Исследование познавательной сферы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:49, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – исследование познавательной сферы личности.
Объект исследования – девушка юношеского возраста.
Предмет исследования – уровень развития познавательных психических процессов.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа на тему Исслед позн сферы лч.doc

— 509.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа на тему:

Исследование  познавательной сферы  личности  
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                               Преподаватель:

Студент:

        4 курс, ОЗО ПиП 6 
         
         
         
         
         

                                                             Стерлитамак 2011

Часть I

Цель  данной работы – исследование познавательной сферы личности.

Объект  исследования – девушка юношеского возраста.

Предмет исследования – уровень развития познавательных психических процессов.

Для достижения цели исследования поставлены следующие  задачи:

  • изучить литературные источники по данной теме;
  • провести исследование познавательной сферы личности;
  • выяснить, на каком уровне развития находятся познавательные процессы объекта исследования;
  • дать рекомендации.
 

Для достижения поставленных задач использовались такие методы исследования, как:

  • изучение и анализ литературы:
  • тестирование;
  • анализ результатов деятельности.
 

Испытуемым  является  студентка МЭСИ Сафиханова Лияна, работающая кредитным специалистом, 20 лет.

Для исследования познавательной сферы Сафихановой  Лияны были использованы следующие  методики: для диагностирования памяти - тест «Долговременная память», тест «Кратковременная зрительная память», методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия, методика «Исследование объема долговременной ассоциативной памяти»; для диагностирования внимания - методика «Корректурная проба Бурдона», методика «Таблицы Шульте», тест Мюнстерберга на избирательность внимания; для диагностирования мышления: тест "Логическое мышление", методика для оценки логического мышления, «Краткий отборочный тест (КОТ)».  

Тест "Долговременная память"  

Цель  теста "Долговременная память". Определение  объема кратковременной и долговременной памяти.

Контрольные задачи. Определить объем кратковременной и долговременной памяти  путем определения числа запомнившихся слов после каждого из пяти зачитываний исследователем 20 текстовых слов. 

Методика 1. Заучивание 20 текстовых слов

Ход работы: Экспериментатор зачитывает 20 слов. Не должно быть слов, которые обозначают предметы, окружающие испытуемого в данный момент. Испытуемый воспроизводит письменно слова после каждого зачитывания в любом порядке (закрывая  результаты предыдущего воспроизведения).

Оценка  кратковременной памяти. Для оценки памяти рекомендуется построить график. На оси ординат откладывается число запомнившихся слов, по оси абсцисс – число повторений. Если к 5-му зачитыванию испытуемый запомнил 20 слов – удовлетворительно, если к 3-му – хорошо. Если число слов нарастает и к третьему зачитыванию устанавливается максимум, то это означает, что психической истощаемости не отмечается. Если испытуемый воспроизводит мало слов и после 2 – 4 повторений количество их уменьшается, то это свидетельствует об истощаемости. Вплетение лишних слов расценивается как один из признаков ослабления психической деятельности. 

Методика 2. Производится запоминание и воспроизведение текста со смысловой связью.

Проверка  долговременной памяти. Примерно через 0,5 часа просят повторить эти слова. Воспроизведение 2/3 слов удовлетворительно. Затем проводится воспроизведение текста со смысловой связью. Сравнивают это воспроизведение сразу после зачитывания и через 0,5 часа с запоминанием 20 слов без смысловой связи 

Экспериментальный материал к методике 1.

20 предлагаемых  слов и их порядковые номера.

Закройте  текст, на листике напишите слова  с их порядковыми номерами.

  1. Украинец
  2. Экономика
  3. Каша
  4. Татуировка
  5. Нейтрон
  6. Любовь
  7. Ножницы
  8. Совесть
  9. Глина
  10. Словарь 
  11. Масло
  12. Бумага
  13. Пирожное
  14. Логика
  15. Стандарт
  16. Глагол
  17. Прорыв
  18. Дезертир
  19. Свеча
  20. Вишня
 

  
 

Продуктивность  запоминания вычисляется по формуле: 

количество  правильно воспроизведенных слов х 100 %

количество  предлагаемых слов

 
 

Экспериментальный материал к методике 2.

В течение 60 секунд прочитайте тест. В нем выделены жирным шрифтом и пронумерованы 10 главных мыслей. Попытайтесь воспроизвести их, сохраняя указанную последовательность.

В 1912 году в Атлантическом океане произошла  катастрофа. Огромный пассажирский пароход "Титаник", шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной горой – айсбергом. 1) Получил пробоину и стал тонуть. 2) "Спустить шлюпки!" - скомандовал капитан. Но шлюпок оказалось недостаточно. 3) Их хватило только на половину пассажиров. Женщины и дети – к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса", - раздалась вторая команда. 4) Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду. 5) Вот началась посадка в последнюю шлюпку. 6). И вдруг к сходням крича бросился какой-то толстяк с перекошенным от страха лицом. 7) Расталкивая женщин и детей, он пытался вскочить в шлюпку. 8)Послышался щелчок – это капитан выстрелил из пистолета. 9) Трус упал на палубу мертвый. 10) Но никто не оглянулся в его сторону.

Формула:

 

количество  правильно воспроизведенных мыслей х 100 %

количество  выделений в тексте

 
 
 

Сложив  цифры, полученные по двум методикам, а  затем разделив сумму на два, вы узнаете  среднюю продуктивность запоминания. 90–100 –отличный результат; 70-90 –  очень хороший результат; 50-69 –  хороший; 30-49 – удовлетворительный; 10-29 – плохой; 0-9 – очень плохой.

Формула: количество правильно воспроизведенных тезисов, разделённое на число выделений  в тексте и умноженное на сто процентов 

 

Тест "Кратковременная  зрительная память"

 

Вам предлагается таблица случайных чисел. Через 20 сек таблицу уберут, и вы должны будете записать все те числа, которые вы запомнили.

 
 

Таблица

 
13 91 47 39
65 83 19 51
23 94 71 87
 

Оценка  кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно  воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования, так как процедура не занимает много времени.

 
 

Методика "Заучивание 10 слов" А.Р.Лурия 

 

Эта методика "Заучивание 10 слов" одна из наиболее часто применяющихся. Предложена А.Р.Лурия. Используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения.

Никакого  специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двухсложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор привыкает к какому-либо одному ряду слов, но желательно пользоваться не одним, а несколькими наборами, чтобы испытуемые не могли их друг от друга услышать.

Первое  объяснение. "Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда  окончу читать, сразу же повторите  столько, сколько запомните. Повторять  можно в любом порядке, порядок  роли не играет. Понятно?"

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами. Затем он продолжает инструкцию (второй этап).

Продолжение инструкции. "Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять  должны повторить их — и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили,— все вместе, в любом порядке".

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем  опыт снова повторяется, 3,4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: "Еще раз".

В случае, если исследуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно  записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяют, —  ставит и под ними крестики.

В случае, если исследуемый пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор останавливает его; никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

После пятикратного повторения слов экспериментатор  переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, спустя 50-60 минут, снова спрашивает у исследуемого эти слова (без напоминания).

  

По этому  протоколу может быть составлена "кривая запоминания". Для этого  по горизонтальной оси откладываются  номера повторения, а по вертикальной — число правильно воспроизведенных слов.

По форме  кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания  испытуемых. На большом количестве здоровых исследуемых установлено, что у здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5,7,9, или 6,8,9 или 5, 7,10 и т.д., т.е. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10. "Кривая запоминания" может указывать и на ослабление активного внимания и на выраженную утомляемость испытуемых. Так, например, иногда он ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а затем после каждой пробы воспроизведения — все меньше и меньше. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Истощаемость внимания испытуемых не обязательно проявляется в кривой с резким спуском вниз, иногда кривая принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

 

В отдельных, сравнительно редких случаях, они воспроизводят  одно и то же количество одних и  тех же слов. Кривая имеет форму  плато. Такое отсутствие нарастания удержания слов после их повторения свидетельствует об эмоциональной вялости испытуемых; нет отношения к исследованию, нет заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше.

Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя после повторения, в большей мере свидетельствуют  о памяти в узком смысле слова, т. е. о фиксации следов воспринятого.

 

Исследования  объема долговременной ассоциативной  памяти

 

Исследование  объема долговременной ассоциативной  памяти на слова, связанные между  собой по смыслу и на слова, связанные  механически.

 

Стимульный  материал:

 

утро - вечер

серебро - золото

Информация о работе Исследование познавательной сферы личности