Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:33, курсовая работа
Сущность игры как одного из основных видов деятельности ребенка заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
Игра — средство познания действительности. Она рассматривается как:
1) особое отношение личности к окружающему миру;
2) особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;
3) социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру);
4) особое содержание усвоения;
5) деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Роль и значение игровой технологии в обучении младших школьников……………..………………………………………………………...7
1.2.Классификация игр …………………………………………………………13
1.3. Методика проведения игр на уроках………………………………………15
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Анализ эффективности использования игровой технологии в обучении младших школьников……………………………………………………………22
2.2. Использованием игровой технологии на уроках математики в третьем классе……………………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………34
ЛИТЕРАТУРА …………………………………
Игра возбуждает у детей приятные эмоции, снижающие напряжение, способствует созданию благоприятного психологического климата в классе, в результате чего усилия школьников направляются на познавательную деятельность, проявление творческих способностей. В играх создаются прекрасные условия для развития всех познавательных процессов и в целом личностных качеств учащихся (когнитивных, креативных, оргдеятельностных). Д. Б. Эльконин в своём труде «Психология игры» подчёркивает: «Дело не только в том, что в игре развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а в том, что коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется самый механизм возможной смены позиции координации своей точки зрения с другими точками зрения» [30, с. 282].
Замечание учёного особенно важно с учётом того, что важнейшими компонентами общей культуры являются не только знания, умения, навыки, но и отношения школьников к природе, окружающей среде, своему взаимодействию с людьми.
Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр[15].
1. Во время
игры учитель должен создавать
в классе атмосферу доверия,
уверенности учащихся в
2. Любая игра, предлагаемая
учителем, должна быть хорошо
продумана и подготовлена. Нельзя
для упрощения игры
3. Учитель должен быть внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.
4. Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер [17, с.95].
.
В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся.
По мнению Аванесовой В.Н., не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний [1, c.21].
Подбор заданий может быть произведен учителем самостоятельно или совместно с учащимися (например, они могут готовить задания для команды соперников). Следует отметить, что отобранные задачи, практические и творческие задания и упражнения должны быть занимательными (по форме, содержанию, сюжету и пр.), а также они должны развивать логическое и образное мышление, смекалку, сообразительность.
Дидактическая игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учебе. Чтобы она выполняла эту цель, при ее организации необходимо придерживаться следующих принципов: правила игры должны быть простыми и точно сформулированными, а материал игры – посилен для всех детей; дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию; в игре должен принимать активное участие каждый ребенок; длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре; подведение результатов игры должно быть четким и справедливым.
Велики возможности дидактических игр в развитии памяти, внимания, мышления, воображения. Использование в играх иллюстративного материала, повышающего эмоциональный потенциал учебного материала, создающего необходимую образную основу, предоставляет учителю большие возможности для развития у младших школьников не только предметных знаний, умений, но и познавательных процессов.
Особенно широко используются игры на уроках при обучении детей шести-семилетнего возраста, поскольку ведущей деятельностью детей до поступления была игра, а с поступлением в школу происходит смена ведущей деятельности на учебную. Надо иметь в виду, что очень эффективными являются игровые формы обучения, различного рода дидактические игры. В этих условиях переход от одной ведущей деятельности к другой происходит безболезненно. Надо шире практиковать занимательные игровые формы обучения, которые вызывают большой интерес у детей (например, игру в магазин при обучении математике, обведение контуров рисунка при обучении письму, игру с куклами и мячами на уроках по развитию речи и т.д. [8, c.241].
Даже слаборазвитые, робкие и застенчивые дети охотно включаются в подобные игры. При этом надо чётко представлять себе, какую именно дидактическую нагрузку несёт содержание той или иной игры, и постепенно совершенствовать эту дидактическую основу. В ситуации весёлой, увлекательной дидактической игры дети более успешно усваивают знания, чем в процессе учебных занятий.
Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. И в дальнейшем ученики, когда станут старше, поймут, что учение не игра, а труд, и труд серьёзный и ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный [8, c.242].
Младший школьник мыслит наглядно-образно, поэтому необходимо при применении дидактических игр использовать наглядность. Игра должна быть занимательной, интересной для детей, но ни в коем случае нельзя принудительно заставлять детей играть. Это не даст желаемого результата ни в развивающем, ни в образовательном плане.
В игре детям следует предоставлять большую самостоятельность, в то же время на них нельзя возлагать и большую ответственность. Важно, чтобы ребята сами следили за выполнением правил, чтобы каждый участник игры чувствовал ответственность перед коллективом [10, c.114].
Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а другие бездействовали. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если все играющие включены в решение задачи [10, c.125].
В игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Учитель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному дать задание легче, другому – труднее, одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного решения. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребёнок знает правильный ответ, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Учитель помогает ему преодолеть застенчивость, одобряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед классом (коллективом).
Таким образом, в воспитании детей особую роль играют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребёнок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения. При этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие. При решении игровой задачи детям часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи. Однако при этом следует выполнять требования к организации и проведению игр в условиях учебной деятельности.
Выводы по первой главе
1.Игра в руках умелого, обладающего творческим подходом учителя является мощным инструментом, позволяющим развивать у учащихся на фоне более глубоких теоретических знаний практические навыки, абстрактное, наглядно-образное мышление, память и речь.
2.Дидактические игры особенно необходимы в воспитании и обучении детей шестилетнего возраста. В них удаётся сконцентрировать внешне даже самых инертных детей.
3.При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при её чрезмерном использовании ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.
Использование игровых технологий на уроках в начальной школе побуждает детей к положительным формам поведения и отношений между собой, делает урок занимательным, развивает логическое и образное мышление, смекалку, сообразительность, интерес к учебной деятельности.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Анализ эффективности использования игровой технологии в обучении младших школьников
Исследование проводилось с 26.01 по 22.03.2012 года в ГУО «УПК Бородичский детский сад-начальная школа» Зельвенского района Гродненской области. Учителем была Попко Лилия Антоновна, имеющая педагогический стаж 32 года.
Применялись следующие методы и методики: наблюдение, метод незаконченных предложений, ранжирование, беседа с учителем.
Наблюдение
Целью наблюдения было выявление особенностей проведения игр на уроках в начальных классах, определение отношения детей к применяемым играм во время учебного процесса.
Во время наблюдения
изучались положительные и
Вопросы к наблюдению:
1.Какова роль учителя при проведении игр на уроках?
2.Граммотно и правильно ли с точки зрения методики проходят уроки с использованием игровой технологии?
3.На каких этапах урока более целесообразно и органично применяется игровая технология?
4.Как влияет использование игр на качество и скорость усвоения знаний учащимися на уроках?
5.Каковы сильные и слабые стороны в применении игровой технологии на уроках?
Обработка результатов
Пронаблюдав за учебным процессом в третьем классе, мною было замечено следующее: при проведении игр на уроках ведущую роль играет учитель, уроки с использованием игровой технологии с точки зрения методики проходили правильно и грамотно. Наиболее целесообразно и органично дидактические игры применились на этапе повторения и закрепления изученного материала и крайне редко для получения новых знаний. Игровая ситуация способствовала более быстрому и доступному усвоению знаний и умений учащимися, снимала напряжение, усталость и позволяла настроить учеников на овладение новой информацией. В ходе игры происходило воспитание учащихся, разряжалась эмоциональная атмосфера, которая становилась более оживлённой.
Результаты наблюдения над преимуществами и недостатками проведения игр представлены в таблице.
Таблица 2.1. Преимущества и недостатки игр, используемых на уроках.
Виды игр
«Шифровальщики» «Кто самый внимательный» «Кто больше» «Отгадай число» «Игра на компьютере» «Найди закономерность» «Найди лишнее» «Молчанка» «Математический футбол» «Данетка» «Знатоки» «Украшение слов» «Умные вопросы» «Составь слово» «Найди модель» «Ученик-учитель» |
Положительное (сильные стороны)
1.Развитие внимания, логического мышления, наблюдательности, воображения, интеллектуальных способностей. 2.Расширение кругозора. 3.Раскрытие личностных качеств. 4.Формирование положительных познавательных мотивов. 5. Обучение культуре общения, умению работать в коллективе. 6.Преодоление психологических барьеров. |
Недостатки (слабые стороны)
1.Продолжительность во времени. 2.Определение места и значимости на уроке. 3.Целесообразность и рациональность. 4.Предварительная и тщательная подготовка. 5.Не полная задействованность всего класса. 6.Наличие соперничества. |
Метод незаконченных предложений
Целью данного метода было определение эмоционального отношения учащихся к использованию игр на уроках.
Вопросы:
1)Больше всего мне на уроках нравится . . . . . .
2)На уроках больше всего мне нравятся такие игры, как . . . . . .
3)Больше всего я люблю играть на уроках . . . . . .
Обработка результатов:
Результаты ответов предпочтен
- пение
- игра
- рисование
- проведение
Рисунок 2.1. Эмоциональное предпочтение младших школьников.
Трое учащихся класса больше всего любят на уроках петь. Двое учеников предпочитают играть. Четырех ребят больше всего увлекает рисование, а одного ребенка - самостоятельное проведение физкультминутки.
Результаты ответов учащихся на вопрос «Какие игры на уроках вам нравятся больше всего» можно представить в виде пьедестала.
1 место - игра «Ученик-учитель».
2 место – игра «На компьютере».
3 место – игра «Шифровальщики».
Рисунок 2.2. Наиболее популярные дидактические игры младших школьников.
Информация о работе Использование игровой технологии в обучении младших школьников