Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:19, контрольная работа
Цель исследования – проанализировать особенности влияния темперамента на колебание внимания в старшем дошкольном возрасте.
В последнее время часто говорят о личностно-ориентированном подходе к детям, который должен опираться на особенности нервной системы, темперамента каждого ребёнка. Именно они определяют степень активности ребёнка, возможности адаптации к новым условиям, влияют на развитие и проявление внимания и т. д. Это необходимо учитывать педагогам, если они хотят, чтобы воспитательно-образовательный процесс был организован с наибольшей эффективностью.
СОДЕРЖАНИЕ
стр
1. Исследование колебания внимания у лиц с различным темпераментом 3
2. Рекомендации по оптимизации постановки эксперимента 19
Литература 20
Приложение 22
СОДЕРЖАНИЕ
стр
1. Исследование колебания
внимания у лиц с различным
темпераментом
Цель исследования – проанализировать особенности влияния темперамента на колебание внимания в старшем дошкольном возрасте.
В
последнее время часто говорят
о личностно-ориентированном
Для объединения детей в подгруппы на основе сходных проявлений особенностей нервной деятельности целесообразно использовать учение И. П. Павлова о четырёх типах высшей нервной деятельности, или четырёх типах темперамента:
-Сангвинический /сильный, уравновешенный, подвижный./
-Флегматический /сильный, уравновешенный, инертный./
-Холерический /сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения./
-Меланхолический /слабый тип./
При этом важно помнить “в чистом” виде темперамент обнаруживается в ранние годы, а затем под влиянием различных факторов, в том числе воспитания, поведение детей изменяется.
Педагоги часто упрекают детей в невнимательности, не думая о том, что в основе этой самой “невнимательности” лежат свойства темперамента. И уж совершенно не думаем о том, что нужно не исправлять их, а учитывать их в своей педагогической деятельности.
Отдельные сведения по проблеме взаимосвязи внимания и особенностей темперамента у дошкольников можно встретить в трудах некоторых педагогов /Н.И. Красногорского, Я. Стреляу, Н.В. Симонова, П.М.Ершова/. Но более полное представление о влиянии темперамента на свойства внимания может дать лишь глубокий анализ педагогической и психологической литературы. Проведённая теоретическая и практическая работа позволила сделать определённые выводы, с которыми хотела бы вас познакомить.
У детей с холерическим типом темперамента устойчивость и сосредоточенность внимания зависит от степени осознания ими необходимости какой-либо деятельности, от потребности её выполнения. Чем более ребёнок заинтересован в ней, тем более длительное время его внимание может быть сосредоточенным и устойчивым. Возможны лишь затруднения в скорости сосредоточения, то есть ребёнок в начале деятельности может часто отвлекаться.
Дети-холерики отвлекаются на различные посторонние раздражители, затем их внимание – в зависимости от вида деятельности – более или менее сосредоточенным. Если задание им не интересно, /например монотонная работа/ они не будут его выполнять. Так, в играх, которые предлагались детям, их внимание было устойчивым и сосредоточенным, а задание на раскладывание цветных полосок с интересом выполняли только двое, остальные сначала отвлеклись, а потом и вовсе отказались его выполнять.
Вообще
холерикам свойственно
С возрастом устойчивость и сосредоточенность внимания увеличивается, а время необходимое на сосредоточение сокращается, но зависимость свойств внимания от степени заинтересованности в деятельности сохраняется. Следовательно, ребёнка холерика нельзя принуждать к чему либо, его следует убедить в необходимости этой деятельности для него самого и окружающих его людей. Резкость в обращении с ним, как и стремление подогнать их, недопустимы – это вызовет лишь бурный протест. Отрицательные оценки следует применять весьма осторожно – лишь настолько, насколько это требуется для улучшения результатов его работы, при этом необходимо обязательно объяснить ему причины такой оценки, убедить в её объективности.
Устойчивость и сосредоточенность внимания детей с сангвиническим типом темперамента зависит от того, насколько предлагаемая деятельность интересна им. Однако даже при наличии интереса дети-сангвиники, в отличие от холериков, не могут длительное время быть сосредоточенными на чём-то одном – они либо часто отвлекаются, либо вообще меняют вид деятельности. Сангвиники отличаются быстрым сосредоточением, а также равномерным и быстрым распределением внимания. Перед ними как можно чаще следует ставить новые, по возможности всё более трудные задачи, которые требовали бы от них максимального сосредоточения. Включая детей сангвиников в какую-либо активную деятельность, необходимо предупредить их, что нас интересует его мнение об этой деятельности, которое он должен будет высказать.
Дети с флегматическим типом темперамента сохраняют устойчивое, сосредоточенное внимание до завершения любой деятельности. Их не страшит даже монотонная работа: в ходе эксперимента все дети флегматики до конца сосредоточенно выполняли задание по раскладыванию цветных полосок. Но им необходимо длительное время для того, чтобы сосредоточиться, из-за этого иногда может показаться, что ребёнок не слышал или не понял речь, обращённую к нему. Кроме того флегматики испытывают определённые трудности в распределении внимания и, по сравнению с детьми холерического и сангвинического типов, медленнее выполняют задания. Если холерики и сангвиники распределяли по группам цветные кружки в течение 20 – 55 секунд, то флегматики – 75 – 90 секунд. Учитывая это, каждый раз, не повышая голоса, спокойно и доброжелательно выясняйте, правильно ли ребёнок понял задание, дайте ему дополнительное время для сосредоточения и распределения внимания. Тогда флегматики правильно всё сделают и доведут начатое до конца. Таких детей нужно вовлекать в активную деятельность, но нельзя быстро переключать с одной деятельности на другую.
Внимание детей с меланхолическим типом темперамента неустойчивое, им трудно сосредоточиться и распределить внимание. Причина? Неуверенности в себе. Меланхоликам не просто выполнить сложное или коллективное задание. Им больше подходит простая монотонная работа или индивидуальное задание. Так, если внимание у детей холерического, сангвинического и флегматического типов темперамента в коллективных дидактических играх было устойчивым и сосредоточенным и они быстро находили верный ответ, то меланхолики, либо совсем не справлялись с заданием, либо зная решение, отвечали на вопрос робко и неуверенно. И наоборот: холерики, и сангвиники отказывались от выполнения монотонной работы, а меланхолики доводили её до конца.
Многое в поведении меланхоликов зависит то отношения к ним педагога, здесь не допустимы резкость, иронии, повышенный тон. Необходимо отмечать положительные черты ребёнка-меланхолика, давая ему высказаться, поощрять за инициативу.
Таким образом, в работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать особенности их темперамента и на свойства их внимания. От этого зависит правильность понимания и выполнение детьми заданий, а также, что ещё важнее, характер взаимоотношений между педагогом и детьми.
Гипотеза исследования – мы предположили, что колебание внимания в дошкольном возрасте зависит от структуры темперамента.
В исследовании принимали участие 2 детей старшего дошкольного возраста (1 мальчик и 1 девочека). Психическое и физическое состояние детей перед экспериментом – удовлетворительное.
Для исследования внимания была использована методика «Колебание внимания» Б.А. Сосновского.
Цель – изучить особенности колебания внимания, а также влияние волевого усилия на его периодичность.
Стимульный материал: рисунок фигуры с обратимой перспективой, секундомер.
Ход выполнения работы.
Исследование состоит из двух этапов.
На первом этапе, который длится 3 минуты, испытуемый смотрит на изображение и, когда оно меняется, делает знак экспериментатору (например, ударяет карандашом по столу либо поднимает палец руки, лежащей на столе). Экспериментатор фиксирует длительность каждой фазы (например, видение пирамиды – 1-я фаза, видение туннеля – 2-я фаза; или лица – 1-я фаза, ваза – 2-я фаза).
На втором этапе экспериментатор предлагает испытуемому волевым усилием удерживать на выбор то или иное изображение, если оно меняется, испытуемый также делает знак экспериментатору. Второй этап длится 3 минуты. Экспериментатор фиксирует количество фаз и их длительность.
Инструкция к 1-му этапу.
«Перед
Вами рисунок с двойным
Инструкция ко 2-му этапу.
«Сейчас Вы должны волевым усилием удерживать то или иное изображение (на Ваш выбор). Если изображение изменится, поднимите палец руки (или стукните карандашом по столу)».
Стимульный
материал.
Для исследования структуры темперамента был использован опросник Русалова В. М. (ОСТ)- детский вариант.
ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) - 9 вопросов.
Опросник
структуры темперамента используется
для диагностики свойств «
Инструкция. Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Отвечайте быстро, не задумываясь, не пропуская ни одного вопроса. Помните, нет "хороших" или "плохих" ответов. Если Вы выбрали ответ "да", поставьте крестик (галочку). Ваши ответы не будут никому демонстрироваться.
Для оценки темперамента и его свойств разработано немало диагностических инструментов. Существуют лабораторные методы диагностики, дающие достаточно объективную информацию об общей активности, скорости возникновения психических процессов, их интенсивности и устойчивости, темпе и ритме деятельности и поведения человека.
ОСТ содержит следующие шкалы:
1. Предметная эргичность - включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.
Высокие значения (ВЗ) (9-12 баллов) по этой шкале означают высокую потребность в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения.
Низкие
значения (НЗ) (3-4 балла) означают пассивность,
низкий уровень тонуса и активации,
нежелание умственного
2. Социальная эргичность - содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.
ВЗ - коммуникативная эргичность, потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию.
НЗ - незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.
3.
Пластичность - содержит вопросы
о степени легкости или
ВЗ - легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
НЗ - склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.
4.
Социальная пластичность- содержит
вопросы, направленные на
ВЗ - широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.
НЗ - трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.
Информация о работе Исследование колебания внимания у лиц с различным темпераментом