Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 18:45, курсовая работа
Цель работы: изучить проблему коммуникативного поведения в организациях.
Задачи:
Рассмотреть значение коммуникаций в процессе деятельности предприятий.
Выделить основные элементы коммуникаций.
Изучить основные виды коммуникаций.
Выявить препятствия, стоящие на пути коммуникаций.
Рассмотреть коммуникативные процессы на примере существующих организаций.
Введение 2
Глава 1. Понятие и сущность коммуникаций 4
1.1. Коммуникации и их значение в процессе 4
деятельности предприятия 4
1.2. Основные элементы 8
и виды коммуникационного поведения 8
1.3. Коммуникативные барьеры 12
Глава 2. Коммуникативное поведение в организациях 15
2.1. Анализ системы коммуникации в ИПБОЮЛ «Татьянкина» 15
2.2. Коммуникативные процессы в ОАО «НПК Уралвагонзавод» 19
2.3. Система коммуникаций управления фирмы «Trade Master» 21
2.4. Анализ системы коммуникаций в организации «МГТС» 26
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Коммуникации, осуществляемые с помощью технических средств, информационных технологий в современных условиях приобретают важнейшее значение. Осуществляются с помощью электронной почты, телекоммуникационных систем, управленческих информационных технологий (УИС) и др. Менеджеры с помощью УИС могут, например, обратиться к другим сотрудникам за информацией, нужной для решения проблем, а могут также изучить литературу о современных достижениях в какой-либо интересующей их области.[13]
Вербальные коммуникации — коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования.
Большую часть рабочего времени многие люди тратят на личное общение с другими индивидами. Достоинствами устных коммуникаций являются быстрота, спонтанность и возможность широкого использования невербальных сигналов одновременно со словами. Невербальные коммуникации — сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, с помощью жестов, мимики, поз, взгляда, манер и т.д. Они выступают как средства коммуникации в той степени, в которой их содержание может быть интерпретировано другими.
Формальные коммуникации — позволяют упорядочивать и ограничивать информационные потоки; определяются существующими регламентами:
• организационными (схема организационной структуры),
• функциональными (положение об отделах и службах, содержащее раздел «Взаимосвязи между подразделениями»).
Формальные коммуникативные
каналы широко используются в организациях,
имеющих иерархическую
Неформальные коммуникации — социальные взаимодействия между людьми, выражение человеческой потребности в общении; дополняют формальные коммуникации. Неформальную систему коммуникаций часто называют «виноградной лозой», информация в ней часто распространяется с помощью слухов.
Информация по каналам передается по вертикали — сверху вниз, снизу вверх, а также в горизонтальной плоскости. Нисходящие коммуникации — коммуникации, направленные сверху вниз от руководителя к подчиненным.
Восходящие коммуникации — коммуникации, направленные снизу вверх от подчиненных к руководителю.
Горизонтальные коммуникации
— коммуникации, направленные на координацию
и интеграцию деятельности сотрудников
различных отделов и
Диагональные коммуникации — коммуникации, осуществляемые работниками отделов и подразделений различных уровней иерархии. Они используются в случаях, когда коммуникации работников организации другими способами затруднено.
В процессе общения в различных ситуациях и между разными участниками коммуникационного процесса всегда присутствуют барьеры на пути эффективных коммуникаций.[10]
Даже если получатель получает сообщение и честно пытается его декодировать, понимание может быть ограничено целым рядом помех или барьеров, которые могут возникать либо в физическом окружении, либо в сфере эмоций человека. Помехи могут сделать невозможными коммуникации: либо через них “прорывается” только часть информации, либо получатели неправильно интерпретируют значение сообщения. Итак, барьеры – это коммуникативные помехи, препятствия, любые вмешательства в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающие смысл сообщения.[2]
Выделяют следующие типы барьеров:
1.Личностные барьеры – это коммуникативные помехи, порождаемые человеческими эмоциями, системами ценностей и неумением слушать собеседника. Нередко они возникают в связи с разницей в образовании, расе, поле, социально-экономическом статусе участников коммуникаций.
К личностным барьерам относится
и так называемая психологическая
дистанция – чувство
2.Физические барьеры –
представляют собой
3.Семантические барьеры
– коммуникативные помехи, возникающие
вследствие неправильного
4. Языковые барьеры – коммуникативные барьеры, возникающие вследствие языковых различий отправителя и получателя. Обе стороны не только должны знать буквальные значения слов используемого языка, но и интерпретировать в контексте использования. Одним из проявлений этого барьера выступает внутригрупповой язык. Трудовые, профессиональные и социальные группы часто создают жаргон, понятный только членам этих групп. Он облегчает внутригрупповое общение.
5. Организационные барьеры
– коммуникационные помехи, обусловленные
характеристиками любой
6.Различие в статусе
– также может стать барьером
на пути коммуникации. Лицо более
низкого уровня иерархии может
воспринимать различия в
7.Культурные барьеры –
коммуникативные помехи, возникающие
вследствие культурных
8.Временные барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие недостатка времени для осуществления полной коммуникации.
9. Коммуникативные перегрузки - препятствуют эффективному общению. Они возникают, когда объем коммуникативных входов существенно превышает возможности их обработки или реальные потребности.
10. Нежелание делиться
информацией. Обладание
В статье приведена краткая характеристика организации и анализ системы ее коммуникации.
ИПБОЮЛ «Татьянкина» является
магазином реализующим
Чтобы понять, как происходят коммуникации в ИПБОЮЛ «Татьянкина», рассмотрена структуру управления этой компании. Итак, ИПБОЮЛ «Татьянкина » имеет двухуровневую структуру управления. Высшим органом управления является директор. Он назначает менеджера и продавцов. В магазине работают 2 продавца, которые находятся в непосредственном контакте с покупателями.
Для того чтобы
определить в какой степени
продавцы владеют деловыми
При входе клиента в торговый зал первый продавец (Ильина М.О.) подходит к покупателю и с улыбкой приветствует покупателя, пытается завести разговор, установить прямой контакт с покупателем, проконсультировать.
При входе клиента в торговый зал второй продавец (Стахнева Л.П.) молчаливым взглядом провожает клиента через весь торговый зал к витринам и ждет пока покупатель сам подойдет к ней. Если покупатель поздоровается, то Стахнева Л.П. в ответ тоже поздоровается. [8]
Были рассмотрены конкретные ситуации возникшие в магазине в период проведения исследования и как каждый из продавцов вел себя в различных ситуациях.
В торговый зал входит покупатель
и обращается продавцу Ильиной М.
О. с просьбой помочь в выборе товара
(чистых дисков). В течение разговора
покупатель интересуется качеством
товара, просит сравнить с товаром
конкурентов, выражает сомнения по поводу
стоимости, проверяет, насколько легко
продавец работает с прайс-листом, устанавливает
общий уровень обслуживания в
целом. После примерно 10-15-минутного
разговора, покупатель соглашается
сделать покупку остановив
Входит очередной покупатель.
Проходит мимо ручек, красок, картона,
и останавливается возле
Теперь те же возникшие ситуации только с другим продавцом Стахневой Л.П. Покупатель заходит в магазин и обращается к продавцу Стахневой Л.П. с просьбой помочь в выборе товара (подставки для офисных документов). В течение разговора покупатель интересуется качеством товара, просит сравнить с товаром конкурентов, выражает сомнения по поводу стоимости, проверяет, насколько легко продавец работает с товаром, устанавливает общий уровень обслуживания в целом. После примерно 10-15-минутного разговора, покупатель отказывается от покупки и покидает торговый зал. [8]
Входит очередной клиент.
Проходит мимо тетрадей, альбомов, красок
и останавливается возле
В процессе наблюдения выявлено.
У продавца Стахневой способность к установлению контактов находится на низком уровне. Так же как и способность взаимодействовать с критично настроенными покупателями, знание товара у продавца достаточно низкое, презентация товара: формальная.
У продавца Ильиной способность к установлению контактов, способность взаимодействовать с критично настроенными покупателями находятся на уровне выше среднего, знание товара на высоком уровне, презентация товара: полная и разносторонняя.
В рамках исследования так же было проведено анкетирование покупателей.
Анкета покупателя заполнялась
потребителями канцелярских товаров
после приобретения товара и при
наличии намерения приобрести товар.
Анкетирование производилось с
целью выработки эффективной
маркетинговой политики, изучения потребительского
спроса, потребительских предпочтений
и потребительского поведения продавцов.
Анкетирование покупателей
По результатам анкетирования выделены факторы, влияющие на принятие решения о покупке. Как следует для покупателей канцелярских товаров близость к дому, месту работы или учебы является весьма существенным фактором при покупке нужных им товаров. Многие покупатели специально посещают этот магазин по советам друзей и личным впечатлениям, полученным ранее от посещения данного магазина, так как в этом магазине самые приемлемые цены и квалифицированные продавцы, способные ответить на любой вопрос покупателя, касающийся продаваемых товаров.
По приведенному исследованию можно сформулировать вывод.
Для повышения качества услуг и уровня обслуживание потребителей необходимо:
- повышение культуры
- повышение уровня квалификации сотрудников;
- регулярное проведение
контроля степени
Так же необходимо, чтобы
продавцы владели основными