Изучние стресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:35, реферат

Описание

Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фундаментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам приспосабливаться к различным факторам среды за счет универсального комплекса нейрогуморальных реакций. Этот термин стал одним из символов медицины 20 века, а затем вышел за пределы этой науки обыденного сознания, став модным, расхожим и многозначным.

Работа состоит из  1 файл

мОй курсовик.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

Также можно столкнуться со следующими распространенными видами стресса:

1) внутриличностный стресс.

Большинство наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т.п.

2) рабочий стресс.

Он обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.

3) общественный стресс.

Относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, - например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.

4) экологический стресс.

Обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий - загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.

5) финансовый стресс.

Он не требует разъяснений. Невозможность оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, затруднения в получении долга, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса.

 

 

1.3 Общая хаорактеристика понятия психологического (эмоционального) стресса.

 

Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование – психологический стресс.  [Р. Лазарус и Р. Ланьер «!!!» 1978г  287-327стр]. Однако в литературе также применяются термины «эмоциональный стресс» и «психоэмоциональный стресс». Это объясняется неразрывной связью стресса и эмоций, их комплексной реакцией. [Ю. И. Александрова «Психофизилогия» 2006г 331стр]. В содержание этих терминов включаются как первичные эмоциональные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия биологической или социальной среды, так и физиологические механизмы, лежащие в их основе. Чаще всего под эмоциональным стрессом понимались негативные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека. [Суворова В. В. «Психофизиология стресса»  1975г 3-208 стр] Впоследствии было выяснено, что неожиданные и сильные благоприятные изменения также могут вызывать в организме типичные признаки стресса. Соответственно под эмоциональным стрессом стали понимать широкий круг психических явлений как негативного, так и позитивного характера.

Г. Селье писал: «Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий – горе и радость – совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым». [Г. Селье «Стресс без дистресса». 1992г 106стр]

Несмотря на близость понятий «психологического»  и «эмоционального» стресса , имеет смысл более точно определить их содержание в связи со следующими обстоятельствами:

1)     эмоциональный стресс  присущ не только человеку, но и животным , в то время как психологический стресс имеет место только у человека с его развитой психикой;

2)     эмоциональный стресс сопровождается выраженными эмоциональными реакциями, а в развитии психологического стресса преобладает когнитивная составляющая (анализ ситуации, оценка имеющихся ресурсов, построение прогноза дальнейших событий и т. д.);

3)     термин «эмоциональный стресс» чаще используется физиологами, а термин «психилогический стресс» - психологами.

В то же время оба эти вида стресса имеют общую схему развития, включают в себя схожие нейрогуморальные механизмы адаптивных реакций и в своём развитии, как правило, проходят через 3 «классические» стадии – тревоги, адаптации и истощения.

Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфических особенностей, среди которых можно выделить несколько важных. В частности, этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые ещё не произошли, но наступление которых субъект боится.

В отличие от животных человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Это обусловливает специфику человеческого психоэмоционального стресса, к которму не всегда применимы закономерности его протекания, подробно описанные в опытах на лабораторных животных. Другая особенность психолошического стресса –существенное значение оценки человеком степени своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью её нейтрализации. Активная жизненная позиция или хотя бы осознание возможности влиять на стрессорный фактор приводит к активации преимущественно симпатического отдела вегетативной нервной системы, в то время как пассивная роль субъекта в создавшейся ситуации обусловливает преобладание парасимпатических реакций.

 

 

 

 

1.4 Формы проявления стресса. Факторы, влияющие на развитие стресса.

 

Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных системах организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьёзных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокрада.

Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, главные из которых –поведенческие,интеллектуальные,эмоциональные и физиологические проявления стресса. Ранее подобная классификация реакций организма была применена при изучении состояния тревожности, которая часто сопутствует психологическому стрессу. Выделяют 4 компонента, играющих важную роль при формировании состояния торевожности:

1)     настроение (например, волнение);

2)     когнитивная сфера(неприятные воспоминания6 построение негативных прогнозов);

3)     физиологические проявления(потоотделение,тахикардия);

4)     поведенческие реакции(нарушения психомоторики, которые могут проявляться в избыточном напряжении мышц, дрожании рук, изменении ритма дыхания, дрожании голоса, уменьшении скорости сенсомоторной реакции, нарушении речевых функций и т.д.). [Ю. В. Щербатых «Психология стресса и методы коррекции» 2008г 35стр]

 

На развитие стресса влияют: генетическая предрасположенность (согласно психогенетическим исследованиям, реакции людей на те или иные факторы среды на 30-40% определяются генами), ранний детский опыт, тип высшей нервной деятельности, характтер протекания беременности у матери. Все  эти факторы составляют группу врожденных особенностей организма, которые напрямую не зависят от самого человека. Не менее важные группы: личностные особенности (характер и черты, самооценка, ценности и установки), факторы социальной среды (ближнее социальное окружение и социальные условия), а так же когнитивные факторы (уровень сензитивности – чувствительности, умение анализировать свое состояние, прошлый опыт и прогноз на будущее).

Психосоматические заболеваниия – это болезни, в развитии которых ведущую роль играют психологические факторы, в том числе и психологический стресс. Классический набор психосоматических заболеваний включает в себя бронхиальную астму, гипертоническую болезнь, тиреотоксикоз, язву, нейродермит и ряд других. Психологические факторы играют немаловажную роль и при таких заболеваниях, как мигрень,эндокринные расстройства и злокачественные новообразования.

Существует несколькоо гипотез, объясняющих происхождение психосоматических заболеваний. Согласно первой, психосоматические заболевания являются следствием стресса, обусловленного длительно действующими и непреодолимыми психотравмами. Другая гипотеза связывает возникновение психосоматических симптомов с внутренним конфликтом между одинаковыми по интенсивности, но разнонаправленными мотивами индивида. Конфликты различного содержания вызывают определенные виды заболеваний. Согласно третьей гипотезе, неразрешимый конфликт мотивов (и неустранимый стресс) попрождает в конечном итоге реакцию капитуляции, отказ от поискового поведения, что создает наиболее общую предпосылку к развитию психосоматических заболеваний. Это проявляется в виде явной или маскированной депрессии.

 

1.6.2 Посттравматический синдром.

 

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) проявляется у людей, которые испытали на себе воздействие события, выходящего за рамки обыденных человеческих переживаний и экстремально стрессогенного для любого человека. Травматические события, которые могут вызвать ПТСР, можно классифицировать по нескольким категориям. Во-первых, человек может испытать воздействие природного катаклизма. Во-вторых, расстройство может быть вызвано трагическими несчастными случаями. В-третьих, стрессором может стать к-н чрезвычайная ситуация (война, заключение и тд). Для ПТСР характерны следующие симптомы:

1)     повышенная тревожность как основная составляющая обычного эмоционального фона;

2)     повышенная агрессивность, тенденция решать проблемы с помощью грубой силы;

3)     немотивированная бдительность, переходящая в подозрительность, ожидание угрозы и нападения;

4)     пониженное настроение, депрессия, чувство отчаяния и одиночества;

5)     нарушение памяти и концентрации внимания;

6)     наличие «непрошенных воспоминаний», которые связаны с травмирующим событием;

7)     притупленность эмоций;

8)     бессоница;

9)     возможное злоупотребление никотином, алкоголем и тд;

10) чувство вины.

И. П. Павлов считал, что причиной ПТСР является застойный очаг возбуждения в коре головного мозга.  З. Фрейд же считал, что фиксация на травме – это попытка ее контроля. Он писал, что травма приводит к нарушению процесса символизации и является элементом нарциссического конфликта. Современные психоаналитики в качестве возможных механизмов ПТСР рассматривают:

1) регресс на оральную стадию развития;
2) смещение либидо с объекта на «Я»;

3) идентификация с агрессором;

4) регресс к архаичным формам функционированию «Сверх - Я» и др.

В рамках когнитивной модели травматические события – это потенциальные разрушители базовых представлений о мире и о себе. Преодоление ПТСР возможно только после полного разрушения остатков прежних представлений об окружающем мире и своей роли в нем.

Информационная модель , разработанная M . Horowitz [Horowitz M. J. Stress response syndromes. 1986] является попыткой синтеза когнитивной, психоаналитической и психофизиологической моделей. Согласно этомй подходу, сильный стресс приводит к поступленнию в сознание поступает информация, которая не может быть согласована с когнитивными схемами. Происходит информационная перезагрузка, и часть информации переводится из сознания в бессознательное, сохранясь, впрочем, в активной форме. В соответствие с принципом избегания моральной боли человек стремится сохранить информацию в бессознательной форме, но в соответствии с тенденцией к завершению гештальта травматичная информация становится сознательной как часть процесса информационной обработки.

     Существуют следующие  факторы, потенцирующие риск развития      Посттравматического Стрессового Расстройства:

1. Психотравмы: внезапно возникшая травма с радикалом агрессии и угрозой смерти (потенциальным риском физического уничтожения); эмоциональная травма, сопровождаемая интенсивным напряжением; наличие психотравм в анамнезе.

2. Социальные: войны, революции, природные и техногенные катастрофы, терроризм, насилие и другие события или ситуации угрожающего и катастрофического характера, выходящие за рамки при­вычного человеческого опыта. Эти стрессовые события патогенны для всех участников событий.

3. Этнокультуральные: осмысление проблемы жизни и смерти, тяжести греха и степени выраженности наказания и другие экзистенциальные вопросы решаются участниками исторической драмы в зависимости от их ментальности, религиозного и идеологического мировоззрения и являются очень важными факторами развития ПТСР, так как играют ведущую роль в восприятии стрес­совой ситуации.

4. Психологические: характерологические особенности: эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность, незрелость личности. Среди детей - астенические черты характера (Ю.В.Попов, В.Д.Вид, 1998); острые приступы страха, паники; вегетативные нарушения и неспецифические соматические жалобы (например головная боль).

У значительной части лиц ПТСР хронифицируются. Кроме того, при ПТСР довольно часто диагностируются коморбидные расстройства. Разрушение прежних представлений о себе, об окружающем мире и своем месте в нем, крах прежних идеалов способствуют выстраиванию невротических защитных механизмов, которые могут проявляться как непосредственно в момент агрессии, так и на более позднем этапе. E.Weil (1985) описывает следующие защитные механизмы при ПТСР: истерические реакции с припадками, диссоциативной картиной (потеря сознания, памяти); с проявлением подавления эмоций в физическом симптоме (истерические слепота, глухота, паралич); навязчивые реакции в виде ритуальных заклинаний или действий в период надвигающейся угрозы.

Необходимо отметить чрезвычайную важность проблемы социальнопсихологической адаптации у лиц, перенесших ПТСР, которая остается актуальной не только в первые годы после перенесенного травматического события, но и по прошествии десятилетий. [Л.Н. Юрьева "История, культура, психические и поведенческие расстройства" 
. 2002] - http://www.psyhelp.ru/texts/ptsd_factors.htm

 

 

 

Глава №2 Посттравматический стресс.

2.1 Эксперименты в области посттравматического стресса.

Результаты эксперимента, проведенного исследователями из Техасского университета, свидетельствуют о том, что вырабатываемые в естественных условиях гормоны стресса способны существенно смягчить проявления посттравматического синдрома.

Информация о работе Изучние стресса