Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:33, курсовая работа
Сущность игры как одного из основных видов деятельности ребенка заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
Игра — средство познания действительности. Она рассматривается как:
1) особое отношение личности к окружающему миру;
2) особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;
3) социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру);
4) особое содержание усвоения;
5) деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Роль и значение игровой технологии в обучении младших школьников……………..………………………………………………………...7
1.2.Классификация игр …………………………………………………………13
1.3. Методика проведения игр на уроках………………………………………15
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Анализ эффективности использования игровой технологии в обучении младших школьников……………………………………………………………22
2.2. Использованием игровой технологии на уроках математики в третьем классе……………………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………34
ЛИТЕРАТУРА …………………………………
На третьем месте с общим количеством 2 выборов учеников расположилась игра «Найди закономерность».
3 ученика класса больше всех остальных игр предпочли «Математический футбол».
И наконец 5 учеников больше всего любят играть в игру «Шифровальщики».
При определении уроков, на которых учащиеся больше всего любят играть, оказалось следующее:
Рисунок 2.3. Предметы, на которых используются игры.
Самым интересным урокам, по мнению учащихся, на котором можно поиграть является урок математики, за него проголосовало 40 % учащихся класса. Далее расположился урок белорусского языка, его предпочли 3 человека из класса, что составило 30 %. Двое учащихся получают наибольшее удовольствие от игр, проведенных на уроках чтения, и один ученик предпочитает играть на уроке физической культуры.
Таким образом, наибольшее удовольствие учащиеся получают от рисования и проведения игр на уроках в ходе учебного процесса. Наиболее предпочтительными играми, используемыми на уроках, были определены следующие: «Ученик-учитель», «На компьютере», «Шифровальщики». И самыми интересными уроками, на которых учащиеся больше всего любят играть, оказались урок математики и белорусского языка.
Беседа с учителем
Целью беседы было выявить
отношение учителя к
Вопросы к беседе:
1.Как Вы относитесь к играм?
2.Как часто используете игровую технологию на уроках?
3.На каких уроках более рационально и эффективно используются игровые приемы?
4.Как, по Вашему мнению, влияют игры, применяемые на уроках, на степень усвоения учебного материала учащимися?
5.Чему способствует игровая технология, применяемая на уроках?
Обработка результатов:
Результаты беседы с учителем начальных классов Попко Лилией Антоновной, имеющей педагогический стаж 32 года показали следующее: учитель относится к играм только положительно и считает, что любая дидактическая игра имеет только положительные стороны при этом развивает познавательную деятельность и активность учащихся. По мнению учителя более рационально и эффективно применяются игровые приемы на таких уроках, как математика, белорусский и русский языки, так как именно на этих уроках учащиеся усваивают наиболее значимый и важный учебный материал. Игры, используемые на уроках, значительно повышают степень усвоения учебного материала, при этом он запоминается непроизвольно. Как призналась Лилия Антоновна, на уроках она старается как можно меньше использовать игры с элементами соревнования, так как именно они могут поспособствовать проявлению эгоистических качеств личности, а также порождают дух соперничества в классном коллективе. Применяемая на уроках игровая технология, по мнению учителя, развивает логическое мышление, память, интеллект, речь, расширяет кругозор и помогает раскрыться ребенку, как личности. Важным является правильно определить место игры на уроке, обеспечить эмоциональное удовлетворение и задействованность всех учеников класса.
Ранжирование
Целью проведения данного метода было определение ряда игр, которые наиболее интересны, любимы и предпочитаемы детьми.
Для ранжирования
был предложен список 10 игр. Учащимся
необходимо было определить
Результаты проведения данного метода представлены в следующей диаграмме:
Рисунок 2.4. Результаты ранжирования игр младшими школьниками.
Таким образом, данный метод показал, что наибольший интерес для учащихся доставляют такие игры, как «Кто больше» и «Шифровальщики». Также были определены игры, которые вовсе не интересны ученикам класса: «Украшение слов», «Отгадай число», «Молчанка» и «Умные вопросы», так как они расположились на самом последнем месте в ранговой таблице.
2.2. Использование игровой технологии на уроках математики в третьем классе
Использованием игровой технологии на уроках математики в третьем классе применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока. При использовании игр на уроках необходимо помнить следующее: дидактическая игра более рационально и эффективно применяется на этапе повторения и закрепления изученного материала и крайне редко для получения новых знаний. При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков.
При изучении раздела
“Нумерация чисел первого
Дидактическая цель: ознакомить
детей с приёмом образования
чисел путём прибавления
Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”. Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на сложение: “Два да один – это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному, а класс составляет примеры вида: “Три без одного – это два. Два без одного – это один”.
На основе использования
игры “Составим поезд”
Также при знакомстве детей с приёмом образования чисел можно использовать игру “Живой уголок”.
Дидактическая цель: ознакомление детей с приёмом образования чисел при одновременном закреплении пространственной ориентации, понятий “больше”, “меньше”.
Содержание игры: учитель говорит: “В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь. Сколько кроликов грызут морковь? (два, ответ фиксируется показом цифры 2). Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал ещё один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше) Сколько кроликов теперь едят морковь? (три, ответ фиксируется показом цифры 3) Перечисли их (один белый и ещё один белый, и ещё один серый, всего три). Каких кроликов больше, белых или серых? (белых) Почему их больше? (их два, а два это один и один). Почему 2>1? (два идёт при счёте после числа 1). Аналогично можно рассматривать образование последующих чисел.
На уроках закрепления нового материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. При закрепление материала форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования. Для проведения соревнования учитель в таблице на доске звёздочками отмечает дружную работу команд в течение урока.
Для закрепления устной
нумерации в пределах 100 используется
игра “Цепочка”, при проведении которой
дети каждого ряда (команды) на основе
иллюстративного материала
Содержание игры: учитель выставляет для каждого ряда (команды) на подставку доски карточки, изображающие числа вида:
Дес. Ед.
Сот. Дес. Ед.
Учащиеся каждого ряда (команда) считают единицы каждого разряда и по цепочке называют проиллюстрированные числа (сначала ученик первой, потом второй и третьей команды). Потом учитель ставит другие карточки, иллюстрирующие числа второго десятка и ученики по цепочке называют их. Игра продолжается аналогично. Выигрывает команда, которая допустит меньше ошибок в образовании двузначных чисел. Для подведения итогов игры учитель отмечает в таблице звёздочками правильные ответы учащихся.
Для закрепления
состава чисел можно
Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка.
Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два контролёра у доски следят за правильностью ответов: один – первой команды, второй - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счёт про себя (например 6 – прибавил 1, 7 – прибавил 2, 8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы и называется состав числа. Учитель говорит: “Восемь – это…”, ученики продолжают: “Пять и четыре”. Контролёры показывают зелёные круги в правой руке, если согласны с ответом, красные – если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу сделать несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков.
Данная игра не
только систематизирует знания
учеников, но и несёт элементы
физической разгрузки, т.к.
На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры.
Таким образом, дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.
Использование игровой технологии на уроках математики в начальных классах обеспечивает более глубокое, сознательное усвоение учебного материала школьниками, стимулирует познавательную активность и интерес учащихся к предмету. А также способствует развитию внимания, памяти, логического мышления, наблюдательности, воображения, интеллектуальных способностей.
Выводы по второй главе
Игра необходима в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря ей удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес учащихся к учебной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дидактические игры особенно
необходимы в обучении и воспитании
детей младшего школьного возраста.
Благодаря играм удаётся
ЛИТЕРАТУРА
Информация о работе Использование игровой технологии в обучении младших школьников