Эмоциональные аспекты межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 17:23, дипломная работа

Описание

Так же можно привести следующие исследования и работы: А.А.Корник, Е.А.Корник – диагностика удовлетворённости в значимых отношениях (1988); А.М.Швец, Е.А.Могилёвкин, Е.Ю.Каргаполова (2004) – мотивация вступления в брак и её влияние на кризис будущей семьи; Martin и Bumpass (1989), Norton и Moorman (1987) – исследования влияние возраста и уровня образования супругов на развод; Cleek и Pearson (1985) – исследование разведённых людей, их причин разрыва отношений, и др.
Целью исследования является изучение причин неудовлетворённости межличностными отношениями у людей первого периода зрелости.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....Ст.1
Глава 1. Теоретические основы исследования……………………………….Ст.4
1.1.Теории межличностных отношений…………………………………………..Ст.5
1.1.1.Зарубежные теории межличностных отношений…………………….Ст.7
1.1.2.Отечественные теории межличностных отношений…………………Ст.11
1.2.Межличностные отношения: определение понятий…………………………Ст.13
1.3.Перцептивные стороны межличностных отношений. Аттракция в межличностных отношениях…………………………………………………………….Ст.18
1.4.Проявление эмоционального аспекта в межличностных отношениях……...Ст.23
1.5.Дисгармония как результат неудовлетворённости в межличностных отношениях………………………………………………………………………………..Ст.25
1.5.1.Понятие «дисгармония»………………………………………………..Ст.26
1.5.2.Понятие «неудовлетворённость»……………………………………...Ст.26
1.5.3.Причины неудовлетворённости и дисгармонии в межличностных отношениях……………………………………………………………………………….Ст.28
1.6.Молодость и межличностные отношения……………………………………Ст.43
1.7.Диагностика межличностных отношений……………………………………Ст.44
1.8.Значимость исследования проблем неудовлетворённости в межличностных отношениях……………………………………………………………………………….Ст.46
Выводы……………………………………………………………………………...Ст.47
Глава 2.Эмпирическое исследование………………………………………….Ст.48
2.1.Методика исследования……………………………………………………….Ст.48
2.2.Описание развития исследования…………………………………………….Ст.
2.3.Предикаты неудовлетворённости……………………………………………..Ст.
Выводы……………………………………………………………………………..Ст.
Рекомендации……………………………………………………………………....Ст.
Выводы (общие)……………………………………………………………………Ст.
Заключение…………………………………………………………………………Ст.
Глоссарий…………………………………………………………………………...Ст.
Список литературы………………………………………………………………...Ст.
Примечание 1 (анкета)
Примечание 2 (пилотажное исследование причин и сравнение выборок)
Примечание (краткое определение встречающихся понятий)

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА - Эмоциональные аспекты межличностных отношений.doc

— 611.00 Кб (Скачать документ)

Кроме ошибок, возникающих  из-за различной позиции субъекта восприятия, выявлен еще целый ряд достаточно типичных ошибок атрибуции. Келли суммировал их следующим образом: 1-й класс - мотивационные ошибки, включающий в себя различного рода “защиты”: пристрастия, асимметрия позитивных и негативных результатов (успех - себе, неуспех - обстоятельствам); 2-й класс - фундаментальные ошибки (свойственные всем людям), включающие в себя случаи переоценки личностных факторов и недооценки ситуационных. Более конкретно фундаментальные ошибки проявляются в ошибках “ложного согласия”, когда “нормальной” интерпретацией считается такая, которая совпадает с “моим” мнением и под него подгоняется); ошибках, связанных с неравными возможностями ролевого поведения (когда в определенных ролях гораздо “легче” проявить собственные позитивные качества, и интерпретация осуществляется при помощи апелляции к ним); ошибках, возникающих из-за большого доверия конкретным фактам, чем к общим суждениям и т. д.

Среди эффектов межличностного восприятия наиболее исследованы три: эффект ореола (“галоэффект”), эффект новизны и первичности а также эффект, или явление, стереотипизации.

Эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветлить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.

В ситуациях, когда воспринимается незнакомый человек преобладает эффект первичности (информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке). Противоположный эффекту первичности - эффект новизны, который заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.

Известен также эффект проекции - когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному - свои недостатки, то есть наиболее четко выявлять у других именно те черты, которые ярко представлены у нас. Еще один эффект- эффект средней ошибки - это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.

В более широком плане  все эти эффекты можно рассмотреть  как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации.

Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления делать какие-то выводы в условиях ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, принадлежности его к какой-то профессии.

Чаще всего мы приобретаем  их от той группы, к которой принадлежим, особенно от людей с уже сложившимися стереотипами (родителей, учителей), а  так же о средств массовой информации, обычно дающих нам упрощенное представление о тех группах людей, о которых мы не располагаем больше никакими сведениями.

В сфере межличностного восприятия выступают такие тонкие и гибкие механизмы, как идентификация, эмпатия, социально-психологическая рефлексия.

Идентификация в психологии развития [лат. identificare — отождествлять] В.В.Абраменкова определяет, как уподобление, эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествление с кем-либо, чем-либо. «Психология развития». Словарь

Эмпатия (Е.Н. Емельянов) [греч. empatheia — сопереживание] — постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Ещё, другими словами способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику — значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь "вслушаться" в его эмоциональное состояние.

Рефлексия [лат. reflexio — обращение назад] — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для наблюдателя, и продукт этого процесса, то есть некоторое качество отношения.

Основной детерминантой  аттракции является эмоциональное  состояние человека во время межличностного контакта. Позитивные эмоции ведут  к симпатии, негативные вызывают антипатию. Такое влияние происходит независимо от того, имеет ли другой человек отношение к возникновению эмоции или он просто присутствует при эмоциональном возбуждении воспринимающего человека.

Составляющими взаимной привлекательности являются симпатия и притяжение.

Притяжение, как одна из составляющих межличностной привлекательности, в основном связано с потребностью человека быть вместе, рядом с другим человеком. Притяжение чаще всего ( но не всегда ) связано с переживаемой симпатией, то есть симпатия и притяжение могут иногда проявляться независимо друг от друга. В том случае, когда они достигают максимального своего значения и совпадают, связывая субъектов общения, можно уже говорить о межличностной привлекательности.

Первично возникшее межличностное притяжение определяет дальнейшее взаимодействие двух людей.

Чем ближе чьи-либо установки нашим  собственным, тем симпатичнее нам  кажется человек.

Гипотеза о том, что притягиваются  люди, которые противоположны по своим  внутренним качествам и как бы дополняют друг друга, не была экспериментально доказана. Было выявлено, что определенная взаимодополнительность (комплиментарность) может развиваться по мере развития отношений, но изначально люди все таки склонны выбирать тех, чьи потребности и личные качества подобны их собственным, исключение составляет пол партнера по общению.

Если рассматривать аттракцию  в отношениях. Такое проявления её как любовь. То здесь можно предположить, если происходит неудовлетворён- ность в отношениях, то здесь могут быть проблемы в выражении любви партнёров. Так, по представлениям: Любовь - это такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного человека над другим или беспрекословного подчинения одного другому. В любви обе стороны равны, одна не жертвует собой ради другой, и каждый, ничего не теряя, только приобретает. Люди в этом типе отношений не остаются разделенными так, как это бывает в отношениях вражды и одиночества. Вместе они составляют неразделимое целое, каждая сторона или часть которого служит условием и важнейшей предпосылкой для совершенствования другой. Т.о. зависимость, как тот фактор, который нарушает нормальные отношения.

Цель мотива аффилиации как взаимную и доверительную связь, где каждый из партнеров если и не любит другого, то относится к нему приязненно, принимает его, дружески поддерживает и симпатизирует ему.

Позитивные отношения с наибольшей вероятностью возникают между двумя  людьми, если каждый из них имеет  высокую потребность в аффилиации (быть принятым другими).

Бирно, Мак-Дональд и Микава [D. Вугпе, R. D. McDonald, J. Mikawa, 1963] пишут: "Представляется правомерным утверждение, что накапливаемый на протяжении жизни опыт общения с другими людьми ведет к обобщенным ожиданиям встретить в них источник поощрения или наказания. Если доминируют ожидания первого рода, то субъект будет стремиться к другим людям и искать в них товарищей, будет доверять им и высоко их ценить. Если же доминируют противоположные ожидания, то субъект будет избегать других людей, относиться к ним с подозрением и низко их оценивать. Индивид, опыт которого носит смешанный характер и у которого, в силу этого, высоки ожидания обоих родов, будет находиться в сфере межличностных отношений в состоянии практически постоянного конфликта. А человек, у которого оба вида ожиданий низки, будет проявлять в ситуациях межличностного общения безразличие и незаинтересованность. Люди, в опыте которых преобладают успешные межличностные взаимодействия, должны отличаться, во-первых, сильно развитыми мотивами сближения в ответ на связанные с аффилиацией ключевые стимулы; во-вторых, убеждением в том, что будущие ситуации межличностного взаимодействия дадут то же количество подкрепляющих взаимодействий; в-третьих, стремлением интерпретировать релевантные аффилиации стимулы в терминах собственного прошлого опыта и своих ожиданий»

 

1.4.Проявление  эмоционального аспекта в межличностных  отношениях

Эмоциональный аспект межличностных  отношений состоит из комплекса переживаний, сопровождающих построение контактов.

Говоря об отношениях между людьми, мы обращаемся одновременно к двум классам явлений. Это, во-первых, некая система взаимодействия, контактов, связей (в социально-психологической литературе именно этот круг явлений обычно охватывается понятием эмоциональные отношения), во-вторых, оценка субъектом самих этих взаимодействий и контактов и, главное, участвующих в них партнеров («у нас хорошие отношения», «я плохо к нему отношусь»). Эта оценка всегда носит ярко выраженный эмоциональный характер и может быть названа эмоциональным компонентом или эмоциональным аспектом межличностных отношений. Два этих аспекта — объективный и оценочный — хотя и тесно переплетены друг с другом и даже не существуют друг без друга, относятся тем не менее к различным аспектам реальности — это объективные, доступные для внешнего наблюдения процессы, с одной стороны, и их субъективное (эмоциональное) отражение — с другой.

«Отдаленность (отчужденность)»  субъектов отношений – отсутствие доверия, понимания,  близости; это  эмоциональная холодность между людьми. Как показали результаты исследований, так же увеличение переживания одиночества и приводит к усилению отчужденности между субъектами отношений, и наоборот. Т.о. происходит эмоциональное отчуждение.

Как пишет Е. Вовк.: «Что же касается гендерных моделей отношения и эмоциональности – то жалобы респондентов на то, что муж недостаточно эмоционально активен или что жена чересчур эмоционально требовательна, могут быть знаком попыток сохранить привычные модели отношений в меняющемся мире – а не изменить их, как предполагается обычно. Например, говорит Крэиб, они могут расшифровываться следующим образом: "до тех пор, пока ты любишь меня «правильно», я могу сохранять наши отношения; но как только ты будешь любить меня по-другому, я не буду знать, что делать". Собственно, это и составляет сердцевину проблематики, очерченной Беком в красивой, почти терминологической, метафоре "хаос любви": биографическая ситуация мужчин и женщин настолько изменилась, что они уже не могут следовать привычным моделям любви – даже если очень хотели бы этого; в результате любовь и личная жизнь превращаются в хаотичные попытки нащупать новые модели отношений, адекватные совместной жизни двух людей с независимыми биографиями» (по материалам сайта www.fom.ru.)

Если говорить о том  что мужчины и женщины сходятся друг с другом испытывая сильные  чувства друг к другу, возникают  проблемы, связанные с несовпадением компонентов любви, проявления которых зависит от гендерного возраста. Так, М.Т.Кузнецов выделяет чувственный компонент любви и личностный компонент любви. «Чувственный компонент любви (ЧКЛ) – это биологически обусловленное половое влечение к лицу противоположного пола со стремлением к физической близости с ним, вследствии чего этот компонент выступает в качестве чувственного начала для зарождения и формирования целостного чувства любви» [10.с.82]. «Личностный компонент любви (ЛЧК) – это воплощение личной потребности и готовности на избирательную духовную близость с устремлённостью к полноте самовыражения и сексуально-чувственной самоотдаче, к безраздельному слиянию с избранным объектом любви» [10.с.91]. И на основании этого Кузнецов приводит следующую динамику формирования половой любви у мужчин и женщин (по горизонтали – возраст, по вертикали – напряжённость чувств).:


1.5. Дисгармония как результат неудовлетворённости в межличностных отношениях

Максимально стабильной является семья, в которой субъект  ответственности и власти одно и  то же лицо, а члены семьи психологически ближе к нему, чем друг к другу – пишет В.Дружинин [1.с.75]

Нарушения в межличностных  отношениях продукт неумения общаться? Или неумения понять? Несовместимость  партнёров по отношениям? Нарушения  в эмоциональном восприятии партнёров? Отсутствие доверия и уверенности? Неадекватное ролевое поведение? Стремление к доминированию, власти одного над другим? Другой лишь средство удовлетворения, а не равноправный субъект отношений? Неуважение и высокомерность партнёров? Эгоистичность и эгоцентричность партнёров? Зависимость или же отсутствие зависимости в отношениях? Удовлетворённость или неудовлетворённость потребностей? Самореализация одного с помощью другого? и т.д.

Человеческие отношения  являясь результатом личностных вкладов двоих (и более) людей. Эти  отношения находятся в постоянной динамической трансформации, настройке, испытывают колебания мотиваций и чувств каждой из сторон, предъявляют все новые и усложненные требования к личностному потенциалу участников общения и, в результате, создают запутанные клубки противоречий и конфликтов.

Отношения людей, подобно всякому явлению этого мира, имеют свою этапность - от зарождения до угасания; к сожалению, невозможно полностью устранить трагические события, разлучающие партнеров, близких. А вопрос возможности длительных глубоких отношений взаимоудовлетворительной привязанности остается одним их самых интригующих в человеческой истории.

 

1.5.1.Понятие «дисгармония»

Дисгармония – нестройность, несогласие, расстройство, разногласие, разладица, разлад звуков. [67.]

Дисгармония [от латин. приставки dis - раз и слова гармония]. 1. Нарушение гармонии, неблагозвучное сочетание звуков (муз.). 2. перен. Отсутствие согласия, расхождение в чем-н. [66.]

Дисгармония, как нарушение  гармонии, возникает на основе каких-то нарушений, напряжение системы отношений. Итак, рассмотрим каждое понятие отдельно.

Гармония (от греч. harmonia – связанность; созвучный, стройный, гармоничный) – установка ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности. Означает соразмерность частей и целого, согласованность в сочетании чего-либо; неконфликтное соединение различного, единство противоположностей; внешнее выявление меры бытия, внутреннего порядка, установление пропорциональности, симметрии и т. п., внутренняя цельность реальности, наличие нерушимых связей, объединяющих отдельные части «универсума».

Информация о работе Эмоциональные аспекты межличностных отношений