Экспериментально-психологическое исследование личностных характеристик женщин руководителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 09:26, курсовая работа

Описание

В нашем исследовании мы поставили перед собой цель: изучении личностных особенностей женщины руководителя.
Данную цель предполагается решить с помощью следующих задач:
Провести анализ литературных источников по изучаемой проблеме.
Рассмотреть особенности руководства как деятельности в современном обществе
Рассмотреть и изучить психологические особенности современной женщины руководителя.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3


Глава I. Теоретические подходы к изучению личности руководителя……..7

§ 1. Руководство, сущность и основные понятия………………………….….7

1. 1. Руководство как разновидность управления…………………………..8
1. 2. Личностные особенности руководителя……………………………...10
1. 3. Пол и возраст руководителя как фактор эффективности управления…17

§ 2. Психологические особенности современной женщины руководителя...20

2. 1. Мотивы трудовой деятельности женщин………………………….…22
2. 2. Характерные черты современной женщины руководителя…………23
2. 3. Стиль и качество женского руководства……………………………..27


Глава II. Экспериментально-психологическое исследование
личностных характеристик женщин руководителей ……….……32

§ 1. Основные этапы и методы исследования…………………………………..32

§ 2. Анализ и интерпретация результатов………………………………………35

2. 1. Изучение личностных характеристик
при помощи теста Р. Кеттелла………………………………………...35

2. 2. Изучение способов реагирования женщин
руководителей в конфликтной ситуации…………………………….38

2. 3. Изучение личностных характеристик женщин
руководителей с помощью методики С. Бем………………………...40


Заключение………………………………………………………………………...44


Список использованной литературы…………………………………………..45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - психологические особенности личности женщин руководителей.doc

— 484.50 Кб (Скачать документ)

 

Таким образом, можно сделать вывод, что различия между показателями в экспериментальной и контрольной группах носят достоверный характер при таких способах реагирования на конфликт как сотрудничество и компромисс. Случайный характер носят показатели таких способов реагирования как, избегание, соперничество и приспособление.

 Интерпретировать данные результаты можно следующим образом: наиболее предпочитаемым способом реагирования на конфликтную ситуацию среди женщин руководителей является способ сотрудничества (см. Рисунок 2)

Сотрудничество – как совместная выработка решений, удовлетворяющая интересы обеих сторон – является наиболее эффективным способом, так как обе стороны оказываются в выигрыше, что не мало важно для руководителя.

При компромиссе возможен проигрыш одной и другой стороны, так как  происходят взаимные уступки. Это будет  эффективно для руководителя лишь в  том случае, если важно сохранение отношений.

 

 


 

Рисунок 2. Средние значений показателей,

полученных  в экспериментальной и контрольной  группах

 

 

 

 

Основываясь на полученные данные можно  сделать следующий вывод.

В основе деструктивного конфликта  зачастую лежат субъективные причины, в частности психологическая  несовместимость, отсюда и различные стили поведения в конфликтной ситуации.

Эффективный руководитель должен уметь  ориентироваться в конфликтной  ситуации, правильно, конструктивно  решать конфликт и обладать «гибкостью поведения», т.е. применять тот или  иной стиль поведения в конфликте  в зависимости от характера конфликта и от своих возможностей.

А это в свою очередь доказано нашим исследованиям. Для женщины руководителя характерны все способы реагирования, но наиболее типичными являются способы сотрудничество и компромисс.

 

 

 

2. 3. Изучение личностных характеристик женщин

руководителей с помощью методики С. Бем.

 

Дальнейшее исследование женщин руководителей проводилось по методике Феминности – Маскулинности С. Бем. После проведенного исследования полученные данные были обработаны и выделены в две основные группы.

Полученные  результаты по группам приведены  на диаграмме и таблице 

По результатам были сделаны следующие выводы: уровень  маскулинности женщин руководителей, составляет 17,5 баллов, в группе мужчин руководителей уровень маскулинности составляет 5,7 баллов.  Таким образом, уровень маскулинности у женщин руководителей в несколько раз превышает норму, и, следовательно, в их поведении проявляются такие характеристики как мужественность, агрессивность, тщеславие, властность, независимость (см. Рисунок 3).

 

 


 

Рисунок 3. Исследование маскулинности-феминности в группах

 

 

Таблица  3. Исследование маскулинности-феминности  в группах

 

 

 

Экспериментальная

 группа

Контрольная группа

1

13,932

6,966

2

16,254

4,644

3

18,576

2,322

4

20,898

9,288

5

13,932

6,966

6

23,22

6,966

7

16,254

4,644

8

18,576

2,322

9

26,898

9,288

10

9,288

6,966

11

16,254

6,966

12

18,576

4,644

13

20,898

2,322

14

13,932

4,644

15

11,61

6,966

Среднее

17,5

5,66

U-критерий  Майна-Уитни

U=31 р<0,05

14,31

5,69


 

 

Для уточнения маскулинности женщин руководителей была использована система экспертных оценок. Для определения маскулинных качеств женщин была сформирована экспертная группа из специалистов (менеджер по персоналу, тренинг-менеджер, психолог), в количестве трех человек. Ими была произведена экспертная оценка значимых качеств маскулинности у двух групп: женщин руководителей, мужчин руководителей.

 Вышеупомянутым группам  были представлены две из реальных деловых ситуаций, которые они должны были оценить в баллах: от 1 до 10. Данным группам нужно было определить, как проявляются те или иные качества маскулинности в конкретных ситуациях руководства, а также оценить такие качества как: мужественность; лидерство; агрессивность; решительность; независимость.

Данные по группе были сведены в таблицу. В данной таблице  представлены результаты экспертных оценок (см. Таблица 4).

 

Таблица 4. Проверка достоверности различия по U-критерию Манна-Уитни

(по экспертным оценкам)

 

 

ЭГ

КГ

U-критерий  Майна-Уитни

Мужественность

8,44

2,53

U=6 р<0,05

Лидерство

8,63

2,59

U=2,5 р<0,05

Агрессивность

8,13

2,69

U=10,5 р<0,05

Решительность

8,25

2,59

U=3 р<0,05

Независимость

8,5

2,63

U=7 р<0,05


 

В результате экспертного  опроса выделились такие качества как: мужественность, лидерство, агрессивность, решительность, независимость:

  • по критерию мужественность женщины руководители набрали 8,4 балла, а мужчины – 4,9 балла;
  • по критерию лидерство женщины руководители набрали 8,5 балла, мужчины – 4,9 балла;
  • по критерию агрессивность женщины руководители набрали 8,1 балла, мужчины – 5,4 балла;
  • по критерию решительность женщины руководители набрали 8,3 балла, мужчины – 5,2 балла;
  • по критерию независимость женщины руководители набрали 8,5 балла, мужчины – 5,1 балла.

 

 Таким образом, качества как мужественность, лидерство, агрессивность, решительность и независимость выше у женщин руководителей.

 

 

Выводы:

В результате проведенного исследования нами были изучены личностные характеристики женщин руководителей. На основе данных исследования мы можем сделать вывод, что для женщин руководителей присущи такие качества как:

      • общительность;
      • высокая эмоциональная устойчивость смелость;
      • высокий самоконтроль;
      • гибкость поведения в конфликтных ситуациях
      • мужественность
      • лидерство,
      • агрессивность,
      • решительность
      • независимость

 

Нами также  были установлены различия между  мужчинами и женщинами руководителями. Таким образом, проведенное исследование подтверждает гипотезу, что женщины-руководители отличаются от мужчин-руководителей такими характеристиками как:

      • высокий самоконтроль;
      • гибкость поведения в конфликтных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги проделанной работе, мы отмечаем, что главной целью  наших исследований было показать неоднозначность  и многогранность управленческой деятельности, ее сложный диалектический характер.

Раскрывая сложность  эффективного руководства, мы рассмотрели  сущность и содержание управленческой деятельности, описанные в литературе психологические качества личности, необходимые для успешного осуществления  руководства.

Целью нашего исследования было изучение личностных характеристик женщин руководителей.

Проводя экспериментальное  исследование мы увидели подтверждение  нашей гипотезы о том, что эффективные  руководители государственного предприятия  отличаются такими характеристиками как:

      • высокий самоконтроль;
      • гибкость поведения в конфликтной ситуации.

 

Под которыми подразумевается системность  и непротиворечивость взглядов, установок  и суждений, умение ставить перед  собой реальные жизненные цели, стремление к их выполнению, упорное преодоление препятствий, а также умение руководителя ориентироваться в конфликтной ситуации: применение того или иного стиля поведения в зависимости от возможностей руководителя и от характера конфликтной ситуации.

В общем и целом, в результате наших изучений мы убедились  в важности и актуальности изучения именно индивидуально-психологических характеристик женщин, которые претендуют на руководящую должность.

Считаем, что материалы  исследования могут иметь прикладное значение при составлении психокоррекционных программ, в частности в деятельности тренинг-мененджеров.

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Агапов В.С. Я-концепция как интегративная основа личности и деятельности руководителя. – М.:МОСУ, 2000. – 30с.

 

  1. Андреева Г.М.: «Социальная психология», М., 1996г.

 

  1. Асмолов А.Г. – Психология личности: Учебник – М.: МГУ, 1990

 

  1. Бодалев А.А. «Психология межличностного общения» Рязань, 1994

 

  1. Весельницкая Е. «Женщина в мужском мире» СПб, 1993.

 

  1. Дэвид Майерс. Социальная психология. Питер, СПб, 1999

 

  1. Елисеев О.П.   Практикум по психологии личности. – Санкт-Петербург: Питер, 2000 – 560с.

 

  1. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии – М.: ЦИТП, 1992. – 168с.

 

  1. Занковский А.Н. Организационная психология – М.: Флинта МПСИ, 2000. – 647с.

 

  1. Карпов А.В. Психология менеджмента – М.: Гардарики, 1999. – 584с.

 

  1.   Ковалев С.В.  Психология современных отношений. – М.: Педагогика, 1987 – 160с.

 

  1. Кон И. С. Психология ранней юности.М.,1989

 

  1.   Коробейников А. Жизнь и карьера// Пробл. теории и практики упр.-2001.-№6.-С.77-81

 

  1. Кричевский Р.Л. Элементы психологического менеджмента в повседневной работе. М: ,,Дело,,.1993. 352 с.

 

  1. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: ТЦ «Сфера», 2001.-464с.

 

  1. Лебедев В.И. Психология и управление. М: Агропромиздат. 1990. 176 с

 

  1. Немов Р.С. Психология учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2-х кн. Кн.2. Психология образования. – М.: Просвещение: Владос, 1994 – 496 с.

 

  1. Никифорова Н.А. Формальный статус руководителя как детерминанта восприятия его подчинёнными. Дис. канд. псих. наук. – Иваново, 1998.

 

  1. Первин Л., Джон О. – Психология личности, М., 2000

 

  1. Почепцов Г. Г. «Коммуникативные т<span class="dash

Информация о работе Экспериментально-психологическое исследование личностных характеристик женщин руководителей