Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:33, курсовая работа
Сущность игры как одного из основных видов деятельности ребенка заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
Игра — средство познания действительности. Она рассматривается как:
1) особое отношение личности к окружающему миру;
2) особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;
3) социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру);
4) особое содержание усвоения;
5) деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Роль и значение игровой технологии в обучении младших школьников……………..………………………………………………………...7
1.2.Классификация игр …………………………………………………………13
1.3. Методика проведения игр на уроках………………………………………15
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Анализ эффективности использования игровой технологии в обучении младших школьников……………………………………………………………22
2.2. Использованием игровой технологии на уроках математики в третьем классе……………………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………34
ЛИТЕРАТУРА …………………………………
Игры на уроках начальной школы просто необходимы. Ведь только она умеет делать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым. Игру на уроке можно использовать и при объяснении нового материала, и при закреплении, при отработке навыков чтения, для развития речи обучающихся.
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали многие ученые, но наиболее полно сущность игры раскрыта в работах Ю.П. Азарова и О.С. Газман.
Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем [7, с. 90].
Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции и классификации педагогических игр.
По мнению Д.Б.Эльконина, функции игры как педагогического феномена:
Игра способствует активизации учебной деятельности школьников, так как в первую очередь происходит изменение мотивации к получению знаний. Если при традиционной форме обучения они, как правило, получаются учениками по принуждению, то при игровой форме обучения знания учащиеся получают на основе личной заинтересованности, причем, нередко, делают это с большим желанием.
На фоне остальных уроков, уроки, имеющие игровую окраску, воспринимаются учащимися с заметной радостью, что является очень существенной предпосылкой к расположению учащихся лично к преподавателю и, самое главное, учебным предметам.
Немаловажным представляется и то, что каждый учащийся получает возможность сравнения своего уровня подготовки по предмету с соответствующим уровнем одноклассников, причем сделать это в мягкой, неконфликтной форме.
Наряду с решением обучающих задач, игра способствует решению и ряда воспитательных, как, например: формирование сотрудничества между участниками игры, преломление индивидуальных качеств каждого из участников к виду необходимому для деятельности в коллективе, что способствует формированию учащегося как члена общества, личности и т.д.
При включении дидактических игр в урок, у преподавателя появляются более широкие возможности для установления межпредметных связей [8, с. 120].
Игра, проводимая на уроке со всем классом, должна содержать в себе дифференцированный подход к учащимся с различной степенью подготовки. Так, для учащихся с невысоким уровнем познавательной активности, приоритетными должны являться формы, способствующие концентрации волевых усилий ребенка, направленных на напряженную самостоятельную работу и привитие интереса к предмету, призванного в дальнейшем обеспечить надежный переход от эпизодической, ситуативной активности к более устойчивому познавательному отношению. В то же время, остальные учащиеся воспринимают дидактическую игру как неожиданную, своеобразную возможность творчески использовать имеющиеся знания, умения и навыки в новых условиях. Очевидно, что при работе с этой группой учащихся, учителю следует стараться направить игру на дальнейшую активизацию их деятельности. Очень перспективным представляется использование дидактической игры в качестве вознаграждения за хорошую работу учащихся на уроке.
В зависимости от типа урока учителю следует использовать те или иные виды дидактических игр. Так, наиболее часто, игра используется как средство закрепления материала. Очевидно, что это совершенно оправданный метод для такого типа уроков. Подачу же нового материала рекомендуется производить, используя игровые моменты, перемежая ими объяснения учителя.
Справедливо предположить, что игровая технология в обучении младших школьников таит в себе значительные потенциальные возможности. Но именно потенциальные, так как для реализации поставленных задач в деле достижения высоких результатов обучения школьников на уровне мировых стандартов, необходимо творческое отношение учителя к использованию дидактической игры, правильный подбор пропорционального соотношения игровых форм и традиционных способов обучения. И ни в коем случае не следует подменять последние дидактической игрой, нужный результат возможно получить лишь обеспечив правильное их сочетание.
Таким образом, период обучения детей младшего школьного возраста является особенно интенсивным и имеет большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все по следующие фазы развития основаны на этой стадии, и применение игровой технологии в этом возрасте должно занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.
1.2. Классификация игр
Можно предложить некую условную классификацию игр, используемых на уроках:
- учебные - наиболее
простые и традиционные игры,
помогающие закрепить учебный
материал и приобрести
- комбинаторные - игры, которые требуют быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации;
- аналитические, развивающие
аналитическое мышление, помогающие
приобрести навык свободного, раскованного,
но вместе с тем корректного
логического анализа, видеть
- ассоциативные, в
основе которых лежит
- контекстные, привлекающие внимание к сложным смысловым связям, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено и наоборот - передавать информацию самыми разными способами [5, c.178].
Л.М. Козуб даёт следующую классификацию игровых форм обучения:
1. Учебные игры дидактические
(академические, обучающие,
2. Имитационные игры (имитация, машинные имитации, имитаторы), проблемные (эвристические), сюжетные (драматизация, инсценировки), ситуационные (манипулятивные и строительные), настольные, языковые, абстрактные.
3. Ролевые (организационные и функциональные) игры, военные (военные учения), деловые (управленческие, операционные и экономические), производственные (технологические, технические), спортивные (игры с правилами), формальные (формализованные).
4. Мотивационно-развлекательные игры, азартные, актёрские, индивидуальные (игры с природой), коллективные (командные), соревновательные (игры-состязания, результативные игры) [13, c.241].
По мнению белорусского ученого Фроловой А.В., Анализ психолого-педагогической литературы по этому вопросу, наблюдение за игровыми действиями, вводимыми в учебный процесс, а также осмысление накопленного опыта позволяют выделить следующие виды дидактических игр.
1.Игры-упражнения. Проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки и др.
2.Игры-путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат в основном целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, в личных переживаниях и суждениях.
3.Сюжетные (ролевые) игры отличаются от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что в них инсценируются условия воображаемой ситуации и учащиеся играют определенные роли.
4.Игры-соревнования могут включать в себя все вышеназванные виды игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми происходит соревновательная борьба и сотрудничество [13, c.241].
П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров, предлагая свою классификацию игр, делят их на естественные и искусственные.
К искусственным относят результативные и детские игры. Результативные, в свою очередь, подразделяются на энергетические и интеллектуальные, которые делятся на имитационные, символические и абстрактные.
По организационной форме проведения игровой деятельности П.И. Пидкасистый и Ж.С.Хайдаров выделяют индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую и планетарную игры.
Любая игра будет намного эффективнее, если играть открыто, т.е. обсудить с ребятами, зачем проводится игра, почему правила таковы, а не другие, можно ли игру усложнить и т.д. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление, закладывая фундамент игровой культуры.
Успех игры зависит также и от атмосферы, от настроения в данный момент в группе. Если состояние ребят не соответствует настроению игры, лучше отложить ее для другого случая.
Таким образом, имеются разнообразные подходы к классификации игр. Выделяются учебные, аналитические, комбинаторные, ассоциативные и контекстные дидактические игры. Однако все игры обеспечивают более глубокое, сознательное усвоение знаний младшими школьниками, стимулирует познавательную активность и интерес учащихся.
1.3. Методика проведения игр на уроках
Как известно, младшие школьники отличаются повышенной восприимчивостью и впечатлительностью. Эмоции, по утверждению психологов, выполняют у них функцию мотивов деятельности и являются одним из главных механизмов, который определяет степень активности в познавательном процессе [1, c.34].
Эмоциональный фактор в значительной степени содействует осознанному и прочному усвоению получаемой информации. К этому необходимо добавить следующее: знания переходят в убеждения, а значит, приобретают личностный смысл, становятся руководством для действия только тогда, когда проходят через эмоционально-чувственный или практический опыт человека. На основании вышесказанного можно сделать закономерный вывод: во-первых, образование должно быть эмоционально привлекательным; во-вторых, усиление эмоциональной привлекательности образовательного процесса является одним из условий успешного решения поставленных задач. В распоряжении у педагога есть множество средств для решения названной проблемы, среди которых игра занимает особое место.
Школьная практика подтверждает, что при создании необходимых условий дидактическая игра в начальной школе в значительной степени содействует эмоциональной и познавательной активизации младших школьников процессе [1, c.44].
Технология проведения игры состоит из следующих этапов:
• разыгрывание учебной ситуации (действия
участников направлены на
взаимодействие в изучении
и обсуждении проблемной информации,
в принятии решений).
Информация о работе Использование игровой технологии в обучении младших школьников