Эмоциональные аспекты межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 17:23, дипломная работа

Описание

Так же можно привести следующие исследования и работы: А.А.Корник, Е.А.Корник – диагностика удовлетворённости в значимых отношениях (1988); А.М.Швец, Е.А.Могилёвкин, Е.Ю.Каргаполова (2004) – мотивация вступления в брак и её влияние на кризис будущей семьи; Martin и Bumpass (1989), Norton и Moorman (1987) – исследования влияние возраста и уровня образования супругов на развод; Cleek и Pearson (1985) – исследование разведённых людей, их причин разрыва отношений, и др.
Целью исследования является изучение причин неудовлетворённости межличностными отношениями у людей первого периода зрелости.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....Ст.1
Глава 1. Теоретические основы исследования……………………………….Ст.4
1.1.Теории межличностных отношений…………………………………………..Ст.5
1.1.1.Зарубежные теории межличностных отношений…………………….Ст.7
1.1.2.Отечественные теории межличностных отношений…………………Ст.11
1.2.Межличностные отношения: определение понятий…………………………Ст.13
1.3.Перцептивные стороны межличностных отношений. Аттракция в межличностных отношениях…………………………………………………………….Ст.18
1.4.Проявление эмоционального аспекта в межличностных отношениях……...Ст.23
1.5.Дисгармония как результат неудовлетворённости в межличностных отношениях………………………………………………………………………………..Ст.25
1.5.1.Понятие «дисгармония»………………………………………………..Ст.26
1.5.2.Понятие «неудовлетворённость»……………………………………...Ст.26
1.5.3.Причины неудовлетворённости и дисгармонии в межличностных отношениях……………………………………………………………………………….Ст.28
1.6.Молодость и межличностные отношения……………………………………Ст.43
1.7.Диагностика межличностных отношений……………………………………Ст.44
1.8.Значимость исследования проблем неудовлетворённости в межличностных отношениях……………………………………………………………………………….Ст.46
Выводы……………………………………………………………………………...Ст.47
Глава 2.Эмпирическое исследование………………………………………….Ст.48
2.1.Методика исследования……………………………………………………….Ст.48
2.2.Описание развития исследования…………………………………………….Ст.
2.3.Предикаты неудовлетворённости……………………………………………..Ст.
Выводы……………………………………………………………………………..Ст.
Рекомендации……………………………………………………………………....Ст.
Выводы (общие)……………………………………………………………………Ст.
Заключение…………………………………………………………………………Ст.
Глоссарий…………………………………………………………………………...Ст.
Список литературы………………………………………………………………...Ст.
Примечание 1 (анкета)
Примечание 2 (пилотажное исследование причин и сравнение выборок)
Примечание (краткое определение встречающихся понятий)

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА - Эмоциональные аспекты межличностных отношений.doc

— 611.00 Кб (Скачать документ)

- широкомасштабные исследования  эмоциональных отношений необходимы для выработки адекватных представлений о конечной цели терапевтического процесса — хороших отношений, не нуждающихся в консультативной помощи.

Так же Гозман [57.C.163]  задаётся вопросом «Могут ли знания закономерностей эмоциональных отношений на том уровне, на котором они развиты к настоящему моменту, быть непосредственно использованы в терапевтической практике?» и отвечает следующим образом:

- эмпирические результаты  относительно закономерностей аттракции могут быть непосредственно использованы для управления эмоциональными отношениями в паре или в группе.

- знание закономерностей  детерминации эмоциональных отношений  позволяет и клиенту и терапевту  лучше понять причины сегодняшних затруднений, более адекватно оценить ситуацию, наметить стратегию коррекционной работы

 

Выводы

1.Личность существо  социальное и формируется в  межличностном взаимодействии, сначала  с родителями и ближайшим окружением, потом сфера отношений расширяется,  но всегда остаётся значимыми близкие отношения. В отсутствии межличностных отношений личность не может сформироваться, так или иначе они являются определяющими для рождения и развития личности.

2.Межличностные отношения – это эмоциональная сфера (чувства), коммуникативная сфера (общение), деятельностная сфера (совместная деятельность) и все эти сферы тесно взаимосвязаны и не разделимы.

3.Межличностные отношения  – это всегда «субъект –  субъектные» связи, система взаимоотношений.  Личность же в общественных  отношениях выступает в связи «субъект – объект» и «объект-объект».

4.Существует множество  теорий взаимовлияния личности  в меж- личностных отношениях, каждая теория рассматривает вопрос исходя из своих концепций. Психоанализ исходит из бессознательного акцентирования и влияния прошлого (детства), которое превалирует в поведении личности и влияет на межличностные отношения. Бихевиоризм больше апеллирует научению, социальной составляющей зависимости поведения личности в межличностных отношениях. Отечественные психологи больше склоняются к традиционному для нас деятельностному подходу, более склонны рассматривать взаимоотношения из деятельности и целостно.

5.Так же можно предположить, что сами по себе близкие интимные отношения возникают на основе чувств, возникающей эмоциональной связи, исходя из чего неудовлетворённость и нарушения в эмоциональной сфере отношений приводит к дисгармонии и общей неудовлетворённости отношениями.

6.На межличностные  отношения влияют множественные  факторы, но так как эти отношения  обусловлены эмоциональными составляющими и вообще строятся на эмоциональных аспектах, в межличностных отношениях выделяют компоненты такие как: аффективные, дистанция, совместимость, личностные особенности и т.д., нарушения или неадекватность которых может приводить к тем или иным причинам неудовлетворённости.

7.Существуют различные  методики диагностики в зависимости  от того что нам нужно исследовать  (личность, диады, коллектив, взаимовлияние…).

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование

 

На этапе начальных  отношений у многих, быть может, ещё не быть элементов сомнения и неопределённости, а лишь полная уверенность в своём взгляде на отношения, которые кажутся такими, какие хотелось бы иметь. Но потом, со временем происходят разногласия, появляются сомнения и неопределённость, возможна, определёно чувствуют свою противоположность и возможно несовместимость.

 

2.1. Методика  исследования

На первом этапе исследования - Разработка анкеты «Причины неудовлетворенности межличностными отношениями» - принимали участие следующие респонденты: студенты психологи (2,3,4 курсов), т.ж. социологи, культурологи и другие. Возраст от 19 до 25 лет. Всего 345 человек. Из них 304 женщины и 41 мужчина. Из 345 – 198 человека на первом этапе – выявления причины (респонденты пишут возможные причины неудовлетворённости). 52 человека на втором этапе – оценка по семибалльной шкале 293-х причин с помощью опросника из приведённых причин выявленных в предыдущем этапе. И после второго этапа, выделены 30 причин, по которым создана анкета «Причины неудовлетворённости межличностными отношениями», в которой надо дать оценку по семибалльной шкале, с помощью которой на третьем этапе, опрошено 60 студентов, из которых 30 – русские, а 30 – казахи.

На втором этапе исследования - …….. – в ходе которого было опрошено 25 молодых пар (как находящихся в официальном браке, так и живущих «гражданским браком» вместе от 0,5 года до 1,5 года, т.е. «молодые семьи» (людей первого периода зрелости))… В исследовании будем использовать методики: Лири, СОМО, ОМО, разработанная анкета «Причины неудовлетворённости межличностными отношениями».

Методика СОМО и ОМО  взяты для сопоставления результатов, они ориентированны выявление отношений  в межличностных связях людей, так  они ориентированы на определение совместимости, за счёт оценивания поведения исходя из разных потребностей в первой методике и гармоничности отношения по второй. И методика Лири была использована для выявления характерных отношений для человека.

 

2.2. Описание  развития исследования

 

Разработка  анкеты

 

Описание проведения и результатов на первом этапе исследований

В начале было опрошено 198 студентов, был задан вопрос: Назовите причины нарушения и прекращения  отношений в близких межличностных  отношениях (любовных, интимных, дружеских, семейных и т.д.). По итогам опроса было выделено опрошенными 293 причины. Лидировали такие группы причин влияющие на дисгармонию отношений, как:

1. Личные качества (120)

2. Взаимопонимание (107)

3. Измена (88)

4. Обман (62), Окружение  (62)

5. Доверие (57), Интересы  и ценности (57)

6. «Плохое поведение» и раздражение поведением (55)

7. Скучность, усталость  (52)

Исходя из этих первичных  данных, видно, что на первые места  в отношениях люди ставят человеческие качества, потом поведение и отношения  человека, а материальные или другие средовые факторы в число первенствующих не включается, хотя если посмотреть на общей выборке ответов, то там деньги материальные проблемы отводится то же значительное место (47) (см.диаграмму) , что говорит о том, что личностные факторы являются главными в межличностных отношениях и средовые факторы в меньшей степени могут влиять на отношения. Что параллельно данным других исследований, которые показывают, что выбор супруга основывается в большей мере на личных качествах, а не на социальных характеристиках.

Так же по данным результатам, явно выделяются проблемы личностных качеств субъектов отношений, проблемы взаимопонимания и измены. Тут центральный пункт, более общий в его понимании стоит – взаимопонимание, так как он и может определять главную неудовлетворённость, так как, хоть и стоит на первом месте личностные качества, но при не приятии которых как раз и может быть отсутствие взаимопонимания, может приводить к измене…

Вообще, под взаимопонимание  подразумевается установление контакта между людьми, совпадение смыслов, высказываний, требований и т.д., обуславливающих отсутствие препятствий в общении, понимание и приятие партнёра в процессе общения (каким есть), «без осуждения».

Затем проведено снова  анкетирование, но у же в виде данных 293-х причин, респондентам необходимо было оценить по семибалльной шкале степень выраженности причины, важности её в неудовлетворённости отношениями.

В результате первичной  статистики, выявлена из 293 причин 30 самых  существенных причин. В результате повторного анкетирования уже по анкете 30 причин, так же респонденты оценивали степень выраженности влияния факторов на неудовлетворённость по семибалльной шкале. Таким образом получена анкета неудовлетворённости отношениями.

Выявленные 293  причины  можно подразделить на несколько  главных групп причин неудовлетворённости отношениями:

1. Проявление эмоций: снижение интенсивности чувств, усталость, неудовлетворённость  сексуальными отношениями, отсутствие  положительных эмоций (находясь  рядом), переживание отсутствия духовной  близости (чувства общности).

2. Личностные причины:  чрезмерная скрытность партнёра, недоверие мне, недостаток внимания  ко мне, непонимание чувства  юмора, чрезмерная забота обо  мне, отсутствие интереса к  моим проблемам, невыполнение  обещаний, занудство, нетерпимость  к моим недостаткам или моя нетерпимость к недостаткам партнёра, большое количество поклонников (поклонниц), проявление безответственности, потеря партнёром своей индивидуальности, несовместимость характеров, ревность.

3. Отношение или проявления  в поведении: завышенные (нереальные) требования ко мне, предательство со стороны партнёра, перенос проблем из других сфер жизни на отношения, нестабильность отношений (то всё хорошо, то всё плохо), присутствие недосказанности в отношениях, частая проверка друг друга «на чувства».

4. Перегруженность делами: недостаток времени проводимого  вместе, чрезмерная занятость карьерой (погруженность в работу).

5. Конфликтность и  решение проблем: нежелание решать  возникающие проблемы, неумение  обращать мелкие ссоры в шутки,  нежелание идти на уступки.

6. Влияние окружения:  вмешательство других людей в  отношения (родителей, коллег  по работе, учёбе и т.п.).

 

Результаты  сравнения причин неудовлетворенности  отношениями у российских и казахстанские  студентов.

Неудовлетворённость межличностными отношениями возникает в ряду разных причин, которые мы и решили обозначить в данном исследовании и посмотреть в чём может заключаться особенность различий в оценке неудовлетворённости студентами учащихся на территории разных стран.

Гипотеза

Значимость различных источников неудовлетворенности межличностными отношениями в разных культурах на Российской и Казахской выборок имеет разную выраженность.

Выборка

Опрошено 60 студентов, из которых 30 – русские, и 30 – казахи. В возрасте от 18 до 26. Все респонденты  с высшим или неоконченным высшим образованием.

Методы

Анкета «Причины неудовлетворенности  межличностными отношениями». Которая  была опробована в исследовании различий в особенностях отмеченных в анкете причин неудовлетворённости межличностными отношениями у казахских и российских студентов.

Результаты

Полученные данные показывают, что в целом русские студенты выше оценивают причины неудовлетворённости  межличностными отношениями, чем казахские  студенты, кроме пунктов «недостаток  времени проводимого вместе»  и «потеря своей индивидуальности» – здесь оценки сходятся. В целом можно отметить, что оценки расходятся незначительно и отличаются лишь в большей или меньшей степени и повторяют друг друга.

 

Таблица различий

Таблица. Средние значения, стандартное отклонение и δ по анкете: «Неудовлетворённость межличностными отношениями», на выборках казахских и российских студентов по значимым пунктам.

Причины неудовлетворенности

Казахи

Русские

δ

ср.зн.

ст.отк.

ср.зн.

ст.отк.

4

Снижение интенсивности чувств

3,4

2,2

4,5

2

*

5

Усталость

3,5

1,7

4,7

1,6

**

6

Недоверие мне

4,4

2,2

5,6

1,1

**

8

Неудовлетворенность сексуальными отношениями

2,9

2,2

4,2

2,1

**

9

Предательство со стороны партнера

5

2,4

6,1

1,6

*

10

Недостаток внимания ко мне

3,7

1,9

4,6

1,6

*

16

Отсутствие положительных эмоций, находясь рядом

3,4

2,1

5

1,5

***

17

Чрезмерная забота обо мне

2,4

1,6

3,6

1,8

**

18

Присутствие недосказанности в  отношениях

3,7

1,7

4,7

1,5

**

20

Отсутствие интереса к моим проблемам

3,8

1,8

4,9

1,7

**

22

Невыполнение обещаний

4,4

2,1

5,3

1,6

*

24

Нетерпимость  к моим  недостаткам  или моя нетерпимость к недостаткам  партнера

3,6

1,7

4,7

1,7

**

25

Большое количество поклонников (или  поклонниц)

3,1

2

4,3

1,7

**

30

Несовместимость характеров

3

1,9

4,2

1,8

**

Информация о работе Эмоциональные аспекты межличностных отношений