Эмоциональные аспекты межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 17:23, дипломная работа

Описание

Так же можно привести следующие исследования и работы: А.А.Корник, Е.А.Корник – диагностика удовлетворённости в значимых отношениях (1988); А.М.Швец, Е.А.Могилёвкин, Е.Ю.Каргаполова (2004) – мотивация вступления в брак и её влияние на кризис будущей семьи; Martin и Bumpass (1989), Norton и Moorman (1987) – исследования влияние возраста и уровня образования супругов на развод; Cleek и Pearson (1985) – исследование разведённых людей, их причин разрыва отношений, и др.
Целью исследования является изучение причин неудовлетворённости межличностными отношениями у людей первого периода зрелости.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....Ст.1
Глава 1. Теоретические основы исследования……………………………….Ст.4
1.1.Теории межличностных отношений…………………………………………..Ст.5
1.1.1.Зарубежные теории межличностных отношений…………………….Ст.7
1.1.2.Отечественные теории межличностных отношений…………………Ст.11
1.2.Межличностные отношения: определение понятий…………………………Ст.13
1.3.Перцептивные стороны межличностных отношений. Аттракция в межличностных отношениях…………………………………………………………….Ст.18
1.4.Проявление эмоционального аспекта в межличностных отношениях……...Ст.23
1.5.Дисгармония как результат неудовлетворённости в межличностных отношениях………………………………………………………………………………..Ст.25
1.5.1.Понятие «дисгармония»………………………………………………..Ст.26
1.5.2.Понятие «неудовлетворённость»……………………………………...Ст.26
1.5.3.Причины неудовлетворённости и дисгармонии в межличностных отношениях……………………………………………………………………………….Ст.28
1.6.Молодость и межличностные отношения……………………………………Ст.43
1.7.Диагностика межличностных отношений……………………………………Ст.44
1.8.Значимость исследования проблем неудовлетворённости в межличностных отношениях……………………………………………………………………………….Ст.46
Выводы……………………………………………………………………………...Ст.47
Глава 2.Эмпирическое исследование………………………………………….Ст.48
2.1.Методика исследования……………………………………………………….Ст.48
2.2.Описание развития исследования…………………………………………….Ст.
2.3.Предикаты неудовлетворённости……………………………………………..Ст.
Выводы……………………………………………………………………………..Ст.
Рекомендации……………………………………………………………………....Ст.
Выводы (общие)……………………………………………………………………Ст.
Заключение…………………………………………………………………………Ст.
Глоссарий…………………………………………………………………………...Ст.
Список литературы………………………………………………………………...Ст.
Примечание 1 (анкета)
Примечание 2 (пилотажное исследование причин и сравнение выборок)
Примечание (краткое определение встречающихся понятий)

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА - Эмоциональные аспекты межличностных отношений.doc

— 611.00 Кб (Скачать документ)

Так как межличностные отношения  включают эмоциональный компонент как определяющий формированию отношения, и в психологии рассматривают чувства, которые, так или иначе, влияют на отношения.

В социальной психологии выделяют конъюнктивные (связанные) и  дизъюнктивные чувства (альтернативные)[30.]

А. Ф. Лазурский [31.] предлагал  изучать чувства в трех направлениях: удовольствие—неудовольствие, возбуждение—успокоение,  напряжение—облегчение.

Считают, что чувства  строятся на основе оценок другого  человека, проявляются как эмоциональные  отношения и. располагаются в континууме от неприятия до симпатии и любви.[32.]

Описание так называемых «межсубъектных чувств» дано в работе Р. Акоффа и Ф. Эмери, которые предлагают следующие критерии их классификации: благоприятный—неблагоприятный, за—против, нравится—не нравится.[33.]

Разнообразно представлен  в литературе поведенческий аспект отношения. Выделяются три вида воздействия  человека на человека: информирование, инструктирование и стимулирование.[30.]

Г.Клаус указывает на проскриптивную и инцентивную активность человека.[34.]

В.В.Абраменкова описывает интерактивные и конативные взаимодействия.[35]

Е.В.Субботский исследует прагматический и альтруистический стили общения.[36.]

С точки зрения интенциональности  говорят об активации, интердикции, дестабилизации и констатации.[37.]

Р.Акофф и Ф.Эмери останавливают свое внимание на конфликте, сотрудничестве, эксплуатации, соревновании и конкуренции.[33.]

К.Томас говорит о соперничестве, сотрудничестве, компромиссе, избегании, приспособлении.[38.]

Р.Бэйлс сводит взаимодействие к позитивным и негативным эмоциям и к постановке и решению проблем общения.[39.]

Я.Рейковский все действия человека в социальном окружении дифференцирует на просоциальные и ипсоцентрические, в рамках которых располагаются альтруизм, помощь, кооперация, ипсоцентрические действия, эгоизм, эксплуатация.[40.]

В рамках когнитивного подхода изучаются  следующие формы отношения: восприятие, представление о другом человеке, мнение о нем, эмоциональная оценка, первое впечатление, интерпретация  другого человека, его стереотипизация, предубеждения по отношению к нему.[32.] Исследуются отдельные виды отношения человека к человеку. Например, В. В. Абраменкова рассматривает гуманное отношение, Л. П. Колчина — агрессию, П. М Ершов описывает «позиционные отношения».[35.]

Значительная часть исследований проводится с учетом тех или иных объективных связей между людьми. Так Р. Борман исследует дружбу, любовь, увлечение, флирт, влюбленность в рамках сексуального поведения.[41.]

Критерий классификации отношений «внутренняя зависимость — автономность» был предложен рядом авторов в исследовании отношений супругов.[43.]

В.Н.Мясищев, описывая отношение к другим людям как вид отношений личности, пишет о дружбе и вражде.[44.]

В.Б.Ольшанский классифицирует межличностные отношения так: восприятие и понимание людьми друг друга, межличностная привлекательность, взаимовлияние и поведение.[30.]

Н.Н.Обозов выделяет отношения симпатии—антипатии, привлекательности—непривлекательности и указывает на возможность перехода привлекательности в приятельские, товарищеские, дружеские и интимно-любовные отношения.[16.]

А.А.Ершов говорит о подавляющих и вдохновляющих отношениях,[45.] Б.Д. Додонов — о практических и теоретических.[46.]

Т.Мусейибова рассматривает отношения сближения, отчуждения и нейтральные позиции.[47.] Резюмируя исследования многих авторов, Я. Л. Коломинский описывает структуру отношения в рамках поведенческого, эмоционального и когнитивного компонентов.[48.]

Исходя из вышеизложенного можно  заключить, что исследования отношения человека к человеку представлены в литературе достаточно разнообразно. В описаниях отношений используются понятия потребностей, интересов, тенденций, эмоций, активности, действия, чувств, оценок, интерпретаций и т.д. Изучаются различные аспекты отношений: тенде- нциозный, чувственный, когнитивный, поведенческий.

На базе принципа паритетности социальные психологи, изучающие межличностные  отношения, разработали теорию справедливости, включающую четыре основных положения:

1.Участвующие во взаимоотношениях люди пытаются максимизировать свои выгоды.

2.Пары и группы могут максимизировать свои коллективные вознаграждения, вырабатывая правила или нормы в отношении способов справедливого распределения среди всех заинтересованных участников.

3.Когда индивиды замечают нарушения справедливости во взаимо- отношениях, они испытывают напряжение. Чем больше воспринимаемая несправедливость, тем выше переживаемое напряжение.

4.Индивиды, замечающие нарушения справедливости во взаимо- отношениях, будут предпринимать шаги по восстановлению справедливости.

Целый ряд исследований подтверждает обоснованность теории справедливости: "В частности, было показано, что  когда взаимоотношения оказывались  несправедливыми, напряжение испытывали оба партнера. То, что лишенный заслуженного им вознаграждения (эксплуатируемый) человек испытывает напряжение, по-видимому, не противоречит здравому смыслу. Однако … получивший незаслуженное вознаграждение человек также может испытывать напряжение, возможно, вследствие возникающего у него чувства вины или дискомфорта, вызванного нарушением баланса" [52. С. 403.]

 

1.1.1.Зарубежные  теории межличностных отношений

Стоит вспомнить для  начала описывания основных межличностных  теорий кто был одним из первых задавшийся мыслью что личность и  межличностные отношения являются взаимообуславливающими, а это был Салливан Г.С.

Интепресональная  теория Салливана. Американский психиатр Гарри Стэк Салливан утверждал, что человеческую личность можно изучить лишь с помощью научного исследования межличностных отношений. Его межличностная теория (interpersonal theory) подчеркивает важность различных этапов развития в жизни человека: младенчества (infancy), детства (childhood), ювенильной эры (juvenile era), предъюности (preadolescence), ранней юности (early adolescence), поздней юности (late adolescence) и зрелости (adulthood). В основе здорового психического развития человека лежит способность устанавливать близкие отношения с другими людьми. Помехой удовлетворительным межличностным отношениям может служить тревога (anxiety).

Теория межличностных  отношений разрабатывалась Вильямом Шутцем в период с 1955 по 1966 годы. В.Шутц создал теорию ФИРО (фундаментальной ориентации межличностных отношений, трехмерную теорию интерперсонального поведения). Основной ее мыслью является та, что каждый индивид имеет характерный способ социальной ориентации по отношению к другим людям, и эта ориентация определяет его межличностное поведение. В теории делается попытка объяснить межличностное поведение индивида на основе трех потребностей - включения, контроля, аффекта (расположения). Эти потребности развиваются в детстве во взаимодействии со взрослыми, прежде всего с родителями. Если эти потребности не были удовлетворены в период детства, индивид чувствует себя некомпетентным, незначительным и недостойным уважения. Для преодоления этих чувств он вырабатывает у себя защитные механизмы, которые проявляются как характерные способы поведения, наблюдаемые при межличностном контакте.

В.Шутц выделяет три типа "нормального" межличностного поведения внутри каждой области, которые соответствуют разным, степени удовлетворения соответствующих потребностей:

1). Дефицитарное поведение,  предполагающее, что индивид прямо  не пытается удовлетворить свои  потребности;

2). Чрезмерное - индивид  постоянно пытается, во что бы то ни стало удовлетворить потребности;

3). Идеальное поведение  - потребности адекватно удовлетворяются.

Шутц (1958) указал на тесную связь между биологическими и  межличностными потребностями:

1) биологические потребности  возникают как отражение необходимости в создании и поддержании удовлетворительного равновесия между организмом и физической средой так же, как социальные потребности касаются создания и поддержания равновесия между индивидом и его социальной средой;

2) неудовлетворение биологических потребностей ведет к физическим заболеваниям и смерти; психическая болезнь, а иногда и смерть может быть результатом неадекватного удовлетворения межличностных потребностей;

3) хотя организм и  способен определенным образом  адаптироваться к недостаточному удовлетворению биологических и социальных потребностей, но это принесет лишь временный успех.

Характерные способы  поведения двух или более индивидов  в межличностном взаимодействии могут быть совместимыми, либо нет. Шутц определяет межличностную совместимость как такие отношения между двумя или более индивидами, при которых достигается та или иная степень взаимного удовлетворения межличностных потребностей. Так, в разработанной им теории групповой совместимости, утверждающую в качестве основной детерминанты совместимости гармонизацию ориентаций на власть  и ориентаций на личностную близость.

Шутц так же разработал опросника FIRO, его известная русскоязычная  версия «Опросник межличностных  отношений» (ОМО). Этот опросник будет далее в практической части данной работы использован в исследовании молодых пар, поэтому и решили более подробно описать здесь идею Шутца. Опросник ОМО основан на основных постулатах трехмерной теории межличностных отношений В.Шутца. Важнейшей идеей данной теории является положение о том, что каждый индивид имеет характерный способ социальной ориентации по отношению к другим людям, и эта ориентация определяет его межличностное поведение.

Следующий интересный и  значимый подход, который нельзя не упомянуть при обзоре теорий межличностных отношений, это:  транcактный подход Эрика Берна.

В трансактном анализе  личность человека подразделяется на три части. Выделяется Родительское, Взрослое и Детское состояние  личности. Каждая часть представляет собой способ проявления нашей субличности, совокупность связанных друг с другом моделей поведения, мыслей, чувств, желаний. Выделяют состояния Я: 1.Родитель; 2.Взрослый; 3.Ребенок.

Родительское  состояние Эго – копируется с подлинных родителей или авторитетных личностей. Когда человек находится в родительском состоянии Эго, он проявляет иногда попечительные и ласковые свойства своих подлинных родителей, а в других случаях - карательные установки, нечестность или предрассудки родителей.

Взрослое состояние  Эго – рациональная и логическая часть личности, занятая преимущественно обработкой данных, наподобие большого электронного мозга; чувства и эмоции тем самым ко Взрослому отношения не имеют. Взрослый - это тот, кто работает.

Состояние Эго  – Ребенок - это часть личности, сохранившаяся от подлинного детства. Дети могут быть капризными. Ребенок рождается свободным и откровенным. Когда он становится старше, его личность складывается в процессе ранних взаимодействий с родителями или милыми, очень счастливыми или очень несчастными, упрямыми или податливыми. Дети способны выходить за пределы ненужных или бессмысленных общественных условностей (Родитель) и не любят тратить время на всесторонние логические выкладки (Взрослый). Детскому состоянию Эго свойственны спонтанность, интуиция и творчество.

Вот так, исходя из занимаемой нами роли в межличностном взаимодействии мы строим те или иные отношения, вступаем в конфликт используя неадекватное ролевое поведение или принимаем адекватную роль и строим полноценные отношения [19.].

Так же кроме трансактного анализа роли можно рассматривать и с более социализаторских сторон, так теория ролей - социально-психологическая теория личности и межличностных отношений человека, опирающаяся на понятие роли социальной. Теория ролей представляет личность и межличностные отношения в терминах ролевого поведения человека.

Дж. Л. Морено создал две основные теории, на которых построены все остальные, это.: Теория Ролей и Теория Спонтанности.

В Теории ролей - Роль – это функциональная форма, принимаемая индивидом в специфические моменты для реагирования на специфические ситуации, в которых принимают участие другие люди или объекты. Гипотеза Морено: «Роль первична по отношению к проявлениям личности. Не роли проявляются из личности, но личность проявляется из ролей».

В Теории спонтанности:

1. Новое поведение  в старой ситуации или адекватное  поведение в новой ситуации.

2. Способность быстро  перемещаться между реальностью и фантазией.

Так, же межличностные  отношения другими авторами рассматриваются  в сфере коммуникации. Так, у Ч.Бергера можно отметить такие теоретические направления внутри исследовательской сферы межличностной коммуникации:

- теории межличностной  адаптации, «Теория определяет  три типа факторов, которые определяют  ожидания индивидов от интеракции: Required{R} - фактор потребности, Expectations{E} - фактор ожидания, Desired{D} - фактор желания. Все три фактора объединяются в конструкцию, определяющую позицию индивида, т.е. чего индивид хочет, ждет, к чему стремится. Если эта позиция соответствует тому, как ведет себя партнер в реальной интеракции, то велика вероятность, что взаимность между двумя индивидами возникнет. Если нет, то индивид либо будет двигаться по направлению к поведению партнера, либо будет стремиться "уравнять" отношения, ориентируюсь больше на себя» [15.]

Информация о работе Эмоциональные аспекты межличностных отношений