Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:15, реферат
Зарождение и детской практической психологии в конце 19 - начале 20 в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. Холл одним из первых обратил внимание на важность практического изучения процесса становления психики конкретного ребёнка. В своей лаборатории он исследовал подростков, юношей и девушек, разработав для них специальные вопросники целью которых было изучение различных сторон психики молодых людей. Первоначально эти вопросники раздавались учителям для сбора сведений о том, как подростки представляют окружающий мир
В основе обсуждаемого
принципа лежат важнейшие
Если до недавнего
времени основное внимание при обучении
и восстании уделялось наиболее
слабым местам, «зонам отставания», имеющимся
у ребенка, то теперь признается иное:
опора на субъективно успешную (интересную,
привлекательную, любопытную) для ребенка
область знания или деятельности
оказывает прогрессивное
У каждого ребенка свой потенциал развития, надо помочь ему этот потенциал почувствовать, осознать и реализовать. При этом и учеба приобретает для него личностный смысл и не будет создавать особых проблем ни самому ребенку, ни учителю, ни родителям.
Отсюда задача индивидуального подхода -- наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. В этом смысле индивидуальный подход нужен так называемым благополучным детям не меньше, чем трудным. У каждого ребенка есть индивидуальные особенности, которые можно развить и которые могут превратиться в его сильные стороны. Вообще развитие способностей У ребенка всегда должно быть связано с развитием у него особых, только ему присущих черт. Главное, не бороться с индивидуальными особенностями, а изучать, развивать потенциальные возможности детей и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития.
Ребенку необходимо дать шанс, возможность осуществления самого себя, дать почувствовать, что у него все хорошо и в него верят.
Этический кодекс практического психолога образования
1. Ответственность за изменения внутреннего мира клиента
2. Критическая
оценка уровня своей
3. Обеспечение тайной информации.
4. Запрет
использования информации в
ПС в д/с - Районная ПС - Городская ПС - Облостная ПС итд.
Принципы психологической
1. Признание
самоценности любого человека
его право на отличие от
других, не относящимся к его
культуре и социальным
2. Уникальность ситуации индивидуальный путь и его решение.
3. «Не навреди», «во имя ребёнка»
4. Субъективное
переживание не может
5. Любая проблема
имеет свои причины и
Просвещение как вид психологической практики
Псих просвещение - приобщение педагогов, родителей и детей к психол. знаниям.
Задачи психо-просвещения:
1. Знакомство
педагогов и родителей с
2. Популяризация
и разъяснение результатов
3. Формирование
потребностей псих знаниях,
4. Достижение
понимания в необходимости раб.
Формы просвещения
1. лекции, беседы, практикумы, семинары, круглые столы, дискуссии, диспуты, дебаты.
2. Оформление
информационных стендов,
3. Организация выставок, продажи литературы.
Возможности развивающей программы 1-го года жизни
Ранний опыт
ребенка создает тот фон, который
ведет к развитию навыков речи,
умению слушать и думать.
Реализация в дошкольном учреждении наиболее благоприятных условий развития для каждого ребенка -- основная задача детского психолога. Эта задача может быть успешно решена только в совместной работе психолога с педагогами и родителями.
Принципиальную роль в развитии маленького ребенка играет не столько наличие или отсутствие специальной программы работы с ним или конкретное содержание такой программы, сколько позиция взрослых -- воспитателей и особенно родителей, их постоянное стремление показывать ребенку и делать вместе с ним то, чем они сами занимаются в повседневной жизни, обращать его внимание на все то, что окружает нас и мимо чего мы давно уже проходим равнодушно, привычно не замечая. Реализация такого поведения не так проста, как может показаться, ибо требует от родителей такой же постоянной открытости миру, которая присуща именно детям. Хорошо известно, какую колоссальную нагрузку несет нервная система маленького ребенка, осваивающего окружающую его жизнь, и точно такая же нагрузка (в качестве дополнения к повседневной) ложится и на его родителей.
Понятие психологической профилактики
Психопрофилактика -- это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.
Уровни психологической
1. первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все дети, как «нормальные», так и с проблемами.
2. вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в обучении и поведении. Основная ее задача -- преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д.
Консультирование с родителями, беседы с педагогами и с целью их обучения стратегии преодоления трудностей.
3. третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача - коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися, направленными к нему для специального изучения.
Необходима коррекция данных трудностей.
Т.О. большинство усилий психологов направленно на работу с детьми, кот. уже испытывают трудности.
В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от самого психолога. Можем сказать, что здесь мы наблюдаем самозапрос в чистом виде. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то, о чем можно предупредить, что можно изменить, посоветовать, чтобы создать благоприятные условия для обучения и воспитания детей. Здесь он хозяин положения.
Психологическая работа с родителями
Концепция
Если предложить
ряду педагогов или психологов поделиться
своими мыслями по поводу работы с
родителями, то нередко можно услышать
следующее: «Бедные психологи уговаривают
родителей правильно
Тем психологам, которые испытывают трудности в работе с родителями или же хотят расширить диапазон возможных воздействий, предлагается курс, базирующийся на практических разработках автора.
Работа с
родителями в нем рассматривается
как составная часть
Исходя из
данной цели, можно выделить две
основные задачи:
1) создание вокруг ребенка общего воспитательного
поля, обеспечивающего непротиворечивость
воздействий взрослых (эта задача обычно
реализуется через групповую работу с
родителями, что и найдет свое отражение
в курсе);
2) оптимизация воздействий родителей
в отношении детей, имеющих существенные
нарушения здоровья (эта задача реализуется
через индивидуальное консультирование
родителей, что также будет представлено
в материалах курса).
Концептуальной основой курса являются положения гуманистической психологии и разработанной на ее основе позитивной педагогики.
Особенности психологического просвещения детей дошкольного возраста
Псих. просвещение - приобщение педагогов, родителей и детей к психол. знаниям.
С 5- 6 лет детям необходимо разъяснить с какими конкретными трудностями они столкнулись в данной ситуации, помочь разобраться в причинах конфликта, найти способы его разрешения.
Основные требования к дошкольникам: Доступность языка, конкретность формулировок.
Цель: Повышение психологической культуры личности.
Литература, разыгрывание ситуаций, театральные постановки, беседы, наблюдения, эксперименты, экскурсии в школу, библиотеку и т.д.
Психолого-педагогический консилиум как один из перспективных методов работы практического психолога образования
Под «консилиумом», понимается не только общее обсуждение специалистов при анализе особенностей развития того или иного ребенка или ситуации вокруг него, но постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка.
В целом «консилиумная» деятельность психолога может проходить в двух режимах:
~ В рамках
экспертной деятельности
~ В рамках
специализированного
Действует на основе соответствующего Положения Министерства образования
К задачам консилиума, решающего проблемы сопровождения детей, следует отнести:
1. Экспертные
задачи по определению
2. Экспертная
задача по выделению детей,
более остальных нуждающихся
в дополнительной
3. Отслеживание
эффективности дополнительной
Каждый специалист
консилиума, решая в сфере своей
компетенции вопросы
Ряд задач, которые
не должны входить в практику и
компетенцию деятельности психолого-медико-
1. Сиюминутные
проблемы обучения, которые вызывают
тревогу у педагога, но, в связи
со своей незначительной
2. Кратковременные
проблемы поведения, связанные
с сиюминутной ситуацией в
семье, с начинающимся
3. Разработку
программ воспитательных мер
в рамках учебно-
Деятельность психолога в рамках консилиума можно рассматривать как состоящую последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого.
Работа консилиума с ребенком может начинаться либо по запросу родителей (лиц их заменяющих), либо (с их согласия) по запросу педагога, администрации образовательного учреждения. При этом согласие родителей должно быть документально зарегистрировано в Карте развития или в каком-либо другом документе, заводимом на ребенка в данном учреждении. Такое письменное согласие родителей позволяет предупредить ряд негативных моментов, связанных с конфликтными ситуациями. Это можно рассматривать как предварительный этап сопровождения ребенка.
В настоящее время разработан ряд документов, карт развития и т.п., в которых достаточно подробно и развернуто, представлены те необходимые начальные сведения о ребенке и его семье, которые получает специалист, проводящий обследование. Первичное обследование ребенка разными специалистами (в том числе и психологом) является фактически первым этапом сопровождения. Первый этап заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми специалистами консилиума.
В соответствии
с принципом индивидуально-
Коллегиальное
обсуждение результатов обследования
о характере и особенностях развития
ребенка и определить общий прогноз
его дальнейшего развития и комплекс
тех развивающе-коррекционных
Информация о работе История и современное состояние психологической службы образования