Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:21, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется возросшим интересом к проблеме сознания в отечественной и зарубежной психологии. Несмотря на накопленный опыт, многие методологические и теоретические аспекты этой фундаментальной проблемы остаются дискуссионными. В частности, обращает на себя внимание неоднозначность рассмотрения вопроса о неосознаваемых детерминантах когнитивной активности сознания. Решение этого вопроса непосредственно связано с анализом работы механизмов сознания и обсуждением феномена осознания в русле исследований познавательной деятельности.
Введение 3
Часть 1.
История психологического изучения сознания. Феномен осознания 4
Различие сознания от осознания 16
Эксперименты в рамках когнитивной психологии 20
Часть 2.
Осознание в рамках гештальт—психологии 23
Упражнения: 25
Техника сознавания 28
Направленное сознавание 35
Список литературы 39
Новосибирский государственный технический университет
Кафедра педагогики и психологии
Курсовая работа
История психологического изучения сознания
Осознание в рамках гештальт—психологии
Выполнила: Сидорова Кристина
Студентка группы П-71
Новосибирск 2009
Содержание
Введение
Часть 1.
История психологического
изучения сознания. Феномен осознания
4
Различие сознания
от осознания
Эксперименты в
рамках когнитивной психологии
Часть 2.
Осознание в
рамках гештальт—психологии
Упражнения:
Техника сознавания
Направленное сознавание
Список литературы
Введение
Актуальность темы исследования определяется возросшим интересом к проблеме сознания в отечественной и зарубежной психологии. Несмотря на накопленный опыт, многие методологические и теоретические аспекты этой фундаментальной проблемы остаются дискуссионными. В частности, обращает на себя внимание неоднозначность рассмотрения вопроса о неосознаваемых детерминантах когнитивной активности сознания. Решение этого вопроса непосредственно связано с анализом работы механизмов сознания и обсуждением феномена осознания в русле исследований познавательной деятельности.
История собственно психологического
изучения сознания начинается с возникновения
самой психологии как самостоятельной
сферы научного знания. Со времен В.
Вундта в мировой и отечественной
психологии неоднократно предпринимались
попытки описать структуру
Часть 1. История психологического изучения сознания. Феномен осознания
Сознательную деятельность
принято противопоставлять
сознания. Эмпирическими
индикаторами этой деятельности могут
служить вербальные и моторные реакции,
продукты предметной деятельности человека,
а также психофизиологические показатели
(зрачковые реакции, сосудистые реакции,
частота сердечных сокращений, кожно-гальваническая
реакция, вызванные потенциалы мозга
и т.п.), когда последние
Подход, при котором происходит
отождествление сознательного и
осознаваемого, препятствует пониманию
логики работы механизмов сознания, поскольку
предполагает, что сфера сознания
не может включать в себя неосознаваемые
явления. Кроме того, поиски осознаваемых
детерминант осознания, как свидетельствует
история интроспективной
Теоретическое представление о феномене осознания должно строиться таким образом, как если бы сама когнитивная деятельность сознания не зависела от конструкции мозга, строения нервной системы и физиологии организма, с одной стороны, и социологии микро- и макроокружения личности – с другой. Это не означает, что функционирование сознания эмпирического субъекта не испытывает на себе внешних влияний. И состояние мозговой активности, и социальные факторы оказывают существенное влияние на работу сознания отдельного индивидуума. Однако в зеркале теории не сознание эмпирического субъекта является предметом рассмотрения. Теоретическая репрезентация сознания – это всегда идеализация, и в этой идеализации не должно находить себе места эмпирическое многообразие физиологических и
социальных факторов. Поэтому
и эффекты осознания, порожденные
когнитивной деятельностью, не должны
объясняться физиологическими причинами
и действием социальных факторов.
Такой подход соответствует позиции
когнитивистов, согласно которой, необходимой
и достаточной логикой для
объяснения продуктов психической
активности может служить логика
когнитивной деятельности. В этом
случае эффекты осознания оправдано
трактовать как результаты познавательной
деятельности, осуществляемой сознанием.
Данный взгляд на возможность теоретической
реконструкции функционального
устройства сознания в полной мере
согласуется с принципом
Теоретическая реконструкция неосознаваемой деятельности сознания в первую очередь означает описание принципов работы функциональных механизмов и выявление тех факторов, которые влияют на возникновение и характер осознаваемого. В контексте такого понимания цели научно-психологического изучения сознания неизбежно возникает вопрос о роли феномена осознания в познавательной деятельности.
Значимость построения психологической
теории сознания определяется не только
академическими интересами, но и необходимостью
сохранения теоретического базиса психологии
как единой науки, созданием центростремительных
процессов в противовес наблюдаемой
в настоящее время тенденции
нарастающей дифференциации психологического
знания. Еще Л.С. Выготский, предостерегая
от распада психологии на различные
типы наук, призывал к систематизации
накопленных психологией
Изучение феномена осознания не в меньшей степени отвечает требованиям
психологической практики, ведь оценка эффективности психологической помощи во многом связана с анализом изменений в осознаваемом опыте субъекта. Поскольку осознание является мощным фактором трансформации личности, исследование механизмов, ответственных за возникновение осознаваемых переживаний, представляется несомненно актуальным и в практическом плане.
В отличие от традиционной трактовки сознания как осознания, термином «осознание» в работе обозначается интегральный психический продукт активности сознания, в частности, продукт познавательной деятельности.
Осознание не является синонимом
сознания, а есть результат его
работы. Понятие «осознание» является
эмпирическим, но в отличие от других
эмпирических понятий, используемых в
психологии, не является частным. Это
родовое понятие, обозначающее широкий
спектр эмпирических феноменов, относящихся
к разным сферам психического опыта,
например, к сенсорной, перцептивной,
мыслительной сферам или к сферам
представления и моторной активности
человека. Общее, что объединяет разнообразные
осознаваемые переживания, заключается
в инвариантном процессе их порождения:
любой эффект осознания есть следствие
неосознаваемой деятельности сознания.
Сама эта деятельность осуществляется
сознанием посредством
Термин «сознание» использован
в работе как теоретический конструкт,
которым обозначается функциональная
структура, вследствие деятельности которой
возникают осознанные переживания.
«Сознание» является теоретическим
понятием, которое, в отличие от «осознания»,
не может ассоциироваться с каким-
В концепции психодинамического взаимодействия представлений И.Ф. Гербарта нашли отражение основные принципы ассоциативной психологии, положение о динамике элементов психического опыта, а также идея «порога сознания». Гербарт выделял три области знания: апперцепцию как осознаваемый, а, следовательно, ясный и отчетливый опыт; перцепцию – область смутного знания; бессознательное (Гербарт, 1895). Поскольку сфера осознания ограничена, то не все представления, а лишь наиболее энергетически заряженные способны преодолеть порог сознания. Кроме того, психодинамика внутренней жизни, взаимодействие элементов психического опыта, соединение или конфликтное противостояние этих элементов не осознаются, но именно эта неосознаваемая борьба представлений определяет нахождение в осознаваемом опыте тех или иных переживаний.
Основатель психофизики
Г.Т. Фехнер искал детерминанты сознательной
активности не в физиологии организма,
не в психике познающего субъекта,
не в социальном окружении, а в
физической реальности действительного
мира.Вместе с тем, в психофизических
исследованиях было установлено, что
осознанное переживание сенсорного
воздействия может напрямую зависеть
от ранее испытанного в
стимулом и эталоном, в ряде случаев, можно рассматривать как эффекты влияния ранее не осознанного опыта обнаружения или различения. Следовательно, границы пороговой зоны определяются принятой сознанием гипотезой об отсутствии различий в характере стимуляции. Следовательно, границы пороговой зоны определяются принятой сознанием гипотезой об отсутствии различий в характере стимуляции.
Наиболее ценным в плане
психологического наследия Г. Гельмгольца
явилась концепция «
Информация о работе История психологического изучения сознания