Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:35, реферат
Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фундаментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам приспосабливаться к различным факторам среды за счет универсального комплекса нейрогуморальных реакций. Этот термин стал одним из символов медицины 20 века, а затем вышел за пределы этой науки обыденного сознания, став модным, расхожим и многозначным.
Также можно столкнуться со следующими распространенными видами стресса:
1) внутриличностный стресс.
Большинство наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т.п.
2) рабочий стресс.
Он обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.
3) общественный стресс.
Относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, - например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.
4) экологический стресс.
Обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий - загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.
5) финансовый стресс.
Он не требует разъяснений. Невозможность оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, затруднения в получении долга, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса.
1.3 Общая хаорактеристика понятия психологического (эмоционального) стресса.
Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование – психологический стресс. [Р. Лазарус и Р. Ланьер «!!!» 1978г 287-327стр]. Однако в литературе также применяются термины «эмоциональный стресс» и «психоэмоциональный стресс». Это объясняется неразрывной связью стресса и эмоций, их комплексной реакцией. [Ю. И. Александрова «Психофизилогия» 2006г 331стр]. В содержание этих терминов включаются как первичные эмоциональные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия биологической или социальной среды, так и физиологические механизмы, лежащие в их основе. Чаще всего под эмоциональным стрессом понимались негативные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека. [Суворова В. В. «Психофизиология стресса» 1975г 3-208 стр] Впоследствии было выяснено, что неожиданные и сильные благоприятные изменения также могут вызывать в организме типичные признаки стресса. Соответственно под эмоциональным стрессом стали понимать широкий круг психических явлений как негативного, так и позитивного характера.
Г. Селье писал: «Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий – горе и радость – совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым». [Г. Селье «Стресс без дистресса». 1992г 106стр]
Несмотря на близость понятий «психологического» и «эмоционального» стресса , имеет смысл более точно определить их содержание в связи со следующими обстоятельствами:
1) эмоциональный стресс присущ не только человеку, но и животным , в то время как психологический стресс имеет место только у человека с его развитой психикой;
2) эмоциональный стресс сопровождается выраженными эмоциональными реакциями, а в развитии психологического стресса преобладает когнитивная составляющая (анализ ситуации, оценка имеющихся ресурсов, построение прогноза дальнейших событий и т. д.);
3) термин «эмоциональный стресс» чаще используется физиологами, а термин «психилогический стресс» - психологами.
В то же время оба эти вида стресса имеют общую схему развития, включают в себя схожие нейрогуморальные механизмы адаптивных реакций и в своём развитии, как правило, проходят через 3 «классические» стадии – тревоги, адаптации и истощения.
Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфических особенностей, среди которых можно выделить несколько важных. В частности, этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые ещё не произошли, но наступление которых субъект боится.
В отличие от животных человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Это обусловливает специфику человеческого психоэмоционального стресса, к которму не всегда применимы закономерности его протекания, подробно описанные в опытах на лабораторных животных. Другая особенность психолошического стресса –существенное значение оценки человеком степени своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью её нейтрализации. Активная жизненная позиция или хотя бы осознание возможности влиять на стрессорный фактор приводит к активации преимущественно симпатического отдела вегетативной нервной системы, в то время как пассивная роль субъекта в создавшейся ситуации обусловливает преобладание парасимпатических реакций.
1.4 Формы проявления стресса. Факторы, влияющие на развитие стресса.
Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных системах организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьёзных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокрада.
Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, главные из которых –поведенческие,
1) настроение (например, волнение);
2) когнитивная сфера(неприятные воспоминания6 построение негативных прогнозов);
3) физиологические проявления(потоотделение,
4) поведенческие реакции(нарушения психомоторики, которые могут проявляться в избыточном напряжении мышц, дрожании рук, изменении ритма дыхания, дрожании голоса, уменьшении скорости сенсомоторной реакции, нарушении речевых функций и т.д.). [Ю. В. Щербатых «Психология стресса и методы коррекции» 2008г 35стр]
На развитие стресса влияют: генетическая предрасположенность (согласно психогенетическим исследованиям, реакции людей на те или иные факторы среды на 30-40% определяются генами), ранний детский опыт, тип высшей нервной деятельности, характтер протекания беременности у матери. Все эти факторы составляют группу врожденных особенностей организма, которые напрямую не зависят от самого человека. Не менее важные группы: личностные особенности (характер и черты, самооценка, ценности и установки), факторы социальной среды (ближнее социальное окружение и социальные условия), а так же когнитивные факторы (уровень сензитивности – чувствительности, умение анализировать свое состояние, прошлый опыт и прогноз на будущее).
Психосоматические заболеваниия – это болезни, в развитии которых ведущую роль играют психологические факторы, в том числе и психологический стресс. Классический набор психосоматических заболеваний включает в себя бронхиальную астму, гипертоническую болезнь, тиреотоксикоз, язву, нейродермит и ряд других. Психологические факторы играют немаловажную роль и при таких заболеваниях, как мигрень,эндокринные расстройства и злокачественные новообразования.
Существует несколькоо гипотез, объясняющих происхождение психосоматических заболеваний. Согласно первой, психосоматические заболевания являются следствием стресса, обусловленного длительно действующими и непреодолимыми психотравмами. Другая гипотеза связывает возникновение психосоматических симптомов с внутренним конфликтом между одинаковыми по интенсивности, но разнонаправленными мотивами индивида. Конфликты различного содержания вызывают определенные виды заболеваний. Согласно третьей гипотезе, неразрешимый конфликт мотивов (и неустранимый стресс) попрождает в конечном итоге реакцию капитуляции, отказ от поискового поведения, что создает наиболее общую предпосылку к развитию психосоматических заболеваний. Это проявляется в виде явной или маскированной депрессии.
1.6.2 Посттравматический синдром.
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) проявляется у людей, которые испытали на себе воздействие события, выходящего за рамки обыденных человеческих переживаний и экстремально стрессогенного для любого человека. Травматические события, которые могут вызвать ПТСР, можно классифицировать по нескольким категориям. Во-первых, человек может испытать воздействие природного катаклизма. Во-вторых, расстройство может быть вызвано трагическими несчастными случаями. В-третьих, стрессором может стать к-н чрезвычайная ситуация (война, заключение и тд). Для ПТСР характерны следующие симптомы:
1) повышенная тревожность как основная составляющая обычного эмоционального фона;
2) повышенная агрессивность, тенденция решать проблемы с помощью грубой силы;
3) немотивированная бдительность, переходящая в подозрительность, ожидание угрозы и нападения;
4) пониженное настроение, депрессия, чувство отчаяния и одиночества;
5) нарушение памяти и концентрации внимания;
6) наличие «непрошенных воспоминаний», которые связаны с травмирующим событием;
7) притупленность эмоций;
8) бессоница;
9) возможное злоупотребление никотином, алкоголем и тд;
10) чувство вины.
И. П. Павлов считал, что причиной ПТСР является застойный очаг возбуждения в коре головного мозга. З. Фрейд же считал, что фиксация на травме – это попытка ее контроля. Он писал, что травма приводит к нарушению процесса символизации и является элементом нарциссического конфликта. Современные психоаналитики в качестве возможных механизмов ПТСР рассматривают:
1) регресс на оральную стадию развития;
2) смещение либидо с объекта на «Я»;
3) идентификация с агрессором;
4) регресс к архаичным формам функционированию «Сверх - Я» и др.
В рамках когнитивной модели травматические события – это потенциальные разрушители базовых представлений о мире и о себе. Преодоление ПТСР возможно только после полного разрушения остатков прежних представлений об окружающем мире и своей роли в нем.
Информационная модель , разработанная M . Horowitz [Horowitz M. J. Stress response syndromes. 1986] является попыткой синтеза когнитивной, психоаналитической и психофизиологической моделей. Согласно этомй подходу, сильный стресс приводит к поступленнию в сознание поступает информация, которая не может быть согласована с когнитивными схемами. Происходит информационная перезагрузка, и часть информации переводится из сознания в бессознательное, сохранясь, впрочем, в активной форме. В соответствие с принципом избегания моральной боли человек стремится сохранить информацию в бессознательной форме, но в соответствии с тенденцией к завершению гештальта травматичная информация становится сознательной как часть процесса информационной обработки.
Существуют следующие факторы, потенцирующие риск развития Посттравматического Стрессового Расстройства:
1. Психотравмы: внезапно возникшая травма с радикалом агрессии и угрозой смерти (потенциальным риском физического уничтожения); эмоциональная травма, сопровождаемая интенсивным напряжением; наличие психотравм в анамнезе.
2. Социальные: войны, революции, природные и техногенные катастрофы, терроризм, насилие и другие события или ситуации угрожающего и катастрофического характера, выходящие за рамки привычного человеческого опыта. Эти стрессовые события патогенны для всех участников событий.
3. Этнокультуральные: осмысление проблемы жизни и смерти, тяжести греха и степени выраженности наказания и другие экзистенциальные вопросы решаются участниками исторической драмы в зависимости от их ментальности, религиозного и идеологического мировоззрения и являются очень важными факторами развития ПТСР, так как играют ведущую роль в восприятии стрессовой ситуации.
4. Психологические: характерологические особенности: эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность, незрелость личности. Среди детей - астенические черты характера (Ю.В.Попов, В.Д.Вид, 1998); острые приступы страха, паники; вегетативные нарушения и неспецифические соматические жалобы (например головная боль).
У значительной части лиц ПТСР хронифицируются. Кроме того, при ПТСР довольно часто диагностируются коморбидные расстройства. Разрушение прежних представлений о себе, об окружающем мире и своем месте в нем, крах прежних идеалов способствуют выстраиванию невротических защитных механизмов, которые могут проявляться как непосредственно в момент агрессии, так и на более позднем этапе. E.Weil (1985) описывает следующие защитные механизмы при ПТСР: истерические реакции с припадками, диссоциативной картиной (потеря сознания, памяти); с проявлением подавления эмоций в физическом симптоме (истерические слепота, глухота, паралич); навязчивые реакции в виде ритуальных заклинаний или действий в период надвигающейся угрозы.
Необходимо отметить чрезвычайную важность проблемы социальнопсихологической адаптации у лиц, перенесших ПТСР, которая остается актуальной не только в первые годы после перенесенного травматического события, но и по прошествии десятилетий. [Л.Н. Юрьева "История, культура, психические и поведенческие расстройства"
. 2002] - http://www.psyhelp.ru/texts/
Глава №2 Посттравматический стресс.
2.1 Эксперименты в области посттравматического стресса.
Результаты эксперимента, проведенного исследователями из Техасского университета, свидетельствуют о том, что вырабатываемые в естественных условиях гормоны стресса способны существенно смягчить проявления посттравматического синдрома.