Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:33, контрольная работа
Конфликт- столкновение противоположных интересов на почве соперничества, противоборства или отсутствия взаимопонимания по разным причинам.
При огромном разнообразии конфликтов- от детских ссор до мировых войн- их причины и формы протекания имеют много общего.
Причины конфликтов необходимо знать для их устранения и предупреждение, преодоления или конструктивного разрешения конфликта.
Министерство образования и науки Российский Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Всероссийский
заочный финансово-
Филиал
в г. Барнауле
Факультет
«Менеджмента
и маркетинга»
Философии, истории и права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Психология управления».
Вариант
№22.
Студентка | ||
Специальность | Менеджмент организации | |
№ личного дела | ||
Образование | Первое высшее | |
Группа | ||
Преподаватель | |
Барнаул
2010г.
Вопрос №1. Назовите и проанализируйте причины возникновения конфликта
Конфликт- столкновение противоположных интересов на почве соперничества, противоборства или отсутствия взаимопонимания по разным причинам.
При огромном разнообразии конфликтов- от детских ссор до мировых войн- их причины и формы протекания имеют много общего.
Причины конфликтов необходимо знать для их устранения и предупреждение, преодоления или конструктивного разрешения конфликта.
Существует
две противоположных точки
На самом деле , конфликт возникает из сложного взаимодействия многих сил, находящихся как вовне, так и внутри человека, то есть конфликт вызывается действием объективных и субъективных причин.
С
позиций материалистической
У.Ф. Линкольн классифицирует причины конфликтов по пяти основаниям: информация, структура, ценности, отношения и поведение и выделяет пять основных факторов(причин) конфликтов(3):
1.Информационный фактор- это та информация, которая приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. Это может быть : неполная , неточная информация одной из сторон; нежелательное обнародование; недооценка фактов при решении спорных проблем; дезинформация, слухи и т.д.
2. Структурный фактор-формальные и неформальные характеристики группы (специфика законной власти и законодательства, статуса, прав мужчин и женщины, их возраста, роли традиций, различных социальных норм и т.д.). Б.Майерс дополняет: «доступные ресурсы, процедуры принятия решения»
3. Ценностный фактор- те причины , которые провозглашаются или отвергаются; которым будут следовать все члены группы. Они вносят в группу чувство порядка и цель существования. Это такие ценности как:
- личные
системы верований и поведения(
- групповые
системы верований и
- системы
верований и поведения
- ценности всего человечества;
- Профессиональные ценности;
- религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.
4. Фактор отношения - удовлетворение от взаимодействия двух или более сторон или его отсутствие. Внимание уделяется таким аспектам как:
- основа отношений (добровольные или принудительные);
- сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);
- ожидания от взаимоотношений;
- важность взаимоотношений;
- ценность взаимоотношений;
- длительность взаимоотношений;
- совместимость
людей в процессе
- вклад сторон во взаимоотношения и т.д.
Майерс говорит о том, что важна еще и история отношений. «Слишком часто мы пытаемся понять конфликт в изоляции от его исторических корней… Когда кто-то в конфликте указывает на нас пальцем, наша реакция основывается на содержании происходящего в данный момент , но также мы реагируем на все те разы, когда этот жест был использован по отношению к нам со злобой в прошлом».
5. Поведенческий фактор- это стратегия поведения в конфликтной ситуации: избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество( по К.Томасу).
В самом общем виде можно определить три класса причин возникновения конфликтов(1):
- социально- экономические- конфликты в современном обществе представляют собой порождение и проявление объективно существующих социально- экономических противоречий;
- социально-психологические-
конфликты из-за разных
- социально-
демографические- конфликты из-
С точки зрения причин выделяются три типа конфликтов:
1. Конфликт целей. Ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем.
2. Конфликт взглядов, когда участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме.
3. Конфликт чувств, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия.
Причины
возникновения конфликтных
Данный перечень необходимо дополнить еще двумя причинами:
- неправильные
действия руководителей в
- несовместимость стиля управления и стиля подчинения .
В современной конфликтологии выделяют существование четырех групп причин конфликтов
1.Объективные делятся на социальные , политические , экономические и идеологические и иные. Согласно А.Н. Анцупову и К.В. Шипилову : «В России это проявляется в слабой разработанности и использовании нормативных процедур разрешения социальных противоречий( недостаток и несправедливое распределение значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ, образ жизни россиян , связанный с материальной неустроенностью и радикальными , масштабными , быстрыми переменами , традиционные для россиян стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий)»
2.Организационно - управленческие:
-структурно – организационные (ошибки в проектировании структуры, изменение структуры и постепенное несоответствие деятельности; проблемы в технической структуре – неодинаковая оснащенность рабочих мест , изматывающий темп работы; проблемы во властной структуре - несоразмерность прав и обязанностей , компетенций и ответственности , распределение власти в целом);
- функционально-
организационные (
-личностно-
функциональные ( неполное соответствие
работника занимаемой
- ситуативно-управленческие (ошибки в принятии и исполнении управленческого решения).
3. Социально-психологические:
- естественное
столкновение интересов людей
в процессе их
- конфликт ценностей: между свободой и равенством, справедливостью и неравенством, коллективизмом и индивидуализмом , ксенофобией( вражда к иностранцам) и открытостью к миру, демократией и авторитарностью, стремление к общественной собственности и ориентация на частную собственность);
- потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации( недостаток словарного запаса, времени для общения, внимания или понимания, невозможность высказать понимание из-за бессознательных причин);
- разбалансированное ролевое взаимодействие людей(пересечение трансакций);
- выбор
разных способов оценки