Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:15, реферат
Зарождение и детской практической психологии в конце 19 - начале 20 в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. Холл одним из первых обратил внимание на важность практического изучения процесса становления психики конкретного ребёнка. В своей лаборатории он исследовал подростков, юношей и девушек, разработав для них специальные вопросники целью которых было изучение различных сторон психики молодых людей. Первоначально эти вопросники раздавались учителям для сбора сведений о том, как подростки представляют окружающий мир
Если дошкольный консилиум не пришел к общему мнению по поводу необходимой развивающей и коррекционной работы с ребенком(случай оказался сложным и опыта специалистов недостаточно; возникли конфликтные отношения с родителями; родители не принимают рекомендаций консилиума и т.п.), ребенок может быть направлен на консультацию более высокого уровня: муниципальную, районную или даже региональную. Подразумевается, что в такой консультации примут участие более опытные специалисты, что позволит им правильно оценивать состояние ребенка.
Третьим этапом деятельности психолога является собственно реализация решений консилиума (муниципальной консультации) в плане развивающе-коррекционных мероприятий внеурочного плана или специальной психологической помощи непосредственно в процесс обучения ребенка. Развивающе-коррекционная работа проходит в индивидуальном или групповом (подгрупповом) режиме. В соответствии с особенностями развития ребенка и наличием соответствующих специалистов в ДОУ определяются направленность, интенсивность и продолжительность циклов занятий. Важной задачей является наполняемость групп. Должна быть определена ориентировочная продолжительность как отдельных занятий, так и цикла занятий в целом. Все эти показатели должны быть не только отражены, но и обоснованы в программе коррекционной работы.
Решение задач динамической оценки состояния ребенка в рамках деятельности консилиума является завершающей стадией третьего этапа.
Таким образом, в задачи консилиума, прежде всего входит разработка индивидуальной программы комплексного сопровождения каждого ребенка, поэтому форма организации
Основным принципам развивающей работы, четко выделенным Б. П. Никитиным.
1. Раннее начало. Нет такого периода в развитии психики ребенка, в течение которого происходит только созревание нервных структур и функций: любой контакт ребенка с окружающим миром уже является для него новым опытом, а значит, прямо влияет па его умственное и личностное развитие. Следует, однако, помнить и о том, что чем младше ребенок, тем в большей мере степень зрелости его центральной нервной системы ограничивает его познавательные возможности, поэтому в раннем возрасте ни в коем случае нельзя форсировать развитие, перегружать мозг ребенка.
2. Создание среды, способствующей развивающей
деятельности ребенка и стимулирующей
ее. Необходимо, насколько возможно,
рано окружить ребенка такой средой и такой
системой отношений, которые бы стимулировали
самую разнообразную его деятельность
и исподволь развивали бы в нем именно
то, что в соответствующий момент способно
наиболее эффективно развиватьс
3. Стимуляция собственной
4. Предоставление ребенку
Это предохранит его от перенапряжения и переутомления и позволит сохранить интерес к самому занятию.
5. Обязательное участие взрослого в деятельности ребенка. Для ребенка взрослый выступает в качестве помощника и равноправного партнера, хотя на самом деле именно взрослому принадлежит активная регулирующая и направляющая роль в игре с ребенком преддошкольного возраста. Главное при этом, чтобы помощь взрослого не превращалась в подсказку: нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.
Т.О. проблема соотношения обучения и психического развития сложна не только в теоретическом, но и в практическом плане, Принципиальным, на наш взгляд, является представление о том, что ни раннее развитие, ни раннее обучение не должно иметь своей целью пропуск какого-либо этапа возрастного развития. Каждый из них имеет свою собственную ценность, и только максимальное использование всех тех возможностей, которые он предоставляет, дает подлинное развитие как познавательных психических процессов, так и личности ребенка.
Цели и задачи психологического консультирования
Консультирование - деятельность психологов направленная на оказание помощи в решении проблем детям, педагогам, родителям.
Чаще всего консульт. проводит по вопросам возникающих трудностей в эмоциональном, личностном развитии, по ? конфликтов, по ? формирования дет. коллектива.
В работе психолога выделяют:
1. Прямое
консультирование, т.е. предпологает
работу психолога в
2. опосредованное,
т.е. беседы с родителями, педагогами,
администрацией по поводу
Психологический смысл консультирования:
Человек обозначает свою проблему, а психолог должен помочь этому человеку самому решить эту проблему.
Консультирование отличается от психопрофилактики, т.к. процедура психо- консультирования зависит от действий психолога консультанта:
1. необходимо уточнить и осмыслить проблему.
2. необходимо
найти средства решения
3. необходимо
предупредить возникновение
Центральным моментом консультирования явл. установление контакта между психологом и клиентом.
Диагностика как отрасль психологии
Цели и задачи псих. диагностики
Это теория и практика оценки психологических свойств, процессов и состояний человека, кот. опред. при помощи научно-проверенных методов позволяющих получить достоверную информацию.
Цель психодиагностики: Дать информацию об индивидуально-психологических особенностях детей.
Принципы психодиагностической работы:
1. необходимо
учитывать эмоциональный
2. фиксировать
и анализировать свободные
3. процедура
диагностики не м.б.
Основные виды диагностики:
1. д-ка познавательной сферы. 2. эмоционально - волевой 3. псих. готовности к школе. 4. детско-родительских отношений.
Этапы осуществления:
1. Изучение практического запроса
2. Формулировка психологической проблемы.
3. Выдвижение
гипотезы о причинах и
4. Выбор метода исследования
5. Осущ. диагностики (в середине недели, 1 половине дня)
6. Формулирование
псих. диагноза, кот. в обязательном
порядке содержит прогноз
7. Разработка рекомендаций, программ психокорекционной работы.
8. Осущ-е этой программы и контроль за её выполнением.
Понятие общего психического недоразвития.
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ, недоразвитие интеллекта или -- в более широком смысле -- нижняя часть спектра распределения интеллекта в популяции. Умственная отсталость не является отдельным заболеванием или особым состоянием, скорее это общее название многих отклонений, различных по своей природе и степени выраженности.
Умственную отсталость можно классифицировать на отдельные клинические формы синдром Дауна Больные с этим синдромом обычно физически недоразвиты, низкорослы, у них маленькая округлая голова, характерные аномалии лица и рук, узкие раскосые глаза, придающие больным внешнее сходство с лицами монголоидной расы. Отсюда первоначальное название заболевания - монголизм. ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ
При недостаточности гормонов щитовидной железы развивается кретинизм, который легко диагностировать по таким признакам, как уплощенное, широкое лицо, грубая толстая кожа, короткие кривые ноги, низкорослость. При т. н. врожденных эктодермозах (факоматозах) умственная отсталость сочетается с опухолями нервной системы и кожными изменениями.
субклинической. Снижение интеллекта у таких лиц обычно бывает легким или пограничным между умеренной и легкой умственной отсталостью. В то же время у больных со специфическими клиническими формами чаще выявляется тяжелое или умеренное снижение интеллекта.
Отчетная и планирующая документация
(рекомендации районной Службы практической психологии).
Перечень необходимой
1. Функционал (должностная инструкция) педагога-психолога,
утвержденный директором ОУ.
2. План работы, утвержденный (согласованный с) директором ОУ.
3. Заключения
по результатам проведенных
психодиагностических обследований.
4. Отчет по массовым обследованиям.
5. Журнал
учета индивидуальных
6. Журнал учета групповых форм работы.
7. Программы коррекционной и развивающей работы.
8. Программы тренинговой работы.
9. Аналитический
отчет о годовой работе
Форма №1 (обязательная).
ПЛАН.
1. При составлении плана необходимо отметить:
- Цели и
задачи образовательной
- Цели и
задачи деятельности психолога
(психологической службы) - в ходе
психологического обеспечения
2. При составлении
плана необходимо учитывать:
3. План работы
должен включать следующие
Информация о работе История и современное состояние психологической службы образования