Конфликт и способы его конструктивного преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:58, контрольная работа

Описание

Проблема конфликта – одна из актуальных тем психологии и педагогики. Она охватывает широкий круг вопросов, среди которых определение понятия конфликт, его природы как общественного явления, причин возникновения, возможностей разрешения конфликта, а также типология, классификация конфликтов, выявление их роли в общественной жизни и т.д.

Содержание

Введение ........................................................................................
1. Определение понятия «конфликт» .........................................
1.1. Функции
1.2. Типологии
2. Условия возникновения конфликта
2.1. Субъекты конфликтных отношений……………………..
2.2. Предконфликтная ситуация………………………………
3. Основные причины конфликтов и способы их разрешения……………………… .........................................................................
3.1. Конфликты, возникающие на объективной основе……
3.2. Субъектные конфликты……………………………….
4. Методики и стратегические средства разрешения конфликтных ситуаций……………………………………………………..
4.1. Межличностные приемы……………………………………
4.2. Другие методы разрешения конфликтов ..............................
5. Рекомендации, позволяющие ускорить процесс разрешения конфликта ………………………………………………………………
Заключение ....................................................................................
Список используемой литературы ..............................................

Работа состоит из  1 файл

психология.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)


«Конфликт и способы его конструктивного преодоления»

 

План

 

Введение ........................................................................................

2

1. Определение понятия «конфликт» .........................................

    1.1. Функции

    1.2. Типологии    

3

2. Условия возникновения конфликта

    2.1. Субъекты конфликтных отношений……………………..

    2.2. Предконфликтная ситуация………………………………

 

6

7

3. Основные причины конфликтов и способы их разрешения……………………… .........................................................................

     3.1. Конфликты, возникающие на объективной основе……

     3.2. Субъектные конфликты……………………………….

 

8

11

13

4. Методики и стратегические средства разрешения конфликтных ситуаций……………………………………………………..

4.1. Межличностные приемы……………………………………

4.2. Другие методы разрешения конфликтов ..............................

 

17

19

20

5. Рекомендации, позволяющие ускорить процесс разрешения конфликта ………………………………………………………………

 

21

Заключение ....................................................................................

22

Список используемой литературы ..............................................

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема конфликта – одна из актуальных тем психологии и педагогики. Она охватывает широкий круг вопросов, среди которых определение понятия конфликт, его природы как общественного явления, причин возникновения, возможностей разрешения конфликта, а также типология, классификация конфликтов, выявление их роли в общественной жизни и т.д.

Не существует человеческой общности, в которой отсутствовали бы противоречия и столкновения между ее членами. К вражде и столкновениям человек склонен не меньше, чем к сотрудничеству. Конфликтами пронизана вся жизнь общества, и мы можем наблюдать их повсеместно – от элементарной драки или семейной ссоры до войн между государствами.

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно оказывался в состоянии конфликта. Причины возникновения конфликтов могут быть самыми разнообразными. Особую значимость они приобретают в условиях трудовых отношений, ибо здесь конфликты, если они окажутся неуправляемыми, способны не только дезорганизовать производство, но и привести к большим социальным потрясениям. Поэтому знание природы конфликтов, их типологии, способов разрешения представляется весьма важным.

Конфликт (от лат. confliktus – столкновение) тип социальных взаимодействий, характеризующийся противодействием социальных субъектов, обусловленный противоречием их потребностей, интересов, целей, а также социальных статусов, ролей и функций.

Конфликт в системе трудовых отношений – это любые виды борьбы между индивидами и социальными группами, цель которых достижение или сохранение средств производства, экономической позиции, власти или других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также подчинение, нейтрализация, либо устранение действительного или мнимого противника.

В обыденном сознании широко распространена точка зрения, выражающаяся в отрицательном отношении ко всякого рода конфликтам – ведь конфликт это всегда стрессовая ситуация, психологический дискомфорт, нарушение взаимоотношение между людьми. Но конфликт в то же время – это сигнал о сбоях в функционировании производственной организации в целом или какой-то ее части.

В практике организационных взаимодействий довольно типичными являются две позиции руководителей по отношению к конфликтам: они либо не вмешиваются, предоставляя конфликту разрешиться самим собой, либо конфликт пытаются подавить в самом зародыше, не вникая в его суть. Обе позиции глубоко ошибочны. В первом случае развитие конфликта, предоставленного самому себе, может привести к деструктивным последствиям, во втором – к утрате информации о реальных противоречиях в организации.

Известно, что источником всякого развития является разрешение противоречий. Противоречия разрешаются различными способами и на разных стадиях. Именно этому и посвящена данная контрольная работа.

1. Определение понятия «конфликт»

 

Конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, взглядов оппонентов как субъектов взаимодействия. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп.

 

Обостренные противоречия порождают открытые или скрытые конфликты, если они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость их интересов.

 

Противоречия пронизывают все сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную, духовную. Одновременное обострение всех названных видов противоречий создает зоны кризиса. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.

 

Социологи марксистской и немарксистской ориентации отмечают, что конфликт есть временное состояние общества, которое можно преодолеть рациональными средствами. Большинство социологов склонны считать, что существование общества без конфликтов невозможно. Ибо конфликт – неотъемлемая часть бытия, источник происходящих в обществе изменений. Конфликт делает социальные отношения более мобильными. Привычные нормы поведения и деятельности индивидов, ранее удовлетворявшие их, с удивительной решимостью отбрасываются и порой без всякого сожаления. Под воздействием конфликтов общество может преобразовываться. Чем сильнее конфликт, тем заметнее его влияние на течение социальных процессов и темпы их осуществления.

 

Как социальное явление конфликт был впервые рассмотрен А.Смитом. В работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» он писал, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество между ними. Противоречия рассматривались им как движущие силы развития общества.

 

Большой вклад в осмысление социальных конфликтов внес Гегель. В «Философии права» одну из причин этих конфликтов он видел в социальной поляризации между накоплением богатства «в руках немногих» и ужасающей бедностью.

 

 

 

 

 

 

1.1. Функции

 

В литературе высказываются две точки зрения: одна - о вреде социального конфликта, другая - о его пользе. Речь идет о позитивных и негативных функциях конфликтов.

Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления развития общества, можно выделить одну из его функций, которая состоит в разрядке психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Существование, так сказать, выходных клапанов и отводных каналов помогает взаимной адаптации инди­видов, стимулирует положительные изменения.

Другой позитивной функцией конфликта является коммуникативно-связующая. Через эту функцию участники конфликта осоз­нают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу.

Еще одна позитивная функция конфликта, вытекающая из предыдущих, проявляется в том, что конфликт способен играть консоли­дирующую роль в обществе и даже быть движущей силой социальных изменений. Это происходит тогда, когда в ходе разрешения кон­фликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству, выявляются возможности для этого.

Однако социальные конфликты нередко носят негативный, раз­рушительный характер. Они могут дестабилизировать отношения в социальных системах, разрушать социальные общности и групповое единство. Так, забастовки могут нанести серьезный урон предпри­ятиям и обществу, ибо экономический ущерб от остановок пред­приятий может стать фактором разбалансированности экономики. Национальные конфликты нарушают отношения между нациями. Но какие бы ни существовали точки зрения относительно функций социальных конфликтов, можно утверждать, что они являются необходимыми элементами развития общества, без них не может быть движения вперед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Типологии

 

Конфликтов в обществе великое множество. Они различаются масштабом, типом, составом участников, причинами, целями и последствиями. Их стараются классифицировать по сферам жизни, например, конфликты в области экономики, в на­циональных отношениях, в социальной сфере и т.д.

Конфликты можно классифицировать в зависимости от субъ­ектов и зон разногласий.

Такая классификация может быть выраже­на следующим образом.

Личностный конфликт - включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания.

Межличностный конфликт - разногласия между двумя или более людьми одной или нескольких групп. Они противостоят друг другу, но к ним могут подключаться отдельные личности, не обра­зующие группы.

Межгрупповой конфликт - конфликт между социальными груп­пами и социальными общностями людей с противоположными ин­тересами. Это самый распространенный конфликт.

Конфликт с внешней средой - индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных и экономических норм и предписаний. Они вступают в кон­фликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

Если исходить из поведенческой теории, то цель конфликта заключается в достижении собственного интереса за счет интересов других. Когда интересы четко демонстрируются, выявлены субъек­ты, объект и суть конфликта, а также тактика поведения конфлик­тующих сторон, тогда это открытые, или полномасштабные, кон­фликты. Если же интересы в конфликте выявлены слабо, числен­ность участников невелика, он в меньшей степени легализован и поведение участников скрытое, такой тип конфликта называется «скрытым», или неполным (например, нарушение трудовой дисцип­лины, невыходы на работу, гражданское неповиновение и т.д.).

Можно назвать еще ложный конфликт - этот тип находится на стыке психологического и социологического подходов к анализу конфликта. В случае ложного конфликта чаще всего отсутствуют его объективные основания. Лишь у какой-то одной стороны возникает ложное представление о наличии конфликта, в то время как его в действительности нет.

Существуют и иные варианты типологии социальных конфликт­ов по различным основаниям. Точку здесь ставить не следует, так как проблема детальной разработки типологии остается достаточно открытой и ученым еще предстоит продолжить анализ.

 

 

 

 

 

 

2. Условия возникновения конфликта

 

2.1. Субъекты конфликтных отношений

 

Важным вопросом при рассмотрении конфликтов является вопрос о дейст­вующих лицах и исполнителях конфликтных отношений. Наряду с понятием сторона кон­фликта сюда могут быть отнесены и такие понятия, как участник, субъект, посредник. Однако не следует отождествлять участни­ков и субъектов социальных конфликтов, так как это может при­вести к путанице в понимании выполняемых в конфликте ролей.

Участником конфликта может быть любой человек, организация или группа лиц, которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчет в целях конфликтного противоречия. Участником может быть стороннее лицо, случайно оказавшееся в зоне конфликта и не имеющее своего интереса.

Субъектом социального конфликта является отдельный человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуа­цию, т.е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влия­ние на поведение и положение других, вызывать те или иные изме­нения в социальных отношениях.

Информация о работе Конфликт и способы его конструктивного преодоления