Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:21, курсовая работа
Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен.
Ввиду многообразия видов конфликтов и различий в их определении, в первую очередь, необходимо дать такую дефиницию конфликта, которая являлась бы общей для всех его видов.
Сегодня в конфликтологической литературе существуют множество определений понятия “конфликт”. Рассмотрим некоторые из них.
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения конфликтов.
1. Понятие конфликтов и их виды.
1.1. Понятие конфликта.
1.2. Основные типы конфликтов.
2. Причины появления конфликта.
3. Роль учителя в профилактике конфликтов.
4. Основные пути и мероприятия по разрешению конфликтов.
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование.
Заключение.
Библиографический список.
Мыслительному типу личности в конфликтной ситуации рекомендуется позволить себе немного искреннего выражения эмоций. Если же человек такого типа не способен выразить свои чувства, самое лучшее в такой ситуации - предоставить свободу другим в этом отношении.
Индивиду, относящемуся к чувствующему типу личности, рекомендуется быть прямолинейным и не бояться конфронтации. Откровенное, порой даже резкое выражение чувств, эмоциональные всплески могут облегчить продвижение к конструктивному разрешению конфликтной ситуации.
Человеку решающего типа надлежит помнить, что он вовсе не всегда прав, тем более, если он хочет, чтобы конфликт когда-нибудь разрешился. Такие люди часто видят мир в черно-белых тонах и делят все в нем на правильное и неправильное. Им трудно согласиться с противоположной точкой зрения, однако следует отдавать себе отчет, что мир очень разнообразен и не всегда принятая некогда точка зрения или оценка окажется в другой ситуации правильной, а тем более - единственно возможной. [22, с.94]
4.4. Основные типы поведения людей в конфликте
Наиболее распространенными поведенческими стратегиями в конфликтных противоборствах являются пять ниже охарактеризованных:
1).“Страус”. Носитель такого поведения затруднительно чувствует себя в конфликтной ситуации и предпочитает вести себя так, как будто ничего не случилось, никакого конфликта не существует. Такое поведение в конфликтной ситуации затрудняет ее разрешение, поэтому основная задача во взаимодействии с этим контрагентом - это заставить его признать, что конфликт реально существует. При этом желательно все время в развертывании конфликтной ситуации удерживать инициативу и активно навязывать партнеру свои альтернативы решения проблемы, и нравится это “страусу” или нет, он будет вынужден реагировать на это.
2). “Уходящий в сторону”. Человек, придерживающийся такой стратегии, стремится перенести конфликтное противостояние в другую сторону, где он не полномочен заниматься спорными проблемами. Эффективный единственный ответный ход в таком случае - не давать сбить себя с пути. Для этого необходимо спокойно и твердо возвращаться к критической точке противостояния. В рассматриваемой ситуации важно овладеть инициативой, возвращая внимание к конкретной проблеме, ставшей объектом конфликтного соперничества, и предлагая свои варианты разрешения конфликтной ситуации.
3). “Мул”. Столкнувшись с конфликтом, человек, придерживающийся такой стратегии поведения, занимает неповоротливую, упрямую позицию. Он сопротивляется любой попытке достижения компромисса и упрямо настаивает на своем. В конфликтном взаимодействии с “мулом” нужны большая терпимость, выдержка и энергия. В столкновении с таким контрагентом эффективно действует метод “пряника” в сочетании с методом “кнута”. Суть заключается в том, чтобы в своем стремлении решить проблему быть упорным не менее чем противоборствующий с вами “мул”, и в то же время проявлять достаточную гибкость, не превращая конфликтную ситуацию в бесплодное столкновение самолюбий.
4). “Петушок”. Речь в данном случае идет о таком человеке, который ради того, чтобы избавиться от конфликтной ситуации сейчас, готов на словах пойти на любое решение, в том числе и на невыгодное для себя. Однако в такой ситуации не следует торопиться, так как подобного рода контрагент с такой же резкостью способен отказаться от своего решения, как и принять его. Самое важное в столкновении с таким контрагентом - вынудить его спокойно подвести итоги достигнутых договоренностей, подкрепить принятую им позицию парой аргументов, которые он сам не принял во внимание, и по возможности подтолкнуть его скрепить достигнутое соглашение своей подписью. Это заставит его более ответственно и строго относиться к своим словам и обещаниям и выполнять компромиссное решение, если оно будет достигнуто.
5). “Паровой каток”. Такая стратегия свойственна чаще всего людям “решающего” психотипа и чаще всего встречается среди лиц, находящихся на более или менее высоких ступенях служебно-должностной иерархии. Люди подобного типа склонны пробивать дорогу к намеченной цели через любые препятствия. В движении к ней такой индивид с готовностью использует различные методы давления, в том числе запугивания и угрозы, чтобы вынудить партнера принять его условия. Самое главное в противостоянии такому контрагенту - отказаться попадать под его влияние. Самое лучшее здесь - спокойная упорная настойчивость. Очень важно при этом - не позволять запугивать себя, не поддаваться на угрозы и не давать втягивать себя в спор на повышенных тонах. Необходимо со спокойствием и настойчивостью давать понять партнеру, что важные для вас ценности поставлены на карту в конкретном взаимодействии с ним, поэтому вы так просто не намерены уступать оказываемому на вас давлению. [3, с.101]
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование.
Заключение.
Библиографический список.
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М., 1990. - 110 с.
2.Андреев В.И. Конфликтология. - М.: Санкт - Петербург, ЮНИТИ - М, 2001. 312с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.,1999, с. 249-262.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учеб. для вузов. - М., 1999. - 448с.
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. - М., 1996.- 534с.
6. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований. - М., 1997. - 378с.
7. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., - 2003.- 208 с.
8.Бабосов Е.М . Конфликтология. - М.: Москва, Тетра-Систем, 2002. 426с.
9. Баныкина С.В. Конфликтологическая компетентность педагога. - Астрахань, 1997. - 124с.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды /Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М., 2001. - 352с.
11.Бородкин Ф.М., Корняк Н.М. Внимание: конфликт. - М: Смоленск, Альфа. 2002. 300с.
12. Бредников В.А. Эволюция и прогресс. - Новосибирск, 1991.- 94с.
13. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 436с.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Просвещение, 1984.
15. Гидденс Э. Конфликтология. - М.: Лондон, КАУСТ. 2004. 543с.
16. Гришина Н.В. Психология социального конфликта.- СПб.,2000. - 236с.
17. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М., Просвещение, 1979. - 386с.
18. Дмитриев А.Ф. Конфликтология. – М.: Киев, Гардарики, 2004. 320с.
19. Дмитриев А. В., Кудрявцев В.Н, Кудрявцев С.Н. Введение в общую теорию конфликтов. - М.: Санкт - Петербург, Гардарики, 2005. 350с
20. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. - М.: Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. 280с.
21. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Воронеж, Аспект Пресс, 2007. 298с.
22. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 1999.- 244с.
23. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М.: Лондон, КАУСТ. 2005. 273с.
24. Журавлев В.И. Особенности педагогической конфликтологии.- М., 1995.- 264с.
25.Каверин С.Б. Конфликтология. - М.: Минск, Город, 2005. 384с.
26. Кармин А.С. Конфликтология. - М.: Москва, Лань, 2002. 367с.
27. Кибанов А.Я. Конфликтология. - М.: Ростов – на – Дону, ИНФРА-М, 2006. 302с.
28.Козер Л.А. Функции социального конфликта. - Лондон, New Paper, 2003. 340с.
29. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие. - М., 1999. - 142с.
30. Кондратьев К.В. Конфликты и пути их разрешения. М.: Белгород, Юрист. 2007.258с.
31. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выигратъ может каждый. - М.,1992.- 128с.
33.Корняк Н.М. Конфликт и как его избежать. - М.: Санкт – Петербург, Гардарики, 2003. 235с.
34. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. Теоретические и прикладные аспекты. - М., 1991.- 242с.
35. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. - М., 1997. - 320с.
36. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования6 Учеб. пособие. - М., 2001.- 448с.
37. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Знание, 1982. - 262с.
38. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методики изучения личности: Учеб. пособие. - М., 1996.- 264с.
39. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - М., 1999.- 412с.