Ниже, при
описании дополнительной игры "Неимущий", мы приведем пример, который
поможет читателям понять некоторые из упомянутых выше моментов.
ЯППВ и ее варианты легко обнаружить в обыденной жизни. В нее играют
друзья и родственники (например, "Могу вам это достать по дешевой цене"), а
также люди, которые работают на общественных началах с детьми. Это любимая
игра родителей. В качестве дополнительной к ней их отпрыск обычно играет в
"Посмотрите, до чего вы меня довели". В обществе она может представлять
собой вариант "Растяпы", причем ущерб наносится скорее не импульсивно, а в
процессе оказания помощи. Здесь клиент заменяется жертвой, которая,
возможно, играет в игру "Ну почему такое случается именно со мной?" или в
один из ее вариантов.
*Антитезис*. В распоряжении профессионала имеются несколько способов
справиться с приглашением поиграть в эту игру. Выбор способа будет зависеть
от его взаимоотношений с пациентом, особенно от того, какой установки
придерживается Ребенок пациента.
1. Наиболее радикальным и самым труднопереносимым для пациента
является классический психоаналитический антитезис. Приглашение пациента
поиграть в эту игру совершенно игнорируется. Он предпринимает все новые
попытки. В конце концов он впадает в отчаяние, что проявляется в злости или
депрессии, а это уже верный признак тою, что игра сорвалась. Подобная
ситуация может привести к полезному столкновению.
2. При первом же приглашении к игре _можно_ предпринять более мягкую
(но по возможности не чопорную) попытку дать отпор пациенту. Психотерапевт
заявляет, что для своего пациента он всего лишь врач.
3. Еще более мягкая процедура состоит в том, чтобы ввести пациента в
психотерапевтическую группу и дать возможность другим пациентам
урегулировать ситуацию.
4. Если пациент находится в очень возбужденном состоянии, то на
начальной стадии, возможно, придется ему подыграть. Его лечением должен
заниматься психиатр, который, будучи специалистом с медицинским
образованием, может прописать не только лекарства, но и гигиенические
процедуры, все еще весьма полезные при лечении таких случаев даже в наш век
транквилизаторов. Если врач прописывает пациенту определенный гигиенический
режим, который может включать ванны, упражнения, периоды отдыха и
регулярное питание, то пациент может, во-первых, выполнять режим и
чувствовать себя лучше; во-вторых, скрупулезно придерживаться всех указаний
и жаловаться, что они ему не помогают; в-третьих, небрежно замечать, что
забыл об указаниях врача и прекратил следовать режиму, потому что от всего
этого нет никакого прока. В двух последних случаях психотерапевту предстоит
решить: можно ли применять к пациенту анализ игр или же следует назначить
какое-то другое лечение, которое подготовит его к последующему
психотерапевтическому курсу. Прежде чем избрать дальнейшую стратегию,
следует оценить взаимосвязь между адекватностью рекомендованного режима и
склонностью пациента к играм.
Пациент, с другой стороны, может использовать следующий антитезис: "Не
давайте советов, как мне помочь самому себе; я вам сам скажу, что надо
делать, чтобы помочь мне". Если известно, что психотерапевт - Растяпа, то
пациенту следует прибегнуть к следующего антитезису: "Не помогайте мне,
помогите кому-нибудь другому". Однако заядлые игроки в "Я всего лишь
пытаюсь помочь вам", как правило, не обладают чувством юмора. Антитезисные
ходы пациента обычно вызывают неприязненную реакцию и могут привести к
тому, что пациент наживет себе в лице психотерапевта врага. В повседневной
жизни также не следует предпринимать подобные шаги, если только человек не
намерен довести ситуацию до конца и готов нести ответственность за
последствия. Например, презрительный отказ воспользоваться предложением
родственника "достать что-то по дешевой цене" может повлечь за собой
серьезные осложнения в семейной жизни.
*Тезис*: "Никто никогда не слушает моих советов".
*Цель*: избавление от чувства вины.
*Роли*: Помощник, Клиент.
*Иллюстрации*: 1) дети учатся, родитель вмешивается в этот процесс; 2)
работник службы помощи и клиент.
*Социальная* *парадигма*: Родитель - Ребенок; Ребенок: "Что мне теперь
делать?"; Родитель: "Делай вот что...".
*Психологическая* *парадигма*: Родитель - Ребенок; Родитель: "Видишь,
насколько я компетентен"; Ребенок: "Я сделаю так, что ты почувствуешь себя
некомпетентным".
*Ходы*: 1) запрашиваются указания - указания даются; 2) указания не
соблюдаются или перепутаны - порицание; 3) демонстрация ошибочности
указаний - неявное извинение.
"*Вознаграждения*": 1) внутреннее психологическое - мученичество; 2)
внешнее психологическое - помогает не замечать собственной
некомпетентности; 3) внутреннее социальное - "Родительский комитет"
проецирующего типа; неблагодарность; 4) внешнее социальное - "Психиатрия"
проецирующего типа; 5) биологическое - упреки от клиента, "поглаживание" от
начальства; 6) экзистенциальное - "Все люди неблагодарные".
3. "Неимущий".
*Тезис*. Лучше всего тезис этой игры, на наш взгляд, описал Генри
Миллер [Миллер Генри (р. 1891) - американский писатель, автор трилогии о
любви, в основу которой положены мемуарные исповеди, для которых характерна
самообнаженность.] в своей книге "Колосс Марусси":
"Это событие, должно быть, произошло в тот самый год, когда я искал
работу, не имея ни малейшего намерения найти ее. Оно напомнило мне о том,
что, каким бы отчаянным ни казалось мне мое положение, я не давал себе
труда даже просматривать объявления в газетах".
"Неимущий" - это одна из дополнительных игр к "Я всего лишь пытаюсь
помочь вам" (ЯППВ) в той форме, в какой у нас играют консультанты служб
помощи, зарабатывающие этим себе на жизнь. Столь же профессионально в игру
"Неимущий" играют их клиенты, для которых она тоже способ заработать на
жизнь. Автор знаком с этой игрой довольно мало, но ниже приводится ее
описание данное одной из ее наиболее квалифицированных учениц и
иллюстрирующее природу игры и ее место в нашем обществе
Мисс Блэк работала в агентстве по улучшению благосостояния граждан.
Цель агентства, за что оно и получало субсидию от правительства - состояла
в экономической реабилитации неимущих. Фактически это означало
психологическую помощь в подыскании и сохранении выгодной работы. Судя по
официальным отчетам, клиенты агентства постоянно делали успехи в этом
направлении, но лишь совсем немногим действительно удалось
реабилитироваться. И это было вполне объяснимо (так по крайней мере
полагали работники агентства), потому что большинство этих "обездоленных"
состояли клиентами подобных агентств в течение нескольких лет, переходя из
одного агентства в другое, а иногда они состояли на учете в пяти-шести
организациях одновременно, в связи с чем становилось очевидным, что каждый
из них представляет собой "трудный случай".
Мисс Блэк, получившая подготовку в проведении анализа игр, вскоре
поняла, что все сотрудники агентства постоянно играли в ЯППВ, и
заинтересовалась тем, как на это реагируют клиенты. Чтобы выяснить это
обстоятельство, она каждую неделю начала осведомляться у своих клиентов, во
сколько мест они реально обратились с целью найти работу. Она с интересом
обнаружила (это теоретически предполагалось), что на словах они каждый день
заняты прилежными поисками работы, но фактически они тратили на это очень
мало усилий, а иногда их усилия носили до такой степени символический
характер, что вызывали скорее иронию. Один из клиентов, например, сообщил
миссис Блэк, что каждый день он обращался по крайней мере в одно место,
найденное по объявлению.
"Какую работу вы ищете?" - спросила мисс Блэк. Он ответил, что хотел
бы стать коммивояжером. "Вы обращались только по таким объявлениям?" -
спросила она. Он ответил утвердительно, но заметил, что, к сожалению, его
сильное заикание мешает заняться работой, которая ему по душе.
В это время слух о ее расспросах дошел до начальника, и тот сделал ей
выговор за "недопустимое давление" на клиентов.
Тем не менее мисс Блэк решила, что не откажется от своей стратегии и
попытается реабилитировать некоторых из своих клиентов. Она выбрала тех,
кто производил впечатление абсолютно здоровых людей и, казалось, не имел
особых причин и дальше получать пособие. С этой группой отобранных клиентов
она обсудила игры ЯППВ и "Неимущий". И когда они уже были готовы сдаться,
она заявила, что, если они не найдут работу, она попросит не выплачивать им
пособие и направит их в агентство другого типа. Несколько человек тут же
нашли работу, причем некоторые из них впервые за несколько лет. Однако они
были возмущены ее отношением, и кое-кто из них письменно пожаловался на нее
начальству. Начальник вызвал ее к себе и еще более строго указал ей на
недопустимость ее поведения, так как, несмотря на то что ее бывшие клиенты
и нашли работу, они все же не были "по-настоящему реабилитированы". Он
заметил, что не уверен в уместности дальнейшего пребывания мисс Блэк в
штате агентства. Мисс Блэк с настойчивостью, которую она могла себе
позволить, чтобы не ухудшить свое положение в еще большей степени, тактично
попыталась выяснить: что значит, с точки зрения данного агентства, "по-
настоящему реабилитировать". Ясности она не добилась. Ей сказали только,
что она оказывала недопустимое давление на людей. А тот факт, что впервые
за много лет бывшие безработные сами смогли содержать свои семьи, никоим
образом не был поставлен ей в заслугу.
Поскольку мисс Блэк не хотела потерять работу (возникла реальная
опасность этого), ее друзья попытались помочь ей. Уважаемый директор одной
психиатрической клиники написал ее начальнику, что слышал о необычайно
эффективной работе мисс Блэк с клиентами агентства, и попросил разрешить ей
доложить свои результаты на конференции сотрудников его клиники. Начальник
дать разрешение отказался.
В описанном случае правила игры "Неимущий" были разработаны
агентством таким образом, чтобы служить дополнением к их правилам игры в
ЯППВ. Между клиентом и сотрудником агентства существовало примерно
следующее молчаливое соглашение:
_С_. (сотрудник): Я попытаюсь помочь вам (при условии, что ваше
положение не улучшится).
_К_. (клиент): Я буду искать работу (при условии, что мне не нужно
будет непременно найти ее).
Если клиент нарушал договор, улучшив свое материальное положение,
агентство теряло клиента, а клиент - пособие. Таким образом, оба
чувствовали себя наказанными. Если сотрудник вроде мисс Блок нарушал
договор, заставив клиента действительно найти работу, наказанием для
агентства служили жалобы клиента, которые могли дойти до вышестоящего
начальства, а клиент опять-таки был наказан тем, что терял пособие.
До тех пор пока оба действовали в соответствии с молчаливым
соглашением, каждый получал то, что хотел. Клиенту выплачивали пособие, и
скоро он начинал понимать, чего от него хотят взамен: возможности
"протянуть беднякам руку помощи" (как часть игры ЯППВ) плюс "клинический
материал" (чтобы иметь возможность выступать на конференциях, посвященных
Информация о работе Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений)