Исследование колебания внимания у лиц с различным темпераментом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:19, контрольная работа

Описание

Цель исследования – проанализировать особенности влияния темперамента на колебание внимания в старшем дошкольном возрасте.
В последнее время часто говорят о личностно-ориентированном подходе к детям, который должен опираться на особенности нервной системы, темперамента каждого ребёнка. Именно они определяют степень активности ребёнка, возможности адаптации к новым условиям, влияют на развитие и проявление внимания и т. д. Это необходимо учитывать педагогам, если они хотят, чтобы воспитательно-образовательный процесс был организован с наибольшей эффективностью.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
стр
1. Исследование колебания внимания у лиц с различным темпераментом 3
2. Рекомендации по оптимизации постановки эксперимента 19
Литература 20
Приложение 22

Работа состоит из  1 файл

Пуськов Гена.КОНТР.Исследование колебания внимания у лиц с различным темпераментом-65%.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

     Девочка получила средний результат. Речедвигательная система развита нормально. Слова произносит в среднем темпе.

     Эмоциональность

     Мальчик получил высокий балл. Высокая  чувствительность к расхождению  между задуманным и ожидаемым, планируемым  и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам, к несовпадению между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального действия.

     Девочка низкий балл. Незначительное эмоциональное  реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.

     Социальная  эмоциональность

     Мальчик получил высокий балл. Высокая  эмоциональность в коммуникативной  сфере, высокая чувствительность к  неудачам в общении.

     Девочка получила низкий балл. Низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.

     Социальная  желательность.

     ВЗ у мальчика - неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

     НЗ у девочки - адекватное восприятие своего поведения.

     Итак, по результатам сопоставления двух тестов можно сказать следующее.

       Более точным при выполнении теста на внимание оказалась девочка. Судя по ответам  по тесту ОСТ, ее можно отнести к флегматику. Мальчик - холерик, и соответственно его внимание было неустойчивым.

       Мальчик при выполнении каждого теста  постоянно отвлекался, крутился, ему  требовалось гораздо больше времени, чтобы сосредоточится.

       Он  с трудом выполнял тест на колебание внимания, т.к. работа была монотонной и это его раздражало.

      Девочка более спокойно и уравновешенно  подходила к выполнению задания. Она сохраняла устойчивое внимание до тех пор пока не выполнила задание. Она очень сосредоточенно и целеустремленно выполняла задание, но ей требовалось так же время, чтобы сосредоточится.

      У холериков с возрастом устойчивость и сосредоточенность внимания увеличиваются, а время, необходимое на сосредоточение, сокращается, но зависимость свойств  внимания от степени заинтересованности в деятельности сохраняется.

      Следовательно, ребенка - холерика нельзя принуждать к чему- либо, его следует убедить  в необходимости этой деятельности для него самого и окружающих его  людей. Резкость в обращении с  ним, как и стремление подогнать, не допустимы — это вызовет лишь бурный протест. Отрицательную оценку следует применять весьма осторожно — лишь настолько, насколько это требуется для улучшения результатов его работы, при этом необходимо обязательно объяснить ему причины такой оценки, убедить в ее объективности.

      При работе с флегматиками необходимо учитывать  то, что им требуется достаточно много времени, чтобы сосредоточиться. Поэтому воспитатель каждый раз, не повышая голоса, спокойно и доброжелательно  должен выяснять, правильно ли понял ребенок задание, давать ему дополнительное время для сосредоточения и распределения внимания. Тогда флегматик правильно все сделает и доведет начатое до конца. Таких детей нужно вовлекать в активную деятельность, но нельзя быстро переключать с одной деятельности на другую.

     Итак, гипотеза исследования подтвердилась. Колебание внимания в дошкольном возрасте зависит от структуры темперамента.

 

2. Рекомендации по оптимизации постановки эксперимента 

     На  наш взгляд, чтобы эксперимент  прошел более успешно необходимо:

     - выбрать помещение (не группу  детского сада) для проведения  эксперимента более спокойное,  т.к. в группе много отвлекающих  предметов для детей,

     - необходимо, чтобы тесты проводились индивидуально,

     - время для проведения опроса  должно быть больше,

     - необходимо, чтобы стимульный материал  был расположен на бумаге формата  А4. 

 

Литература 

  1. Диагностика познавательной сферы ребенка / Под  ред. Т.Г. Богдановой, Т.В. Корниловой - М.,1994.
  2. Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов.— М., 2000.
  3. Немов Р.С. Психология. Учеб пособие для студентов. – М.: ВЛАДОС, 1995. с.85.
  4. Общая психология. Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Под ред. Е.И. Рогова. – М.:ВЛАДОС, 1995. с.189.
  5. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. - М., 2001.
  6. Панько Е. А. и др. Развитие познавательных процессов дошкольников: Учебное пособие.— Минск, 2004.
  7. Платонов К.К. Психологический практикум: Учеб. пособие для индустриально-педагогических техникумов. – М.: Высш. школа, 1980. – 63 с.
  8. Проскура Е. Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника.— Киев, 1995.
  9. Прохоров А.О. Психические состояния детей дошкольного возраста //Вопросы психологии. – 2003. №5. с.56-88.
  10. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов.— М., 2001.
  11. Психология дошкольника. Хрестоматия для студентов средних педагогических учебных заведений.-  М., Академия, 1997  - с. 86-90.
  12. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии: Учебно-методическое пособие для студентов-заочников педагогических институтов / Под ред. В.М. Гамезо. – М.: Просвещение, 1979. – 46 с.
  13. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие - М., Академия, 1997.
  14. Хрестоматия по вниманию / под ред. Леонтьева А.Н., Пузырея А.А., Романова В.Я. - М., 1976. - с. 184-219.
  15. Эльконин Д. Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до семи лет.— М., 1960.
 

 

Приложение 

     Опросник Русалова В. М. (ОСТ)- детский вариант. 

     КЛЮЧИ к ОСТ

     1. ШКАЛА - ЭРГИЧНОСТЬ

     «да»- вопросы 4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 96.

       «нет» - вопросы 27, 83, 103.

     2. ШКАЛА - СОЦИАЛЬНАЯ ЭРГИЧНОСТЬ

     «да» -11, 30, 57, 62, 67, 78, 86.

     «нет» - 3, 34, 74, 90, 105.

     3. ШКАЛА - ПЛАСТИЧНОСТЬ

     «да» - 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101, 104.

     «нет» - 54, 59.

     4. ШКАЛА - СОЦИАЛЬНАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ

     «да» - 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99.

     «нет» -31, 81, 87, 93.

     5. ШКАЛА - ТЕМП

     «да» - 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77.

     «нет» - 29, 43, 70, 94,

     6. ШКАЛА - СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕМП

     «да» -24, 37, 39, 51, 42, 92.

     «нет» - 5, 10, 16, 56, 96, 102.

     7. ШКАЛА - ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

     «да» - 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97.

     8. ШКАЛА - СОЦИАЛЬНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

     «да» - 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100.

     9. ШКАЛА-«К»

     «да» - 32, 52, 89.

     «нет» - 12, 23, 44, 65, 73, 82. 

     Опросник ОСТ

     1. Проворный ли ты человек? 

     2. Готов ли ты обычно, не раздумывая, включиться в разговор?

     3. Нравится ли тебе быть одному  больше, чем в компании?

     4. Испытываешь ли ты постоянную  жажду знаний?

     5. Ты предпочитаешь говорить медленно  и неторопливо?

     6. Задевают ли тебя замечания  других людей? 

     7. Трудно ли тебе заснуть из-за  того, что ты повздорил с друзьями?

     8. Хочется ли тебе заняться каким-либо  ответственным делом в свободное  от занятий время? 

     9. В разговоре с товарищами твоя  речь часто опережает твою мысль?

     10. Раздражает ли тебя быстрая  речь собеседника? 

     11. Трудно ли тебе долго не  общаться с людьми?

     12. Ты когда-нибудь опаздывал на  урок?

     13. Нравится ли тебе быстро ходить  и бегать?

     14. Сильно ли ты переживаешь, когда  учитель ставит плохие отметки в дневник?

     15. Легко ли тебе выполнять школьное  задание, требующее дли тельного  внимания и большой сосредоточенности? 

     16. Утомительно ли тебе быстро  говорить?

     17. Часто ли ты испытываешь чувство  тревоги, что выучил урок недостаточно  глубоко? 

     18. Легко ли твои мысли переходят  с одной темы на другую во  время разговора? 

     19. Нравятся ли тебе игры, требующие  большой скорости и ловкости?

     20. Склонен ли ты искать новые  варианты решения задач? 

     21. Испытываешь ли ты чувство  беспокойства, что тебя неправильно поняли в разговоре?

     22. Охотно ли ты выполняешь сложное  общественное поручение? 

     23. Бывает ли, что ты говоришь  о вещах, в которых не разбираешься?

     24. Легко ли ты воспринимаешь  быструю речь?

     25. Легко ли тебе делать одновременно  много дел? 

     26. Часто ли бывает, что ты сказал  что-то своим друзьям, не подумав? 

     27. Обычно ты предпочитаешь выполнять  общественное поручение, не требующее  от тебя много энергии? 

     28. Сильно ли ты переживаешь, когда  обнаруживаешь ошибки в работе?

     29. Любишь ли ты медленную, сидячую работу?

     30. Легко ли тебе общаться с  людьми?

     31. Обычно ты предпочитаешь подумать, взвесить и лишь потом высказываться  на уроке? 

     32. Все твои привычки хороши?

     33.Быстры  ли твои движения?

     34. Обычно ты молчишь и не вступаешь  в разговор, когда находишься в обществе малознакомых людей?

     35. Легко ли тебе перейти от  игры к выполнению уроков?

     36. Глубоко ли ты переживаешь  плохое к тебе отношение людей? 

     37. Разговорчивый ли ты человек? 

     38. Легко ли тебе выполнять поручения,  требующие мгновенных реакций?

     39. Ты обычно говоришь свободно, без запинок? 

     40. Волнуешься ли ты, что не сможешь  выполнить порученное задание? 

     41. Сильно ли ты расстраиваешься,  когда близкие друзья указывают  на твои недостатки?

     42. Испытываешь ли ты повышенную  тягу к приобретению знаний на уроках?

     43. Считаешь ли ты свои движения  медленными и неторопливыми? 

     44. Бывают ли у тебя мысли, которые  ты бы хотел скрыть от других?

     45. Легко ли тебе сходу, без  особых раздумий, задавать вопросы? 

     46. Доставляют ли тебе удовольствия быстрые движения?

     47. Легко ли тебе переключиться  на новое дело?

     48. Стесняешься ли ты в присутствии  незнакомых людей? 

     49. Быстро ли ты выполняешь данное  тебе поручение? 

     50. Легко ли тебе выполнять сложные,  ответственные дела самостоятельно?

     51. Можешь ли ты говорить быстро и разборчиво?

     52. Если ты обещал что-то сделать,  всегда ли ты выполняешь свое  обещание, независимо от того, можешь  ты это или нет? 

     53. Считаешь ли ты, что твои друзья  обходятся с тобой хуже, чем  следовало бы?

     54. Обычно ты предпочитаешь делать одно дело?

     55. Любишь ли ты быстрые игры?

     56. Много ли в твоей речи пауз?

     57. Легко ли тебе внести оживление  в большую компанию?

Информация о работе Исследование колебания внимания у лиц с различным темпераментом