Конфликты в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:21, курсовая работа

Описание

Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен.
Ввиду многообразия видов конфликтов и различий в их определении, в первую очередь, необходимо дать такую дефиницию конфликта, которая являлась бы общей для всех его видов.
Сегодня в конфликтологической литературе существуют множество определений понятия “конфликт”. Рассмотрим некоторые из них.

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения конфликтов.

1. Понятие конфликтов и их виды.

1.1. Понятие конфликта.

1.2. Основные типы конфликтов.

2. Причины появления конфликта.

3. Роль учителя в профилактике конфликтов.

4. Основные пути и мероприятия по разрешению конфликтов.

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование.

Заключение.

Библиографический список.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

[12, с. 119]

6. По отношению к субъективному выбору:

а)мотивационный

б)ролевой

а) мотивационный конфликт:

Конфликтная ситуация может создаться из-за мотивов поведения, принадлежащих тому или иному субъекту окружающей действительности.[8, с. 86]

Исторически одной из самых влиятельных в психологии оказалась традиция, рассматривающая мотивационные конфликты. Классиком в этой области признан Курт Левин, который выводил их из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Предметом изучения для него стали мотивы, вступающие в борьбу по причине несовместимости и одновременной актуализации. К конфликтному Левин относил одновременное воздействие на индивида противоположно направленных мотивов равной величины.[7, с. 120]

При этом он различал 3 варианта течения этих конфликтов:

1. Альтернативы в равной мере привлекательные, но взаимноисключающие друг друга. Здесь ключевым являются факторы значимости и единовременности, без которых конфликта как такового бы просто не было.

2. Альтернативы в равной мере непривлекательные (выбор из двух зол, где нет меньшего).

3. Одна и та же цель в равной мере, но в разных аспектах является и привлекательной, и непривлекательной одновременно. Внутренняя борьба в этом случае связана со взвешиванием всех за и против. [7, с. 129]

Ролевой конфликт:

Одним из способов описания человека как субъекта деятельности является использование представлений о совокупности его ролей, восходящее в западной социальной психологии к работам интеракционистов Дж. Мида и Ч. Кули. С их точки зрения человек получает свою социальную определенность через систему взаимодействий с другими людьми в группе. Сила группы не равна сумме сил всех ее участников, так как существует эффект взаимодействия, называемый синергетическим. Разные члены группы выполняют в процессе взаимодействия разные функции, которые именуются ролями. Согласие в групповом процессе обеспечивается тем, что каждому члену группы известны ожидания группы по поводу его поведения в рамках предписанной ему роли. Каждая роль имеет свое содержание: шаблоны действий, знаний, умений и навыков; реакций на поступки других людей. Личность может соотнести логику своих действий с логикой социальных ожиданий и норм. И здесь кроется источник внутриличностного конфликта. Возникновение противоречия между различными ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением может привести к ролевым конфликтам. [13, с. 128]

Ролевые конфликты в свою очередь делятся на:

1) Личностно ролевой конфликт: конфликт Я роль, где различия возникают между требованиями роли и возможностями, представлениями о ней личности. Здесь проблема выбора возникает из-за неспособности соответствовать требованиям роли, либо из-за нежелания ей соответствовать. В этой ситуации человек может отказаться от выполнения роли или выбрать роль и изменить себе; возможен также какой-то компромиссный вариант снятия этого противоречия.[13, с. 142]

2) Межролевой конфликт: предполагает противоречие между разными ролевыми позициями, которые по каким-то причинам оказываются несовместимыми (семья-работа). [13, с. 146]

7. По последствиям:

а)конструктивные

б)деструктивные

«Конструктивные конфликты предполагают возможность рациональных преобразований в коллективе, в результате чего устраняется сам их объект, а, следовательно, могут принести ему большую пользу, способствовать его развитию. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы, то становится деструктивным, поскольку сначала разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит дезорганизацию в ход производственных процессов, управляемых ими» [3, с.29].

Нужно иметь в виду, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не преодолеть, превращается в деструктивный. Люди начинают демонстрировать друг другу личную антипатию, придираться, унижать окружающих, навязывать им свою точку зрения, отказываться решать назревшие проблемы.[3, с. 35]

Во многом превращение конструктивного конфликта в деструктивный связано с особенностями личности самих его участников. Новосибирские ученые Ф. Бородкин и Н. Коряк выделяют шесть типов «конфликтных» личностей, которые вольно или невольно провоцируют дополнительные столкновения с окружающими [3, с.33].

К ним относятся:

а) демонстративные, стремящиеся быть в центре внимания, являющиеся инициаторами споров, в которых проявляют излишние эмоции;

б) ригидные, обладающие завышенной самооценкой, не считающиеся с мнением других, некритически относящиеся к своим поступкам, болезненно обидчивые, склонные вымещать зло на окружающих;

в)неуправляемые, отличающиеся импульсивностью, агрессивностью, непредсказуемостью поведения, слабым самоконтролем;

г) сверхточные, характеризующиеся излишней требовательностью, мнительностью, подозрительностью, мелочностью;

д) целенаправленно конфликтные, рассматривающие конфликт как средство достижения собственных целей, склонные манипулировать окружающими в своих интересах

бесконфликтные, которые своим стремлением всем угодить только создают новые конфликты. [3, с. 34]

 

 

2. Причины появления конфликта и его последствия

 

Один из создателей современной конфликтологии, западногерманский социолог Р. Дарендорф, в основу социальных конфликтов положил именно политические факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет. Конфликт, по Дарендорфу, может возникнуть в любом сообществе, в любой социальной группе, где есть господствующие и подчиненные. Причиной конфликта, по мнению Р. Дарендорфа и его последователей, является стремление к доминированию {46, 86}. П. А. Сорокин указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей человека, без удовлетворения которых он не может существовать, прежде всего, потребностей в пище, одежде, жилье, самосохранении, самовыражении, творчестве, свободе. Вместе с тем, он подчеркивал, что важны не сами по себе потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества {43, 74}.

80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены.

Конфликтогены - это слова, действия (или бездействия), могущие привести к конфликту.

Большая опасность проистекает из игнорирования очень важной закономерности - эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем: на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.
 

Начало конфликта связано, по меньшей мере, с тремя условиями:

 

1) первый его участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику путем физических действий, демаршей, заявлений и т. д.;

 

2) второй участник сознает, что эти действия направлены против него;

 

3) второй участник в ответ предпринимает активные действия против инициатора конфликта; с этого момента можно считать, что он начался.

 

Из этого следует, что конфликт начинается в случае противоборства сторон. Он возникает лишь тогда, когда стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели. Поэтому конфликт всегда начинается как двустороннее (или многостороннее) поведение и ему, как правило, предшествуют инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качестве зачинщика конфликта. [18, с. 35]

 

Перечень элементов конфликта:

 

1) два участника или две стороны конфликта;

 

2) взаимонесовместимость ценностей и интересов сторон;

 

3) поведение, направленное на уничтожение планов, интересов противоположной стороны;

 

4) применение силы для влияния на другую сторону;

 

5) противопоставленность действий, поведения сторон;

 

6) стратегии и тактики конфликтного взаимодействия;

 

7) личностные особенности участников: агрессивность, авторитетность и пр.;

 

8) характер внешней среды, присутствует ли третье лицо и т. д. [11, с. 78]

 

Динамика развития конфликта:

 

1) возникновение конфликтной ситуации,

2)осознание конфликтной ситуации,

3)собственно конфликтное поведение — обоюдно направленные и эмоционально окрашенные действия, которые затрудняют достижение целей, интересов противника и способствуют реализации собственных интересов в ущерб другой стороне;

4) развертывание конфликта или его разрешение зависит от участников, их личностных особенностей, интеллектуальных, материальных возможностей, которые есть у сторон, от сути и масштабов самой проблемы, от позиций окружающих лиц, от представления участников о последствиях конфликта, от стратегии и тактики взаимодействия.

[19, с. 111]

 

Социально-психологические причины конфликта: .[21, с. 225]

 

К числу социально-психологических относятся те причины конфликтов, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы:

 

1) возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации;

 

Человек не может в процессе общения передать без нередко существенных искажений всю информацию, которая содержится в его психике и касается проблемы, обсуждаемой с партнером.[13, с. 162]

 

2)несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей;

 

В ситуации межличностного общения человек  или оба человека могут играть не те игры, которые ожидает от каждого из них партнер по взаимодействию:

«Каждый человек в процессе взаимодействия с окружающими играет более десятка типичных ролей» .[16, с. 205]

 

3)непонимание людьми того, что обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не принципиальным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме с различных сторон;

 

4)выбор людьми различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга;

 

В основе любой оценки лежит сравнение:

   а)сравнением с возможным идеальным положением дел;

   б)сравнение с требованиями к данной деятельности;

   в)сравнение со степенью достижения цели деятельности;

   г)сравнение с результатами, достигнутыми другими людьми, выполнявшими аналогичную работу;

   д)сравнение с положением дел в начале деятельности. .[10, с. 169]

 

5)психологическая несовместимость;

 

Выделяют 4 уровня психологической несовместимости:

а)психофизеологический (например, не нравятся запахи, рост, вес, телосложение, жесты, другие невербальные проявления партнера по общению);

б)индивидуально-психологический (неудачное сочетание темпераментов и характеров взаимодействующих людей);

в)социально-психологический (противоречие в жизненных ценностях и идеалах, мотивах, целях деятельности);

г)социальный (несовпадение убеждений, мировоззрений, идеологических установок, религиозных предпочтений, социальной принадлежности и т. д.) [15, с. 187]

 

6)напряженные межличностные отношения;

 

7)внутригрупповой фаворитизм, т. е. предпочтение членов своей группы представителям другой группы;

 

8)конкурентный характер взаимодействия с другими людьми;

 

9)ограниченные способности человека к децентрации, т. е. изменению собственной позиции в результате сопоставления её с позициями других людей;

 

10)осознанное или неосознанное желание получать от окружающих больше, чем отдавать им;

 

11)стремление к власти и т. д.

 

 

3. Роль учителя в профилактике конфликтов

 

 

Найти!!!!!!!!!

 

 

 

4. Основные пути и мероприятия по разрешению конфликтов.

 

4.1. Методы разрешения межличностных конфликтов

 

«Технология разрешения межличностных конфликтов очень разнообразна, она включает в себя несколько взаимосвязанных социально-психологических действий, составляющих в своей совокупности определенные стандарты поведения, позволяющие избегать конфликтов, и умело их разрешать, когда они возникают» [19, с. 32]:

Информация о работе Конфликты в младшем школьном возрасте