История и современное состояние психологической службы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:15, реферат

Описание

Зарождение и детской практической психологии в конце 19 - начале 20 в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. Холл одним из первых обратил внимание на важность практического изучения процесса становления психики конкретного ребёнка. В своей лаборатории он исследовал подростков, юношей и девушек, разработав для них специальные вопросники целью которых было изучение различных сторон психики молодых людей. Первоначально эти вопросники раздавались учителям для сбора сведений о том, как подростки представляют окружающий мир

Работа состоит из  1 файл

История и современное состояние психологической службы образования.docx

— 46.28 Кб (Скачать документ)

Практический  психолог приходит в детское образовательное  учреждение тоже как специалист, а  не как «скорая помощь» для  воспитателя или учителя и  «нянька» для детей. Он равноправный член педагогического коллектива и  отвечает за ту сторону педагогического  процесса, которую, кроме него, никто  профессионально обеспечит не может, а именно -- за психическое (интеллектуальное, эмоциональное, мотивационно-потребностное, коммуникативное и др.) развитие и психологическое здоровье детей.

В своей работе психолог опирается на профессиональные знания о возрастных закономерностях  и индивидуальном своеобразии психического развития, об истоках психической  деятельности и мотивах поведения  человека, о психологических условиях становления и расцвета личности в онтогенезе.

Практический  психолог, работая в д\с, имеет  дело с детьми самого разного возраста. При этом он видит возраст детей  не в статике, а в динамике -- на его глазах дети растут, взрослеют, переходят с одной ступени  онтогенеза на другую, более сложную  и содержательную. Помочь этому переходу -- одна из сложнейших задач психолога. Поэтому в центре его внимания - психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни и как итог -- к самоопределению.

Эта готовность формируется постепенно, с момента  рождения ребенка -- в общении со взрослыми и сверстниками, в игре, в посильном труде и дошкольном обучении.

Вместе с  тем психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в пей достойное место предполагает не завершенные в своем формировании психологические структуры и  качества, а определенную зрелость личности. Последнее заключается  в том, что у старшеклассника  сформированы психологические образования  и механизмы, обеспечивающие ему  возможность непрерывного роста  его личности сейчас и в будущем. Именно за обеспечение данной возможности  и отвечают практический психолог образования  и психологическая служба образования  в целом, именно в этом заключается  ее основной содержательный смысл. Осуществление  этого смысла требует глубокой подготовки детского психолога как специалиста.

Т.О. Практический психолог ищет пути и условия психического развития ребенка, определяет формы, методы и содержание своей работы в зависимости  от того, какими научными представлениями  о развитии он руководствуется. Важность научных оснований практической работы психолога, именно это определяет уровень его профессионализма.

Взаимодействие психолога с  коллективом ОУ

B самом общем  виде взаимодействие людей можно определить как систему взаимных связей субъектов, котая обуславливает их взаимное влияние.

В педагогической практике нередко употребляются  понятия «возействие», «воздействовать» (например, воздействовать на ученика  процессе воспитания)

Взаимодействие  людей -- это сложное психологическое  явление, в основе которого лежат  целостные системы взаимных действий и реакций, между которыми возникает  причинная зависимость. Взаимодействие включает в себя ряд необходимых компонентов. Во-первых, это обмен мыслями, знаниями, идеями, то есть информацией (коммуникативный компонент), во-вторых, - обмен действиями (деятельностный компонент), в-третьих, - процесс восприятия партнерами друг друга (перцептивно-эмоциональный компонент). Только в совокупности все эти компоненты обеспечивают взаимопонимание людей. А это и есть главное, именно взаимопонимание определяет полное взаимодействие. Если люди не понимают друг друга, ни о каких взаимных действиях не может быть и речи.

Психологическая служба образования - это своеобразное поле взаимодействия практического  психолога с детьми разного возраста, их воспитателями, учителями, родителями, другими взрослыми (администрация, врачи, социальные педагоги), в центре этого взаимодействия находятся  интересы ребенка как формирующейся  личности. Безусловно, успешное решение  сложных задач обучения и воспитания детей в решающей степени зависит  от деятельности всего педагогического  коллектива образовательного учреждения, от каждого педагога, его профессионального  мастерства, эрудиции, культуры. Опора  на опыт воспитателей и учителей -- людей, в течение длительного времени  постоянно общающихся с детьми, наблюдающих  их в самых различных ситуациях, необходима в работе практического  психолога. Он, помимо прочего, осуществляет синтез педагогического опыта с  данными психологической науки. Взаимодополняемость позиций психолога  и педагога в подходе к ребенку, их тесное сотрудничество на всех стадиях  работы и с отдельными детьми, и  с детскими коллективами следует  рассматривать как необходимое  условие обеспечения работы.

К сожалению, нередко взаимодействие в образовательном  пространстве рассматривается преимущественно  как «парное взаимодействие»: родитель--ребенок, воспитатель- родитель, психолог--ребенок.

Ребенок один, а взаимодействуют с ним многие взрослые, это хорошо, так как  в сотрудничестве и взаимодействии со взрослыми его развитие и происходит.

Взаимодействие  или сотрудничество возможны лишь при  условии ясного понимания и четкого  выполнения всеми специалистами  своих функциональных и профессиональных обязанностей. Полноценность взаимодействия, а, следовательно и эффективность  психологической службы достигаются  тогда, когда психолог, педагог (воспитатель), родитель, с одной стороны, становятся единомышленниками, ас другой четко  различают своп функции и возможности: педагог не подменяет ни родителя, ни психолога, психолог педагога, родителя, социального работника и т. д.

Именно взаимодополняемость  профессиональных позиций и знаний психолога и педагога в подходе  к ребенку, их тесное сотрудничество на равных на всех стадиях работы и  с отдельными детьми и с детскими коллективами - необходимое условие для успешной работы учебно-воспитательного учреждения. Такое взаимодействие взрослых в образовательном пространстве во многом зависит от позиции администрации учреждения, ее (администрации) мудрость состоит в том. чтобы помогать тем и другим, ни в коем случае не противопоставляя их друг другу.

Стадии «созревания» коллектива

1. Подготовительный этап - внешнее проявления педагогов: пед-и деманстратируют защитную агрессию. старт ревизии.

Задачи психолога: Сформулировать базовое доверие, снять  тревожность, показать пользу ПС.

Формы работы: просвещение консультирование.

2. Организационный - внешнее проявления педагогов: навязывание ролей, требование немедленного результата, запросы пед. выходят за рамки компетенции психологов.

Задачи психолога: обьяснить роль психологов в ДОУ, установить границы проф. компетенции.

Формы работы: Письменное предоставление своих функций.

3. Начало созревания: внешнее проявления педагогов: Интерес к псих. знаниям, отсутствие опред. запросов, недифференцированное - желание что-то улучшить.

Задачи психолога: Определить потребности сформулировать запросы, пробудить активность пед-ов.

Формы работы: Лекции, семинары, краткосрочные консультирования.

4. Созревание: внешнее проявления педагогов: Открытость и дифференцирование проблем.

Задачи психолога: дать необходимые знания, помочь в  переходе на активную позицию, способствование  психологическому виденью.

Формы работы: Тренинги, те упражнения.

Права и обязанности практического  психолога образования

Обязанности:

1. Пед. псих. несёт профессиональную ответств. за объективность псих заключения, адекватность используемых диагностических  и коррекционных методов работы, обоснованность рекомендаций.

2. В своей  работе руководствуется законам  РФ, правительственными и нормативными  документами, приказами, распоряжениями  органов управления.

3. Психолог  рассматривает вопросы и принимает  решения строго в границах  своей компетенции.

4. обязан  отслеживать новинки в псих. науки.

5. Препятствовать  применению психокоррекции и  психодиагностики не компетентными  лицами.

6. В решении  всех вопросов исходит из интересов  детей.

7. Содействует  в психологической грамотности  руководителей и педагогов.

8. Ведёт регистрацию  всех видов деятельности в  соответствии с предложенными  образцами отчетной организации.

Права:

1. На сокращенную  рабочую неделю

2. На получение  профессиональных льгот и гарантированный  56 отпуск.

3. Выбирать  формы и методы работы, решать  вопросы об очерёдности проведения  различных видов работ

4. Имеет право  на создание условий необходимых  для успешного выполнения профессиональных  обязанностей.

5. Отказываться  от выполнения распоряжений администрации  в тех случаях когда эти  распоряжения противоречат профессионально-этическим  нормам.

6. Имеет право  знакомиться с необходим. для  профессион. деятельности документами.

7. Обращаться  с запросами в соответствующие  инстанции для получения информации  по нужным вопросам.

8. Учувствовать  в работе психолого-медицинской  педагогической комиссии по опеке  и попечительству.

9. Вести работу  по прапоганде псих знаний.

10. Выступать  с обобщением имеющегося опыта  своей работы в газетах и  журналах.

Профессиональные требования к  практическому психологу

В профессиональные требования входит необходимость наличия  общих и специальных (необходимых  для работы с детьми) профессиональных качеств. Главным условием является наличие профессиональных знаний и  навыков работы. Для детского практического  психолога обязательно знание возрастной психологии, владение навыками общения  с детьми разного возраста и с  родителями.

Способность к эмпатическому слушанию. Это  требование относится к взаимодействию как с ребенком, так и с родителями. Приемы эмпатического (понимающего  и сопереживающего) слушания всегда зависят от возраста ребенка и  его индивидуальных особенностей. Необходимо дополнительно использовать совместную и игровую деятельность, что помогает адекватно понять состояния ребенка.

Принятие  клиента и безоценочное общение. Этот принцип работы трудно осуществлять с детьми, так как они ориентированы  на оценку взрослого и функция  взрослого во взаимодействии с ребенком предполагает оценку его достижений и проявлений. Это то качество, которому детскому практическому психологу  приходится учиться специально.

Принятие  ответственности и рефлексия  своих действий. Не подменять проблему и не решать проблему за клиента. Необходимо учитывать, что проблемы детей значительно  отличаются от проблем взрослых. Для  их адекватного понимания нужны  не только профессиональные знания, но и опыт взаимодействия с детьми. Ответственность за внедрение во внутренний мир ребенка также  необыкновенно высока.

Доверие к  клиенту как имеющему потенциал  для решения своих проблем, вера в способности и возможности  ребенка как условие успешной психологической работы. Умение увидеть  и поддержать проявление инициативы ребенка в поиске выхода из проблемной ситуации. Уверенность в том, что  ребенок «не может быть плохим», а сложности и отклонения в  его поведении свидетельствуют  об отсутствии у него способов конструктивного  выхода из создавшейся ситуации. Потенциал  и перспективы развития всегда есть у ребенка.

Не переносить свои проблемы в ситуацию психологической  работы. Это особенно важно при  работе с детьми, так как они  сами не способны предъявить претензии  и требования к психологу. Мера ответственности  и рефлексии психолога в этом случае необыкновенно высока.

Умение общаться с ребенком в соответствии с его  возрастными особенностями как  профессиональное качество детского психолога. Детский практический психолог должен уметь осуществлять эмоционально-личностное общение с младенцем, уметь разделять  деятельность с детьми раннего и  дошкольного возраста, применять  адекватные для возраста формы вербального  и невербального общения, учитывать  индивидуальные особенности ребенка (сформированность глазного, тактильного, вербального контактов, ощущение дискомфорта при общении со взрослыми, реакцию на оценку взрослым своих действий), учитывать потребность ребенка в присутствии объекта привязанности.

Индивидуальные особенности ребёнка, их учёт в практической психологии

Главная цель деятельности практической психологии образования - психологическое здоровье детей. Она не только определяет основные задачи службы, но и обусловливает основные принципы деятельности практического психолога.

Прежде всего -- это принцип индивидуального подхода к человеку любого возраста на основе понимания и признания индивидуальности человека как ценности и принцип профессионального взаимодействия и сотрудничества психолога со всеми субъектами образовательного пространства - родителями, воспитателями, педагогами, любыми другими взрослыми, имеющими отношение к ребенку.

Практический  психолог образования, безусловно, принимает  тот факт, что любой ребенок  самоценен уже потому, что он появился на свет, что ему дарована жизнь. Каждый ребенок интересен сам  по себе: послушный и непослушный, успевающий и неуспевающий, красивый и не очень и др.

Отсюда основной принцип в работе практического  психолога-подход к каждому ребенку  как к единственному и неповторимому, как к зарождающейся индивидуальности.

Этот принцип  известен в педагогической практике как индивидуальный подход. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике - дело очень непростое. Доказательством служит тот факт, что пока еще об индивидуальном подходе больше говорят, чем претворяют его в реальной работе с ребенком.

Под индивидуальными особенностями личности в психологии принято понимать такие особенности, которые отличают данную личность от другой. При одних и тех же целях, программах, методах воспитания и обучения мы видим у всех детей индивидуальные особенности, индивидуальное своеобразие. С возрастом, чем образованнее и воспитаннее становится человек, тем ярче, интереснее, значительнее его индивидуальные особенности.

Информация о работе История и современное состояние психологической службы образования