Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:49, лекция
Настоящее издание первоначально было задумано как продолжение моей
книги "Трансакционный анализ в психотерапии". Однако я предполагаю, что
новое издание можно понять независимо от знакомства с предыдущей
публикацией.
психотерапии, "центрированной на клиенте" [Направление в психотерапии,
основанное известным американским психиатром К.Роджерсом, посетившим в 1986
г.Москву и прочитавшим ряд лекций для советских психологов и психиатров.]).
Клиент с радостью подчинялся этим требованиям и получал от этого не меньше
удовольствия, чем работники агентства. Таким образом, они прекрасно ладили,
и ни один из них не испытывал желания прекратить столь приятные
взаимоотношения. Что же касается мисс Блэк, то, вместо того чтобы
"протягивать руку помощи", она на самом деле оказала помощь и предложила
терапию, центрированную не на клиенте, а на его взаимоотношениях с
окружающим обществом: этим она вызвала недовольство всех заинтересованных
лиц, даже несмотря на то, что она действовала в соответствии с официально
объявленной целью агентства.
Следует отметить здесь два момента. Во-первых, в игру "Неимущий" (если
это действительно игра, а не истинное положение дел, вызванное физической,
психической или финансовой недееспособностью) играет лишь ограниченное
число клиентов таких агентств. Во-вторых, игра получает поддержку только
тех сотрудников, которых научили играть в ЯППВ. Другие сотрудники не станут
терпеть ее столь же охотно.
К родственным играм относятся "Ветеран" и "Больница". Игра "Ветеран"
обнаруживает те же взаимоотношения, что и ЯППВ. Только игра ведется между
организациями, занимающимися делами ветеранов, достигших пенсионного
возраста, а также тех ветеранов, которые обладают законными привилегиями,
например инвалидов войны. В "Больницу" играют некоторые пациенты
амбулаторного отделения крупных больниц. В отличие от "Неимущих" и
"Ветеранов" пациенты, играющие в "Больницу", не получают денежной
компенсации, но у них есть другие "вознаграждения". Поскольку они охотно
исполняют роль как бы пособий, экспонатов при обучении медицинского
персонала и дают возможность наблюдать течение болезни, то они выполняют
полезную социальную функцию. Поэтому их Взрослый вполне законно чувствует
удовлетворение, недоступное "Неимущим" и "Ветеранам".
*Антитезис*. Если он не противопоказан, то должен состоять в отказе от
предоставления игрокам материальных благ. Риск здесь исходит не от самих
игроков, как в других играх, а связан с тем фактом, что игра "Неимущий"
попадает в резонанс с традицией и поощряется игроками в дополнительную к
ней игру - ЯППВ. Реальная опасность грозит со стороны коллег, возмущенной
публики, правительственных агентств и разного рода организаций, защищающих
права бедняков. Жалобы, вызванные антитезисом к "Неимущему", могут привести
к громким выкрикам: "Да, да, что вы можете сказать по этому поводу?" Эти
возгласы можно рассматривать и как здоровую операцию или
времяпрепровождение, даже если они при этом иногда отбивают охоту к
искренности. Фактически вся американская система демократических свобод
основана на возможности задавать этот вопрос. Без такой возможности на пути
социального прогресса возникли бы серьезные препятствия.
4. "Крестьянка"
*Тезис*. Прототипом для анализа этой игры послужил случай с
крестьянкой, страдающей артритом. Ее осматривает профессор и находит случай
столь интересным, что показывает больную студентам-медикам. Он не только
дает характеристику ее болезни, симптомов и диагноза, но и рассказывает,
как ее нужно лечить. Вся эта процедура наполняет женщину благоговейным
трепетом. Затем профессор вручает ей рецепт, еще раз подробно объясняет,
как нужно лечиться, и женщина отправляется домой. Она в совершеннейшем
восхищении от его учености и говорит ему: "Ах, профессор, вы просто
великолепны!" Однако же она так никогда и не воспользуется рецептом. Во-
первых, в ее деревне нет аптеки; во-вторых, даже если бы она и была,
крестьянка никогда не выпустила бы из рук рецепт - такую "святыню". Что
касается остального лечения, то у нее нет никаких возможностей проводить
его: ни придерживаться определенной диеты, ни принимать водные процедуры и
т.д. Она просто живет, как и жила, так же искалеченная артритом, но
счастливая оттого, что может всем рассказывать, какое замечательное лечение
назначил ей великий профессор. Она каждый вечер с благодарностью упоминает
его в своих молитвах.
Много лет спустя профессору случилось проезжать через эту деревню по
пути к богатому и капризному пациенту. Он узнал крестьянку, которая
кинулась целовать ему руку, напоминая о замечательном лечении, назначенном
ей много лет назад. Он благосклонно принял ее поклонение и был особенно рад
услышать, как помогло ей его лечение. Он был так польщен, что даже не
заметил нисколько не уменьшившуюся хромоту женщины.
В социальной ситуации игра "Крестьянка" может приобрести как
искреннюю, так и лицемерную форму. Обе они имеют своим девизом: "Ах, вы
просто великолепны, мистер Мергитройд!" (АВВММ). В искреннем варианте
мистер Мергитройд, возможно, действительно великолепен. Он может быть
знаменитым поэтом, художником или ученым. И наивные молодые женщины могут
предпринимать длительные путешествия в надежде познакомиться с ним, чтобы
потом иметь возможность сидеть у его ног, взирать на него с обожанием и
идеализировать его недостатки. Более искушенная женщина, которая вполне
сознательно собирается завести роман с подобным человеком или женить его на
себе (при этом она восхищается им совершенно искренне), может прекрасно
отдавать себе отчет в его слабостях. Она может даже использовать их, чтобы
добиться своей цели. В зависимости от того, какой из этих двух типов женщин
принимает участие в игре, она будет состоять либо в идеализации
недостатков, либо в их использовании; при этом мы называем данную форму
игры искренней, потому что женщины обоих типов действительно восхищаются
деяниями своего избранника, которые они вполне способны правильно оценить.
В лицемерном варианте игры Мергитройд может быть великолепен, а может
и не быть таковым, но ему приходится иметь дело с женщиной, в любом случае
неспособной по-настоящему оценить его, например с женщиной легкого
поведения. Она играет в игру "Я бедняжечка" и использует АВВММ как
откровенную лесть, чтобы добиться своего. В глубине души она либо озадачена
его поведением, либо потешается над ним. Но сам он ей безразличен, по-
настоящему ее интересуют только блага и престиж, связанные с его именем.
В клинической ситуации "Крестьянка" тоже имеет два варианта, похожих
на только что описанные, но с девизом "Ах, профессор, вы просто
великолепны!" (АПВВ). В искреннем варианте пациентка чувствует себя хорошо
до тех пор, пока верит в АПВВ; это обязывает психотерапевта вести себя
безупречно во всех отношениях.
В лицемерном варианте пациентка надеется, что психотерапевт подыграет
ей в АПВВ И подумает о ней: "Вы необычайно проницательны" (ВНП). Как только
ей удастся навязать ему эту позицию, она может выставить его в смешном виде
и уйти к другому психотерапевту Если же его не так легко провести, то,
возможно, он окажется в состоянии помочь ей. Самый лучший способ для
пациентки выиграть АПВВ - это не выздоравливать. Если она по натуре человек
недоброжелательный, она может предпринять более решительные шаги, чтобы
поставить психотерапевта в глупое положение.
...Одна женщина играла в АПВВ со своим психотерапевтом, причем все
симптомы ее болезни не исчезали. С извинениями она распрощалась с ним и
обратилась за "помощью" к весьма почитаемому ею священнику. Она затеяла ту
же игру с ним. Через несколько недель она завлекла его в игру "Динамо"
второй степени. Потом по секрету она сообщила своей соседке о своем
разочаровании в таком замечательном человеке, каким был всегда для нее
преподобный отец Блэк. Оказывается, в моменты слабости он давал ей авансы,
ей - такой целомудренной и непривлекательной женщине. Конечно, зная жену
священника, его можно простить, но тем не менее и т.д., и т.п. Разумеется,
она проговорилась совершенно неумышленно и только потом "с ужасом"
вспомнила, что ее соседка - староста церковной общины. Игру с
психотерапевтом ей удалось выиграть, не выздоровев.
Игру со священником она выиграла, соблазнив его, хотя и не хотела
признаваться себе в этом. А второй психотерапевт все же сумел ввести ее в
психотерапевтическую группу, где она не могла проводить прежнюю тактику.
Поскольку время, отведенное на ее выздоровление, теперь не было заполнено
играми АПВВ и ВНП, то женщина стала более пристально анализировать свое
поведение и с помощью членов группы сумела отказаться от обеих своих игр -
АПВВ и "Динамо".
*Антитезис*. Прежде всего психотерапевт должен определить, с каким
вариантом игры он имеет дело. В случае искреннего варианта лучше позволить
пациентке продолжать игру до тех пор, пока ее Взрослый не окрепнет
настолько, чтобы можно было пойти на риск и применить контрмеры. Если же
психотерапевт имеет дело с лицемерным вариантом, то контрмеры можно
применять при первом же удобном случае, но после того, как пациентка будет
достаточно подготовлена, чтобы понять, что происходит. В этом случае
психотерапевт упорно отказывается давать пациентке советы, а когда она
начинает протестовать, дает понять, что она имеет дело с тщательно
продуманной стратегией. Через некоторое время его отказ давать советы либо
приведет пациентку в бешенство, либо ускорит появление симптомов, типичных
для острого состояния тревожности. Следующий шаг зависит от состояния
пациентки. Если она лишилась душевного покоя, следует применить
соответствующие психоаналитические приемы, чтобы исправить ситуацию. В
лицемерном варианте игры прежде всего нужно отделить Взрослого от
лицемерного Ребенка, что дает возможность проанализировать игру.
Вообще говоря, рекомендуется не ввязываться в близкие отношения с
поклонницами, искренне играющими в АВВММ. Любой разумный импресарио не
преминет объяснить это своему клиенту.
С другой стороны женщина, играющая в лицемерный вариант АВВММ, порой
оказывается интересным и умным человеком. Если ей помочь отказаться от этой
игры, то она может стать замечательным другом.
5. "Психиатрия"
*Тезис*. Следует отличать "Психиатрию"-процедуру от "Психиатрии"-игры.
Как явствует из научных публикаций, при лечении психических заболеваний
используются различные эффективные методы, такие, например, как гипноз,
лекарства, психоанализ, групповая психотерапия и др. Любой из методов может
быть использован и в игре "Психиатрия", основанной на жизненной позиции "Я
- целитель" и подкрепленной медицинским дипломом: "Здесь написано, что я -
целитель". Нужно помнить, что в любом случае такая позиция конструктивна и
благожелательна. Люди, играющие в "Психиатрию". могут принести большую
пользу при условии, что они получили профессиональную подготовку.
У нас все же есть основание считать, что от уменьшения врачевательного
рвения результаты лечения только улучшаются. Антитезис был лучше всего
сформулирован несколько столетий назад Амбруазом Паре [Паре, Амбруаз
(1510-1590) - французский хирург, сыграл большую роль в превращении
хирургии из ремесла в научную медицинскую дисциплину.], сказавшим
следующее: "Я лечу их, но исцеляет их Бог". Каждый студент-медик учит это
изречение наравне с prim urn non nocere [Прежде всего не навреди (лат.).] и
vis medicatrix naturae [Целительная сила природы (лат.).]. Психотерапевты,
не имеющие медицинского образования, чаще всего не знакомы с этими
старинными предостережениями. Однако жизненная позиция "Я - целитель,
потому что в дипломе это написано", может порой принести вред. Думается,
что эту позицию лучше бы заменить чем-нибудь вроде: "Я буду применять
известные мне терапевтические процедуры в надежде, что они принесут
некоторую пользу". Благодаря этому мы сможем избежать игр, основанных на
следующих установках: "Поскольку я - целитель, то, если вы не выздоровеете,
это ваша вина" (например, игра "Я всего лишь пытаюсь помочь вам") или
"Поскольку вы - целитель, я выздоровлю благодаря вам" (например, игра
"Крестьянка"). Конечно, каждый добросовестный врач обо всем этом в принципе
знает, так как подобная точка зрения доводится до сознания любого врача,
когда-либо практиковавшего в клинике с хорошей репутацией. Соответственно
клинику можно назвать хорошей, если она заставляет своих врачей осознавать
Информация о работе Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений)