Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 09:26, курсовая работа
В нашем исследовании мы поставили перед собой цель: изучении личностных особенностей женщины руководителя.
Данную цель предполагается решить с помощью следующих задач:
Провести анализ литературных источников по изучаемой проблеме.
Рассмотреть особенности руководства как деятельности в современном обществе
Рассмотреть и изучить психологические особенности современной женщины руководителя.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические подходы к изучению личности руководителя……..7
§ 1. Руководство, сущность и основные понятия………………………….….7
1. 1. Руководство как разновидность управления…………………………..8
1. 2. Личностные особенности руководителя……………………………...10
1. 3. Пол и возраст руководителя как фактор эффективности управления…17
§ 2. Психологические особенности современной женщины руководителя...20
2. 1. Мотивы трудовой деятельности женщин………………………….…22
2. 2. Характерные черты современной женщины руководителя…………23
2. 3. Стиль и качество женского руководства……………………………..27
Глава II. Экспериментально-психологическое исследование
личностных характеристик женщин руководителей ……….……32
§ 1. Основные этапы и методы исследования…………………………………..32
§ 2. Анализ и интерпретация результатов………………………………………35
2. 1. Изучение личностных характеристик
при помощи теста Р. Кеттелла………………………………………...35
2. 2. Изучение способов реагирования женщин
руководителей в конфликтной ситуации…………………………….38
2. 3. Изучение личностных характеристик женщин
руководителей с помощью методики С. Бем………………………...40
Заключение………………………………………………………………………...44
Список использованной литературы…………………………………………..45
Морально-этические (нравственные) качества. Они являются залогом авторитета руководителя. Честность, порядочность, принципиальность – вот главные морально-нравственные качества, которые отмечаются в первую очередь и служат основой для любой личностной оценки. Они важнейшие, но не единственные. Согласно проведённым опросам, для коллектива значимы и такие качества как, справедливость, уважение к другим людям, умение держать своё слово, обязательность, доброжелательность. Все эти качества непосредственно коррелируют с психологическим климатом в коллективе [8, с. 36 - 47].
1. 3. Пол и возраст руководителя как фактор эффективности управления.
Руководители-женщины в настоящее время представлены во всех сферах деятельности. Можно привести немало примеров того, как великолепно руководители-женщины справляются со своей работой. Больше того, есть сферы производства, где только руководитель-женщина имеет шансы на успех. Например, предприятия, где работают в основном женщины (ткацкие, трикотажные и др.), ведь управление женским коллективом имеет свою непростую специфику.
Интересным представляются отличия руководителя-женщины и руководителя-мужчины [5,12, 23, 32].
На основании проведённых
В смешанных коллективах женщины
реже становятся лидерами (руководителями)
и проявляют меньшую
Результаты социологического опроса, направленного на изучение отношения к деятельности руководителя-женщины показали, что: только 5,1% отметили, что хотели бы работать под руководством женщины; 43,5% заявили, что им всё равно; 38,6 % высказались отрицательно, у остальных не было твёрдого мнения на этот счёт. Опрошенные отмечали в основном трудности в прогнозировании поведения и принятия решения у женщин-руководителей, так как в их мыслительной деятельности больше интуитивного. Кроме того, отмечались своеобразие эмоциональных реакций и противоречие между женской сущностью и выполняемой социальной ролью [12, с. 63 - 65].
При этом считается, что руководители-мужчины обладают большей компетентностью в решении групповой задачи, а также стремлением доминировать в группе в силу наличия определённого культурного стандарта поведения: от исполнителя мужской роли ожидают и соответствующего поведения.
Процесс развития личности характеризуется
динамичностью и
В результате проведённых исследований были получены следующие оценки руководителей разных возрастных категорий: пик «расцвета» руководителей предприятий, по мнению работников, приходится на 41-50 лет. Наивысшие оценки, полученные руководителями этого возраста, показывают, что именно к этому возрасту достигается оптимальное сочетание знаний, жизненного и производственного опыта, коммуникативных навыков руководителя с его ещё довольно активным поведением. Ш. Бюлер подчёркивает, что «к 45 годам человек достигает расцвета зрелости. Для него характерна постановка точных и чётких целей, позволяющая добиться стабильности на профессиональном поприще…» [30, с. 54]. В этом возрасте, - отмечает Э. Эриксон, - развивается максимальная потребность в самореализации [15, с. 29].
Поэтому довольно высокая активность начальника этой возрастной категории в сочетании с опытом, мудростью, умением принимать решения и т.д. приводит к восприятию его подчинёнными как наиболее эффективного руководителя.
Их более молодые (31 - 40 лет) и старшие коллеги (51 – 60 лет) оцениваются значительно ниже. Такие оценки обусловлены рядом факторов. В числе них можно назвать следующие [27, с. 48 - 72]:
1. Для возрастной группы 31 – 40 лет: примерно к 30 годам у человека завершается профессиональное самоопределение личности и происходит профессиональная стабилизация. Если для молодых людей, вступающих на руководящую должность, характерно отсутствие практического опыта, необходимых технических знаний, коммуникативных навыков и пр., то по мере адаптации к производству эти недостатки с возрастом устраняются. Вместе с тем, в первые годы работы в процессе адаптации происходит отсев профессионально непригодных людей, и таким образом, в выборку более старших возрастных групп не попадают люди, которые в предыдущих возрастных группах могли оказаться в должности случайно. Молодые руководители имеют также существенный отрыв в оценках, в связи с тем, что имеют короткий период интеграции в коллектив. Как правило, в этом возрасте происходит стадия освоения новой роли, которую называют «периодом проб и ошибок», а ошибки руководителя носят довольно глобальный характер и получают широкий общественный резонанс.
Влияние на восприятие молодых управленцев работниками оказывают социальные стереотипы прошлых лет, которые не связывают успешность директорской деятельности с молодостью. Руководители моложе 40 лет по-прежнему воспринимаются стереотипно: «молодо - зелено», но после 40 лет в них видят оптимальное сочетание опыта и молодости (т.е. энергии, активности), с ними связывают свои ожидания работники – «они могут сделать для предприятия многое».
2. Для возрастной группы 51 – 60 лет: снижение оценок качеств личности руководителя старше 50 лет связано в какой-то мере с физиологическими факторами, т.е. ухудшением состояния здоровья, усталостью. В этом возрасте физическая активность снижается. Хотя инерция работы сохраняется, перспективы личности обращены в пенсионный период. Происходит перестройка мотивационной сферы. «Человек пересматривает свои цели с учётом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье» (Ш. Бюлер).
Важно отметить, что подобные исследования, проводимые в экономически высоко развитых странах мира, дали иные результаты. Так, например, средний возраст президентов (и руководителей) в крупных японских компаниях составляет 63,5 года. Л. Якокка: «Возраст – это во многом опыт, это не только природная, но и в значительной степени и социально детерминированная характеристика человека, в том числе руководителя» [18, с. 87].
На основе проведённых исследований и выше примеров можно сказать, что и пол руководителя и его возраст оказывают непосредственное влияние на восприятие его подчинёнными.
§ 2. Психологические
особенности современной
До недавнего времени в обществе признавался образ преуспевающего мужчины, уверенного в себе руководителя, пока на жизненной арене не появились деловые женщины, яркие личности, инициативные, энергичные, не боящиеся трудностей.
Наше общество ещё далеко от стабильности, а ведь именно в устойчивом обществе женщина имеет больше шансов занять лидерские позиции. Нужно сказать, женщина оказалась в парадоксальной ситуации: на неё взвалили всю ответственность за семью, тогда как мужчина от семейной ответственности был отстранён. У женщин не было возможностей для функционирования вне семьи, возможностей для деловой активности. В новой роли женщины вынуждены отказаться от традиционных женских ценностей, принимая ценности традиционно мужские. Конфликт состоит в противоречии ценностей «семья, дом, любовь» и ценностей независимости и роста. Занимая руководящий пост, они всеми силами стараются упразднить в себе лидера, потому что беспрекословное послушание вышестоящим лицам несовместимо с такими качествами настоящего лидера, как азарт, инициатива, строптивость, в конце концов.
Пожалуй, наиболее полно психология деловой женщины за рубежом была изучена американскими исследователями Маргарет Хеннинг и Анн Жарден [23]. В России, исследованию данной проблемы уделено не меньше внимания: исследование лидерских качеств женщин (Чирикова А. Е., Кричевская О.Н.); морально-нравственные качества женщин-руководителей (Ф.Н. Портнова, Э.С. Чугуновой); субъективный экономический статус (А. Л. Журавлева, В.А. Хащенко и Н.Н. Хащенко); стиль руководства у женщин, и его отличительные особенности (Самарцевой и Т. Фоминой); деловая женщина в российском обществе (Рябоконь О. Н.).
Восхождение по лестнице успеха оказалось делом тяжёлым и небезопасным. Деловая женщина должна постоянно доказывать себе и окружающим, что занимается именно своим делом. Примерно 1/3 всех нервных расстройств у бизнес-леди происходит от столкновения их роли руководителя на работе и исполнителя дома. Оба автора пришли к выводу, что главная помеха деловой карьеры многих женщин - в неумении девочек, а затем и женщин ладить между собой, «играть в команде», быть снисходительными к недостаткам других людей.
Но как отмечают Чирикова А.Е., Кричевская О.Н., «у женщины есть ряд преимуществ, реализовав которые, она может стать успешным руководителем. Женщина-лидер обладает боле тонким социальным интеллектом, она тоньше ощущает нюансы отношений, в том числе и отношение к себе. Она умеет оценивать и прогнозировать поведение других людей. Правда, её больше, чем мужчин, подстерегает опасность пойти на поводу у своих эмоций. А истеричность и лидерство - есть вещи несовместимые» [5, с. 93].
Женщина обладает большей контактностью и практичностью мышления. Если мужчина склонен строить долгосрочные планы, рассчитывать на долгосрочную перспективу, то женщина предпочитает конкретно гарантированный результат, «здесь и сейчас» [23, с. 22 - 29]. Женщина лучше мужчины контролирует свои и чужие ошибки; она, как правило, лучше формулирует свои мысли и выражает идеи. Замечено, что она меньше, чем мужчины реагирует на ухаживания и сексуальные притязания в деловых отношениях. Она чётко различает дело и развлечения.
Один из главных подводных камней на пути развития карьеры деловой женщины - нехватка глобального, обзорного взгляда на проблему, более развитый консерватизм, тенденция погрязать в мелочах и эмоциях, вязнуть в системе человеческих отношений [5, с. 29].
В последнее время стал модным постоянно напоминать женщине об её естественном предназначении, – быть хранительницей очага, организатором домашнего хозяйства, воспитателем детей. Трудно быть полноценным руководителем, находясь во власти семьи, детей, имея свои личные заботы. И в то же время выполнять роли хозяйки дома, матери, жены ей не дает профессия руководителя. Данная противоречивость, в которой некоторые усматривают даже противоестественность, сопровождает женщину, какую бы должность она ни занимала.
2. 1. Мотивы трудовой деятельности женщин.
Теоретический анализ мотивации трудовой деятельности у женщин показал, что наиболее значимым мотивом является материальный, хотя и с психологическим оттенком: женщинам нравится иметь свой заработок и быть независимыми [5].
Вторым по значимости - мотив морально-этического характера: работают, потому что благодаря работе ощущают себя нужными людьми и не представляют свою жизнь без работы [23].
На третьем месте - мотивы, которые можно отнести к категории компенсаторных: благодаря работе женщины не чувствуют себя одинокими; на работе они забывают о домашних и личных неурядицах, неприятностях [32].
Согласно проведенным
На профессиональный статус женщины серьёзное влияние оказывает её семейное положение, необходимость совмещения ролей, что ограничивает выбор деятельности, затрудняет должностное продвижение, создаёт трудности в работе. Около 1/3 опрошенных указали на большую нервную нагрузку, 14 % работниц и 19 % служащих отметили усталость, вызываемую домашней работой и болезнью детей.
Таким образом, собственно профессиональные трудности отступают перед чрезмерной нагрузкой женщин - на работе и дома. Отсюда и усталость, и постоянное нервное напряжение, боязнь не успеть, не справиться и т. п. Разумеется, все эти привходящие обстоятельства затрудняют полноценное включение женщин в профессиональную деятельность.
2. 2. Характерные психологические черты
современной женщины руководителя.
Традиционно женские
качества, образующие стереотип женственности
(зависимость, мягкость, интуиция), дополняются
(а нередко и подменяются) качествами,
которые характеризуют