Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:15, реферат
Зарождение и детской практической психологии в конце 19 - начале 20 в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. Холл одним из первых обратил внимание на важность практического изучения процесса становления психики конкретного ребёнка. В своей лаборатории он исследовал подростков, юношей и девушек, разработав для них специальные вопросники целью которых было изучение различных сторон психики молодых людей. Первоначально эти вопросники раздавались учителям для сбора сведений о том, как подростки представляют окружающий мир
Практический психолог приходит в детское образовательное учреждение тоже как специалист, а не как «скорая помощь» для воспитателя или учителя и «нянька» для детей. Он равноправный член педагогического коллектива и отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечит не может, а именно -- за психическое (интеллектуальное, эмоциональное, мотивационно-потребностное, коммуникативное и др.) развитие и психологическое здоровье детей.
В своей работе психолог опирается на профессиональные знания о возрастных закономерностях и индивидуальном своеобразии психического развития, об истоках психической деятельности и мотивах поведения человека, о психологических условиях становления и расцвета личности в онтогенезе.
Практический психолог, работая в д\с, имеет дело с детьми самого разного возраста. При этом он видит возраст детей не в статике, а в динамике -- на его глазах дети растут, взрослеют, переходят с одной ступени онтогенеза на другую, более сложную и содержательную. Помочь этому переходу -- одна из сложнейших задач психолога. Поэтому в центре его внимания - психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни и как итог -- к самоопределению.
Эта готовность формируется постепенно, с момента рождения ребенка -- в общении со взрослыми и сверстниками, в игре, в посильном труде и дошкольном обучении.
Вместе с
тем психологическая готовность
войти во взрослую жизнь и занять
в пей достойное место
Т.О. Практический психолог ищет пути и условия психического развития ребенка, определяет формы, методы и содержание своей работы в зависимости от того, какими научными представлениями о развитии он руководствуется. Важность научных оснований практической работы психолога, именно это определяет уровень его профессионализма.
Взаимодействие психолога с коллективом ОУ
B самом общем
виде взаимодействие людей
В педагогической практике нередко употребляются понятия «возействие», «воздействовать» (например, воздействовать на ученика процессе воспитания)
Взаимодействие людей -- это сложное психологическое явление, в основе которого лежат целостные системы взаимных действий и реакций, между которыми возникает причинная зависимость. Взаимодействие включает в себя ряд необходимых компонентов. Во-первых, это обмен мыслями, знаниями, идеями, то есть информацией (коммуникативный компонент), во-вторых, - обмен действиями (деятельностный компонент), в-третьих, - процесс восприятия партнерами друг друга (перцептивно-эмоциональный компонент). Только в совокупности все эти компоненты обеспечивают взаимопонимание людей. А это и есть главное, именно взаимопонимание определяет полное взаимодействие. Если люди не понимают друг друга, ни о каких взаимных действиях не может быть и речи.
Психологическая
служба образования - это своеобразное
поле взаимодействия практического
психолога с детьми разного возраста,
их воспитателями, учителями, родителями,
другими взрослыми (администрация,
врачи, социальные педагоги), в центре
этого взаимодействия находятся
интересы ребенка как формирующейся
личности. Безусловно, успешное решение
сложных задач обучения и воспитания
детей в решающей степени зависит
от деятельности всего педагогического
коллектива образовательного учреждения,
от каждого педагога, его профессионального
мастерства, эрудиции, культуры. Опора
на опыт воспитателей и учителей -- людей,
в течение длительного времени
постоянно общающихся с детьми, наблюдающих
их в самых различных ситуациях,
необходима в работе практического
психолога. Он, помимо прочего, осуществляет
синтез педагогического опыта с
данными психологической науки.
Взаимодополняемость позиций
К сожалению,
нередко взаимодействие в образовательном
пространстве рассматривается
Ребенок один, а взаимодействуют с ним многие взрослые, это хорошо, так как в сотрудничестве и взаимодействии со взрослыми его развитие и происходит.
Взаимодействие или сотрудничество возможны лишь при условии ясного понимания и четкого выполнения всеми специалистами своих функциональных и профессиональных обязанностей. Полноценность взаимодействия, а, следовательно и эффективность психологической службы достигаются тогда, когда психолог, педагог (воспитатель), родитель, с одной стороны, становятся единомышленниками, ас другой четко различают своп функции и возможности: педагог не подменяет ни родителя, ни психолога, психолог педагога, родителя, социального работника и т. д.
Именно взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний психолога и педагога в подходе к ребенку, их тесное сотрудничество на равных на всех стадиях работы и с отдельными детьми и с детскими коллективами - необходимое условие для успешной работы учебно-воспитательного учреждения. Такое взаимодействие взрослых в образовательном пространстве во многом зависит от позиции администрации учреждения, ее (администрации) мудрость состоит в том. чтобы помогать тем и другим, ни в коем случае не противопоставляя их друг другу.
Стадии «созревания» коллектива
1. Подготовительный этап - внешнее проявления педагогов: пед-и деманстратируют защитную агрессию. старт ревизии.
Задачи психолога: Сформулировать базовое доверие, снять тревожность, показать пользу ПС.
Формы работы: просвещение консультирование.
2. Организационный - внешнее проявления педагогов: навязывание ролей, требование немедленного результата, запросы пед. выходят за рамки компетенции психологов.
Задачи психолога: обьяснить роль психологов в ДОУ, установить границы проф. компетенции.
Формы работы: Письменное предоставление своих функций.
3. Начало созревания: внешнее проявления педагогов: Интерес к псих. знаниям, отсутствие опред. запросов, недифференцированное - желание что-то улучшить.
Задачи психолога: Определить потребности сформулировать запросы, пробудить активность пед-ов.
Формы работы:
Лекции, семинары, краткосрочные
4. Созревание: внешнее проявления педагогов: Открытость и дифференцирование проблем.
Задачи психолога: дать необходимые знания, помочь в переходе на активную позицию, способствование психологическому виденью.
Формы работы: Тренинги, те упражнения.
Права и обязанности практического психолога образования
Обязанности:
1. Пед. псих.
несёт профессиональную
2. В своей
работе руководствуется
3. Психолог
рассматривает вопросы и
4. обязан отслеживать новинки в псих. науки.
5. Препятствовать
применению психокоррекции и
психодиагностики не
6. В решении
всех вопросов исходит из
7. Содействует в психологической грамотности руководителей и педагогов.
8. Ведёт регистрацию
всех видов деятельности в
соответствии с предложенными
образцами отчетной
Права:
1. На сокращенную рабочую неделю
2. На получение
профессиональных льгот и
3. Выбирать
формы и методы работы, решать
вопросы об очерёдности
4. Имеет право
на создание условий
5. Отказываться
от выполнения распоряжений
6. Имеет право знакомиться с необходим. для профессион. деятельности документами.
7. Обращаться
с запросами в соответствующие
инстанции для получения
8. Учувствовать
в работе психолого-
9. Вести работу по прапоганде псих знаний.
10. Выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в газетах и журналах.
Профессиональные требования к практическому психологу
В профессиональные требования входит необходимость наличия общих и специальных (необходимых для работы с детьми) профессиональных качеств. Главным условием является наличие профессиональных знаний и навыков работы. Для детского практического психолога обязательно знание возрастной психологии, владение навыками общения с детьми разного возраста и с родителями.
Способность к эмпатическому слушанию. Это требование относится к взаимодействию как с ребенком, так и с родителями. Приемы эмпатического (понимающего и сопереживающего) слушания всегда зависят от возраста ребенка и его индивидуальных особенностей. Необходимо дополнительно использовать совместную и игровую деятельность, что помогает адекватно понять состояния ребенка.
Принятие клиента и безоценочное общение. Этот принцип работы трудно осуществлять с детьми, так как они ориентированы на оценку взрослого и функция взрослого во взаимодействии с ребенком предполагает оценку его достижений и проявлений. Это то качество, которому детскому практическому психологу приходится учиться специально.
Принятие ответственности и рефлексия своих действий. Не подменять проблему и не решать проблему за клиента. Необходимо учитывать, что проблемы детей значительно отличаются от проблем взрослых. Для их адекватного понимания нужны не только профессиональные знания, но и опыт взаимодействия с детьми. Ответственность за внедрение во внутренний мир ребенка также необыкновенно высока.
Доверие к клиенту как имеющему потенциал для решения своих проблем, вера в способности и возможности ребенка как условие успешной психологической работы. Умение увидеть и поддержать проявление инициативы ребенка в поиске выхода из проблемной ситуации. Уверенность в том, что ребенок «не может быть плохим», а сложности и отклонения в его поведении свидетельствуют об отсутствии у него способов конструктивного выхода из создавшейся ситуации. Потенциал и перспективы развития всегда есть у ребенка.
Не переносить свои проблемы в ситуацию психологической работы. Это особенно важно при работе с детьми, так как они сами не способны предъявить претензии и требования к психологу. Мера ответственности и рефлексии психолога в этом случае необыкновенно высока.
Умение общаться с ребенком в соответствии с его возрастными особенностями как профессиональное качество детского психолога. Детский практический психолог должен уметь осуществлять эмоционально-личностное общение с младенцем, уметь разделять деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста, применять адекватные для возраста формы вербального и невербального общения, учитывать индивидуальные особенности ребенка (сформированность глазного, тактильного, вербального контактов, ощущение дискомфорта при общении со взрослыми, реакцию на оценку взрослым своих действий), учитывать потребность ребенка в присутствии объекта привязанности.
Индивидуальные особенности
Главная цель деятельности практической психологии образования - психологическое здоровье детей. Она не только определяет основные задачи службы, но и обусловливает основные принципы деятельности практического психолога.
Прежде всего -- это принцип индивидуального подхода к человеку любого возраста на основе понимания и признания индивидуальности человека как ценности и принцип профессионального взаимодействия и сотрудничества психолога со всеми субъектами образовательного пространства - родителями, воспитателями, педагогами, любыми другими взрослыми, имеющими отношение к ребенку.
Практический психолог образования, безусловно, принимает тот факт, что любой ребенок самоценен уже потому, что он появился на свет, что ему дарована жизнь. Каждый ребенок интересен сам по себе: послушный и непослушный, успевающий и неуспевающий, красивый и не очень и др.
Отсюда основной
принцип в работе практического
психолога-подход к каждому ребенку
как к единственному и
Этот принцип известен в педагогической практике как индивидуальный подход. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике - дело очень непростое. Доказательством служит тот факт, что пока еще об индивидуальном подходе больше говорят, чем претворяют его в реальной работе с ребенком.
Под индивидуальными особенност
Информация о работе История и современное состояние психологической службы образования