Конфликт: виды, причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:33, контрольная работа

Описание

Конфликт- столкновение противоположных интересов на почве соперничества, противоборства или отсутствия взаимопонимания по разным причинам.
При огромном разнообразии конфликтов- от детских ссор до мировых войн- их причины и формы протекания имеют много общего.
Причины конфликтов необходимо знать для их устранения и предупреждение, преодоления или конструктивного разрешения конфликта.

Работа состоит из  1 файл

Контр. по ПУ.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российский Федерации

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

    Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

    Филиал  в г. Барнауле 

               Факультет                                               Кафедра

«Менеджмента  и маркетинга»               Философии, истории и права 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Психология управления».

Вариант №22. 
 
 

Студентка    
Специальность   Менеджмент организации
№ личного  дела    
Образование   Первое высшее
Группа    
Преподаватель    
                                   
 
 
 
 
 
 
 

Барнаул 2010г. 

Вопрос  №1. Назовите и проанализируйте причины возникновения конфликта

Конфликт- столкновение противоположных интересов на почве соперничества, противоборства или отсутствия взаимопонимания по разным причинам.

При огромном разнообразии конфликтов- от детских  ссор до мировых войн- их причины  и формы протекания имеют много  общего.

Причины конфликтов необходимо знать для их устранения и предупреждение, преодоления или конструктивного разрешения конфликта.

Существует  две противоположных точки зрения о причинах конфликта в организации:

  1. конфликт является свойством человеческого характера, стремлением к первенству, доминированию, конфликтному поведению- субъективные причины;
  2. конфликт вызывает объективными причинами, не зависящими от личности(4).

    На  самом деле , конфликт возникает  из сложного взаимодействия многих сил, находящихся как вовне, так и  внутри человека, то есть конфликт вызывается действием объективных и субъективных причин.

  С  позиций материалистической методологии  социальный конфликт обусловлен  в первую очередь объективными  социально- экономическими детерминантами. Кроме того, конфликт представляет собой сложное комплексное явление, в котором присутствуют социально – психологические аспекты. В то же время, имеется тип конфликтов, которые порождаются главным образом социально- психологическими факторами (внутриличностные конфликты) .

У.Ф. Линкольн классифицирует причины конфликтов по пяти основаниям: информация, структура, ценности, отношения и поведение и выделяет пять основных факторов(причин) конфликтов(3):

1.Информационный фактор- это та информация, которая приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. Это может быть : неполная , неточная информация одной из сторон; нежелательное обнародование; недооценка фактов при решении спорных проблем; дезинформация, слухи и т.д.

2. Структурный фактор-формальные и неформальные  характеристики группы (специфика законной власти и законодательства, статуса, прав мужчин и женщины, их возраста, роли традиций, различных социальных норм и т.д.). Б.Майерс дополняет: «доступные ресурсы, процедуры принятия решения»

3. Ценностный фактор- те причины , которые провозглашаются или отвергаются; которым будут следовать все члены группы. Они вносят в группу чувство порядка и цель существования. Это такие ценности как:

- личные  системы верований и поведения(предрассудки , предпочтения и т.д.)

- групповые  системы  верований и поведения;

- системы  верований и поведения общества;

- ценности  всего человечества;

- Профессиональные  ценности;

- религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.

4. Фактор отношения - удовлетворение от взаимодействия двух или более сторон или его отсутствие. Внимание уделяется таким аспектам как:

- основа  отношений (добровольные или принудительные);

- сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);

- ожидания  от взаимоотношений;

- важность  взаимоотношений;

- ценность взаимоотношений;

- длительность взаимоотношений;

- совместимость  людей в процессе взаимоотношений;

- вклад  сторон во взаимоотношения и  т.д.

Майерс  говорит о том, что важна еще  и история отношений. «Слишком часто  мы пытаемся понять конфликт в изоляции от его исторических корней… Когда кто-то в конфликте указывает на нас пальцем, наша реакция основывается на содержании происходящего в данный момент , но также мы реагируем на все те разы, когда этот жест был использован по отношению к нам  со злобой в прошлом».

5. Поведенческий фактор- это стратегия поведения в конфликтной ситуации: избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество( по К.Томасу).

В самом  общем виде можно определить три  класса причин возникновения конфликтов(1):

- социально-  экономические- конфликты в современном обществе представляют собой порождение и проявление объективно существующих социально- экономических противоречий;

- социально-психологические-  конфликты из-за разных потребностей, мотивов, целей деятельности и  поведения людей;

- социально-  демографические- конфликты из-за  различия в установках, мотивах  поведения, целях и стремлениях  людей, обусловленных их полом,  возрастом, принадлежностью к  разным национальным образованиям.

С точки  зрения причин выделяются три типа конфликтов:

1. Конфликт целей. Ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем.

2. Конфликт взглядов, когда участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме.

3. Конфликт чувств, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия.

Причины возникновения конфликтных ситуаций  в организации могут быть весьма разнообразны. К ним относятся:

  1. Недостатки в организации производственных процессов, неблагоприятные  условия труда, несовершенство форм его стимуляции.
  2. Неправильные действия  руководителя из-за отсутствия у него опыта(неумение распределить задание, неправильное использование  системы стимулирования труда, неумение понять психологию подчиненного)
  3. Недостатки  стиля работы и неправильное поведение руководителя, столкновение со стереотипами , утвердившимися в сознании подчиненных под влиянием стиля работы прежних руководителей.
  4. Расхождение мнений работников в оценке явлений производственной жизни.
  5. Нарушение внутригрупповых  норм поведения , распад коллектива на различные группировки , возникновение разногласий между разными категориями  работников (например, «старожилами» и «новичками» , выделение «незаменимых»).
  6. Противоречия интересов людей , их функций в трудовой деятельности.
  7. Несовместимость в силу личностных , социально- демографических (пол, возраст, социальное происхождение) различий. Личностные конфликты учащаются в однородных по полу коллективах , они в итоге затрагивают  деловую сферу отношений сотрудников и перерастают в деловые конфликты, не способствуя развитию трудового коллектива.
  8. Личностные характеристики отдельных людей – специфические особенности поведения , отношения к труду и коллективу , черты характера.

    Данный  перечень необходимо дополнить еще  двумя причинами:

    - неправильные  действия руководителей в субъективно  восприятии подчиненных.

    - несовместимость  стиля управления и стиля подчинения .

    В современной  конфликтологии выделяют существование  четырех групп причин конфликтов

        1.Объективные делятся на социальные , политические , экономические и идеологические и иные. Согласно А.Н. Анцупову и К.В. Шипилову : «В России это проявляется в слабой разработанности и использовании нормативных процедур разрешения социальных  противоречий( недостаток и несправедливое распределение значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ, образ жизни россиян , связанный с материальной неустроенностью и радикальными , масштабными , быстрыми переменами , традиционные для россиян стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий)»

        2.Организационно -  управленческие:

    -структурно  – организационные (ошибки в проектировании структуры, изменение структуры и постепенное несоответствие деятельности; проблемы в технической структуре – неодинаковая оснащенность рабочих мест , изматывающий темп работы; проблемы во властной  структуре  - несоразмерность прав и обязанностей , компетенций и ответственности , распределение власти в целом);

    - функционально-  организационные (неоптимальные  функциональные связи с внешней  средой, между структурными подразделениями организации, взаимосвязь задач, неправильное распределение ответственности , ограниченность ресурсов , которые нужно делить между отдельными работниками , неудовлетворительные коммуникации: отсутствие , искаженность или противоречивость информации, слабость контактов руководства и рядовых сотрудников);

    -личностно-  функциональные ( неполное соответствие  работника занимаемой должности  по моральным , профессиональным  и другим  качествам , противоречивость  должностных инструкций, различие  формальных  требований к работнику,  противоречивость требований профессиональных и личных);

    - ситуативно-управленческие (ошибки в принятии и исполнении управленческого решения).

    3. Социально-психологические:

    - естественное  столкновение интересов людей  в процессе их жизнедеятельности;

    - конфликт  ценностей: между свободой и  равенством, справедливостью и неравенством, коллективизмом и индивидуализмом   , ксенофобией( вражда к иностранцам) и открытостью к миру, демократией и авторитарностью, стремление к общественной собственности и ориентация на частную собственность);

    - потери  и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации( недостаток словарного запаса, времени для общения, внимания или понимания, невозможность высказать понимание из-за бессознательных причин);

    - разбалансированное  ролевое взаимодействие людей(пересечение трансакций);

    - выбор  разных способов оценки результатов  деятельности( существует 5 способов  оценки:1)сравнение с идеальным  положением дел;2)требование к  данной деятельности по нормативам;3)степень  достижения цели деятельности;4)сравнение с результатами, достигнутыми другими людьми при выполнении той же деятельности;5)сравнение с положением дел в начале деятельности;

Информация о работе Конфликт: виды, причины