Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:21, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется возросшим интересом к проблеме сознания в отечественной и зарубежной психологии. Несмотря на накопленный опыт, многие методологические и теоретические аспекты этой фундаментальной проблемы остаются дискуссионными. В частности, обращает на себя внимание неоднозначность рассмотрения вопроса о неосознаваемых детерминантах когнитивной активности сознания. Решение этого вопроса непосредственно связано с анализом работы механизмов сознания и обсуждением феномена осознания в русле исследований познавательной деятельности.
Введение 3
Часть 1.
История психологического изучения сознания. Феномен осознания 4
Различие сознания от осознания 16
Эксперименты в рамках когнитивной психологии 20
Часть 2.
Осознание в рамках гештальт—психологии 23
Упражнения: 25
Техника сознавания 28
Направленное сознавание 35
Список литературы 39
В диссертации предложена трактовка бессознательного как памяти в аспекте сохранения информации. Структурное описание бессознательного включает в себя три мнемические зоны, которые дифференцируются на основании разной степени доступности содержимого памяти для осознания: зона открытого доступа (надпороговая зона), зона частичного доступа (пороговая зона) и зона закрытого доступа (подпороговая зона). О минимальных возможностях памяти как идеализированного явления следует судить по максимуму возможностей памяти эмпирического субъекта. Интегрируя основные положения, относящиеся к работе неосознаваемых механизмов сознания, и представление о бессознательном как памяти в аспекте сохранения информации, стало возможным описание этапов микрогенеза
неосознаваемой когнитивной деятельности, предваряющей конечные эффекты осознания. Когнитивная деятельность включает в себя четыре этапа, последовательность которых определяет логику работы неосознаваемых механизмов сознания: обнаружение, сличение, принятие решения об осознании / неосознавании и исполнение решения об осознании.
Ближайшее будущее психологии
сознания связано с изучением
психомеханики сознания. Построение
психомеханической модели сознания
– задача, решение которой уже
возможно на современном этапе развития
научно-психологической мысли. Эта
задача предполагает описание логики
работы функциональных механизмов сознания.
На этапе построения психомеханической
модели сознания необходимо объяснить
феномен осознания, а для этого
требуется детальное
функционирует, осуществляя
когнитивную деятельность. Этот этап
можно условно назвать «зоной
актуального развития»
Следующей важной задачей исследования сознания является соединение в одном концептуальном целом двух сфер: познания и моторики. Как связаны познавательные контуры сознания с моторным контуром? Как моторика понимает «язык» познавательных контуров? Именно эти вопросы определяют проблемное поле исследований в «зоне ближайшего развития» психологии сознания.
В отдаленной перспективе
психологической науке
несомненно, есть свои перспективы развития.
Выводы
1. Функционирование сознания
осуществляется в силу
2. Осознание является
конечным результатом
3. Работа функциональных механизмов сознания сознанием не осознается.
4. Наряду с функциональными
механизмами, в класс
5. Эффекты осознания в
большей степени обусловлены
влиянием ранее осознанного
6. Эффект интерференции
является следствием
7. Необходимым этапом
когнитивного процесса
8. Сделанный механизмом
принятия решения выбор
9. В результате анализа
факторов, влияющих на эффекты
осознания, и систематизации
· Влияние на эффекты осознания ранее осознанной информации.
· Влияние на эффекты осознания ранее не осознанной информации.
· Влияние на эффекты осознания неосознаваемой иррелевантной информации.
· Влияние на эффекты осознания актуально осознаваемой (частично осознаваемой) иррелевантной информации.
· Влияние на неосознавание ранее осознанной информации.
· Влияние на неосознавание ранее не осознанной информации.
10. Структуру бессознательного
как памяти в аспекте
11. Экспериментально проверена
зависимость эффективности
12.Микрогенез неосознаваемой
когнитивной деятельности, предваряющей
эффекты осознания,
13. В ходе серии
· На результативность выполнения задачи «лексического решения» и, следовательно, на сам факт принятия решения об осознании существенное влияние оказывает характер предваряющей не осознанной стимуляции.
Опознание слова происходит с наибольшей результативностью, если предваряющим не осознанным стимулом служит слово, связанное по смыслу с опознаваемым. Опознание бессмысленного набора букв происходит с наибольшей результативностью, если в качестве предваряющего стимула также выступает бессмысленный набор букв. В том случае, когда предваряющим стимулом является слово, опознание бессмысленного набора букв происходит с максимальным количеством ошибок даже по сравнению с ситуацией, когда предваряющим стимулом является числовой ряд.
· Величина интерференции
со стороны иррелевантной
· На результативность обработки релевантной информации негативно влияет фактор семантического сходства актуальной иррелевантной и релевантной информации.
· Эффект перцептивной защиты
может выражаться в увеличении латентного
периода времени ассоциативной
реакции. Фактор смысловой неопределенности
в работе сознания является более
важным, чем табу в культуре, отрицательный
эмоциональный заряд или
· Забывание является результатом неосознанно принятого решения о неосознавании. Факты забывания могут быть вызваны неосознаваемым влиянием ранее осознанного опыта.
· В ситуации гипнотического запрета результаты когнитивной активности обусловлены неосознанно принятым решением о неосознавании исходя из ранее осознанного опыта.
· Обнаружен эффект неосознаваемого негативного выбора в ситуации гипнотического запрета. Неосознавание в гипнотическом состоянии имеет тенденцию к повторению, то есть ранее не осознанный стимул обладает эффектом последействия: при повторных предъявлениях он устойчиво не осознается.
Различие сознания от осознания
Одна из главных идей заключается в том, чтобы различать сознание и осознание, поскольку далеко не все в работе сознания осознается. Познавая мир, сознание не столько отражает реальность, сколько проверяет гипотезы о том, что она из себя представляет. При этом осознанно человек никаких гипотез не конструирует. Все конструкты порождаются автоматически, неосознанно. Предположительно существует механизм, который принимает решение о том, чтобы какие-то из порожденных конструктов осознать (сделать позитивный выбор), а какие-то — не осознавать (сделать негативный выбор). Сама работа механизма принятия решения об осознании не осознается. Интересно здесь то, что решение о неосознании — это тоже выбор, хоть и негативный. Так, если мы что-то не можем вспомнить, то лишь потому, что неосознанно приняли решение не вспоминать. Негативно выбранные значения не нейтральны для сознания, они активно отвергаются сознанием, а не просто остаются в стороне от него.
Можно экспериментально показать, что негативный выбор реально существует и влияет на характеристики человеческой деятельности.
Процессы сознавания, предваряющих конечный эффект работы сознания – осознанное переживание. Функциональная роль процессов сознавания выражается в семантической преднастройке. Рассмотрены и проанализированы эмпирические свидетельства процессов сознавания.
В психологии утвердилось
мнение, что фактами сознания следует
единственно считать осознанные
переживания или, иначе, эффекты
осознания. То, что не дано непосредственно
в сознании не является содержанием
сознательного опыта. (Непосредственную
данность содержания сознания, как
правило, связывают с чувством субъективной
очевидности тех или иных переживаний).
Фактически, при такой позиции, сознание
отождествляется с осознанием. На
мой взгляд, это ошибочное положение,
которое фальсифицируется результатами
многих экспериментальных
Прежде следует развести
сами понятия «сознавание» и «осознание».
Под «осознанием» предлагается понимать
итоговый эффект работы сознания. «Осознание»
является синонимом «непосредственного
опыта», то есть таких переживаний,
которые субъективно
Для того чтобы осознание произошло, сознанию необходимо иметь возможность выбора способа осознания в зависимости от того контекста памяти, в рамках которого будет происходить осмысление. Необходимо особо отметить, что работа механизмов сознания, корреспонденция сознания с памятью самим сознанием не осознается, но при этом создает возможность конечного эффекта деятельности сознания – осознанного переживания. Таким образом, в сознание включены механизмы, которые, будучи механизмами сознания и определяя его функциональную структуру, сами являются неосознаваемыми. В некотором смысле, то, что обычно называют сознанием, оказывается неосознаваемым. Осознанию подлежат только продукты деятельности сознания. Назовем процессы, предшествующие эффекту осознания процессами «сознавания», а содержание этих процессов, которое самим сознанием не осознается «латентным содержанием сознания». Факты сознания дифференцируются на осознаваемые и неосознаваемые явления. Как по объему информации, так и по скорости ее обработки на процессы сознавания не наложено никаких ограничений. Важно подчеркнуть, что последнее утверждение справедливо, если сознание мы рассматриваем как идеализацию, то есть как сознание не эмпирического, а идеального субъекта.
Неосознаваемое содержание
сознание в один момент времени непосредственным
образом влияет на конечные эффекты
осознания в последующие
Информация о работе История психологического изучения сознания