Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:13, контрольная работа
МЕТОДИКА «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ» - РОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ПОДРОСТКА
Назначение: Позволяет выяснить полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений с точки зрения подростка
Инструкция:
«Данный опросник содержит описание различных особенностей поведения Ваших родителей. Каждое утверждение пронумеровано. Такие же номера есть на бланке для ответов.
I.Диагностика детей и подростков.
А. Опросники
1. Детско-родительские отношения подростков.
Б. Проективные методики
1. Тест Рисунок семьи
2.Семья Животных.
3.Интервью Волшебный мир
4.Завершение предложения Методика детская (Вариант В. Михала.)
5.Метод незаконченные предложения (Сакс и Леви)
6.Методика Рене жиля.
II.Методики для диагностики родителей
А.Тесты, Опрсоники
1. Опросник «Сознательное родительство»
2.Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР)
3.Тест Родительского отношения (Варга, Столин)
4.Методика PARI.
5.Анализ семейных отношений (АСВ)
Б. Проективные методики
1. Модифицированная методика «Родительское сочинение» О. А. Карабановой
III.Диагностика семейных отношений
А. Тесты, Опросники:
1.Опросник установок к сексу Айзенка.
2.Тест на удовлетворенность браком
3.Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии.
4.Семейная срциограмма.
Благодарим за сотрудничество!
Задание для мужчин
Уважаемый.................
Нам очень интересны Ваши мысли и чувства, связанные с отцовством. Мы будем признательны, если Вы выразите их в пись-
372
менном виде. Нам важно, чтобы Ваша супруга откликнулась и также написала рассказ. Не советуйтесь друг с другом при написании. Выберите время и напишите все, что Вы хотите, что считаете важным и нужным. При рассказе придерживайтесь, пожалуйста, следующего плана.
1. История моего отцовства.
2. Я как отец.
3. Что мне нравится в себе как в отце.
4. Что мне не нравится в себе как в отце.
5.
Время, затраченное для
Благодарим
за сотрудничество!
Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР; В.Е.Каган, И.П.Журавлева)
Назначение теста
Опросник может использоваться в индивидуальной и семейной диагностике отношения взрослых членов семьи к болезни ребенка, оценки эффективности семейной психотерапии, в консультативной работе, а также в научно-практической работе для изучения отношения к болезни ребенка в зависимости от заболевания, типа лечения (амбулаторное, стационарное, полустационарное, санаторное), культурного уровня семьи, качества семейных отношений, мало- и многодетности семьи и т.д. Может быть полезен при изучении формирования здорового образа жизни, формирования и особенностей психосоматических отношений.
Описание теста
Опросник для диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР) состоит из 40 пунктов-утверждений, согласие испытуемых с которыми оценивается по 6-балльной шкале.
С целью балансировки опросника, повышающей достоверность результатов:
утверждения даны в виде эмоционально-позитивных и эмоционально-негативных суждений;
формулируются в 1 и 3 лице;
выражают одно и то же качество через отрицательные и через утвердительные ответы.
Инструкция к тесту
Определите свое отношение к приведенным ниже утверждениям используя следующую шкалу:
-3 – совершенно не согласен;
-2 – не согласен;
-1 – скорее не согласен, чем согласен;
+1 – скорее согласен, чем не согласен;
+2 – согласен;
+3
- полностью согласен.
Тестовый материал
Тест
родительского отношения (А.Я.Варга,
В.В.Столин)
Назначение теста
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.
Отвечая
на вопросы методики, испытуемый должен
выразить свое согласие или несогласие
с ними с помощью оценок «Да» или
«Нет».
Тестовый материал
Ключ к тесту
Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.
Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.
Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.
За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-”, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” - 0 баллов.
Описание шкал
Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.
Интерпретация результатов теста
Шкала "Принятие / Отвержение"
Высокие баллы по шкале (от 24 до 33) – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.
Низкие баллы по шкале (от 0 до 8) – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.
Шкала "Кооперация"
Высокие баллы по шкале (7-8 баллов) – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.
Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.
Шкала "Симбиоз"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.
Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Шкала "Контроль"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.
Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.
Шкала "Отношение к неудачам ребенка"
Высокие баллы по шкале (7-8 баллов) – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Информация о работе Комплект методик для диагностики семейных и детско-родительских отношений