Использование символдрамы в психотерапии детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:20, реферат

Описание

Так сложилось, что способность человека воспринимать окружающий мир зависит от его способности видеть, слышать, осязать, то есть от тренированности соответствующих органов. Существует грань, которую ни специальные приборы, ни полученные с помощью разума знания не помогают переступить. Отдельные обстоятельства, которые, казалось бы, не затрагивают нашего сознательного внимания, неосознанно воспринимаются нами, а затем являются к нам не в рациональной, а в символической, или образной форме, обычно в сновидениях.

Содержание

Введение.
1. Использование символдрамы в психотерапии детей и подростков.
2. Символдрама, ее преимущества.
3. Описание метода.
4. Стандартные мотивы символдрамы в работе с детьми.
5. Техника проведения психотерапии с ребенком.
Вывод.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Использование символдрамы в психотерапии детей и подростков.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

  В работе с детьми еще в большей степени, чем в работе со взрослыми, необходимо индивидуально настраиваться на каждого пациента. Голос и интонации психотерапевта должны быть не столько нейтрально-размеренными и равномерными, как этого требуют условия объективности психодиагностики, а в большей степени соответствовать эмоциональному настрою ребенка. Например, работая с ребенком с серьезным голосом и сдержанными манерами поведения, психотерапевт тоже должен вести себя более сдержанно, а работая с приветливо-открытым и радостным ребенком, соответственно, быть более открытым и веселым. Есть только два эмоциональных тона, которым психотерапевт следовать не должен: страх и ярость (грессивные импульсы в целом).

Вывод.

  Таким образом, символдрама детей и подростков имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами психотерапии:

  1. Символдрама в определенном смысле закрывает пробел между игровой и разговорной психотерапией детей и подростков, компенсируя их недостатки и эффективно используя их преимущества.
  2. Символдрама позволяет ребенку разобраться со своими конфликтами и проблемами на символическом уровне. Тем самым можно обойтись без интеллектуального разбора собственных проблем, к которому ребенок может быть еще не готов.
  3. Благодаря особой пластичности метода символдрамы, с творческим использованием рисования, удается хорошо варьировать его применение, сочетая и дополняя им другие методы психотерапии. Символдрама может использоваться и как основная форма терапии, и в комбинации с другими формами, прежде всего с игровой психотерапией, что позволяет существенно динамизировать терапевтический процесс и сделать важные диагностические выводы о ходе лечения.
  4. Символдрама может использоваться как в форме индивидуальной психотерапии, так и в форме психотерапии пар, когда психотерапевт одновременно работает с ребенком и одним из родителей. Хорошо себя зарекомендовала и семейная психотерапия по методу символдрамы.
  5. Часто образы ребенка и особенно их отражение в рисунке в значительно большей мере раскрывают глаза родителям на процессы внутреннего развития и специфические проблемы их ребенка, чем другие формы беседы и убеждения.

Заключение.

  Опыт немецких и российских психологов, психотерапевтов и психиатров, использующих символдраму в своей работе, позволяет рекомендовать этот метод как адекватное средство диагностики и лечения самых разных психических, психосоматических расстройств и заболеваний, таких как гинекологические заболевания и сексуальные нарушения, мастопатии, онкологические заболевания, депрессии, страхи и фобии и пр. Техника  прекрасно подходит для работы с детскими неврозами, а также трудностями семейных пар. Разработаны специальные мотивы для решения подростковой проблематики. 
 
   Для человека, ищущего гармоничную  целостность, имеющего смелость «нырнуть» в бессознательное, символдрама, или метод сновидений наяву, может стать настоящей находкой. С  ее помощью можно  совершить путешествие по ландшафтам своей души, раскрывая при этом творческие ресурсы и личностный потенциал. Вашими ключами могут стать такие психотерапевтические мотивы   как «дерево», «луг», «ручей», «гора», «строительство дома» и т.д. 
 

Список  литературы:

  1. Обухов  Я. Л. Символдрама: Кататимно-имагинативная  психотерапия детей и подростков. – М.: Эйдос, 1997.
  2. Лёйнер, Ханскарл. Кататимное переживание образов: Основная ступень; Введение в психотерапию с использованием техники сновидений наяву; Семинар: Пер. с нем. - М.: Эйдос, 1996. - 253 с., схемы.
  3. Обухов Я.Л. «Символдрама. Введение в основную ступень»  - Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2005.

Информация о работе Использование символдрамы в психотерапии детей и подростков