Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:35, реферат
Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фундаментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам приспосабливаться к различным факторам среды за счет универсального комплекса нейрогуморальных реакций. Этот термин стал одним из символов медицины 20 века, а затем вышел за пределы этой науки обыденного сознания, став модным, расхожим и многозначным.
2
Введение.
Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фундаментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам приспосабливаться к различным факторам среды за счет универсального комплекса нейрогуморальных реакций. Этот термин стал одним из символов медицины 20 века, а затем вышел за пределы этой науки обыденного сознания, став модным, расхожим и многозначным. Этому способствовали реальное увеличение количества стрессов у людей, обусловленное урбанизацией, увеличением темпа жизни, возрастанием числа межличностых взаимодействий, а также все более явным несоответствием между биологической природой человека и условиями его социального существования.
Первоначально в учениях о стрессе рассматривались его гуморальные и биохимические аспекты, но впоследствии все большее число исследователей стали обращать внимание на психологическую составляющую стресса. Выяснилось, что психика человека способна серьезно модифицировать характер «классического стресса» Г. Селье. Таким образом, без понимания нейрофизиологических особенностей функционирования человеческого мозга, эмоциональных и когнитивных процессов, нравственных установок и ценностей личности невозможно прогнозировать и управлятьстрессовыми реакциями человека. Становится очевидным все большая роль теоретической и практической психологии в создании единой концепции стресса.
Важность исследований по изучению механизмов и последствий эмоционального стресса подчеркивается практически всеми ведущими специалистами, работающими в этой области, независимо от научного направления (психиатрами, психологами, физиологами).
Актуальность данной темы обусловлена наличием в постиндустриальном обществе действия разных стрессогенных факторов - социальных, психологических, физических, экологических, информационных, что приводит к резкому увеличению числа психических и психосоматических заболеваний, снижению адаптивных функций человека. Данное исследование также является актуальным в наше время, так как стресс – основная проблема современного общества. Чем больше люди будут знакомы с этим понятием, чем лучше будут знать способы преодоления стресса, тем качественней у них получится бороться с этой проблемой и тем ,возможно, будет благополучнее наше общество. Так же актуальность определяется еще и тем, что деятельность человека связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием экстремальных условий, которые сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физических и психических функций. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием всех этих факторов у человека, является психологический стресс. Развитие стресса в экстремальных условиях деятельности может быть связано также с возможностью, ожиданием, угрозой воздействия разнообразных раздражителей психологической, организационной и, прежде всего, информационной природы. На этом основании данное состояние можно считать типичной формой эмоционального стресса.
Термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний, именно поэтому в него вкладывается несколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий, поэтому основной целью моей работы является обобщение самых распространенных точек зрения о стрессе, попытка на основе этого вывести более полное и четкое определение данного понятия, которое было бы понятно каждому.
Таким образом, основной целью данной работы является систематизировать и обощить взгляды авторов в области стресса.
Глава 1. Проблема стресса. Изучение стресса в психологии.
1.1 Классическая концепция стресса.
В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследования различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной для науки середины 20 века. В то время среди биологов и врачей господстоввало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия.
До появления работ этого автора считалось, что реакция организма на холод и тепло, движение и длительное обездвиживание диаметрально противоположны, однако Г. Селье удалось доказать, что во всех этих случаях кора надпочечников выделает одни и те же «антистрессорные» гормоны, помогающие организму адаптироваться к любому стрессору.
Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия он назвал адаптационным синдромом, или стрессом.
Г. Селье выделил 3 стадии этого процесса:
1) стадию тревоги;
2) стадию резистентности (адаптации);
3) стадию истощения.
На 1й стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается присопособиться к нему.
На 2й стадии происходит адаптация к новым условиям.
Но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов (3я стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида.
Согласно его теории, на всех стадиях этого процесса ведущая роль принадлежит коре надпочечников, усиленно синтезирующей стероидные гормоны – глюкокортикоиды, которые выполняют адаптивную функцию. Г. Селье не отрицал важной роли высших отделов ЦНС в формировании адаптивных реакций организма, однако сам этим вопросом не занимался.
В рамках теории Г. Селье к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды. Он в неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы:
1) стресс полезный – эустресс;
2) вредоносный – дистресс. [Г. Селье «Стресс без дистресса». 1992г с 104-109]
Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней стреды, что находит свое отражение в определениях стресса других ученых.
В словаре С. И. Ожегова.,например, стресс – это вызванное к-н сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения и перенапряжения.
Р. С. Немов в своей книге «Психология» определял стресс как – состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации. [Р. С. Немов «Психология1» 1999г 680стр]. Но существуют и другие определения, например:
П. Д. Горизонтов писал, что стресс – это общая адаптивная реакция организма, развивающаяся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза. [Горизонтов П. Д. «Стресс и система крови» 1988г 5-79стр]
В. В. Суворова – функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов. [Суворова В. В. «Психофизиология стресса» 1975г 3-208 стр]
Определение др ученого Л. А. Китаева-Смыка заключается в том, что стресс – этосостояние организма, возникающее при сильном воздействии на него самых разных раздражителей. [Л. А. Китаев – Смык «Психология стресса» 1983г 5-56стр]
Тем не менее, сгласно мнению Г. Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил. Он писал: «Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни.» [Г. Селье «Стресс без дистресса». 1992г 109 стр]
Г. Селье выделял две группы факторов:
1) способствующие переходу стресса в эустресс;
2) способствующие переходу первичного стресса в дистресс.
К первым относятся: положительный эмоциональный фон, опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее, одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды, наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.
Ко вторым: эмоционально-когнитивные факторы (недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации, чувства беспомощности перед возникшей проблемой и т.д.); чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма; большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса.
Пряжников Н. С., специалист в области труда, писал, что «проблема контроля и предотвращения стресса в труде связана не только с тем, чтобы непременно «бороться» со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс». [Пряжников Н. С. «Психология труда и человеческого достоинства» 2004г 243стр]
1.2 Виды стресса.
Существует следующая классификация стресса О. Н. Поляковой. По природе агента, вызвавшего стрессорную реакцию организма, условно все воздействия можно разделить на физические и эмоциональные.
Физический стресс связан с болевыми ощущениями, эмоциональный – возникает в конфликтных ситуациях.
Физический стресс – это самый простой и древний по своей природе. Показано, что даже растения в определенных условиях испытают стресс, который сопровождается выделением специфических растительных гормонов стресса. Физиологическая реакция на физическое раздражение может быть чисто локальной.
Эмоциональный стресс возникает в конфликтных ситуациях. Он может быть одним из компонентов при ответе на физическое воздействие; может предупреждать во времени физическое наказание; может возникать независимо от физического воздействия на организм (психоэмоциональный стресс); т.о. причиной развития стрессовой реакции организма является не столько само воздействие как таковое, сколько отношение к нему.
В состояние эмоционального стресса могут приводить:
1) любая конфликтная ситуация
2) несоответствие целей и мотивов
3) состояние эмоционального дискомфорта
4) состояние физического дискомфорта
В зависимости от причин, вызывающих психоэмоциональный стресс, его можно разделить на личностный и социальный стресс.
Личностный стресс связан с восприятием ситуации как угрожающей со стороны внутренних переживаний или условий окружающей среды, направленных на этот субъект. Квариантам личностного стресса относятся: информационный стресс и профессиональный стресс.
Информационный стресс чаще всего возникает у людей, профессия которых связана с высоким уровнем ответственности за получаемую и выдаваемую информацию. В экстремальной ситуации информационного стресса характерны следующие особенности изменения психической деятельности:
1) снижение объема оперативной памяти
2) сужение восприятия
3) затруднение в переключении внимания
4) изменения в оперативном мышлении
Под профессиональным стрессом подразумевается психологическое состоояние человека, возникающее под влиянием специфической ситуации профессиональной деятельности. Согласно исследованиям, с ростом активации нервной системы до определенного критического уровня эффективность деятельности повышается. Однако при дальнейшей активации нервной системы эффективность деятельности снижается. Снижение работоспособности можно объяснить тем, что высокое эмоциональное напряжение снижает избирательность внимания.
Социальный стресс возникает при конфликтных взаимоотношениях особей в сообществе. Его причиной может быть нарушение социальных единиц или систем.
В зависимости от длительности выделяют:
1) кратковременный стресс - это всестороннее проявление начала длительного стресса. При действии стрессоров, вызывающих длительный стресс (а длительно может выдержать только сравнительно несильные нагрузки), начало развития стресса бывает стертым, с определенным числом проявлений адаптационных процессов. Поэтому кратковременный стресс можно рассматривать как усиленную модель начала длительного стресса. И хотя по своим проявлениям кратковременный и длительный стресс отличаются друг от друга, тем не менее, в их основе лежат идентичные механизмы, но работающие в разных режимах (с разной интенсивностью). Кратковременный стресс - бурное расходование “поверхностных” адаптационных резервов и наряду с этим начало мобилизации “глубоких”. Если “поверхностных” резервов недостаточно для ответа на экстремальные требования среды, а темп мобилизации “глубоких” недостаточен для возмещения расходуемых адаптационных резервов, то особь может погибнуть при совершенно неизрасходованных “глубоких” адаптационных резервах.
2) длительный стресс - постепенная мобилизация и расходование и “поверхностных” и “глубоких” адаптационных резервов. Его течение может быть скрытым, т.е. отражаться в изменении показателей адаптации, которые удается регистрировать только специальными методами. Максимально переносимые длительные стрессоры вызывают выраженную симптоматику стресса. Адаптация к таким факторам может быть при условии, что организм человека успевает, мобилизуя глубокие адаптационные резервы, “подстраиваться” к уровню длительных экстремальных требований среды. Симптоматика длительного стресса напоминает начальные общие симптомы соматических, а подчас тяжелых болезненных состояний. Такой стресс может переходить в болезнь. Причиной длительного стресса может стать повторяющийся экстремальный фактор. В этой ситуации попеременно “отключаются” процессы адаптации и реадаптации. Их проявления могут казаться слитными. В целях совершения диагностики и прогноза течения стрессогенных состояний предложено рассмотреть как самостоятельную группу состояния, вызванные длительными прерывистыми стрессорами.