Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:49, лекция

Описание

Настоящее издание первоначально было задумано как продолжение моей
книги "Трансакционный анализ в психотерапии". Однако я предполагаю, что
новое издание можно понять независимо от знакомства с предыдущей
публикацией.

Работа состоит из  1 файл

games.doc

— 406.50 Кб (Скачать документ)

психотерапии,  "центрированной  на клиенте"  [Направление  в  психотерапии,

основанное известным американским психиатром К.Роджерсом, посетившим в 1986

г.Москву и прочитавшим ряд лекций для советских психологов и психиатров.]).

Клиент с радостью подчинялся этим требованиям и получал от этого не  меньше

удовольствия, чем работники агентства. Таким образом, они прекрасно ладили,

и   ни   один  из  них  не  испытывал  желания  прекратить  столь  приятные

взаимоотношения.  Что  же  касается  мисс  Блэк,  то,  вместо  того   чтобы

"протягивать  руку помощи", она на самом деле оказала помощь  и  предложила

терапию,  центрированную  не  на  клиенте,  а  на  его  взаимоотношениях  с

окружающим  обществом: этим она вызвала недовольство всех  заинтересованных

лиц,  даже  несмотря на то, что она действовала в соответствии с официально

объявленной целью агентства.

     Следует отметить здесь два момента. Во-первых, в игру "Неимущий" (если

это  действительно игра, а не истинное положение дел, вызванное физической,

психической  или  финансовой недееспособностью)  играет  лишь  ограниченное

число  клиентов  таких агентств. Во-вторых, игра получает поддержку  только

тех сотрудников, которых научили играть в ЯППВ. Другие сотрудники не станут

терпеть ее столь же охотно.

     К  родственным играм относятся "Ветеран" и "Больница". Игра  "Ветеран"

обнаруживает  те же взаимоотношения, что и ЯППВ. Только игра ведется  между

организациями,   занимающимися  делами  ветеранов,  достигших   пенсионного

возраста,  а  также тех ветеранов, которые обладают законными привилегиями,

например   инвалидов   войны.  В  "Больницу"  играют   некоторые   пациенты

амбулаторного  отделения  крупных  больниц.  В  отличие  от  "Неимущих"   и

"Ветеранов"   пациенты,  играющие  в  "Больницу",  не   получают   денежной

компенсации,  но у них есть другие "вознаграждения". Поскольку  они  охотно

исполняют  роль  как  бы  пособий,  экспонатов  при  обучении  медицинского

персонала  и дают возможность наблюдать течение болезни, то они  выполняют

полезную  социальную функцию. Поэтому их Взрослый вполне законно  чувствует

удовлетворение, недоступное "Неимущим" и "Ветеранам".

     *Антитезис*. Если он не противопоказан, то должен состоять в отказе от

предоставления игрокам материальных благ. Риск здесь исходит  не  от  самих

игроков,  как  в  других играх, а связан с тем фактом, что игра  "Неимущий"

попадает  в  резонанс с традицией и поощряется игроками в дополнительную  к

ней  игру  - ЯППВ. Реальная опасность грозит со стороны коллег, возмущенной

публики,  правительственных агентств и разного рода организаций, защищающих

права бедняков. Жалобы, вызванные антитезисом к "Неимущему", могут привести

к  громким  выкрикам: "Да, да, что вы можете сказать по этому поводу?"  Эти

возгласы    можно    рассматривать   и   как    здоровую    операцию    или

времяпрепровождение,  даже  если  они при  этом  иногда  отбивают  охоту  к

искренности.  Фактически  вся американская система  демократических  свобод

основана на возможности задавать этот вопрос. Без такой возможности на пути

социального прогресса возникли бы серьезные препятствия.

 

                              4. "Крестьянка"

     *Тезис*.   Прототипом  для  анализа  этой  игры  послужил   случай   с

крестьянкой, страдающей артритом. Ее осматривает профессор и находит случай

столь  интересным, что показывает больную студентам-медикам. Он  не  только

дает  характеристику ее болезни, симптомов и диагноза, но  и  рассказывает,

как  ее  нужно  лечить.  Вся эта процедура наполняет женщину  благоговейным

трепетом.  Затем  профессор вручает ей рецепт, еще раз подробно  объясняет,

как  нужно  лечиться,  и женщина отправляется домой. Она  в  совершеннейшем

восхищении  от  его  учености  и говорит ему:  "Ах,  профессор,  вы  просто

великолепны!"  Однако же она так никогда и не воспользуется  рецептом.  Во-

первых,  в  ее  деревне нет аптеки; во-вторых, даже если  бы  она  и  была,

крестьянка  никогда  не выпустила бы из рук рецепт - такую  "святыню".  Что

касается  остального  лечения, то у нее нет никаких возможностей  проводить

его: ни придерживаться определенной диеты, ни принимать водные процедуры  и

т.д.  Она  просто  живет,  как  и жила, так же  искалеченная  артритом,  но

счастливая оттого, что может всем рассказывать, какое замечательное лечение

назначил  ей великий профессор. Она каждый вечер с благодарностью упоминает

его в своих молитвах.

     Много  лет спустя профессору случилось проезжать через эту деревню  по

пути  к  богатому  и  капризному пациенту.  Он  узнал  крестьянку,  которая

кинулась  целовать ему руку, напоминая о замечательном лечении, назначенном

ей много лет назад. Он благосклонно принял ее поклонение и был особенно рад

услышать,  как  помогло ей его лечение. Он был так  польщен,  что  даже  не

заметил нисколько не уменьшившуюся хромоту женщины.

     В   социальной   ситуации  игра  "Крестьянка"  может  приобрести   как

искреннюю,  так  и лицемерную форму. Обе они имеют своим девизом:  "Ах,  вы

просто  великолепны,  мистер  Мергитройд!" (АВВММ).  В  искреннем  варианте

мистер  Мергитройд,  возможно, действительно  великолепен.  Он  может  быть

знаменитым  поэтом, художником или ученым. И наивные молодые женщины  могут

предпринимать длительные путешествия в надежде познакомиться с  ним, чтобы

потом  иметь  возможность сидеть у его ног, взирать на него с  обожанием  и

идеализировать  его  недостатки. Более искушенная женщина,  которая  вполне

сознательно собирается завести роман с подобным человеком или женить его на

себе  (при  этом  она восхищается им совершенно искренне), может  прекрасно

отдавать себе отчет в его слабостях. Она может даже использовать их,  чтобы

добиться своей цели. В зависимости от того, какой из этих двух типов женщин

принимает   участие  в  игре,  она  будет  состоять  либо   в   идеализации

недостатков,  либо  в их использовании; при этом мы называем  данную  форму

игры  искренней,  потому что женщины обоих типов действительно  восхищаются

деяниями своего избранника, которые они вполне способны правильно оценить.

     В  лицемерном варианте игры Мергитройд может быть великолепен, а может

и  не быть таковым, но ему приходится иметь дело с женщиной, в любом случае

неспособной   по-настоящему  оценить  его,  например  с  женщиной   легкого

поведения.  Она  играет  в  игру  "Я бедняжечка"  и  использует  АВВММ  как

откровенную лесть, чтобы добиться своего. В глубине души она либо озадачена

его  поведением,  либо потешается над ним. Но сам он  ей  безразличен,  по-

настоящему ее интересуют только блага и престиж, связанные с его именем.

     В  клинической ситуации "Крестьянка" тоже имеет два варианта,  похожих

на   только  что  описанные,  но  с  девизом  "Ах,  профессор,  вы   просто

великолепны!" (АПВВ). В искреннем варианте пациентка чувствует себя  хорошо

до  тех  пор,  пока верит в АПВВ; это обязывает психотерапевта  вести  себя

безупречно во всех отношениях.

     В  лицемерном варианте пациентка надеется, что психотерапевт подыграет

ей в АПВВ И подумает о ней: "Вы необычайно проницательны" (ВНП). Как только

ей удастся навязать ему эту позицию, она может выставить его в смешном виде

и  уйти  к  другому психотерапевту Если же его не так легко  провести,  то,

возможно,  он  окажется  в состоянии помочь ей.  Самый  лучший  способ  для

пациентки выиграть АПВВ - это не выздоравливать. Если она по натуре человек

недоброжелательный,  она может предпринять более  решительные  шаги,  чтобы

поставить психотерапевта в глупое положение.

     ...Одна  женщина  играла в АПВВ со своим психотерапевтом,  причем  все

симптомы  ее болезни не исчезали. С извинениями она распрощалась  с  ним  и

обратилась за "помощью" к весьма почитаемому ею священнику. Она затеяла  ту

же  игру  с  ним. Через несколько недель она завлекла его в  игру  "Динамо"

второй  степени.  Потом  по  секрету она сообщила  своей  соседке  о  своем

разочаровании  в  таком замечательном человеке, каким был  всегда  для  нее

преподобный отец Блэк. Оказывается, в моменты слабости он давал ей  авансы,

ей  -  такой целомудренной и непривлекательной женщине. Конечно, зная  жену

священника, его можно простить, но тем не менее и т.д., и т.п.  Разумеется,

она   проговорилась  совершенно  неумышленно  и  только  потом  "с  ужасом"

вспомнила,   что   ее  соседка  -  староста  церковной   общины.   Игру   с

психотерапевтом ей удалось выиграть, не выздоровев.

     Игру  со  священником она выиграла, соблазнив его, хотя  и  не  хотела

признаваться себе в этом. А второй психотерапевт все же сумел ввести  ее  в

психотерапевтическую  группу, где она не могла проводить  прежнюю  тактику.

Поскольку  время, отведенное на ее выздоровление, теперь не было  заполнено

играми  АПВВ  и  ВНП, то женщина стала более пристально анализировать  свое

поведение и с помощью членов группы сумела отказаться от обеих своих игр  -

АПВВ и "Динамо".

     *Антитезис*.  Прежде всего психотерапевт должен  определить,  с  каким

вариантом игры он имеет дело. В случае искреннего варианта лучше  позволить

пациентке  продолжать  игру  до  тех пор,  пока  ее  Взрослый  не  окрепнет

настолько,  чтобы можно было пойти на риск и применить контрмеры.  Если  же

психотерапевт  имеет  дело  с  лицемерным  вариантом,  то  контрмеры  можно

применять при первом же удобном случае, но после того, как пациентка  будет

достаточно  подготовлена,  чтобы понять,  что  происходит.  В  этом  случае

психотерапевт  упорно отказывается давать пациентке  советы,  а  когда  она

начинает  протестовать,  дает  понять,  что  она  имеет  дело  с  тщательно

продуманной стратегией. Через некоторое время его отказ давать советы  либо

приведет пациентку в бешенство, либо ускорит появление симптомов,  типичных

для  острого  состояния  тревожности. Следующий шаг  зависит  от  состояния

пациентки.   Если   она   лишилась  душевного  покоя,   следует   применить

соответствующие  психоаналитические приемы,  чтобы  исправить  ситуацию.  В

лицемерном   варианте  игры  прежде  всего  нужно  отделить  Взрослого   от

лицемерного Ребенка, что дает возможность проанализировать игру.

     Вообще  говоря,  рекомендуется не ввязываться в  близкие  отношения  с

поклонницами,  искренне  играющими в АВВММ. Любой  разумный  импресарио  не

преминет объяснить это своему клиенту.

     С  другой стороны женщина, играющая в лицемерный вариант АВВММ,  порой

оказывается интересным и умным человеком. Если ей помочь отказаться от этой

игры, то она может стать замечательным другом.

 

                              5. "Психиатрия"

     *Тезис*. Следует отличать "Психиатрию"-процедуру от "Психиатрии"-игры.

Как  явствует  из  научных публикаций, при лечении психических  заболеваний

используются  различные эффективные методы, такие,  например,  как  гипноз,

лекарства, психоанализ, групповая психотерапия и др. Любой из методов может

быть использован и в игре "Психиатрия", основанной на жизненной позиции  "Я

- целитель" и подкрепленной медицинским дипломом: "Здесь написано, что я  -

целитель". Нужно помнить, что в любом случае такая позиция конструктивна  и

благожелательна.  Люди,  играющие в "Психиатрию".  могут  принести  большую

пользу при условии, что они получили профессиональную подготовку.

    У нас все же есть основание считать, что от уменьшения врачевательного

рвения  результаты  лечения только улучшаются. Антитезис  был  лучше  всего

сформулирован  несколько  столетий  назад  Амбруазом  Паре  [Паре,  Амбруаз

(1510-1590)  -  французский  хирург,  сыграл  большую  роль  в  превращении

хирургии   из   ремесла  в  научную  медицинскую  дисциплину.],   сказавшим

следующее: "Я лечу их, но исцеляет их Бог". Каждый студент-медик  учит  это

изречение наравне с prim urn non nocere [Прежде всего не навреди (лат.).] и

vis  medicatrix naturae [Целительная сила природы (лат.).]. Психотерапевты,

не  имеющие  медицинского  образования,  чаще  всего  не  знакомы  с  этими

старинными  предостережениями.  Однако жизненная  позиция  "Я  -  целитель,

потому  что в дипломе это написано", может порой принести вред.  Думается,

что  эту  позицию  лучше бы заменить чем-нибудь вроде:  "Я  буду  применять

известные  мне  терапевтические  процедуры  в  надежде,  что  они  принесут

некоторую  пользу". Благодаря этому мы сможем избежать игр,  основанных  на

следующих установках: "Поскольку я - целитель, то, если вы не выздоровеете,

это  ваша  вина"  (например, игра "Я всего лишь пытаюсь  помочь  вам")  или

"Поскольку  вы  -  целитель, я выздоровлю благодаря  вам"  (например,  игра

"Крестьянка"). Конечно, каждый добросовестный врач обо всем этом в принципе

знает,  так  как подобная точка зрения доводится до сознания любого  врача,

когда-либо  практиковавшего в клинике с хорошей репутацией.  Соответственно

клинику  можно назвать хорошей, если она заставляет своих врачей осознавать

Информация о работе Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений)