Конфликты: причины и типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 12:26, курсовая работа

Описание

Кое-что о природе конфликтов. Личностные особенности конфликтующих. Причины конфликтов. Типы конфликтов.
Модели конфликтов. Методы разрешения конфликтов.

Работа состоит из  1 файл

природа конфликтов.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

     Что значит психологическая подготовленность к управлению конфликтными явлениями в коллективе? Это прежде всего готовность к конструктивному разрешению конфликтов. Эти навыки анализа ситуации, управление ее развитием, прогнозирование последствий, принятия оптимального решения, устранение отрицательных ее последствий, извлечения по возможности положительного ее эффекта.

    

    

    

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Причины  конфликтов 

     Каждый конфликт имеет свою причину (источник) возникновения. Причины, порождающие конфликты, можно сгруппировать. (рисунок 2).

    1.Недостаточноя согласованность и противоречивость целей отдельных групп и работников. Чтобы избежать конфликта, необходимо уточнить цели и задачи каждого подразделения и работника, передав соответствующие предписания в устной или письменной форме. Довольно часты столкновения линейного руководства с функциональными службами, обусловленные плохим товароснабжением, неритмичностью поставок, низкой трудовой дисциплиной, способы предотвращения которых с очевидностью вытекают из характера самих недостатков.

    2.Усталость организационной структуры, нечеткое разграничение прав и обязанностей. Следствием этого является двойное или тройное подчинение исполнителей. Естественно, выполнить все указания руководителей не хватит ни сил ни времени. Тогда подчиненный вынужден:

    а) сам ранжировать поступившие приказы по степени их важности по своему усмотрению;

    б) требовать этого от своего непосредственного руководителя;

    в)  хвататься за все подряд.

     В любом случае конфликтная ситуация налицо. Зреющий конфликт устраняется надлежащим организационным оформлением разделения и кооперации труда, устранением твердых нормативов, улучшением порядка делегирования полномочий.

    3.Ограниченность ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограниченны. Руководство решает, как правильно распределить материалы, людские ресурсы, финансы и т.п. между различными группами, чтобы достигнуть целей организации. Выделение большей доли ресурсов одним будет означать недополучение их другими членами коллектива, что вызовет недовольство и приведет к различным видам конфликта.

    4.Недостаточный уровень профессиональной подготовки. В этом случае возможность конфликта существует из-за неподготовленности подчиненного. В результате ему не доверяют выполнение отдельных видов работ, которые выполняет другой сотрудник. В результате одни работники недогружены работой, а другие перегружены ею.

    5.Необоснованное публичное порицание одних и незаслуженная (авансированная) похвала других сотрудников. В результате появляются «доверенные лица» и «любимчики». Такое положение всегда провоцирует конфликт.

    6.Противоречия между функциями, входящими в круг должностных обязанностей работника, и тем, что он вынужден делать по требованию руководителя. Особенно остро проявляется это противоречие в случае, если руководитель склонен к бюрократическим процедурам.

    7.Различия в манере поведения и жизненном опыте. Встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность по отношению к другим и готовы оспаривать каждое слово. Такие люди и создают вокруг себя конфликтную ситуацию. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между членами трудового коллектива.

    8. Неопределенность перспектив роста. Если сотрудник не имеет перспективы роста или сомневается в ее существовании, то работает без энтузиазма, а трудовой процесс становится для него тягостным и бесконечным. В таких условиях вероятность конфлика наиболее очевидна.

    9.Неблагоприятные физические условия. Посторонний шум, жара или холод, неудачная планировка рабочего места могут служить причиной конфликта.

    10.Недостаточность благожелательного внимания со стороны менеджера. Причиной конфликта могут быть нетерпимость менеджера к справедливой критике, невнимание к нуждам и заботам подчиненных, публичный «разнос» и т.п.

    11.Психологический феномен. Чувство обиды и зависимости (у других все лучше, другие удачливее, счастливее и т.д.)

          Рассматривая  причины конфликтов, нельзя не учитывать  тот факт, что в определенных ситуациях источником возникновения конфликта является сам руководитель. Многие нежелательные конфликты порождаются личностью и действиями самого менеджера, особенно если он склонен вносить в принципиальную борьбу мнений много мелочного и позволяет себе личные выпады, злопамятен и мстителен, не стесняется публично демонстрировать свои симпатии и антипатии.

          Причинами конфликта могут быть и беспринципность  руководителя, ложное понимание им единоначалия как принципа управления, тщеславие и чванство, резкость и грубость в обращении с подчиненными.

         Многие конфликты обязаны своим  происхождением таким руководителям,  которые умеют находить лазейки  и обходить директивы и нормативные акты, продолжая незаметно все делать по-своему. Не проявляя должной требовательности к себе, они ставят во главу угла личный интерес и создают вокруг себя атмосферу вседозволенности. Несдержанность менеджера, неспособность правильно оценить ситуацию и найти верный выход из нее, неумение понимать и учитывать образ мыслей и чувствовать других людей порождают конфликт.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

2. Типы  конфликтов

2.1. Внутриличностный  тип конфликта 

     Внутриличностный конфликт  может  также  возникнуть  из-за  того,  что личностные  потребности  не  согласуются  с  производственными  требованиями (необходимость работы  в выходные  дни,   когда   запланировано   семейное мероприятие,  необходимость переезда в другой   город,  когда  другие члены семьи теряют работу и т.п.). (рисунок 3).

      Существуют определенные показатели внутриличностного конфликта:      

 1.  когнитивная сфера:      снижение самооценки, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, глубокие сомнения в истинности принципов.

2.  эмоциональная  сфера:    психоэмоциональное  напряжение, частые и значительные отрицательные переживания;

3.  поведенческая  сфера:    снижение качества  и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный фон общения;

4.  интегральные  показатели:      ухудшение  механизма адаптации, усиление стресса.            Существует совершенно четкая классификация внутриличностных конфликтов. В ее основе - дифференциация структур внутреннего мира человека, вступающих в конфликт.

     Наш с вами внутренний мир включает: мотивы, ценности, самооценку.

    Мотивы - «хочу» (потребности, интересы, желания),

    ценности - «надо»,

    самооценка - «могу»

 Безусловно, говоря о внутриличностных конфликтах. Мы должны понимать, что в «чистом виде» внутриличностный конфликт не существует. Они всегда - результат воздействия на личность социальной среды. В общей группе внутриличностных конфликтов можно выделить две подгруппы:

1. Конфликты возникающие как результат перехода объективных противоречий во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные)

2.  Конфликты возникающие из противоречий внутреннего мира личности (мотивационные, неадекватной самооценки). Они отражают отношение личности к окружающей среде.

     Выделяют следующие виды внутриличностных конфликтов:  

1.Истерический - характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих.

2.Обессивно-психастенический – характеризуется противоречивыми собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личным поведением.

3.Неврастенический - характеризуется противоречием между возможностями личности и ее завышенными требованиями к себе.

4.Переживание – это форма активности личности, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне.

     

    Последствия внутриличностных конфликтов 

     Как и любые другие конфликты, внутриличностные конфликты могут быть конструктивными и деструктивными. Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными затратами на его разрешение. С помощью преодоления таких конфликтов        мы движемся вперед. Деструктивным считается конфликт, который усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненный кризис или ведет к развитию невротических реакций.

     Одним из серьезных последствий внутриличностного конфликта является суицид.

2.2 Межличностный  тип конфликта 

     Строгого определения межличностного конфликта не существует. Более того, межличностный конфликт очень тесно связан с внутриличностным.  Этот   тип конфликта,   возможно,   самый распространённый. В организациях он проявляется по-разному. Чаще  всего  это борьба руководителей за ограниченные  ресурсы:  капитал, помещения,  рабочую силу и т.п. Каждый из них считает,  что  поскольку  ресурсы  ограничены,  он должен убедить  вышестоящее  начальство выделить эти ресурсы именно  ему,  а не другому руководителю.

     Межличностный конфликт может возникать также,  например,  между  двумя кандидатами  на повышение при наличии  одной  вакантной  должности.  В  этом случае конфликт может  быть  тонким  и  длительным.  Межличностный  конфликт может также проявляться и как  столкновение  личностей.  Люди  с различными чертами характера,  взглядами и  ценностями иногда  просто  не  в  состоянии ладить друг с другом.  Как правило, взгляды и цели таких  людей  различаются в корне.                       

Отличительные особенности межличностного конфликта:

    1.  Противоборство людей происходит  непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

    2.  Проявляется весь спектр известных  причин: общих и частных, объективных и субъективных.

    3.  Межличностные конфликты для  субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально- психологических особенностей.

    4.  Отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.

    5.  Затрагивают интересы окружения. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    2.3. Конфликт  между личностью и группой 

     Как  показали  эксперименты, проведенные Э.Мэйо в Хоторне, производственные  группы  устанавливают  нормы поведения  и выработки.  Каждый должен их  соблюдать,  чтобы  быть  принятым неформальной  группой  и,   тем   самым,   удовлетворять   свои   социальные потребности. Но если ожидания группы находятся в противоречии  с  ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт.  Например,   кто-то   захочет заработать  побольше,  перевыполняя нормы,  а  группа  рассматривает  такое поведение как негативное явление.

     Между отдельной личностью и группой  может  возникнуть  конфликт, если эта  личность займет позицию,  отличающуюся от  позиции  группы.  Например, на совещании при обсуждении возможности  увеличения  объёма  продаж,   когда большинство будет считать,  что проблему можно решить снизив цену,  один  из участников совещания будет твердо убежден,  что  такая   политика   приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение,  что продукция фирмы хуже   продукции конкурентов.  Хотя  этот   человек   может  искренне  болеть  за  интересы организации, его все равно  будут  рассматривать  как  источник   конфликта, потому что он идет против мнения группы.

Информация о работе Конфликты: причины и типы