Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:20, реферат
Так сложилось, что способность человека воспринимать окружающий мир зависит от его способности видеть, слышать, осязать, то есть от тренированности соответствующих органов. Существует грань, которую ни специальные приборы, ни полученные с помощью разума знания не помогают переступить. Отдельные обстоятельства, которые, казалось бы, не затрагивают нашего сознательного внимания, неосознанно воспринимаются нами, а затем являются к нам не в рациональной, а в символической, или образной форме, обычно в сновидениях.
Введение.
1. Использование символдрамы в психотерапии детей и подростков.
2. Символдрама, ее преимущества.
3. Описание метода.
4. Стандартные мотивы символдрамы в работе с детьми.
5. Техника проведения психотерапии с ребенком.
Вывод.
Заключение.
Список литературы.
Из всех известных методов психотерапии символдрама это самый гуманный, мягкий и в то же время высокоэффективный метод.
В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития (теория объектных отношений М.Кляйн, эго-психология А.Фрейд, психология «Я» X.Хартманна и «Self-Psychology» X.Когута и их последующая разработка в трудах Ш.Ференци, М.Балинта, Э.Эриксона, Р.Шпитца, Д.В.Винникотта, М.Малер, О.Кернберга, И.Лихтенберга).
Оставаясь на принципиальных психоаналитических позициях, много общего метод имеет с теорией архетипов и коллективного бессознательног К.-Г.Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения.
С феноменологической точки зрения, можно проследить параллели этого метода в детской игровой психотерапии, в психодраме Я.Морено и Г.Лёйц и в элементах гештальт-терапии по Ф.Перлсу. В техническом плане символдраме близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К.Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии, например, по И.Вольпе.
Тем не менее, символдрама – это не комбинация из смежных психотерапевтических методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии. В символдраме успешно соединились преимущества богатого спектра психотерапевтических техник, занимающих полярное положение в мире психотерапии: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии, гуманистической психологии, аутотренинга.
Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. В работе со взрослыми пациентами и подростками для этого используется техника, близкая к двум первым ступеням аутогенного тренинга по Й.Х. Шульцу. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости последовательно в различных участках тела. В работе со многими детьми даже и это часто бывает излишним. Достаточно попросить ребенка лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться.
Предварительным условием проведения психотерапии является, само собой разумеется, установление в ходе одной или нескольких предварительных бесед доверительных отношений между пациентом и терапевтом, а также сбор данных о пациенте (анамнез).
После достижения пациентом состояния расслабления (что можно проконтролировать по характеру дыхательных движений, дрожанию век, положению рук и ног) ему предлагается представить образы на заданную психотерапевтом в открытой форме тему – стандартный мотив.
Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения.
Участие психотерапевта внешне выражается в том, что через определенные промежутки времени при помощи комментариев типа «да», «угу», восклицаний типа «Вот как!», повторения описаний пациента, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа он сигнализирует о том, что внимательно следит за ходом развития образов пациента.
Чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности пациента, необходимо свести до минимума суггестивное воздействие психотерапевта. В частности, вопросы психотерапевта должны быть открытыми, так как уже в самом вопросе могут быть некоторые элементы внушения. Например, вместо того, чтобы спросить: «Дерево большое?» – или – «Далеко ли это дерево?», – что уже предполагает определенное ожидание ответа, следует спрашивать: «Какого размера дерево?» или «На каком расстоянии находится это дерево?»
Длительность представления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива. Для подростков и взрослых пациентов она составляет в среднем около 20 минут, но не должна превышать 35 -40 минут. Для детей длительность представления образов колеблется в зависимости от возраста ребенка от 5 до 20 минут.
Психотерапия
по методу символдрамы проводится в
трех основных формах:
1) в форме индивидуальной
психотерапии;
2) в форме групповой психотерапии,
когда образы одновременно представляет
группа от 4 до 12 человек, сидящих по кругу
в удобных креслах или лежащих на полу
в форме «звезды» или «ромашки»;
3) в форме психотерапии пар, когда
образы одновременно представляют либо
супруги/партнеры, либо ребенок с одним
из родителей.
Сеанс психотерапии по методу символдрамы
обычно длится 50 минут. Это стандартная
психоаналитически ориентированная сессия
психотерапии. В ряде случаев (экстренная
ситуация, коучинг, высказанная потребность
клиента) возможно проведение полуторной
сессии продолжительностью 1 час 15 минут
и двойной сессии продолжительностью
1 час 40 минут, что оплачивается соответственно
в 1,5 и 2 раза дороже.
Каждый сеанс символдрамы включает
в себя четыре составные части:
1) предварительная
беседа, которая проводится по стандартной
схеме, длительностью от 15 до 30 минут (в
среднем около 20 минут);
2) упражнение на релаксацию длительностью
от 1 до 5 минут (в среднем около 3 минут),
клиент сидит при этом в удобном кресле,
взрослые пациенты могут также лежать
при расслаблении на кушетке;
3) собственно представление
образов, длительность которого зависит
от возраста клиента и характера представляемого
мотива, составляя от 5 до 40 минут (в среднем
около 20 минут);
4) последующее обсуждение длительностью
от 5 до 10 минут.
Нужно отметить, что в психотерапии
по методу символдрамы важная роль отводится
работе с рисунками, которая производится
после представления образов. Она не только
способствует развитию фантазии, но и
помогает систематизировать материал,
полученный из бессознательного. В кататимно-имагинативной
психотерапии разработана специальная
техника работы с рисунками. Иногда для
нее может потребоваться целый сеанс,
так как в нарисованном содержится важная
информация для осознания.
Курс психотерапии состоит, как правило,
из 8-15 сеансов, в особо сложных случаях
достигая иногда 30-50 сеансов. Однако, существенные
улучшения наступают уже после нескольких
первых сеансов, вплоть до того, что для
сравнения – курс психоанализа требует
не менее 50 сеансов, составляя обычно от
100 до 300 и даже 500 сеансов. Поэтому, КПО
считается краткосрочной психотерапией,
иногда даже один-единственный сеанс может
избавить пациента от болезненного симптома
или помочь разрешить проблемную ситуацию.
Частота сеансов составляет от 1 до 3 сеансов в неделю. Так как метод символдрамы оказывает глубокое эмоциональное воздействие и требует времени, чтобы пережитое в ходе сеанса прошло сложный процесс внутреннего психологического прорабатывания, проводить сеансы ежедневно и, тем более, несколько раз в день не рекомендуется. Также не рекомендуется проводить сеансы реже, чем раз в неделю.
Символдрама проводится в индивидуальной, групповой форме и в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей. Символдрама может быть также составной частью семейной психотерапии.
Символдрама хорошо сочетается с классическим психоанализом, психодрамой, гештальт-терапией, игровой психотерапией.
Характерной особенностью символдрамы является предложение пациенту некоторой темы для кристаллизации его образной фантазии – так называемого мотива представления образа. Этим символдрама отличается, например, от метода активного воображения Ж. Г. Юнга, в котором предполагается спонтанное развитие образа, и от техники классического психоанализа, где аналитик принципиально не должен ничего «давать» пациенту. С психологической точки зрения, символдрама – это проективный метод.
Однако, в отличие от всех известных проективных методов, для символдрамы характерна (эта особенность КПО эффективно используется в ряде случаев, когда «пробуксовывает» классический психоанализ, что позволяет считать симолдраму прикладным методом современного психоанализа) независимость от какой бы то ни было заданной материальной структуры. Благодаря этому в воображаемых образах непосредственно отражаются глубинные психические процессы, проблемы и конфликты, что позволяет называть кататимные образы «мобильной проекцией». При этом воображаемые образы характеризуют типичные признаки работы сновидения и первичного процесса по 3. Фрейду, прежде всего, смещение и сгущение.
Мотивы, используемые в символдраме, были выработаны в ходе долгой экспериментальной работы. Из множества возможных мотивов, наиболее часто спонтанно возникающих у пациентов, были отобраны такие, которые, с диагностической точки зрения, наиболее релевантно отражают внутреннее психодинамическое состояние и, в то же время, обладают наиболее сильным психотерапевтическим эффектом.
В качестве основных мотивов символдрамы для детей и подростков Лёйнер предлагает следующие:
Наряду с перечисленными мотивами в последние годы широко используются также три следующих дополнительных мотива:
Для подростков можно предложить также мотив:
Все мотивы имеют, как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. В то же время существует определенное соответствие между каждым конкретным мотивом и некоторой проблематикой. Можно говорить об отнесенности конкретных мотивов к определенной проблематике и стадии детского развития, а также об особой эффективности некоторых мотивов в случае определенных заболеваний и патологических симптомов.
Прежде всего, необходимо установить эмоционально-личностный контакт между ребенком и психотерапевтом. При этом, особо важное значение придается беседе с ребенком о его радостях и заботах. В то же время внимание ребенка не должно отвлекаться на посторонние предметы, в частности, на игрушки. Поэтому сеанс символдрамы желательно проводить в другой комнате, а не в той, где проводится игровая психотерапия. Желательно, чтобы помещение было слегка затемнено. шторы при этом должны быть наполовину прикрыты (полностью закрывать не следует, иначе это может вызвать у ребенка тревогу). Делать это нужно заранее, до прихода ребенка, так как в его присутствии это может вызвать у него беспокойство. Обстановка должна казаться ребенку вполне нормальной.
Существенное отличие психотерапии детей и подростков от работы со взрослыми пациентами заключается также в принципиально иной эмоциональной установке психотерапевта.
Она характеризуется тем, что требует от психотерапевта:
Работая с детьми младшего школьного возраста (от 6 до 9 лет), предпочтительно проводить сеанс, сидя в удобном кресле с достаточно высокой спинкой, чтобы ребенок мог удобно облокотить голову. Эта поза лучше соответствует особенностям моторно-двигательной активности данного возраста, когда дети даже с закрытыми глазами совершают непроизвольные движения руками или ногами. Кроме того, в таком положении они не столь сильно подвергаются страху предстать «на растерзание» психотерапевту, как в более беззащитном положении лежа. В отличие от работы со взрослым пациентом, в работе с ребенком психотерапевту предпочтительно сесть не напротив, а параллельно, рядом с пациентом. Сидеть при этом следует лицом не к окну, а в сторону темной части комнаты.
Следующим важным условием проведения с ребенком сеанса символдрамы является его понятное и приемлемое для ребенка обоснование. Например, ребенка можно спросить, знает ли он интересную «игру полета фантазии с закрытыми глазами». Обычно ребенок отвечает: «Нет». Таким образом у него удается пробудить любопытство и создать мотивацию для проведения сеанса символдрамы. В работе с более старшими детьми и подростками психотерапевт может спросить, не хочет ли ребенок пройти интересный тест, в котором нужно представлять в воображении определенные образы. Как правило, в этом возрасте дети с удовольствием выполняют различные тесты.
Информация о работе Использование символдрамы в психотерапии детей и подростков