Комплект методик для диагностики семейных и детско-родительских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:13, контрольная работа

Описание

МЕТОДИКА «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ» - РОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ПОДРОСТКА

Назначение: Позволяет выяснить полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений с точки зрения подростка

Инструкция:

«Данный опросник содержит описание различных особенностей поведения Ваших родителей. Каждое утверждение пронумеровано. Такие же номера есть на бланке для ответов.

Содержание

I.Диагностика детей и подростков.

А. Опросники

1. Детско-родительские отношения подростков.

Б. Проективные методики

1. Тест Рисунок семьи

2.Семья Животных.

3.Интервью Волшебный мир

4.Завершение предложения Методика детская (Вариант В. Михала.)

5.Метод незаконченные предложения (Сакс и Леви)

6.Методика Рене жиля.

II.Методики для диагностики родителей

А.Тесты, Опрсоники

1. Опросник «Сознательное родительство»

2.Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР)

3.Тест Родительского отношения (Варга, Столин)

4.Методика PARI.

5.Анализ семейных отношений (АСВ)

Б. Проективные методики

1. Модифицированная методика «Родительское сочинение» О. А. Карабановой

III.Диагностика семейных отношений

А. Тесты, Опросники:

1.Опросник установок к сексу Айзенка.

2.Тест на удовлетворенность браком

3.Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии.

4.Семейная срциограмма.

Работа состоит из  1 файл

игры семейных отношений.doc

— 1.16 Мб (Скачать документ)

    Благодарим  за сотрудничество!

    Задание для мужчин

    Уважаемый.....................................................................................

    Нам очень интересны Ваши мысли и  чувства, связанные с отцовством. Мы будем признательны, если Вы выразите их в пись-

    372

    менном  виде. Нам важно, чтобы Ваша супруга  откликнулась и также написала рассказ. Не советуйтесь друг с другом при написании. Выберите время и напишите все, что Вы хотите, что считаете важным и нужным. При рассказе придерживайтесь, пожалуйста, следующего плана.

    1. История моего отцовства.

    2. Я как отец.

    3. Что мне нравится в себе  как в отце.

    4. Что мне не нравится в себе  как в отце.

    5. Время, затраченное для написания  рассказа. Возможно, именно Ваш голос  повлияет на результат исследования.

    Благодарим  за сотрудничество! 
 
 
 
 

Методика  диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР; В.Е.Каган, И.П.Журавлева)

 Назначение  теста

 Опросник  может использоваться в индивидуальной и семейной диагностике отношения  взрослых членов семьи к болезни  ребенка, оценки эффективности семейной психотерапии, в консультативной работе, а также в научно-практической работе для изучения отношения к болезни ребенка в зависимости от заболевания, типа лечения (амбулаторное, стационарное, полустационарное, санаторное), культурного уровня семьи, качества семейных отношений, мало- и многодетности семьи и т.д. Может быть полезен при изучении формирования здорового образа жизни, формирования и особенностей психосоматических отношений.

 Описание  теста 

 Опросник  для диагностики отношения к  болезни ребенка (ДОБР) состоит из 40 пунктов-утверждений, согласие испытуемых с которыми оценивается по 6-балльной шкале.

 С целью балансировки опросника, повышающей достоверность результатов:

 утверждения даны в виде эмоционально-позитивных и эмоционально-негативных суждений;

 формулируются в 1 и 3 лице;

 выражают  одно и то же качество через отрицательные  и через утвердительные ответы.

 Инструкция  к тесту 

 Определите  свое отношение к приведенным  ниже утверждениям используя следующую  шкалу:

 -3 – совершенно не согласен;

 -2 – не согласен;

 -1 – скорее не согласен, чем согласен;

 +1 – скорее согласен, чем не согласен;

 +2 – согласен;

 +3 - полностью согласен.  
 
 
 
 
 

 Тестовый  материал

  1. На свете так много разных болезней, что родители просто не в состоянии уберечь от них ребенка.
  2. Ничто не тревожит меня так, как здоровье моего ребенка.
  3. Врачи часто преувеличивают тяжесть болезни моего ребенка.
  4. Правильно поступают те, кто ничего не требует от больного ребенка.
  5. Дети болеют тогда, когда они обделены заботой и вниманием в семье.
  6. Все дети болеют, и это не повод для отчаяния.
  7. Думаю, что здоровье моего ребенка хуже, чем говорят врачи.
  8. Болезнь - это не повод для ничегонеделания и праздности ребенка.
  9. Если ребенок болезненный, с этим уже ничего не поделаешь.
  10. Когда ребенок болен, у меня все валится из рук.
  11. Болезнь моего ребенка серьезнее, чем может показаться со стороны,
  12. Не понимаю тех, кто запрещает больному ребенку делать то, что ему по силам.
  13. У хороших родителей дети почти не болеют.
  14. Даже когда я знаю, что в болезни ребенка нет ничего страшного, я не могу избавиться от страха за него.
  15. Не могу согласиться с теми, кто любую болезнь ребенка считает тяжелой.
  16. Когда ребенок болен, я стараюсь любой ценой избавить его от всяких усилий.
  17. Каковы бы ни были причины болезней, болеет ребенок или нет - зависит от родителей.
  18. Не понимаю родителей, которые при заболевании ребенка теряют голову от страха.
  19. Нет легких болезней у детей, а есть легкомысленное отношение родителей к ним.
  20. Из-за болезни ребенок не должен забрасывать учебу.
  21. Чем меньше бережешь ребенка от болезней, тем он здоровее.
  22. В жизни ребенка не бывает периодов, когда можно быть спокойным за его здоровье.
  23. Чаще всего я думаю, что болезнь ребенка не слишком тяжела.
  24. Ребенок в отличие от взрослого не может активно бороться с болезнью.
  25. Болезни детей - следствие несовершенства медицины.
  26. Детские болезни совсем не так опасны, как о них порой говорят.
  27. Врачи слишком привыкают видеть больных детей и потому часто недооценивают тяжесть болезни.
  28. Всегда стараюсь, чтобы ребёнок и во время болезни жил полноценной и активной жизнью.
  29. Если бы воспитатели и учителя были так же заботливы, как родители, то дети бы не болели.
  30. Мой ребенок не так здоров, чтобы можно было не тревожиться за его будущее.
  31. Обследование детей чаще всего слишком поверхностно, чтобы увидеть как серьезно болен ребенок.
  32. Есть обязанности, от которых ребенок не освобождается и во время болезни,
  33. Не понимаю тех, кто винит себя в болезни ребенка.
  34. Я не могу позволить себе впадать в панику из-за болезней ребенка.
  35. За хорошим самочувствием ребенка слишком часто кроются серьезные болезни.
  36. Лишать больного ребенка посильных для него дел - значит делать его еще более больным.
  37. Болеет ребенок или нет - зависит от судьбы и случая.
  38. Многие завидуют моей способности сохранять самообладание, когда ребенок болен.
  39. Считаю, что мой ребенок нуждается в более серьезном лечении,
  40. За редкими исключениями абсолютный покой во время болезни больше вредит ребенку, чем помогает.
 
 

 Тест  родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) 

 Назначение  теста

 Родительское  отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

 Отвечая на вопросы методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или  «Нет».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тестовый  материал

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
  3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
  6. Я уважаю своего ребенка.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто мне неприятен.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
  11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
  15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
  16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
  18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
  19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
  22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
  24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
  33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
  36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
  39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.
  40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
  41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
  44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
  45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
  46. Мой ребенок часто меня раздражает.
  47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.
  50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
  51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
  52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
  54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
  55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
  56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
  58. Я восхищаюсь своим ребенком.
  59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
  61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.
 
 
 
 
 

 Ключ  к тесту

 Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.

 Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

 Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.

 Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

 Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

 За  каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ  типа «Нет» – 0 баллов. Если перед  номером ответа стоит знак “-”, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” - 0 баллов.

 Описание  шкал

 Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

 Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

 Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

 Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

 Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и  недостаткам, успехам и неудачам.

 Интерпретация результатов теста

 Шкала "Принятие / Отвержение"

 Высокие баллы по шкале (от 24 до 33) – говорят  о том, что у данного испытуемого  имеется выраженное положительное  отношение к ребенку. Взрослый в  данном случае принимает ребенка  таким, какой он есть, уважает и  признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

 Низкие  баллы по шкале (от 0 до 8) – говорят  о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

 Шкала "Кооперация"

 Высокие баллы по шкале (7-8 баллов) – являются признаком того, что взрослый проявляет  искренний интерес к тому, что  интересует ребенка, высоко оценивает  способности ребенка, поощряет самостоятельность  и инициативу ребенка, старается  быть с ним на равных.

 Низкие  баллы поданной шкале (1-2 балла) –  говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет  себя противоположным образом и  не может претендовать на роль хорошего педагога.

 Шкала "Симбиоз"

 Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

 Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

 Шкала "Контроль"

 Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – говорят  о том, что взрослый человек ведет  себя слишком авторитарно по отношению  к ребенку, требуя от него безоговорочного  послушания и задавая ему строгие  дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

 Низкие  баллы по шкале (1-2 балла) – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны  взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

 Шкала "Отношение к  неудачам ребенка"

 Высокие баллы по шкале (7-8 баллов) – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Информация о работе Комплект методик для диагностики семейных и детско-родительских отношений