Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:57, курсовая работа
Цель нашего исследования: сравнить личность детей, которые имеют благоприятный и неблагоприятный социометрический статус.
Задачи:
Изучить теоретические аспекты проблемы общение как деятельности.
Выявить детей, которые используют общение для достижения благоприятного социометрического статуса.
Сравнить психологические особенности детей с благоприятным статусом и неблагоприятным.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
1.1Проблема психологии общения 4
1.2. Уровни общения и его особенности в разных условиях 6
1.3.Общение как обмен информацией 10
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ В ГРУППЕ 13
2.1 Описание выборки 13
2.2 Описание методик 13
Процедура проведения методики 18
2.3 Анализ и обработка результатов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 33
В ситуации групповой споры и в общественном выступлении успешность взаимодействия не настолько существенно зависит от того, как обе стороны готовы и настроены на взаимодействие друг с другом, как в случае двух людей. В большой аудитории постоянно имеется вероятность, что какая-то группа людей станет готова выслушать не чрезвычайно увлекательную или уде знакомую информацию, когда же перед тобой лишь один человек, приходится как разрешено точнее учитывать его взгляды и вкусы, иначе общение может не получиться. Именно потому в обстановках диадического общения в особенности важны проявления обоюдного энтузиазма, дружелюбия и доверия. Специфика диадического общения определяется формальными ролями, в которых находятся собеседники. [1]
Коммуникация — это
процесс передачи информации
от отправителя к получателю.
Отправитель, мишень которого
содержится в том, чтобы
• сообщить информацию;
• объяснить;
• дать приказ или указание;
• отчитать получателя, сделать ему внушение;
• поделиться собственным настроением;
• высказать свою точку зрения на тот или другой вопрос.
Не одинаковы мишень коммуникации и ее побудительная фактор. Цель — это светлое и точное, намеренное и часто разумное намерение, побудительная причина представляет собой потаенное, настоящее и социальное неодобряемое желание. Очень часто в беседе мы укрываем свою настоящую мишень, побудительную фактор, зная, что она не одобряется социумом. [7]
Информация передается
с помощью устной и письменной
речи, а также жеста. Передается
еще с поддержкой всеобщего
отношения, мимики —
Получаем же мы информацию с поддержкой чувств. В нашу эру аудиовизуальных средств слух и зрение — ключевые органы восприятия.
В организации общения
не последнюю роль играют
Отправитель стоит
личиком к получателям, какие
записывают известия. Это размещение
дозволяет расположить
Круглый стол позволяет
" соединить " людей и избежать
тем самым создание подгрупп.
Такое размещение облегчает
Лицом к лицу участники
противостоят друг другу в
споры, отстаивая
В треугольнике участники
наблюдают друг друга и могут
просто знаться между собой.
Положение управляющего в
Из всего этого следует,
что для социальной психологии, как,
может быть, ни для какой-никакой
другой науки, актуальна выработка
практических советов, приобретенных
в ходе прикладных исследований.
Исследование проводилось
в государственном
В исследовании принимало участие 5 детей, учащихся 1 «А» класса и 5 детей, учащихся 4 «В» класса. Возраст испытуемых 7-11 лет, из них 5 девочек и 5 мальчиков.
Эмпирическое исследование проводилось в 3 этапа.
На 1 этапе определили социометрический статус и выделили детей младшего школьного возраста с благоприятным (звёзды; предпочитаемые) и неблагоприятным (избираемые; отвергаемые) социометрическим статусом;
На 2 этапе проведение
методик направленных на сравнение
особенностей развития личности и общения
у детей с благоприятным и
неблагоприятным
На 3 этапе количественная и качественная обработка данных, описание и анализ полученных результатов.
Для эмпирического исследования использовали следующие методики:
1.Метод «Социометрия».
Для определения
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.
Метод социометрии относится к главным инструментам социально-психологического изучения небольших групп и коллективов. Кроме того, он выступает еще и способом исследования личности как элемента группы. Ценность социометрии увеличивается при ее комплексировании с другими способами изучения личности и группы.
Термин " социометрия " означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии узнаваемый американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено.
1) Наиболее общей задачей
социометрии является
Цель изучения: определить статус ребенка в классе.
Материалы и оснащение: листы протоколов, ручка.
Инструкция. Представь, что у тебя скоро день рождения и мама тебе говорит: «Пригласи трех ребят из своего класса на день рождения! Кого ты пригласишь?»
Проведение методики.
Экспериментатор фиксирует в социометрической таблице выборы детей.
Таким образом, заполняются все данные в таблице, после чего осуществляется подсчет выборов, полученных каждым ребенком (по вертикальным столбцам), и записывается в соответствующую графу матрицы. Далее следует переходить к выявлению взаимных выборов. Если среди тех, кто его выбрал, есть дети, выбранные им самим, то это означает взаимность выбора. Эти взаимные выборы обводятся кружком, затем подсчитываются и записываются.
Обработка результатов:
Определение социометрического статуса каждого ребенка.
Для определения статуса ребенка использовалась обработка результатов социометрического исследования, предложенная Я.Л. Коломинским. Остановимся на кратком описании. Статус ребенка определяется подсчетом полученных им выборов. В соответствии с результатом детей можно отнести к одной из четырех статусных категорий: 1 – «звезды» (5 или более выборов); 2 – «предпочитаемые» (3-4 выбора); 3 – «избираемые» (1-2 выбора); 4 – «отвергаемые» (0 выборов). 1-ая и 2-ая статусные категории являются благоприятными, 3-ья и 4-ая – неблагоприятными.
2) Методика «Кто Я». Автор методики: М. Кун, Т. МакПартленд. Модификация, критерий анализа: Т.В. Костяк. Для изучения содержательных характеристик идентичности личности.
Цель: Определить содержательные характеристики идентичности личности.
Материал и оборудование: бланк ответов теста «Кто я»
Процедура проведения обследования.
Инструкция: «Ответьте, пожалуйста, в любой удобной для вас форме на вопрос «Кто я?» Постарайтесь дать как можно больше ответов. Они могут быть любыми - слова, словосочетания, прилагательные, существительные, образные выражения и т.д. и т.п.»
Методика проводиться в индивидуальной форме. Для интерпретации полученных ответов используются различные варианты классификации ответов.
Анализ полученных данных опирался на компоненты идентичности выделенные Румянцевой Т.В. Семь компонентов идентичности, которые включают в себя более конкретные показатели, чаще всего встречающиеся в самоописаниях.
Компоненты идентичности по Румянцевой Т.В.:
персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т.п.; оценка стремлений.)
Подсчитывается количество самоописаний по всем 7 компонентам.
Определяется отсутствием, наличием и преобладанием данных качеств в самоописании.
3.)Для определения
Цель: Определить особенности образа-Я глазами сверстников.
Материал и оборудование: бланк для ответов, лист бумаги, цветные карандаши.
Процедура исследования: время 5-10 минут
Инструкция: Для рисуночного варианта методики: «Нарисуй на листе бумаги себя таким, каким тебя видят твои одноклассники». Затем проводится беседа, по содержанию «Какой ты глазами одноклассников».
Обработка результатов:
В результате анализу подвергались:
А) рисунок (образный компонент образа-Я); Б) беседа (вербальный компонент образа-Я)
А) Образный компонент образа-Я: смотрим на содержание рисунка, его цветовую гамму, штриховку, нажим, стирание, размер, сюжет.
Положительный образ-Я (например: преобладание светлых оттенков, желтого, зелёного, голубого, нет стираний, штриховка слабая, нажим лёгкий)
Негативный образ-Я (например: сильный нажим, штриховка, стирание, преобладание тёмных оттенков)
Б) Вербальный компонент образа-Я: смотрим на определения (положительные или негативные) по методике «Кто я»
Положительный образ-Я (например: хорошая, добрая, красивая, девочка, ученица, умная, и т.д.)
Негативный образ-Я (например: страшная, непутёвая, со мной не дружат, глупая, некрасивая и т.д. и т.п.)
Сравниваем образный и вербальный компоненты «образа-Я» и на основе анализа смотрим особенности образа-Я глазами сверстника.
Положительный образ-Я глазами сверстника: если и образный и вербальный компонент образа я благоприятный.
Амбивалентный образ-Я глазами сверстника: если один из компонентов (вербальный или образный) благоприятный.
Информация о работе Эмпирическое исследование общения в группе