Исследование познавательной сферы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:49, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – исследование познавательной сферы личности.
Объект исследования – девушка юношеского возраста.
Предмет исследования – уровень развития познавательных психических процессов.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа на тему Исслед позн сферы лч.doc

— 509.50 Кб (Скачать документ)

ребенок - няня

река - озеро 

север - юг

вверх - вниз

капуста - перо

столб - достоинство

слой - летчик

стол - лицо

капля-полоса

земля - класс

 

Зачитывается  список из шести пар слов, связанных  между собой либо по ассоциации, либо случайно. Выслушав список из пар слов, испытуемый должен вслед за прочитанным экспериментатором первым словом пары, воспроизвести второе слово пары. Результаты фиксируются и не корректируются по ходу выполнения эксперимента. При анализе результатов учитывается количество повторений и время заучивания. В среднем количество повторений равно 3-4 как для первой серии, так и для второй, а время заучивания около 120 сек.

 

Методика  «Корректурная проба»

Методика  «Корректурная проба», оценка с ее помощью продуктивности и устойчивости, распределения и переключения внимания.

По процедуре  своего применения данная методика в качестве стимульного материала использует лист бумаги среднего книжного формата с рядами строчных букв, расположенных в случайном порядке без интервалов.

 

Назначение  теста 

Исследование  степени концентрации и устойчивости внимания.

 

Описание теста

Корректурная  проба выявляет колебания внимания, его концентрацию и устойчивость по отношению к однообразным зрительным раздражителям в условиях длительной перегрузки зрительного анализатора. Используется специальный бланк с 36 строками букв, в каждой строке по 30 букв, всего на бланке1080 знаков. Необходим также секундомер. Начинать исследование нужно, лишь убедившись, что у испытуемых есть желание выполнять задание. При этом у испытуемых не должно создаваться впечатление, что их экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экспериментатор выдает ему бланк "корректурной пробы" и суть задания разъясняет следующей инструкцией: "На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку слева направо, отыскивайте все буквы "Р" и "К" и зачеркивайте их. Вычеркивать нужно, ставя вертикальные черточки. Иногда я сам буду ставить на вашем бланке черточки - это будет отметка времени, на это вы не должны обращать внимания. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать буквы как можно быстрее, но самое главное - работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы К или Р не пропустить и ни одной лишней не вычеркнуть".

 

Экспериментатор включает секундомер и дает испытуемому  сигнал для начала работы. По прошествии каждой минуты экспериментатор ставит черточку в том месте, где испытуемый держит в это время карандаш, стараясь по возможности не мешать ему.

 

Проверка  выполнения правильности зачеркивания Р и К проводится по заранее  изготовленному ключу (на бланке экспериментатор  вырезает все Р и К, затем он накладывает этот бланк на ответы испытуемого и подсчитывает количество верно зачеркнутых букв). При анализе результатов обследования в первую очередь следует уделить внимание двум показателям: скорости и точности.

 

Скорость  выполнения зависит от типа темперамента испытуемого (у холерика и сангвиника - быстрый темп психической деятельности, а у флегматика и меланхолика - медленный), от индивидуальных особенностей испытуемого: быстрый темп с большой неточностью наблюдается при расторможенности, у импульсивных личностей. Снижение скорости работы говорит о пониженном фоне настроения, встречается у лиц, склонных к усталости, а также с отдаленными последствиями черепно-мозговых травм (ушибов).

 

Точность  во многом зависит от заинтересованности личности в обследовании.

 

Соотношение точности и скорости может характеризовать  индивидуальный стиль деятельности ученика: установка на количество и пренебрежение качеством, либо установка на качество, при снижении количественных результатов. Обычно в старших классах на одном бланке допускается от пяти до десяти ошибок. При качественном анализе результатов обследования следует обратить внимание на количество ошибок по минутам (при общем снижении работоспособности число ошибок равномерное и к концу работы их количество нарастает).

 

Влияние упражняемости на выполнение методики невелико, поэтому ее можно проводить неоднократно.

 

Успешность  выполнения задания можно вычислять  по формуле:

 Y=(c-m)/(c+n)*100%

 

где С - общее количество всех отмеченных испытуемым элементов,

 

m - количество  неправильно отмеченных элементов,

 

n - количество  пропущенных элементов, которые следовало бы отметить.

 

Успешность  в процентах оценивается следующим  образом:

 

0 - 10 % - невозможность выполнения задания

 

11 - 25 % - низкие результаты выполнения  задания

 

26 - 40 % - результаты ниже среднего

 

41 - 60 % - средние результаты

 

61 - 75 % - результаты выше среднего.

 

76 - 90 % - высокие результаты

 

91 - 100 % - отличное выполнение задания

 

Ошибкой считается пропуск тех букв, которые  должны быть зачеркнуты, а также  неправильное зачеркивание.

 

Устойчивость  внимания оценивается по изменению  скорости просмотра на протяжении всего задания.

 

Методика «Таблицы Шульте»

 

Назначение  теста 

Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц  разных возрастов.

 

Описание  теста 

Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

 

Инструкция  к тесту.

Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На  этой таблице числа от 1 до 25 расположены  не по порядку». Затем таблицу закрывают  и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно  быстрее и без ошибок». Таблицу  открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

 

Обработка и интерпретация результатов  теста 

Основной  показатель – время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

 

С помощью  этого теста можно вычислить  еще и такие показатели, как (по А.Ю.Козыревой):

эффективность работы (ЭР),

степень врабатываемости (ВР),

психическая устойчивость (ПУ).

 

Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:

ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5, где 

Тi –  время работы с i-й таблицей.

 

Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:

ВР= Т1 / ЭР

 

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому  требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

 

ПУ= Т4 / ЭР

 

Показатель  результата меньше 1,0 говорит о хорошей  психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем  хуже психическая устойчивость испытуемого  к выполнению заданий.

 

Тест  Мюнстерберга на избирательность внимания

 

Цель  исследования: определение избирательности  внимания.

Оборудование: бланк с заданием.

Инструкция: Среди буквенного текста имеются  слова. Ваша задача просматривая строку за строкой, как можно быстрее  найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте. Время выполнения задания - 2 мин.

 

БЛАНК:

 

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментрочягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицыфцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщхэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырплослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародшлджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурсйфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлжэзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэхьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэнтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

 

Оценка  результатов: Методика направлена на определение  избирательности внимания. Оценивается  количество выделенных слов и количество ошибок, то есть пропущенных и неправильно  выделенных слов. В тексте содержится 25 слов.

 
 
 

Тест "Логическое мышление"

 

Необходимо  определить формальную правильность того или иного логического умозаключения  на основе определенного утверждения (или ряда утверждений). Реальная действительность не играет при этом никакой роли (это немного усложняет тест, поскольку содержание утверждений абсурдно, но логически безупречно). Учитывайте также то, что правильных ответов может вообще не быть или их может быть больше одного.

На нижеследующие 12 заданий отводится 8 минут!

 

1. Некоторые  улитки являются горами. Все горы  любят кошек. Следовательно, все  улитки любят кошек.

а) правильно

б) неправильно

2. Все  крокодилы могут летать. Все великаны  являются крокодилами. Следовательно,  все великаны могут летать.

а) правильно

б) неправильно .

3. Некоторые,  кочаны капусты являются паровозами. Некоторые паровозы играют на  рояле. Следовательно, некоторые  кочаны капусты играют на рояле.

а) правильно

б) неправильно

4. Две  рощи никогда не похожи друг  на друга. Сосны и ели выглядят  совершенно одинаково. Следовательно, сосны и ели не являются двумя рощами.

а) правильно

б) неправильно

5. Никто  не может стать президентом,  если у него красный нос.  У всех людей нос красный.  Следовательно, никто не может  быть президентом.

а) правильно

б) неправильно

6. Все  вороны собирают картины. Некоторые  собиратели картин сидят в  птичьей клетке. Следовательно, некоторые  вороны сидят в птичьей клетке.

а) правильно

б) неправильно

7. Только  плохие люди обманывают или  крадут. Екатерина -хорошая.

а) Екатерина  обманывает

б) Екатерина  крадет

в) Екатерина  не крадет

г) Екатерина  обманывает и крадет

д) Екатерина  не обманывает

Информация о работе Исследование познавательной сферы личности