История психологического изучения сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:21, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования определяется возросшим интересом к проблеме сознания в отечественной и зарубежной психологии. Несмотря на накопленный опыт, многие методологические и теоретические аспекты этой фундаментальной проблемы остаются дискуссионными. В частности, обращает на себя внимание неоднозначность рассмотрения вопроса о неосознаваемых детерминантах когнитивной активности сознания. Решение этого вопроса непосредственно связано с анализом работы механизмов сознания и обсуждением феномена осознания в русле исследований познавательной деятельности.

Содержание

Введение 3
Часть 1.
История психологического изучения сознания. Феномен осознания 4
Различие сознания от осознания 16
Эксперименты в рамках когнитивной психологии 20

Часть 2.
Осознание в рамках гештальт—психологии 23
Упражнения: 25
Техника сознавания 28
Направленное сознавание 35
Список литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 84.96 Кб (Скачать документ)

 

Упражнение 6. Обострение ощущения тела.

Стратегия психологической  работы состоит в расширении возможностей сознавания во всех направлениях. Для  этого, в частности, мы обращаем ваше внимание на части вашего опыта, которые  вы предпочитаете отстранять и не принимать в качестве своих собственных. Постепенно выявятся целые системы  блокирования, составляющие вашу привычную  стратегию сопротивления осознанию. Когда вы сможете обнаруживать их в вашем поведении, мы непосредственно сосредоточимся на них в их специфических формах и постараемся перенаправить энергию, которой заряжены эти блокировки, в конструктивное функционирование вашего организма.

В этой группе упражнений мы будем заниматься ненаправленным осознанием, в отличие от направленного. Это  упражнение сосредоточено на понимании  того. Что ваша последовательность мыслей, ваш поверхностный опыт - что бы это ни было и что бы ни «означало» - прежде всего нечто  само по себе существующее. Даже если нечто  есть «просто желание» - оно есть нечто, а именно - само желание как  таковое. И в этом своем качестве оно столь же реально, как и  все остальное.

 

1) Поддерживайте  чувство актуальности - чувство,  что ваше осознание осуществляется  здесь и теперь.

2) Старайтесь  понимать, что это вы переживаете  свой опыт: действуете, наблюдаете, страдаете, сопротивляетесь. 

3) Внимательно  следуйте за любым опытом - «внутренним»  и «внешним», абстрактным и  конкретным, обращенным в прошлое  или в будущее, «желаемым», «должным»   просто «наличествующим», произвольно  создаваемым и спонтанно возникающим. 

4) По отношению  к любому переживанию проговаривайте: «Сейчас я сознаю, что...»

 

Попробуйте сначала  обращать внимание только на внешние  события - визуальные объекты, звуки, запахи, - но без подавления других переживаний. Теперь по контрасту, сосредоточьтесь  на внутренних процессах - образах, физических ощущениях, мышечных напряжениях, эмоциях, мыслях. Теперь попробуйте дифференцировать эти различные внутренние процессы, сосредоточиваясь на каждом из них  так полно, как только вы можете: на образах, на мышечных напряжениях, и  т. п. Следите при этом, если удается, за всеми возникающими объектами, действиями, может быть, драматическими сценами, компонентами которых они являются.

Сосредоточьтесь на своих «телесных» ощущениях в  целом. Дайте своему вниманию блуждать по различным частям тела. По возможности  «пройдите» вниманием все тело. Какие  части себя вы чувствуете? До какой  степени и с какой ясностью существует для вас ваше тело? Отметьте боли и зажимы, которых вы обычно не замечаете. Какие мышечные напряжения вы чувствуете? Обращая на них внимание, не старайтесь преждевременно их расслабить, дайте им влиться. Постарайтесь определить их точное местоположение. Обратите внимание на ощущения кожи. Чувствуете ли вы свое тело как целое ? Чувствуете ли вы связь  головы с туловищем?

 

Переживания сознавания тела почти для всех затруднительно и  вызывает сопротивление и тревожность. Но оно чрезвычайно важно и  заслуживает затраты многих часов. Это не только основа для разрушения «мышечного панциря», но также и средство для лечения всех психосоматических заболеваний.

Упражнение направлено на то, чтобы вы могли лучше ориентироваться  в своей ситуации «организм - среда», как она сейчас существует. Особенно важно рассмотреть хронические  «бессмысленные» зажимы, напряжения и боли, существующие в вашем теле. Это предварительная работа, когда  же вы действительно почувствуете необходимость  измениться на основе прямого замечания-сознавания ситуации, тогда будет уместно  применить и корректирующие процедуры.

 

Упражнение 7. Опыт непрерывности эмоций

Первые упражнения центрировались на экстероцепции, основе вашего сознания «внешнего мира». Предыдущие упражнение касалось проприоцепции, сознания «тела» - его действий и тенденций к  действию. Однако такое раздельное внимание к «внешнему» и «внутреннему»  было лишь предварительным, потому что  все это лишь абстракции от вашего целостного опыта, включающего и  то и другое. Когда «внешний мир» и «тело» не разделяются произвольно, опыт охватывает поле «организм/среда», дифференцированное единство «вы-в-вашем-мире». Этот непрерывно меняющийся гештальт никогда не нейтрален, это непосредственно  вас касается, это, в конце концов, ваша жизнь в процессе ее проживания. Ее значимость вездесуща. Переживание  поля «организм/среда» в аспектеценности  составляет эмоции.

В данном упражнении не требуется  ничего особенного. Предлагается сделать  лишь первый шаг к углублению сознавания своих эмоций. Если вы не совсем лишили себя чувствительности к позам и  функционированию своего тела, то следуя предложенным инструкциям вы сможете  убедиться, что эмоция является, как  мы говорили, заинтересованным переживанием сочетания экстеро- и проприоцепции.

 

Попробуйте   произвести   определенное   телесное действие. Например, напрягите, а потом расслабьте челюсти, сожмите  кулаки, начните тяжело дышать. Вы можете заметить, что все это вызывает смутную эмоцию - в данном случае фрустрированный гнев. Если к этому  переживанию вы можете добавить, скажем, фантазию, представление о каком-то человеке или вещи в вашем окружении, которые фрустрируют вас, - эмоция вспыхнет с полной силой и ясностью.

 

И наоборот, вы можете заметить, что даже в присутствии  чего-то или кого-то, фрустрирующего вас, вы не чувствуете эмоции, пока не примете  как свои собственные соответствующие телесные действия: вы начинаете чувствовать гнев в сжимании кулаков, в возбужденном дыхании и т. п.

 

Чтобы обострить осознание  эмоций, попробуйте следующее:

 

Лежа, попробуйте почувствовать свое лицо. Чувствуете ли вы свой рот ? Лоб? Глаза? Челюсти ? Обретя эти чувствования, задайте себе вопрос: «Каково выражение моего лица?». Не вмешивайтесь, просто дайте этому  выражению быть. Сосредоточьтесь  на нем, и вы заметите, как быстро оно меняется. В течение минуты вы можете почувствовать несколько  разных настроений.

 

Следующее упражнение направлено на осознание эмоций, которые мы обычно предпочитаем избегать, тех  самых, что пугают нас и заставляют стремиться к «владению собой». Старые переживания, «незаконченные дела», препятствуют тому, чтобы мы принялись за привлекающие нас «новые дела». Можно попробовать  заканчивать их, повторно переживая  их во всех подробностях в намеренной фантазии. Всякий раз, воспроизводя эти  болезненные эпизоды, вы будите находить добавочные детали и выводить в сознавание все больше и больше связанных  с ними эмоций.

 

Вновь и вновь оживляйте  в фантазии переживание, которое  имело для вас сильную эмоциональную  нагрузку. Каждый раз старайтесь вспомнить  дополнительные детали. Какое, например, наиболее пугающее переживание вы можете вспомнить? Прочувствуйте его вновь, так, как это все происходило. И еще раз. И снова. Употребляйте в описании настоящее время.

 

Возможно, в фантазии всплывут какие-то слова, нечто, что  вы или кто-то другой говорили в этой ситуации. Произносите их вслух, вновь, и вновь; слушайте, как вы произносите  их, почувствуйте как вы переживаете  их выговаривание и их слушание.

 

Вспомните ситуацию, в которой вы были унижены. Воспроизведите ее несколько раз. Обратите при этом внимание, не возникает ли в памяти какой-нибудь более ранний опыт подобного  рода. Если это так, перейдите на него и проработайте ее.

 

Делайте это для  различного рода эмоциональных переживаний, насколько у вас хватит времени. Есть ли у вас, например, незаконченные  ситуации горя? Когда кто-то, кого вы любили, умер, могли ли вы плакать? Если нет, можете ли сейчас? Можете ли вы мысленно представить себя у гроба и  проститься? Когда вы были более  всего разъярены, пристыжены, в замешательстве, чувствовали себя виноватым, и пр.? Можете ли вы пережить эти эмоции вновь? Если нет, то можете ли вы почувствовать, что вам мешает?

 

Данные упражнения направлены на то, чтобы научиться выражать самого себя.

 

Упражнение 8. Вербализация

Вербализация - это «выражение в словах». В этом упражнении интегрируется  наш вербальный и мыслительный опыт.

 

Послушайте, как  вы говорите в компании. Если есть возможность, запишите свой голос. Вы будете удивлены и, может быть, раздосадованы тем, как он звучит. Чем больше ваше предоставление о себе отличается от вашей реальной личности, тем сильнее в вас  будет нежелание признать услышанный голос как свой собственный.

 

Почитайте вслух  стихи, которые вы знаете, и послушайте себя. Не вмешивайтесь в чтение, не старайтесь читать громче, яснее или выразительнее. Читайте так, как у вас получается, повторяйте чтение, и слушайте, пока вы не почувствуете интеграции говорения  и слушания.

 

Затем прочтите то же стихотворение внутренней речью - «в уме». Теперь вам уже должно быть легко слышать собственную внутреннюю речь. - Теперь, когда выпросто читаете  книгу или газету, вслушайтесь  в свою внутреннюю речь, «проговаривание» читаемого. Сначала это замедлит чтение и, может быть, вызовет беспокойство, но через некоторое время вы сможете  «слушать» также быстро, как вы читаете; эта практика может улучшить вашу память благодаря возросшему контакту с материалом.

 

Наконец, попробуйте «прислушаться» к своей внутренней речи - думанию. Сначала это может  заставить вас «замолчать», но через  некоторое время беззвучное бормотание начнется снова. Вы услышите несвязные, «сумасшедшие» отрывки предложений, проплывающие вновь и вновь. Если это вызывает слишком большое  беспокойство, немножко поговорите с  собой намеренно: «Сейчас я слушаю себя. Не знаю, о чем бы подумать. Попробую проделать молча эксперимент  «здесь и теперь». Да, это звучит так же, как если бы я делал  это вслух. А теперь я забыл, перестал

слушать…».

 

Отмечайте модуляции  вашего внутреннего голоса. Какой  он - сердитый, жалующийся, ноющий, напыщенный? Или он звучит по-детски? Проговаривает  ли он педантично все подразумеваемое  после того, как значение уже понято?

 

Будьте настойчивы в этом упражнении, пока вы не почувствуете интеграцию, соединение слушания и говорения. Если вы сможете почувствовать функциональное единство говорения и слушания, ваше думание станет более выразительным. В то же время часть вашего думания, которая ничего не выражает, которая  крутится как мотор на холостом ходу, начнет понемногу исчезать.

Когда вы овладели внутренним слушанием, сделайте решающий шаг - перейдите  к внутреннему молчанию. Не путайте  внутреннее молчание с пробелами, трансом, остановкой «ума». Останавливаются  только «говорение-и-слушание«, но осознание  присутствует:

 

Постарайтесь  поддерживать внутреннее молчание, воздержитесь от внутренней речи; при этом оставайтесь  пробужденными и сознающими. Поначалу это может удаваться лишь на несколько  секунд, <думание> навязчиво возобновится. Для начала хорошо, если вы хотя бы почувствуете разницу между внутренним молчанием  и говорением; дайте им сменять  друг друга. Хороший способ - координировать это с дыханием. Попробуйте останавливать  внутреннюю речь во время вдоха. Затем, во время выдоха, дайте проговориться  внутренне возникшим словам. Если вы занимаетесь в одиночестве, то полезным может быть проговаривание этих слов вполголоса, шепотом. Если вы будете настойчивы в этом эксперименте, ваши визуализации станут ярче, ощущения тела - определеннее, эмоции - яснее, потому что внимание и энергия, используемые обычно в бессмысленном внутреннем говорении, теперь могут использоваться в этих более простых и более  фундаментальных функциях.

Поэзия - искусство выразительной  речи, - основывается на способности  молчаливо поддерживать сознавание потребностей, образов, чувств, памяти, - в то время как слова возникают  и организуются, так что эти  слова оказываются уже не банальными стереотипами, они пластически организуются в выражающую богатый опыт фигуру. Такие слова выражают то, что имеет  невербальную основу.

 

Прислушайтесь к  своей внутренней речи и постарайтесь отметить ее ритм, тон, «ходовые» фразы. Кому вы говорите? С какой целью? Придираетесь и ворчите? Льстите  кому-то? Не поворачиваете ли вы фразы  так, будто что-то скрываете - сами не знаете что? Стараетесь произвести впечатление? Или это блеф? Или вам нравится, как слова текут, цепляясь друг за друга? Есть ли у вашей внутренней речи постоянная аудитория ?

Большая часть того, что  вы считаете оценками и моральными суждениями - это ваша внутренняя речь во внутренних драматических ситуациях. Если вы можете останавливать внутреннюю речь, поддерживать внутреннее молчание, вы сможете яснее и проще оценивать  факты и свое отношение к ним.

 

Упражнение 9. Интегрирующее  сознавание.

До сих пор упражнения ориентировали социальное внимание на различные сферы вашего опыта. Поскольку эти сферы, рассматриваемые  отвлеченно, являются абстракциями целостного функционирования. Следующее упражнение направлено на переход из одной сферы  в другую, при этом следует заметить, что ситуация остается той же, но вы выражаете ее по-разному, в зависимости от того, на какой аспект ситуации обращать внимание.

 

Попробуйте на основе сознавания любой наличной ситуации произносить фразы, более или  менее адекватно выражающие эту  ситуацию с точки зрения тела, чувств, речевых привычек, социальных отношений  и пр. Например: «Я стискиваю челюсти  и напрягаю пальцы... Иными словами, я сержусь, но не даю своему гневу  выразиться... Иными словами, мой  голос звучит с нервной дрожью, но он мягок и сдержан... Иными  словами, в нашем обществе возможность  длительного контакта между людьми зависит от определенных ограничений  в их поведении…»

 

Каждая из таких формулировок - имеющий отношение к делу и  существенный взгляд на живую ситуацию. Учитесь легко менять точку зрения, это углубит и расширит вашу ориентацию в том, где вы находитесь и что  нужно делать.

 

Направленное  сознавание.

Упражнение 10. Превращение  слияния в контакт

В этих упражнениях - обращаем процесс, начиная с обострения чувствования того, что мы есть что мы ощущаем. Обретя вновь некоторую долю ориентации, мы можем начать возвращать себе способность  двигаться и манипулировать собой  и своим окружением конструктивно.

Информация о работе История психологического изучения сознания