Экспериментально-психологическое исследование личностных характеристик женщин руководителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 09:26, курсовая работа

Описание

В нашем исследовании мы поставили перед собой цель: изучении личностных особенностей женщины руководителя.
Данную цель предполагается решить с помощью следующих задач:
Провести анализ литературных источников по изучаемой проблеме.
Рассмотреть особенности руководства как деятельности в современном обществе
Рассмотреть и изучить психологические особенности современной женщины руководителя.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3


Глава I. Теоретические подходы к изучению личности руководителя……..7

§ 1. Руководство, сущность и основные понятия………………………….….7

1. 1. Руководство как разновидность управления…………………………..8
1. 2. Личностные особенности руководителя……………………………...10
1. 3. Пол и возраст руководителя как фактор эффективности управления…17

§ 2. Психологические особенности современной женщины руководителя...20

2. 1. Мотивы трудовой деятельности женщин………………………….…22
2. 2. Характерные черты современной женщины руководителя…………23
2. 3. Стиль и качество женского руководства……………………………..27


Глава II. Экспериментально-психологическое исследование
личностных характеристик женщин руководителей ……….……32

§ 1. Основные этапы и методы исследования…………………………………..32

§ 2. Анализ и интерпретация результатов………………………………………35

2. 1. Изучение личностных характеристик
при помощи теста Р. Кеттелла………………………………………...35

2. 2. Изучение способов реагирования женщин
руководителей в конфликтной ситуации…………………………….38

2. 3. Изучение личностных характеристик женщин
руководителей с помощью методики С. Бем………………………...40


Заключение………………………………………………………………………...44


Список использованной литературы…………………………………………..45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - психологические особенности личности женщин руководителей.doc

— 484.50 Кб (Скачать документ)

Для быстрого и эффективного достижения цели руководитель должен координировать работу и мотивировать персонал для выполнения ее. Ключ к  мотивации персонала следует  искать так, чтобы выборочно использовать тот вид воздействия, который соответствует конкретным обстоятельствам, применим к конкретному сотруднику [24, с. 56 - 65].

Индивидуальная мотивация  требует знаний характеров, темпераментов, способностей и других качеств сотрудников. Для мотивации группы существуют определенные правила, и их знание является необходимым условием эффективного управления.

Удачно созданная руководителем  группа (когда распределение официальных  должностей соответствует ролям, которые  играют люди в повседневной жизни, а  не симпатиям менеджеров) работает ровно, без срывов, и большинство проблем решает без конфликтов, заинтересована в конечных результатах. Воодушевленная главной идеей группа добивается поставленной перед ней цели и с готовностью принимается за новую задачу, поставленную перед ней.

Таким образом, результаты руководства изначально заложены в  системе его осуществления и  являются главной характеристикой  менеджера.

Изучая психологию управление, многие ученые пытались определить степень  зависимости хорошего руководства от менеджера. Какими качествами должен быть наделен руководитель, для того чтобы организация была процветающей? Бесспорно, личность менеджера играет важную роль в управлении организацией. Руководитель оценивает ситуацию и принимает решение, подбирает персонал и распределяет задания, контролирует работу и осуществляет мотивацию. Поведение менеджера его отношение к делу и людям создают социально - психологическую атмосферу работы. И это может быть атмосфера нервозности, неуверенности и даже страха, или атмосфера уверенности, стабильности, доброжелательства и деловой активности. Несомненно, очень многое в деятельности любой организации зависит от личности менеджера, а именно – от его авторитета [18, с. 44 - 55].

В целом весь процесс  руководства можно рассматривать как процесс использования управляющим своих личных качеств и стиля руководства.

Попытаемся определить психологический портрет эффективного руководителя.

 

 

1.2. Личностные особенности руководителя.

 

Качества руководителя - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.

В свою очередь, талант руководителя определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально  важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики руководителя.

На основе анализа  управленческой деятельности руководителя можно выделить следующие профессионально  важные качества [8, 9, 10, 16, 18, 32].

Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности. Наиболее важными являются [8, с. 61 - 64]:

 

Психологическая избирательность - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации;

 

Критичность и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках;

 

Психологический контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей;

 

Требовательность - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации;

 

Склонность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении;

 

Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.

 

Среди других организаторских качеств следует отметить такие как [10, с. 75 - 76]:

Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную цель и стремится к ее достижению;

Гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя при этом принципиальных позиций;

Работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;

Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;

Самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;

Дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;

Инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.

Общей основой развития руководителя как специалиста и  как компетентного управленца является интеллектуальные качества [16, 32]. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности руководителя в зависимости от того, какие ресурсы руководителя - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.

Существенное значение имеют для деятельности руководителя коммуникативные качества [10, с. 77 - 79]:

- способность к кооперации и групповой работе;

- поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;

- социальная компетентность при реализации своих целей.

 

        Необходимо отметить, руководитель  в свой деятельности постоянно  использует три вида общения [20, с. 31 - 40]:

 

1. Субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных.

2.  Служебно-товарищеское - это общение между руководителями-коллегами.

3. Дружеское - это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.

 

В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот или иной стиль общения. Если руководитель обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты.

Умение устанавливать  деловые контакты, располагать к  себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.

Неотъемлемым компонентом  культуры речи является требование информационной насыщенности сообщения. Объем высказывания должен соответствовать количеству информации, включённому в него. Перекос в сторону объёма высказывания порождает многословие и, вследствие этого, негативную реакцию со стороны собеседника. Перекос в сторону объёма информации ведёт к недостаточно полному её пониманию и также снижает эффективность коммуникаций. Эффективные коммуникации требуют лаконичности и структурной простоты построения фраз [20, с. 43 - 45].

Любое высказывание осуществляется на том или ином эмоциональном  фоне. Отсутствие эмоциональной окраски, так же как и её гипертрофирование, - ошибка речи. Поэтому одним из правил культуры речи является соразмерность, гармония содержания высказывания и меры его эмоциональной насыщенности.

Результативность делового общения связана с невербальными (несловесными) компонентами. К невербальным характеристикам общения относятся интонации, мимика, жесты, поза. Их характер, а также мера выраженности должны быть адекватны содержанию самого высказывания, должны помогать понять его, быть иллюстративными. По мнению специалистов, более половины межличностного общения суть общение невербальное [4].

Ещё одним важнейшим  требованием культуры речи выступает  её адекватность особенностям адресата – того, к кому она обращена. «Истина  лежит не на устах говорящего, в ушах слушающего» [20, с. 49]. Реализация данного требования предполагает учёт говорящим культурно-образовательного уровня адресата, его профессиональных знаний и компетентности, ценности ориентаций и интересов, насущных для него потребностей, а также его личностных качеств и опыта. Следует говорить на том «языке», который характерен для адресата. Способность говорить «на разных языках» - важное умение руководителя, позволяющее ему «быть своим» в очень разных социальных и профессиональных группах.

Сочетание указанных  требований является одним из условий  коммуникативной компетентности руководителя.

 

Мотивационно-волевые  качества [18, с. 71 - 75]:

- стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);

- осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);

- самоопределение (свобода, самоопределение, открытость);

- социальная компетентность (компетентность, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).

 

В литературе по психологии менеджмента  можно встретить ряд работ  ученых, изучающие руководителя и  предпринимательские качества, потенциал  которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию рассчитать возможные результаты, умения разумно рисковать [9, 10, 11, 13, 24].

 

Эмоционально-волевые  качества. Наиболее важным качеством руководителя является устойчивость к стрессу. «Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность» [21], поскольку деятельность руководителя протекает в условиях значительных психологических нагрузок. Стрессы в деятельности любого руководителя являются неизбежными. Чем выше должностной уровень руководителя, тем они сильнее. Они могут быть вызваны разнообразными факторами: нестабильностью рынка, давлением бюрократической системы, различными конфликтами в коллективе и т.д. поэтому руководитель должен быть устойчивым к стрессу [18, с. 81 - 87].

Со стрессовыми состояниями  тесно связаны, а часто являются их причинами состояния иного  типа – фрустрационные [21]. Они возникают в случае блокады – невозможности достижения тех или иных значимых для личности целей. Фрустрации наиболее специфичны именно для управленческой деятельности. Она сочетает в себе множество значимых целей и потребностей, планов и устремлений и ещё большее количество разного рода «барьеров» - невозможных преград и ограничений на пути их реализации.

Устойчивость к фрустрациям, равно  как и стрессоустойчивость в  целом, следует рассматривать как  одно из профессионально-важных качеств  руководителя. Их повышению содействуют  две группы средств. Во-первых, это  формирование деятельностных способов преодоления фрустраций – накопление фрустрационного опыта (фрустрационная толерантность). Во-вторых, это средства психологической защиты личности в состояниях фрустрации [18, с. 92 - 101].

Фрустрационная устойчивость (толерантность) руководителя и его стрессоустойчивость тесно взаимосвязаны и представлены в деятельности в их интегративном проявлении. В результате такого синтеза формируется качество руководителя, которое обозначается в «обыденной психологии» как «умение держать удар».

Значимым для характеристики эмоционально-волевой регуляции негативных состояний в деятельности руководителя является и общее понятие эмоциональной резистентности (устойчивости) личности. В целом это сложное психическое образование характеризует субъективную тенденцию, склонность воспринимать и оценивать ситуации как потенциально опасные и, следовательно, эмоциогенные. Величиной резонанса определяется общая картина поведения личности в той или иной ситуации. Одни люди склонны преувеличивать эмоциогенность ситуаций – гиперэмоциональная оценка, другие её занижать – гипоэмоциональная оценка. Безусловно, в общем плане наиболее адекватным является некоторый средний – уравновешенный тип реагирования на ситуации – адекватноэмоциональный [10, с. 93].

Высокая эмоциональная напряжённость управленческой деятельности, частые и по существу хронические стрессы в ней, неожиданно возникающие и непредсказуемо чередующиеся сложные, критические ситуации – всё это выступает мощным источником для развития ещё одной категории негативных психических состояний, объединяемых понятием - эмоциональное выгорание [21].

И эмоции, и волевые усилия, и  состояния, обеспечивая регуляцию  деятельности руководителя, в то же время проявляются вовне –  в его поведении, речи, мимике и  т.д. Эти проявления могут и должны контролироваться – усиливаться или подавляться. Они могут использоваться руководителем как дополнительный и достаточно мощный канал межличностного взаимодействия, как источник и средство информации (или дезинформации) других о своих мыслях, намерениях, позициях. Владение экспрессивными средствами особенно важно для руководителя. Он «всегда на виду», и то, как он эмоционально реагирует, в каком состоянии находится, насколько выражены у него проявления «волевой натуры», насколько он в глазах других «владеет собой», существеннейшим образом влияет и на восприятие его подчинёнными, на его принятие или непринятие ими. Это определяет и общую эффективность его деятельности, т.е. его авторитет.

Здесь необходимо выделить три основных аспекта [27, с. 42 - 47]:

 

  1. Субъективный контроль за экспрессивными проявлениями своих эмоциональных и волевых состояний, за своим поведением в целом.

 

  1. Умение владеть средствами экспрессивного воздействия на подчинённых (в частности, создавать имидж «волевого», «обаятельного», т.е. эмоционально-привлекательного, руководителя, а также твёрдого, умеющего владеть собой человека.).

Информация о работе Экспериментально-психологическое исследование личностных характеристик женщин руководителей