Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 17:23, дипломная работа
Так же можно привести следующие исследования и работы: А.А.Корник, Е.А.Корник – диагностика удовлетворённости в значимых отношениях (1988); А.М.Швец, Е.А.Могилёвкин, Е.Ю.Каргаполова (2004) – мотивация вступления в брак и её влияние на кризис будущей семьи; Martin и Bumpass (1989), Norton и Moorman (1987) – исследования влияние возраста и уровня образования супругов на развод; Cleek и Pearson (1985) – исследование разведённых людей, их причин разрыва отношений, и др.
Целью исследования является изучение причин неудовлетворённости межличностными отношениями у людей первого периода зрелости.
Введение………………………………………………………………………….....Ст.1
Глава 1. Теоретические основы исследования……………………………….Ст.4
1.1.Теории межличностных отношений…………………………………………..Ст.5
1.1.1.Зарубежные теории межличностных отношений…………………….Ст.7
1.1.2.Отечественные теории межличностных отношений…………………Ст.11
1.2.Межличностные отношения: определение понятий…………………………Ст.13
1.3.Перцептивные стороны межличностных отношений. Аттракция в межличностных отношениях…………………………………………………………….Ст.18
1.4.Проявление эмоционального аспекта в межличностных отношениях……...Ст.23
1.5.Дисгармония как результат неудовлетворённости в межличностных отношениях………………………………………………………………………………..Ст.25
1.5.1.Понятие «дисгармония»………………………………………………..Ст.26
1.5.2.Понятие «неудовлетворённость»……………………………………...Ст.26
1.5.3.Причины неудовлетворённости и дисгармонии в межличностных отношениях……………………………………………………………………………….Ст.28
1.6.Молодость и межличностные отношения……………………………………Ст.43
1.7.Диагностика межличностных отношений……………………………………Ст.44
1.8.Значимость исследования проблем неудовлетворённости в межличностных отношениях……………………………………………………………………………….Ст.46
Выводы……………………………………………………………………………...Ст.47
Глава 2.Эмпирическое исследование………………………………………….Ст.48
2.1.Методика исследования……………………………………………………….Ст.48
2.2.Описание развития исследования…………………………………………….Ст.
2.3.Предикаты неудовлетворённости……………………………………………..Ст.
Выводы……………………………………………………………………………..Ст.
Рекомендации……………………………………………………………………....Ст.
Выводы (общие)……………………………………………………………………Ст.
Заключение…………………………………………………………………………Ст.
Глоссарий…………………………………………………………………………...Ст.
Список литературы………………………………………………………………...Ст.
Примечание 1 (анкета)
Примечание 2 (пилотажное исследование причин и сравнение выборок)
Примечание (краткое определение встречающихся понятий)
- широкомасштабные исследования эмоциональных отношений необходимы для выработки адекватных представлений о конечной цели терапевтического процесса — хороших отношений, не нуждающихся в консультативной помощи.
Так же Гозман [57.C.163] задаётся вопросом «Могут ли знания закономерностей эмоциональных отношений на том уровне, на котором они развиты к настоящему моменту, быть непосредственно использованы в терапевтической практике?» и отвечает следующим образом:
- эмпирические результаты относительно закономерностей аттракции могут быть непосредственно использованы для управления эмоциональными отношениями в паре или в группе.
- знание закономерностей
детерминации эмоциональных
Выводы
1.Личность существо
социальное и формируется в
межличностном взаимодействии, сначала
с родителями и ближайшим
2.Межличностные отношения – это эмоциональная сфера (чувства), коммуникативная сфера (общение), деятельностная сфера (совместная деятельность) и все эти сферы тесно взаимосвязаны и не разделимы.
3.Межличностные отношения
– это всегда «субъект –
субъектные» связи, система
4.Существует множество теорий взаимовлияния личности в меж- личностных отношениях, каждая теория рассматривает вопрос исходя из своих концепций. Психоанализ исходит из бессознательного акцентирования и влияния прошлого (детства), которое превалирует в поведении личности и влияет на межличностные отношения. Бихевиоризм больше апеллирует научению, социальной составляющей зависимости поведения личности в межличностных отношениях. Отечественные психологи больше склоняются к традиционному для нас деятельностному подходу, более склонны рассматривать взаимоотношения из деятельности и целостно.
5.Так же можно предположить, что сами по себе близкие интимные отношения возникают на основе чувств, возникающей эмоциональной связи, исходя из чего неудовлетворённость и нарушения в эмоциональной сфере отношений приводит к дисгармонии и общей неудовлетворённости отношениями.
6.На межличностные
отношения влияют
7.Существуют различные
методики диагностики в
Глава 2. Эмпирическое исследование
На этапе начальных отношений у многих, быть может, ещё не быть элементов сомнения и неопределённости, а лишь полная уверенность в своём взгляде на отношения, которые кажутся такими, какие хотелось бы иметь. Но потом, со временем происходят разногласия, появляются сомнения и неопределённость, возможна, определёно чувствуют свою противоположность и возможно несовместимость.
2.1. Методика исследования
На первом этапе исследования - Разработка анкеты «Причины неудовлетворенности межличностными отношениями» - принимали участие следующие респонденты: студенты психологи (2,3,4 курсов), т.ж. социологи, культурологи и другие. Возраст от 19 до 25 лет. Всего 345 человек. Из них 304 женщины и 41 мужчина. Из 345 – 198 человека на первом этапе – выявления причины (респонденты пишут возможные причины неудовлетворённости). 52 человека на втором этапе – оценка по семибалльной шкале 293-х причин с помощью опросника из приведённых причин выявленных в предыдущем этапе. И после второго этапа, выделены 30 причин, по которым создана анкета «Причины неудовлетворённости межличностными отношениями», в которой надо дать оценку по семибалльной шкале, с помощью которой на третьем этапе, опрошено 60 студентов, из которых 30 – русские, а 30 – казахи.
На втором этапе исследования - …….. – в ходе которого было опрошено 25 молодых пар (как находящихся в официальном браке, так и живущих «гражданским браком» вместе от 0,5 года до 1,5 года, т.е. «молодые семьи» (людей первого периода зрелости))… В исследовании будем использовать методики: Лири, СОМО, ОМО, разработанная анкета «Причины неудовлетворённости межличностными отношениями».
Методика СОМО и ОМО
взяты для сопоставления
2.2. Описание развития исследования
Разработка анкеты
Описание проведения и результатов на первом этапе исследований
В начале было опрошено 198
студентов, был задан вопрос: Назовите
причины нарушения и
1. Личные качества (120)
2. Взаимопонимание (107)
3. Измена (88)
4. Обман (62), Окружение (62)
5. Доверие (57), Интересы и ценности (57)
6. «Плохое поведение» и раздражение поведением (55)
7. Скучность, усталость (52)
Исходя из этих первичных данных, видно, что на первые места в отношениях люди ставят человеческие качества, потом поведение и отношения человека, а материальные или другие средовые факторы в число первенствующих не включается, хотя если посмотреть на общей выборке ответов, то там деньги материальные проблемы отводится то же значительное место (47) (см.диаграмму) , что говорит о том, что личностные факторы являются главными в межличностных отношениях и средовые факторы в меньшей степени могут влиять на отношения. Что параллельно данным других исследований, которые показывают, что выбор супруга основывается в большей мере на личных качествах, а не на социальных характеристиках.
Так же по данным результатам, явно выделяются проблемы личностных качеств субъектов отношений, проблемы взаимопонимания и измены. Тут центральный пункт, более общий в его понимании стоит – взаимопонимание, так как он и может определять главную неудовлетворённость, так как, хоть и стоит на первом месте личностные качества, но при не приятии которых как раз и может быть отсутствие взаимопонимания, может приводить к измене…
Вообще, под взаимопонимание подразумевается установление контакта между людьми, совпадение смыслов, высказываний, требований и т.д., обуславливающих отсутствие препятствий в общении, понимание и приятие партнёра в процессе общения (каким есть), «без осуждения».
Затем проведено снова анкетирование, но у же в виде данных 293-х причин, респондентам необходимо было оценить по семибалльной шкале степень выраженности причины, важности её в неудовлетворённости отношениями.
В результате первичной статистики, выявлена из 293 причин 30 самых существенных причин. В результате повторного анкетирования уже по анкете 30 причин, так же респонденты оценивали степень выраженности влияния факторов на неудовлетворённость по семибалльной шкале. Таким образом получена анкета неудовлетворённости отношениями.
Выявленные 293 причины можно подразделить на несколько главных групп причин неудовлетворённости отношениями:
1. Проявление эмоций:
снижение интенсивности чувств,
усталость,
2. Личностные причины:
чрезмерная скрытность
3. Отношение или проявления в поведении: завышенные (нереальные) требования ко мне, предательство со стороны партнёра, перенос проблем из других сфер жизни на отношения, нестабильность отношений (то всё хорошо, то всё плохо), присутствие недосказанности в отношениях, частая проверка друг друга «на чувства».
4. Перегруженность делами:
недостаток времени
5. Конфликтность и
решение проблем: нежелание
6. Влияние окружения: вмешательство других людей в отношения (родителей, коллег по работе, учёбе и т.п.).
Результаты сравнения причин неудовлетворенности отношениями у российских и казахстанские студентов.
Неудовлетворённость межличностными отношениями возникает в ряду разных причин, которые мы и решили обозначить в данном исследовании и посмотреть в чём может заключаться особенность различий в оценке неудовлетворённости студентами учащихся на территории разных стран.
Гипотеза
Значимость различных источников неудовлетворенности межличностными отношениями в разных культурах на Российской и Казахской выборок имеет разную выраженность.
Выборка
Опрошено 60 студентов, из которых 30 – русские, и 30 – казахи. В возрасте от 18 до 26. Все респонденты с высшим или неоконченным высшим образованием.
Методы
Анкета «Причины неудовлетворенности
межличностными отношениями». Которая
была опробована в исследовании различий
в особенностях отмеченных в анкете
причин неудовлетворённости
Результаты
Полученные данные показывают,
что в целом русские студенты
выше оценивают причины
Таблица различий
Таблица. Средние значения, стандартное отклонение и δ по анкете: «Неудовлетворённость межличностными отношениями», на выборках казахских и российских студентов по значимым пунктам. | ||||||
№ |
Причины неудовлетворенности |
Казахи |
Русские |
δ | ||
ср.зн. |
ст.отк. |
ср.зн. |
ст.отк. | |||
4 |
Снижение интенсивности чувств |
3,4 |
2,2 |
4,5 |
2 |
* |
5 |
Усталость |
3,5 |
1,7 |
4,7 |
1,6 |
** |
6 |
Недоверие мне |
4,4 |
2,2 |
5,6 |
1,1 |
** |
8 |
Неудовлетворенность сексуальными отношениями |
2,9 |
2,2 |
4,2 |
2,1 |
** |
9 |
Предательство со стороны партнера |
5 |
2,4 |
6,1 |
1,6 |
* |
10 |
Недостаток внимания ко мне |
3,7 |
1,9 |
4,6 |
1,6 |
* |
16 |
Отсутствие положительных эмоций, находясь рядом |
3,4 |
2,1 |
5 |
1,5 |
*** |
17 |
Чрезмерная забота обо мне |
2,4 |
1,6 |
3,6 |
1,8 |
** |
18 |
Присутствие недосказанности в отношениях |
3,7 |
1,7 |
4,7 |
1,5 |
** |
20 |
Отсутствие интереса к моим проблемам |
3,8 |
1,8 |
4,9 |
1,7 |
** |
22 |
Невыполнение обещаний |
4,4 |
2,1 |
5,3 |
1,6 |
* |
24 |
Нетерпимость к моим недостаткам или моя нетерпимость к недостаткам партнера |
3,6 |
1,7 |
4,7 |
1,7 |
** |
25 |
Большое количество поклонников (или поклонниц) |
3,1 |
2 |
4,3 |
1,7 |
** |
30 |
Несовместимость характеров |
3 |
1,9 |
4,2 |
1,8 |
** |
Информация о работе Эмоциональные аспекты межличностных отношений