Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:20, реферат
Так сложилось, что способность человека воспринимать окружающий мир зависит от его способности видеть, слышать, осязать, то есть от тренированности соответствующих органов. Существует грань, которую ни специальные приборы, ни полученные с помощью разума знания не помогают переступить. Отдельные обстоятельства, которые, казалось бы, не затрагивают нашего сознательного внимания, неосознанно воспринимаются нами, а затем являются к нам не в рациональной, а в символической, или образной форме, обычно в сновидениях.
Введение.
1. Использование символдрамы в психотерапии детей и подростков.
2. Символдрама, ее преимущества.
3. Описание метода.
4. Стандартные мотивы символдрамы в работе с детьми.
5. Техника проведения психотерапии с ребенком.
Вывод.
Заключение.
Список литературы.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУВПО «ЧГПУ»)
РИПОДО
РЕФЕРАТ.
Дисциплина: Психотерапия
Форма обучения: заочная
Симестор: 9
Анна Анатольевна.
с. Целинное. 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.
1. Использование символдрамы в психотерапии детей и подростков.
2. Символдрама, ее преимущества.
3. Описание метода.
4. Стандартные мотивы символдрамы в работе с детьми.
5. Техника проведения психотерапии с ребенком.
Вывод.
Заключение.
Список
литературы.
Введение.
Так сложилось, что способность человека воспринимать окружающий мир зависит от его способности видеть, слышать, осязать, то есть от тренированности соответствующих органов. Существует грань, которую ни специальные приборы, ни полученные с помощью разума знания не помогают переступить. Отдельные обстоятельства, которые, казалось бы, не затрагивают нашего сознательного внимания, неосознанно воспринимаются нами, а затем являются к нам не в рациональной, а в символической, или образной форме, обычно в сновидениях. Это касается не только жизненных событий настоящего времени, но и прошлых, забытых нами. Бывает и так, что сон, или образ воплощается в реальности, сплетаясь в паутину наших неосознанных желаний и действительности. В жизни человека возникают символические чувства, мысли, действия и ситуации, которые являются способом самовыражения подсознательной части разума. Например, при воспоминании о невыносимости ситуации человек может закашляться, а символом проблемы будет являться спазм гортани. Информация, идущая из глубин бессознательного становится доступной сознанию с помощью символов.
Символдрама (известная также как Кататимное переживание образов (КПО), метод «сновидений наяву» и Кататимно-имагинативная психотерапия) – это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать кататимно-имагинативную психотерапию как «психоанализ при помощи образов». Из известных на сегодняшний день примерно пятнадцати направлений психотерапии, использующих образы, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу.
За рубежом
данный метод широко распространен и официально
признан системой медицинского страхования
ряда европейских стран. В России символдрама
появилась в 1994 году вместе с переведенными
Я. Л. Обуховым работами Х.Лейнера, основателя
метода. Обучающие семинары, программы,
проводимые доцентами Межрегиональной
общественной организации содействия
развитию символдрамы способствовали
тому, что данный терапевтический метод
используется сейчас в качестве основного
в ряде клиник России, Украины, Белоруссии,
Казахстана, Грузии и стран Прибалтики,
а также в частной практике.
Зачем детям и подросткам нужна психотерапия? Так думают большинство родителей, и даже многие специалисты – учителя, школьные психологи, врачи. Для нас все еще непривычно, что многие проблемы, постоянно возникающие в нашей повседневной жизни, может помочь решить специалист-психотерапевт. Это и стрессы, неотъемлемые спутники современной жизни, и обычные трудности в учебе, и трудности во взаимоотношениях со сверстниками, и многое, многое другое. Родители часто обеспокоены рассеянностью своего ребенка, жалуются на плохую концентрацию его внимания в школе и дома. Учителей часто беспокоит агрессивное поведение детей. Среди проблем, с которыми наиболее часто обращаются к врачу, можно выделить различные навязчивые состояния, тики и ритуалы, ночное недержание мочи (энурез), а также самые разнообразные страхи и фобии. Нередко встречаются и различные психосоматические расстройства. В подростковом возрасте часто, особенно у девочек, возникают различные нарушения питания, вплоть до анорексии (отсутствие аппетита), ведущей к истощению.
Во всех этих случаях необходима помощь психотерапевта. Квалифицированный специалист-психотерапевт может помочь преодолеть заикание, справиться с различными психосоматическими расстройствами, обрести уверенность в себе и своих силах, даже избавиться от угрей и бородавок. В этих случаях хорошо себя зарекомендовала психотерапия по методу символодрамы, с помощью которой становится возможным работать с глубинными, скрытыми от сознания переживаниями, учитывая одновременно сложную динамику осознаваемых и неосознаваемых психологических механизмов защиты и сопротивления.
Психотерапевтические методики работы с детьми и подростками ориентируются, прежде всего, на различные игровые техники и методы разговорной психотерапии. При помощи игры психолог, работающий с ребенком раннего возраста, дошкольником и ребенком младшего школьного возраста, получает самую разнообразную информацию о бессознательных конфликтах, страхах и невротических установках ребенка. В игре часто отражается социальная ситуация, в которой развивается ребенок, а также взаимоотношения ребенка с особо значимыми для него взрослыми. В ходе игры ребенок может находить решения своих проблем, часто даже не прибегая к вербальному толкованию.
Тем не менее, в использовании игровой психотерапии существуют определенные ограничения, связанные, с одной стороны, с возрастными границами, а с другой, с определенными психическими структурами.
В работе с более старшими детьми и подростками игровая психотерапия теряет свою эффективность, и более важное значение приобретает разговорная психотерапия. При этом в значительной мере теряется присущая игровой психотерапии эмоциональная составляющая. В разговорной психотерапии зачастую остается нераскрытой глубинная бессознательная проблематика. Вступающие в действие психологические механизмы защиты и сопротивления скрывают важные бессознательные и предсознательные конфликты и страхи.
Также и другие психотерапевтические техники, хорошо зарекомендовавшие себя в работе со взрослыми пациентами, например, работа со сновидениями или метод свободных ассоциаций, оказываются в основном малоэффективными в работе с детьми, прежде всего в возрасте примерно от 8 лет до конца подросткового возраста. Эти трудности становятся еще более ощутимыми в работе с детьми с различными акцентуациями характера, особенно с шизоидной структурой личности или с чрезмерно интеллектуализированными детьми. У таких детей образуется так называемая «броня характера», за которой часто скрывается утонченная впечатлительность и «мимозовая» чувствительность.
В этих случаях хорошо себя зарекомендовала психотерапия по методу символодрамы, с помощью которой становится возможным работать с глубинными, скрытыми от сознания переживаниями, учитывая одновременно сложную динамику осознаваемых и неосознаваемых психологических механизмов защиты и сопротивления.
Лучше всего применение методов символдрамы зарекомендовало себя при работе с детскими фобиями. При этом эффективным оказалось постепенное пошаговое «деконди-ционирование» (снятие условнорефлекторных зависимостей), напоминающее методы поведенческой терапии.
Явных противопоказаний для применения символдрамы в случае эмоционально обусловленных нарушений поведения детей и подростков нет. Психика ребенка находится еще в постоянном развитии. Поэтому возможные нарушения еще не окончательно закрепились и поддаются коррекции. Следует, однако, быть осторожным при ярко выраженных приступах страха и тяжелых депрессивных состояниях. Противопоказанием для применения символдрамы в целом является:
Как и при работе со взрослыми пациентами, сложности применения символдрамы возникают, если у ребенка наблюдаются яркие шизоидные или ярко выраженные навязчивые особенности личности. В случае работы с запущенными или делинквентными (с криминальным поведением) детьми вопрос о применении символдрамы должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально. В целом можно сказать, что символдрама в данном случае тем более показана, чем сильнее выражены невротические составляющие в структуре личности. Индивидуально должен решаться вопрос о применении символдрамы и в случае заикания. Как правило, при заикании показано сочетание различных методов психотерапии, например, гипноза и символдрамы. В то же время, определенные формы заикания легко снимаются при помощи символдрамы. Уже после проведения первого пробного сеанса символдрамы становится видно: усиливается ли заикание или, наоборот, ослабевает. Решая вопрос о показании или противопоказании символдрамы необходимо всякий раз учитывать уровень развития ребенка в настоящий момент. На определенных фазах развития особенно благоприятно сказывается свойственная символдраме контролируемая регрессия.
В то же время бывают периоды, когда контролируемая регрессия противопоказанна. Принимая решение о начале психотерапии по методу символдрамы, необходимо учитывать динамику внутри семьи ребенка. При этом должны быть соблюдены следующие предварительные условия. Родители должны быть готовы к продуктивному сотрудничеству с психотерапевтом. В отдельных случаях, особенно в случае работы с более старшими детьми, может быть достаточно, если родители, по меньшей мере, не будут противодействовать психотерапии. Актуальные конфликты внутри семьи, которые собственно и могли вызвать нарушения в поведении и состоянии ребенка, должны быть не столь велики, чтобы свести на нет достигаемые в ходе психотерапии улучшения. Важно также, чтобы в результате занятий с психотерапевтом за ребенком не закрепился внутри семьи ярлык «больного» или «ненормального». Проведение символдрамы должно основываться на наличии готовности ребенка и его способности к представлению образов. Как показывает опыт, способность ребенка к представлению образов проявляется тем сильнее, чем в большей степени он был способен с самого раннего детства играть с куклами, а также участвовать в ролевых играх. Наконец, при обсуждении противопоказаний нужно учитывать уровень образования психотерапевта, его умение и опытность. В символдраме психотерапевт также полностью включается во все происходящее. От его установки и искусства ведения, его клинического и собственного опыта, а также от его чувствительности и владения эмпатией зависит успех психотерапии.
Символдрама (известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов (КПО) или метод «сновидений наяву») – это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать кататимно-имагинативную психотерапию как «психоанализ при помощи образов».
Название метода происходит от греческих слов «ката» –«соответствующий», «зависящий» и «тимос» – одно из обозначений «души» (в данном случае имеется ввиду «эмоциональность») На русский язык название метода можно перевести как «эмоционально-обусловленное переживание образов».
Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором, доктором медицины Ханскарлом Лейнером (1919-1996).
Понятие «кататимный» ввел в немецкоязычную психиатрическую литературу Н W Maier в 1912 г для обозначения зависимости от эмоций и аффектов Понятие «имагинативный» происходит от латинского слова «имаго» – «образ».
Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, «картины» на заданную психотерапевтом тему (мотив).
Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию.
Концептуальная основа метода – глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.
Можно выделить четыре основных критерия, по которым символдрама отличается от других психотерапевтических методов, использующих представление образов в психотерапевтическтм процессе:
Информация о работе Использование символдрамы в психотерапии детей и подростков