Экспериментально-психологическое исследование личностных характеристик женщин руководителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 09:26, курсовая работа

Описание

В нашем исследовании мы поставили перед собой цель: изучении личностных особенностей женщины руководителя.
Данную цель предполагается решить с помощью следующих задач:
Провести анализ литературных источников по изучаемой проблеме.
Рассмотреть особенности руководства как деятельности в современном обществе
Рассмотреть и изучить психологические особенности современной женщины руководителя.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3


Глава I. Теоретические подходы к изучению личности руководителя……..7

§ 1. Руководство, сущность и основные понятия………………………….….7

1. 1. Руководство как разновидность управления…………………………..8
1. 2. Личностные особенности руководителя……………………………...10
1. 3. Пол и возраст руководителя как фактор эффективности управления…17

§ 2. Психологические особенности современной женщины руководителя...20

2. 1. Мотивы трудовой деятельности женщин………………………….…22
2. 2. Характерные черты современной женщины руководителя…………23
2. 3. Стиль и качество женского руководства……………………………..27


Глава II. Экспериментально-психологическое исследование
личностных характеристик женщин руководителей ……….……32

§ 1. Основные этапы и методы исследования…………………………………..32

§ 2. Анализ и интерпретация результатов………………………………………35

2. 1. Изучение личностных характеристик
при помощи теста Р. Кеттелла………………………………………...35

2. 2. Изучение способов реагирования женщин
руководителей в конфликтной ситуации…………………………….38

2. 3. Изучение личностных характеристик женщин
руководителей с помощью методики С. Бем………………………...40


Заключение………………………………………………………………………...44


Список использованной литературы…………………………………………..45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - психологические особенности личности женщин руководителей.doc

— 484.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

 

 

 

Введение……………………………………………………………………………..3

 

 

Глава I. Теоретические подходы к изучению личности руководителя……..7

 

§ 1. Руководство, сущность и основные понятия………………………….….7

 

1. 1. Руководство как разновидность управления…………………………..8

1. 2. Личностные особенности руководителя……………………………...10

1. 3.  Пол и возраст руководителя как фактор эффективности управления…17

 

§ 2. Психологические особенности современной  женщины руководителя...20

 

2. 1. Мотивы трудовой  деятельности женщин………………………….…22

2. 2. Характерные черты современной женщины руководителя…………23

2. 3. Стиль и  качество женского руководства……………………………..27

 

 

Глава II. Экспериментально-психологическое исследование

                 личностных характеристик женщин  руководителей ……….……32

 

§ 1. Основные этапы и методы исследования…………………………………..32

 

§ 2. Анализ и интерпретация результатов………………………………………35

 

2. 1. Изучение личностных характеристик 

        при помощи теста Р. Кеттелла………………………………………...35

 

2. 2. Изучение способов реагирования женщин

         руководителей в конфликтной ситуации…………………………….38

 

2. 3. Изучение личностных характеристик   женщин 

         руководителей с помощью методики С. Бем………………………...40

 

 

Заключение………………………………………………………………………...44

 

 

Список использованной литературы…………………………………………..45

 

 

Приложение………………………………………………………………………..47

Введение

 

Психологическая наука  имеет самые разнообразные области  приложения, одной из которой является управленческая деятельность. Проблемы управленческой деятельности становятся все более актуальными.

В настоящее время  руководители все чаще становятся объектом психологической оценки. В то же время оценка руководителей является самым слабым местом работы с кадрами.

Современная социально-экономическая  ситуация предъявляет множество  требований как к самому субъекту управления – руководителю, так и к объекту управления – отдельной личности, группе, а также целой организации. И эти требования отличны от тех, которые были актуальны еще совсем в недавнем прошлом.

До  недавнего  времени  в обществе признавался образ преуспевающего мужчины, уверенного в себе руководителя, пока на  жизненной  арене  не  появились  деловые  женщины, яркие личности, инициативные, энергичные, не  боящиеся  трудностей.

Руководители-женщины  в настоящее время представлены во всех сферах деятельности. Можно привести немало примеров того, как великолепно руководители-женщины справляются со своей работой. Больше того, есть сферы производства, где только руководитель-женщина имеет шансы на успех.

Наше  общество  ещё  далеко  от  стабильности, а  ведь  именно  в  устойчивом обществе  женщина  имеет  больше  шансов  занять  лидерские  позиции. Нужно сказать,  женщина  оказалась  в  парадоксальной  ситуации: на  неё  взвалили  всю  ответственность  за  семью, тогда  как  мужчина  от семейной  ответственности был отстранён. У женщин  не  было  возможностей  для функционирования  вне семьи, возможностей  для деловой активности. В новой роли  женщины вынуждены отказаться от  традиционных  женских ценностей, принимая  ценности традиционно мужские. Конфликт  состоит в противоречии  ценностей «семья, дом, любовь» и ценностей независимости и роста. Занимая руководящий пост, они всеми силами  стараются упразднить  в себе  лидера, потому  что беспрекословное послушание  вышестоящим лицам несовместимо   с такими  качествами  настоящего  лидера, как азарт, инициатива, строптивость,  в конце концов.

Пожалуй, наиболее  полно  психология  деловой  женщины  была  изучена  американскими  исследователями  Маргарет Хеннинг  и  Анн  Жарден. Интересным также представляются и другие исследования, где рассматриваются отличительные особенности руководителя-женщины и  руководителя-мужчины.

У  женщины  есть  ряд  преимуществ, реализовав которые, она  может  стать успешным руководителем. Женщина-лидер обладает боле тонким социальным  интеллектом, она  тоньше ощущает  нюансы отношений, в том  числе  и  отношение к  себе. Она  умеет  оценивать и прогнозировать поведение  других  людей. Правда, её  больше, чем  мужчин, подстерегает опасность пойти  на поводу  у  своих  эмоций. А  истеричность  и  лидерство - есть  вещи  несовместимые.

Женщина обладает большей  контактностью и практичностью  мышления. Если мужчина склонен строить  долгосрочные планы, рассчитывать на  долгосрочную перспективу, то женщина предпочитает конкретно гарантированный результат, «здесь и сейчас». Женщина лучше мужчины контролирует свои  и чужие ошибки; она, как правило, лучше формулирует свои  мысли и выражает  идеи. Замечено, что она меньше, чем мужчины реагирует  на  ухаживания  и  сексуальные  притязания  в  деловых  отношениях. Она  чётко различает дело  и  развлечения.

Необходимо отметить, что не достаточно изучается проблема изучения факторов, создающих условия  для выдвижения женщины на пост руководителя. Учитывается, как правило, только производственная сторона, и, к сожалению, мало социологических исследований посвященных влиянию семьи на производство.  Один  из  главных подводных камней  на  пути  развития  карьеры деловой женщины - нехватка  глобального, обзорного  взгляда  на  проблему, более  развитый  консерватизм, тенденция  погрязать  в  мелочах  и  эмоциях, вязнуть  в  системе  человеческих  отношений.

В нашем исследовании мы поставили перед собой цель: изучении личностных особенностей женщины руководителя.

 

Данную цель предполагается решить с помощью следующих задач:

 

  1. Провести анализ литературных источников по изучаемой проблеме.
  2. Рассмотреть особенности руководства как деятельности в современном обществе
  3. Рассмотреть и изучить психологические особенности современной женщины руководителя.
  4. Провести экспериментально-психологическое исследование:
    • изучить  психологические особенности женщин руководителей;
    • провести сравнительный анализ психологических качеств женщин и мужчин, находящиеся на руководящей должности.

 

Объектом исследования  являются индивидуально-психологические характеристики женщин-руководителей.

 

Предметом исследования являются: личностные характеристики женщин-руководителей.

 

В качестве гипотезы выступает следующее предположение: можно предположить, что женщины-руководители отличаются от мужчин-руководителей такими характеристиками как:

      • высокий самоконтроль;
      • гибкость поведения в конфликтных ситуациях.

 

В процессе исследования были использованы следующие методы

1. Анализ литературных источников.

 

2. Беседа, наблюдение за выполнением заданий участниками исследования.

 

3. Психодиагностические методики:

 

    • методика многофакторного исследования личности Р.Кеттелла;
    • методика «Маскулинность—фемининность» С. Бем
    • тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» (К.Томас).

 

4. Методы математической статистики.

 

Этапы и организация  эмпирического исследования:

На первом этапе нашего исследования нами была осуществлена теоретическая проработка исследуемой проблемы: теоретический анализ литературных источников по изучаемой теме (октябрь 2007 года).

Второй этап исследования  – разработка и проведение эмпирического исследования: подбор методов, формирование эмпирической выборки исследования, проведение психодиагностических методик (ноябрь 2007 года).

Третий этап – результаты и выводы проведенного исследования (ноябрь, декабрь 2007 года).

 

Эмпирическая  база исследования: служащие государственных и негосударственных предприятий

 

Эмпирическая выборка  исследования: в исследовании приняли участие служащие государственных и негосударственных предприятий. Выборку экспериментальной группы составило 15 человек (женщины, занимающие руководящие посты), возраст испытуемых от 22 до 35 лет. Контрольная группа формировалась с учетом характеристик экспериментальной группы, в контрольную группу вошли испытуемые – мужчины руководители – 15 человек.

 

Методологическая  база исследования и теоретическая  значимость работы: в работе даны теоретические обоснования ряда отечественных и зарубежных ученых и практиков в области  психологии по разрабатываемой проблеме (Бандурко А. М., Бочарова С. П., Землянская Е. В., Волков И. П., Зазыкин В. Г., Чернышев А. П., Занковский А. Н., Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф., Роджерс Э., Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. и др.)

 

Практическая  значимость: результаты работы имеют выход в практику работы менеджеров по персоналу. Данная работа может иметь прикладное значение при составлении психокоррекционных программ, в частности в деятельности тренинг-мененджеров.

§ 1. Руководство, сущность и основные понятия.

 

Существуют различные  виды управления: производственное, техническое, государственное, идеологическое, хозяйственное. Для обозначения хозяйственного управления в настоящее время  все больше используется термин «менеджмент». Но менеджмент не просто хозяйственное управление. Этот термин употребляется тогда, когда хозяйственный субъект полностью свободен, функционирует в условиях рынка и ориентируется на его нужды и потребности, независимо от того, ставит ли он своей непосредственной задачей получение прибыли, или нет.

В контексте психологии управления, возникновение руководства  как разновидности управления, связано, прежде всего, с необходимостью организовывать и координировать совместный труд людей, направленный на достижение поставленных целей, не зависимо от сферы, в которой этот труд осуществляется - военной, строительной и прочее. Функция управления этим трудом реализовывалась в основном представителями власти - государственной, военной, религиозной [9, с. 10 - 15].

Управление хозяйственной деятельностью в помещичьих рабовладельческих хозяйствах, так же как и на государственных предприятиях, в условиях командно - административной системы, существовавшей в нашей стране с 1930-1990 гг. вряд ли можно охарактеризовать как менеджмент. Его непосредственные объекты - рабы, крестьяне, работники государственных предприятий - были несвободными, то есть их деятельность не была ориентирована на потребности рынка. В мелких хозяйствах, основанных на индивидуальной собственности и личном труде, регулирование осуществлялось как самоуправление [10, с. 24 - 31].

С превращением мелких индивидуальных хозяйств в большие предприятия  положение изменилось. Основная масса  тех, кем нужно было управлять, оказалась  объединенной экономической властью, исходящей из собственности, а управление превратилось в одну из ее функций, единственным носителем которой стал собственник.

Первоначально собственник  реализовывал все функции по управлению и координации деятельности работников самостоятельно. Но рост масштабов производства и широкое привлечение наемного труда привело к тому, что собственник полностью или частично стал отказываться от самостоятельной реализации функции по текущему управлению.

Дальнейшее усложнение производственной и хозяйственной  жизни привело к тому, что не все собственники могли выполнять предпринимательскую функцию, так как это требовало определенных знаний и опыта. Ее пришлось передавать в руки наемных управляющих, которые выполняли уже две основные функции - управление текущей деятельностью и предпринимательство.

Так появилось современное руководство (менеджмент) - группа лиц, осуществляющих в рамках организации предпринимательские и управленческие функции [16].

 

1.1. Руководство как разновидность управления.

 

Руководство - процесс влияния на подчиненных, является способом заставить их работать на достижение единой цели [16].

Руководить - означает быть способным заставить весь коллектив стремиться к выполнению задач, стоящих перед организацией [18, с. 32].

Руководство как единый процесс может быть, разбит на отдельные действия и шаги руководителя. Они направлены на достижение промежуточных, оперативных целей. Руководство непосредственно связано с оказанием влияние на подчиненных, учеников, друзей и т.п. Готовность персонала следовать приказам и распоряжениям руководителя, определяется следующими факторами [18, с. 34 - 38]:

 

- степенью понимания смысла распоряжения;

- совместимостью распоряжений с индивидуальными потребностями и  интересами сотрудников;

- интеллектуальными и физическими способностями подчиненных;

- личных взаимоотношений;

- организаторских талантов руководителя;

- качества руководства;

    • мотивации.

 

Одним из элементов руководства  является обязательное наличие общей  цели, на достижение которой будет  направлены совместные усилия. Личные цели отдельных индивидов заставляют руководителя либо выполнить их для достижения общей задачи, либо подчинить их достижению общей цели, либо они не должны мешать достижению целей организации. Чтобы подчинить цели индивида целям группы руководитель должен применить всю свою энергию, а иногда и власть.

Информация о работе Экспериментально-психологическое исследование личностных характеристик женщин руководителей