Исследование колебания внимания у лиц с различным темпераментом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:19, контрольная работа

Описание

Цель исследования – проанализировать особенности влияния темперамента на колебание внимания в старшем дошкольном возрасте.
В последнее время часто говорят о личностно-ориентированном подходе к детям, который должен опираться на особенности нервной системы, темперамента каждого ребёнка. Именно они определяют степень активности ребёнка, возможности адаптации к новым условиям, влияют на развитие и проявление внимания и т. д. Это необходимо учитывать педагогам, если они хотят, чтобы воспитательно-образовательный процесс был организован с наибольшей эффективностью.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
стр
1. Исследование колебания внимания у лиц с различным темпераментом 3
2. Рекомендации по оптимизации постановки эксперимента 19
Литература 20
Приложение 22

Работа состоит из  1 файл

Пуськов Гена.КОНТР.Исследование колебания внимания у лиц с различным темпераментом-65%.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

     5. Темп или Скорость - включает вопросы  о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

     ВЗ - высокий темп поведения, высокая  скорость выполнения операций при осуществлении  предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.

     НЗ - замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.

     6. Социальный темп - включает вопросы,  направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.

     ВЗ - речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности  речедвигательного аппарата.

     НЗ - слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная  вербализация.

     7. Эмоциональность - включает в  себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе.

     ВЗ - высокая чувствительность к расхождению  между задуманным и ожидаемым, планируемым  и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам

     НЗ - незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к  неуспеху дела, спокойствие, уверенность  в себе.

     8. Социальная эмоциональность - включает  вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.

     ВЗ - высокая эмоциональность в коммуникативной  сфере, высокая чувствительность к  неудачам в общении.

     НЗ - низкая эмоциональность в коммуникативной  сфере, нечувствительность к оценкам  товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.

     9. «К» - контрольная шкала (шкала  социальной желательности ответов)  включает вопросы на откровенность  и искренность высказываний.

     ВЗ - неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

     НЗ - адекватное восприятие своего поведения. 

     Процедура проведения методики.

     Каждому ребенку предлагается текст опросника  и бланк для ответов. Испытуемый должен читать вопросы по порядку, стараясь ничего не пропускать и не возвращаться к уже пройденному. Свои ответы он помечает знаком «+» в соответствующих графах «да» или «нет» на бланке ответов.

     Процедура опроса занимает от 1ч 30 мин до 2 ч  на одну группу, раздача вопросника и бланков для ответов - 3-7 мин, чтение инструкции - 6 мин; ответы на уточняющие вопросы - 7-10 мин, волнение бланков - 1 ч - 1ч 30 мин.

     Обработка данных опросника

     Обработка данных по ОСТу проводится путем сравнения  ответов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в один балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале.

     Испытание может проводиться как на индивидуальной, так и на групповой основе. Разработана  и компьютерная версия теста. Была проведена  стандартизация ОСТ на достаточно большой выборке испытуемых с учетом их возраста. Психометрическая проверка показала, что Опросник темперамента В. М. Русалова обладает высокой ретестовой надежностью и валидностью.

     В качестве независимой переменной выступили  действия экспериментатора, зависимой переменной стал параметр вербального и невербального поведения.

     Эксперимент проходил в течение двух дней –  по одному тесту в день. Все тесты  были проведены в группу МАДОУ  №1223.

     Детям в начале эксперимента были заданы следующие вопросы:

     - Как ты себя чувствуешь?

     - Какое у тебя настроение?

     Все дети отметили, что чувствуют себя хорошо и ничего у них не болит.

     Настроение  так же у всех детей – хорошее.

     В первый день был проведен тест на определение  внимания дошкольников.

     Исследование  внимания было проведено в два этапа. По каждому этапу подсчитывалось общее количество 1-й фазы (видение пирамиды или лиц) и 2-й фазы (видение туннеля или вазы).

     Определялась  средняя длительность 1-й фазы и 2-й  фазы на первом и втором этапе работы. Сравнивались полученные результаты.

     Полученные  результаты занесены были в таблицу.

Фаза 1-й этап 2-й этап
Фаза 1 Фаза 2 Фаза 1 Фаза 2
Девочка
Мальчик 2с. 4с.
Средняя длительность 3,5с 6с.
 

     Так же по окончании эксперимента было спрошено у детей какие усилия они прилагали для того, чтобы не отвлечься, настроение, общее впечатление, предпочтительность того или иного изображения.

     В процессе беседы мы выяснили, что дети очень старались смотреть как  можно дольше на рисунок, настроение испортилось с показом 2 картинки, т.к. они уже очень устали. Общее впечатление от теста негативное. Дети жаловались на боль в глазах и общую физическую усталость. Так же дети сказали, что им понравилась ваза (лица), а туннель (пирамида) не очень.

     Однако, по нашим общим выводам можно сказать, что дети смотрели на вазу гораздо меньше времени, чем на туннель, даже на 2 этапе, когда мы их просили сосредоточится и смотреть более внимательно, результат по времени был гораздо меньше, дети постоянно видели то вазу, то лица, единого образа не было.

     Данный  результат, возможно связан с резким цветовым контрастом рисунка.

     Девочка на 1 этапе в 1 фазе дольше мальчика смотрела на рисунки с изображением вазы (5 с), мальчик – 2 с.

     Во 2 фазе (туннель) – по 6с. оба ребенка.

     На 2 этапе при рассматривании вазы девочка – 6с., мальчик – 4 с.

     При рассматривании туннеля девочка  – 8 с., мальчик – 4 с.

     Итак, можно сказать следующее, что внимание у мальчика неустойчиво, и колеблется вне зависимости от того специально ли ребенок сосредотачивается или нет.

     У девочки внимание гораздо устойчивее, она может его удержать и видеть один предмет гораздо дольше.

     На  следующий день была проведена диагностика  структуры темперамента по опроснику  Русалова В. М. (ОСТ)- детский вариант.

     Таблица 1.

Результаты  теста структуры темперамента

№ п/п Номера  шкал
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Д 12 10 6 11 6 5 3 2 1
М 3 5 11 3 6 9 9 12 12
 

     Предметная  энергичность

     Мальчик получил низкие оценки, это говорит  о том, что он пассивен, общий жизненный тонус низкий. Стремление к напряженной физической и умственной деятельности выражено слабо. Предпочитаемые сферы деятельности весьма ограничены. Низкие результаты нередко связаны с неспособностью быстро включаться в работу и долго сохранять ее высокий темп. В трудных условиях надежность работы снижается. При появлении препятствий может отказаться как от их преодоления, так и от достижения поставленной цели. Медленно восстанавливает работоспособность после длительного и напряженного труда.

     Девочка получила высокий балл, она высокоактивна, работоспособна, полна энергии. Предпочитает деятельность, требующую полного напряжения сил и способностей. Инициативен в поисках сфер приложения своей энергии. Способен долго и продуктивно заниматься делом, не чувствуя усталости. Сохраняет работоспособность и после продолжительной деятельности. Жажда деятельности подталкивает к работе даже во время отдыха. Настойчив в достижении цели и в поисках путей преодоления препятствий.

     Социальная  энергичность

     Девочка получила высокий балл. Имеет широкий круг общения. Инициативна, быстро и легко устанавливает контакты с разными людьми. Сохраняет обычный стиль общения в кругу незнакомых людей. Спокойна, уверена в себе при общении с авторитетными людьми, большой аудиторией, а также с лицами противоположного пола. Любит бывать в компаниях, стремится занять лидирующее положение в группе. Высоко ценит собственную точку зрения. Критические замечания не мешают ее отстаивать. Социально активна, часто участвует в общественных мероприятиях, охотно выступает на концертах. Эффективно работает в коллективе, менее эффективна, если приходится работать индивидуально. Легко срабатывается с партнерами по совместной работе.

     Мальчик получи средний балл. Легко находит общий язык с теми, кто хорошо знаком, близок по духу, интересам. Общение с малознакомыми людьми требует преодоления напряжения, смущения, неуверенности. Критические замечания, шутки могут вызвать кратковременное раздражение. Лидерские качества проявляет в хорошо знакомых ситуациях. В незнакомой обстановке предпочитает оставаться в тени.

     У мальчика высокий балл по шкале пластичность.

     Легкость  переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних  форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

     Девочка получила средний результат. Она  больше предпочитает однообразные формы  предметной деятельности, склонна к  монотонной работе.

     По  школе социальной пластичности девочка  получила высокий показатель. Она использует широкий набор коммуникативных программ, автоматически включается  в социальные связи, легко вступает в социальные контакты, легко переключается в процессе общения.

     Мальчик получил низкий балл. Он неохотно вступает в социальные связи, в основном общается только с близкими людьми.

     По  школе скорости дети получили одинаковые результаты. Темп поведения средний, средняя скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, средняя психическая скорость при выполнении конкретных заданий.

     Социальный  темп

     Мальчик получил высокий балл. Речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.

Информация о работе Исследование колебания внимания у лиц с различным темпераментом