Комплект методик для диагностики семейных и детско-родительских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:13, контрольная работа

Описание

МЕТОДИКА «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ» - РОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ПОДРОСТКА

Назначение: Позволяет выяснить полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений с точки зрения подростка

Инструкция:

«Данный опросник содержит описание различных особенностей поведения Ваших родителей. Каждое утверждение пронумеровано. Такие же номера есть на бланке для ответов.

Содержание

I.Диагностика детей и подростков.

А. Опросники

1. Детско-родительские отношения подростков.

Б. Проективные методики

1. Тест Рисунок семьи

2.Семья Животных.

3.Интервью Волшебный мир

4.Завершение предложения Методика детская (Вариант В. Михала.)

5.Метод незаконченные предложения (Сакс и Леви)

6.Методика Рене жиля.

II.Методики для диагностики родителей

А.Тесты, Опрсоники

1. Опросник «Сознательное родительство»

2.Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР)

3.Тест Родительского отношения (Варга, Столин)

4.Методика PARI.

5.Анализ семейных отношений (АСВ)

Б. Проективные методики

1. Модифицированная методика «Родительское сочинение» О. А. Карабановой

III.Диагностика семейных отношений

А. Тесты, Опросники:

1.Опросник установок к сексу Айзенка.

2.Тест на удовлетворенность браком

3.Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии.

4.Семейная срциограмма.

Работа состоит из  1 файл

игры семейных отношений.doc

— 1.16 Мб (Скачать документ)

«Анализ семейных взаимоотношений»

опросник  для родителей (АСВ)

 В нашей стране накоплен немалый опыт изучения семейных отношений, семейного  воспитания и проведения семейной психотерапии у детей и подростков с нарушениями психологической адаптации. Сформулированы такие понятия, как "семейная психотерапия" и "диагностика семейных отношений". Под последней подразумевается определение типа семейной дезорганизации и негармоничного воспитания, установление причинно-следственной связи между психологическими нарушениями в семье и аномалиями формирования личности ребенка.

 В построении адекватного семейного  диагноза помогают, применяемые комплексно, клинико-биографический, психологический методы и метод включенного наблюдения. Клинико-биографический метод, являясь основным и ведущим, позволяет стереоскопически воспроизвести биографию семьи, выявить психологические взаимоотношения в настоящий момент путем сопоставления и сравнения оценок одних и тех же ситуаций, сделанных разными членами семьи и психотерапевтом ("семья глазами ребенка", "семья глазами родителей", "семья глазами психотерапевта").

 Самую ценную информацию о функционировании семьи предоставляет метод включенного  наблюдения, представляющий собой разновидность естественного эксперимента в понимании А.Ф. Лазурского. Резервом дальнейшего совершенствования диагностики семейных отношений является разработка психологических методик, предназначенных для анализа отклонений воспитания и выявления причин их возникновения. Такие методики дают возможность на основе обобщения клинического опыта обеспечить более строгое, объективное и поддающееся квантификации исследование семьи.

 Анализируя  процесс воспитания в семье, врач или психолог, должны ответить на три вопроса. Во-первых, как, т.е. какими способами родители воспитывают ребенка (тип воспитания). В случае если этот тип способствует возникновению и развитию патологических изменений личности ребенка, приходится ответить и на второй вопрос: почему родители воспитывают именно таким образом, т.е. каковы причины, вызывающие данный тип воспитания. Установив эту причину, необходимо ответить и на третий вопрос – о месте этой причины в совокупности отношений в семье. Предлагаемый опросник АСВ поможет найти ответ на первые два вопроса.

 Нарушение процесса воспитания в семье

 Рассмотрим  особенности воспитания, учет которых  наиболее важен при изучении этиологии  непсихотических патологических нарушений  поведения и отклонения личности детей и подростков. Одновременно дадим описание тех шкал опросника АСВ, которые предназначены для диагностики типов негармоничного воспитания.

 1. Уровень протекции в процессе  воспитания

 Речь  идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители при  воспитании ребенка. Наблюдаются два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).

 Гиперпротекция (шкала Г+). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много  времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом  их жизни. Типичные высказывания таких родителей использованы при разработке настоящей шкалы.

 Гипопротекция (шкала Г-). Ситуация, при которой  ребенок или подросток оказывается  на периферии внимания родителя, 1.0 него "не доходят руки", родителю не "до него". Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

 2. Степень удовлетворения потребностей  ребенка

 Речь  идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечения), так и духовных – прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании. Данная черта семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Так называемое "спартанское воспитание" является примером высокого уровня протекции, поскольку родитель много занимается воспитанием, и низкого уровня удовлетворения потребностей ребенка. В степени удовлетворения потребностей возможны два отклонения:

 Потворствование (шкала У+). О потворствовании мы говорим в тех случаях, когда  родители стремятся к максимальному  и некритическому удовлетворению любых  потребностей ребенка или подростка. Они "балуют" его. Любое его желание для них – закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией – "слабость ребенка", его исключительность, желание дать ему то, чего был сам лишен в свое время родителями, что ребенок растет без отца и т.д. Типичные высказывания приведены в шкале У+. При потворствовании родители бессознательно проецируют на детей свои ранее неудовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий.

 Игнорирование потребностей ребенка (шкала У–). Данный стиль воспитания противоположен потворствованию  и характеризуется недостаточным  стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при  этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.

 3. Количество и качество требований  к ребенку в семье

 Требования  к ребенку – неотъемлемая часть  воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, т.е. в тех заданиях, которые он выполняет – учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи. Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенок не должен делать. Наконец, невыполнение требований ребенком, может повлечь применение санкций со стороны родителей от мягкого осуждения до суровых наказаний.

 Формы нарушений системы требований к  ребенку различны, поэтому высказывания родителей, отражающие их, представлены в целом ряде шкал: Т+, Т-; 3+, 3-; С+,С-.

 Чрезмерность  требований-обязанностей (шкала Т+). Именно это качество лежит в основе типа негармоничного воспитания "повышенная моральная ответственность". Требования к ребенку в этом случае очень  велики, непомерны, не соответствуют  его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но напротив, представляют риск психотравматизации.

 Недостаточность требований-обязанностей ребенка (шкала  Т-). В этом случае ребенок имеет  минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях  родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому.

 Требования-запреты, т.е. указания на то, что ребенку нельзя делать, определяют прежде всего степень  самостоятельности его, возможность  самому выбирать способ поведения. И  здесь возможны две степени отклонения: чрезмерность и недостаточность  требований-запретов.

 Чрезмерность  требований-запретов (шкала З+). Такой  подход может лежать в основе типа негармонического воспитания "доминирующая гиперпротекция". В этой ситуации ребенку "все нельзя". Ему предъявляется  огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных детей и подростков такое воспитание форсирует возникновение реакций оппозиции и эмансипации, у менее стеничных предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной (психастенической) акцентуаций. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, к которым может привести хотя бы незначительное нарушение запретов, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка.

 Недостаточность требований-запретов к ребенку (шкала  З–). В этом случае ребенку "все  можно". Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток  легко их нарушает, зная, что с  него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа личности у подростка и, особенно, неустойчивого типа.

 Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкалы С+ и С-).

 Чрезмерность  санкций (тип воспитания "жестокое обращение"). Для этих родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания родителей отражают их убеждение в полезности для детей и подростков максимальной строгости (см. шкалу С+).

 Минимальность санкций (шкала С-). Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они  уповают на поощрения, сомневаются  в результативности любых наказаний.

 4. Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н).

 Под таким воспитанием мы понимаем резкую смену стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями.

 Неустойчивость  стиля воспитания, по мнению К. Леонгарда, содействует формированию таких  черт характера как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и  является нередкой ситуацией в семьях детей и подростков с отклонениями характера.

 Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту  этих колебаний.

 Сочетание различных отклонений в воспитании. Возможно достаточно большое количество сочетаний перечисленных черт семейного воспитания. Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклонения характера, а также возникновения непсихотических психогенных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний имеют следующие устойчивые сочетания (см. таблицу 1).

 Устойчивые  сочетания различных черт воспитания представляют собой тип негармоничного воспитания. Классификация типов  негармоничного воспитания также дана в таблице 1.

 Потворствующая  гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+, при Т-, 3-, С-). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.

 Доминирующая  гиперпротекция (Г+, У±, Т±, 3+, С±). Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако, в то же время, лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обусловливают острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астеническом типах акцентуаций личности доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.

 Повышенная моральная ответственность (Г+, У-, Т+). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации личности.

 Эмоциональное отвержение (Г-, У-, Т±, 3±, С±). В крайнем варианте – это воспитание по типу "Золушки". В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или, чаще, неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают в отношениях с ним большую дистанцию. Эмоциональное отвержение формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной и астенической акцентуациями.

 При жестоком обращении родителей с детьми (Г-, У-, Т± 3±, С+) на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей

 Гипопротекция (гипоопека – Г-, У-, Т-, 3-, С±). Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов.  
 
 
 
 
 

Информация о работе Комплект методик для диагностики семейных и детско-родительских отношений