Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:15, реферат
Зарождение и детской практической психологии в конце 19 - начале 20 в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. Холл одним из первых обратил внимание на важность практического изучения процесса становления психики конкретного ребёнка. В своей лаборатории он исследовал подростков, юношей и девушек, разработав для них специальные вопросники целью которых было изучение различных сторон психики молодых людей. Первоначально эти вопросники раздавались учителям для сбора сведений о том, как подростки представляют окружающий мир
История и современное состояние психологической службы образования
Зарождение
и детской практической психологии
в конце 19 - начале 20 в. было тесно
связано с педологией, наукой о
детях, созданной американским психологом
Гренвиллом Стенли Холлом. Холл одним
из первых обратил внимание на важность
практического изучения процесса становления
психики конкретного ребёнка. В
своей лаборатории он исследовал
подростков, юношей и девушек, разработав
для них специальные вопросники
целью которых было изучение различных
сторон психики молодых людей. Первоначально
эти вопросники раздавались учителям
для сбора сведений о том, как
подростки представляют окружающий
мир. Вскоре их содержание расширилось,
появились специальные анкеты для
подростков, учителей, родителей. Отвечая
на вопросы, молодые люди должны были
рассказать об отношениях к другим
людям, о своих радостях и опасениях.
Полученные ответы статистически прорабатывались,
что помогало составить целостную
картину психологических
Холл был
также основателем педологии - комплексной
науки о ребёнке, в основе которой
лежит идея педоцентризма, т.е. идея
о том, что ребёнок является центром
исследовательских интересов
Пионерами педологии
были врачи и биологи, так как
в то время именно они владели
большим количеством
Работы Д. Селли «Очерки по психологии детства» (1895) и «Педагогическая психология» (1894 -1915) способствовали проникновению психологических идей в учебные заведения, частичному изменению программ обучения и стиля общения педагогов с детьми. Его труды имели большое значение для практической детской психологии и педалогии, поскольку Селли изучал какие ассоциации и в каком порядке проявляются в каком процессе психического развития детей. Его исследования показали, что первыми являются ассоциации по сходству, затем постепенно формируются образы предметов, основанные на ассоциациях по смежности, а в конце второго года жизни возникают ассоциации по контрасту. Данные полученные Селли, позволили также выделить основные этапы в познавательном, эмоциональном и волевом развитии детей, которые необходимо учитывать при их обучении.
На основе этих положений последовательница Селли - М. Монтессори разработала систему упражнений, способствующих интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Основой этой системы, достаточно распространённой и на сегодняшний день, стала тренировка ощущений как основных элементов мышления, осознание и интеграция которых способствуют познавательному развитию детей.
Клапаред
основал ассоциацию прикладной психологии
и педагогический институт женили,
который в дальнейшем стал Международным
центром экспериментальных
Детская практическая психология требовала определить предмет и задачи своего исследования, а так же методы с помощью которых необходимо определить уровень психического развития детей.
Разрабатывалось большое количество тестов, на определения умственны способностей.(Гинне, Кателле).
Этапы развития детской практической психологии в России
Первый этап: 1900-1907год. Зарождение детской практической психологии, появление первой теории и исследований психологического развития детей.
Организация
курсов и экспериментальной
Второй этап. 1908 - 1917год.Разработка методологических принципов построения детской практической психологии.
Третий этап . 1918 - 1924 год. Период становления советской детской практической психологии, ревизии старой дооктябрьской науки. Особо важную роль на этапе играет поиск новых методов обучения и воспитания, многообразие школ и детских садов.
Четвёртый этап.1925 - 1928 год. Период объединения различных групп и течений дошкольной психологии. Выработка единой концепции развития психики, направленное на изучение развития личности ребёнка. Усовершенствование работы детских садов и школ.
Пятый этап. 1929-1931 год . Период интенсивного развития детской практической психологии, в этот же период начинаются нападки на психологию связанную на изменение социальной обстановки в обществе. Разрыв между теорией и практикой увеличивается.
Шестой этап 1932-1936год. Идеалогизация науки сказывается на дальнейшем развитии детской практической психологии. В образовательной практике ликвидируется интерес к личности ребёнка.
В 1936 году был запрет на детскую практическую психологию. В настоящее время детская практическая психология переживает новый этап развития. В образовательных учреждениях введена должность педагога-психолога.
Задачи психологической службы образования
П.С. - организационная структура опред. совместную деятельность руковод. и спец-ов, гос. муниц. органов управления образованием и образ. учрежд. в системе обрназов. ориентир. на психолог. обеспечен. образ. процесса.
П.С. являеться необход. компонентом в системе общего образ. создающим условие для личностного, интеллект и социального развития подрастающего поколения, а также для охраны здоровья всех участников образ процесса.
Цель ПС: содействие в создании ОУ социальной ситуации развития соответствующей индивидуальности и обеспечивающей псих условия для охраны здоровья и развития личности всех участн. обр. процесса.
Задачи ПС:
1. Содействие
личностному и индивид.
2. Содействие
гармонизации социально-
3. Психол. обеспечение
образ. программ с целью
4. Выявление основных. психологических проблем, опред. причин и средств их разрешения.
5. Профилактика и преодоление отклонений в развитии детей.
6. Содействие в по внедрению в практику образ. достижение псих науки.
Основными средствами достижения главной цели психологической службы образования являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специально развивающей работы с ними.
Подведем итог всему сказанному.
Психологическая служба образования -- один из компонентов целостной системы образования страны.
Целью ее деятельности является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста.
Основной
задачей -- содействие психическому, психофизическому
и личностному развитию детей
на всех возрастных ступенях дошкольного
и школьного детства; основным средством
-- создание благоприятных психолого-
Психическое и психологическое здоровье
Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др.
Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он как бы связывает две науки и две области практики - медицинскую и психологическую. В последние десятилетия на пересечении медицины и психологии возникла особая отрасль - психосоматическая медицина, в основе которой лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии становятся главной причиной заболевания, в других - они являются как бы толчком, ведущим к болезни, иногда особенности психики воздействуют на протекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания и психологический дискомфорт.
Термин «психическое
здоровье» был введен Всемирной
организацией здравоохранения (ВОЗ). Основным
условием нормального психосоциального
развития ребенка (помимо здоровой нервной
системы) признается спокойная и
доброжелательная обстановка, создаваемая
благодаря постоянному
Эксперты
Всемирной организации
У большинства
детей в те или иные периоды
под влиянием определенных ситуаций
могут появиться нарушения
Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды.
Исследования представителями ВОЗ в разных странах мира проблемы воспитания детей родителями, поведение которых отклоняется от нормы, показали, что среди детей преступников и лиц, страдающих психическими расстройствами, чаще встречаются нарушения психического здоровья. Генетические факторы могут играть некую роль в этой связи, замечают эксперты, однако совершенно очевидно, что основная причина этих нарушений связана с неблагоприятной обстановкой в семье и уродливым отношением родителей к детям.
Интересным является еще один вывод экспертов ВОЗ: повышение уровня благосостояния необязательно способствует психосоциальному развитию детей. Должны быть предприняты специальные усилия, чтобы социально-экономические достижения способствовали улучшению психосоциального развития, а не приводили к возникновению новых проблем.
Таким образом,
основу психического здоровья составляет
полноценное психическое
Осмысливая
содержательную суть психологической
службы, есть необходимость введения
в научный психологический
Профессиональное место
Все взрослые
люди, работающие в детских садах,
школах и других учреждениях образования,
решают общую задачу - обеспечивают
обучение и воспитание подрастающего
поколения. При этом каждый из них
занимает свое определенное место в
учебно-воспитательном процессе, имеет
свои конкретные задачи, цели и методы.
У каждого воспитателя и
Информация о работе История и современное состояние психологической службы образования