Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 16:36, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение конфликтов в процессе антикризисного управления, меры по их преодолению или применению в «удобном» направлении для организаций.
В работе поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть основные понятия, структуры, виды и причины конфликтов;
2) Проанализировать конфликты в организации, их причины возникновения;
3) Рассмотреть роль антикризисного управляющего в организации при разрешении конфликтов, а также методы по разрешению их;
4) Рассмотреть конкретные примеры конфликтов в организации и способы из разрешения.
Введение 3
Глава 1. Конфликт. Причины и виды. Основные характеристики. 4
1.1. Определение конфликта. 4
1.2. Характеристика конфликта 5
1.3. Структура и стадии конфликта 8
Глава 2. Анализ конфликтов. 10
2.1. Причины возникновения конфликта. 10
2.2. Подходы к пониманию конфликта. Положительные и отрицательные функции конфликта. 16
2.3. Конфликты в антикризисном управлении. Роль антикризисного управляющего 18
Глава 3. Управление конфликтом. 24
3.1. Стратегии и методы управления конфликтами 24
3.2. Управление конфликтами на примере организации ООО «Хостел» 25
Заключение 29
Список использованной литературы 32
Приложение 33
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «антикризисное управление»
На тему: «Конфликты в организации. Их причины и виды. Роль антикризисного управляющего в разрешении конфликтов»
Научный руководитель:
к. ф. н., доцент Веревкин Леонид Прокофьевич
Выполнила студентка 4 курса
Факультета социального управления
Кафедры социального менеджмента и туризма
Группы МОТ- Д‑4-1
Букеева Е. Д.
МОСКВА 2011
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Конфликт. Причины и виды. Основные характеристики. 4
1.1. Определение конфликта. 4
1.2. Характеристика конфликта 5
1.3. Структура и стадии конфликта 8
Глава 2. Анализ конфликтов. 10
2.2. Подходы к пониманию конфликта. Положительные и отрицательные функции конфликта. 16
2.3. Конфликты в антикризисном управлении. Роль антикризисного управляющего
18
Глава 3. Управление конфликтом. 24
3.1. Стратегии и методы управления конфликтами 24
3.2. Управление конфликтами на примере организации ООО «Хостел» 25
Заключение 29
Список использованной литературы 32
Приложение 33
Введение
Общество характеризуется сложной системой отношений — экономических, социальных, политических, нравственных, родственных, духовных и др. В основе этих отношений лежат потребности и интересы людей. Но если вдруг возникают помехи на пути реализации этих потребностей, интересов, а также целей и ожиданий, то это, в свою очередь, приводит к обострению противоречий между людьми, их социальными группами, рождает напряжение, кризисные ситуации, особое место в которых занимают конфликты, а именно конфликты в организациях.
Эта тема будет актуальна, пока существует человек, так как конфликты возникают в процессе взаимодействия людей. Человек всегда борется за право обладания какими-либо ресурсами. Большую часть времени мы проводим на работе, взаимодействуя с начальством и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт. Подсчитано, что конфликты и переживания персонала занимают около 15% его рабочего времени. Еще больше времени тратят на урегулирование конфликтов и управление ими руководители — в некоторых организациях до половины рабочего времени. Управление конфликтами является важной составной частью процесса регулирования социально-производственных отношений в организации. Наиболее успешные антикризисные управляющие, обладающие высокой стрессоустойчивостью, способны рационально принимать решения в разрешении конфликтов.
Предметом нашей курсовой работы являются конфликты в организации, а объектом – антикризисное управление.
Целью данной работы является рассмотрение конфликтов в процессе антикризисного управления, меры по их преодолению или применению в «удобном» направлении для организаций.
В работе поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть основные понятия, структуры, виды и причины конфликтов;
2) Проанализировать конфликты в организации, их причины возникновения;
3) Рассмотреть роль антикризисного управляющего в организации при разрешении конфликтов, а также методы по разрешению их;
4) Рассмотреть конкретные примеры конфликтов в организации и способы из разрешения.
Для решения данных задач мы пользуемся методами анализа, сравнения, сопоставления и обобщения.
При написании работы были использованы работы таких авторов, как:
Глава 1. Конфликт. Причины и виды. Основные характеристики.
1.1. Определение конфликта.
1.2. Характеристика конфликта
Существует четыре основных вида конфликтов:
-внутриличностный (здесь участниками являются различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. При работе в организации конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте. Исследования показывают, что они связаны с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом)
- межличностный (Один из самых распространенных типов конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины
По субъектному признаку во внутренней жизни каждой организации можно выделить следующие типы межличностных конфликтов:
а) конфликты между управляющими и управляемыми в рамках данной организации, причем конфликты между руководителем и рядовым исполнителем будут существенно отличаться от конфликтов между руководителем первой руки и менеджерами нижестоящих уровней;
б) конфликты между рядовыми сотрудниками;
в) конфликты на управленческом уровне, т. е. конфликты между руководителями одного ранга.
- между личностью и группой (может возникнуть, если личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации)
- межгрупповой (может возникнуть между множеством формальных и неформальных групп… Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом)
Также характеристика конфликта может быть дана в зависимости от вовлеченных организационных уровней (по отношениям статуса) участников:
-Горизонтальный конфликт (между сотрудниками) Типичные горизонтальные конфликты - конфликт между функционально связанными отделами, например, сбытом и производством, между отдельными компаниями в концерне, между партнерами при слиянии, между двумя учредителями.
-Смешанный конфликт (представлены и вертикальные и горизонтальные составляющие)
-Вертикальный конфликт (между начальником и подчиненным("высший против низшего"), родителями и детьми) приходится 70-80% от общего числа. Также существует ситуация
"Высший против среднего и против низшего". "Средний" (мастер, начальник отдела, иногда менеджер по персоналу) в этом конфликте выступает в роли буфера. "Высший" приказывает, а "низший" сопротивляется.
Стадии конфликта:[2]
Конфликты имеют процессуальный характер, т. е. представляют собой имеющий начало и завершение процесс. В зависимости от особенностей протекания конфликта выделяют следующие его стадии.
1. Зарождение, или возникновение. На этой стадии конфликт имеет скрытый для стороннего наблюдения характер и проявляется как недовольство, выражаемое в словесной форме, изоляционистском или недоброжелательном поведении (замкнутость, недоверие, распространение слухов и пр.).
2. Формирование. На этой стадии происходит консолидация сторон конфликта и выдвижение требований к оппоненту.
3. Расцвет. Стороны переходят к активным действиям, блокируя друг другу возможность достижения целей и намерений.
4. Угасание, или преобразование. Это стадия полного или частичного разрешения конфликта, которое происходит в результате либо исчерпания ресурсов одной или обеими сторонами, либо достижения между ними соглашения, либо «устранения» одной из сторон.
Глава 2. Анализ конфликтов.
Конфликтная ситуация содержит субъект возможного конфликта и его объект. Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.
Возможными субъектами конфликта в организации являются:
администрация организации;
средний управленческий персонал;
низший управленческий персонал;
основные специалисты (в штате);
вспомогательные специалисты (вне штата — по контракту);
технический персонал;
структурные подразделения;
неформальные группы сотрудников.
В общем виде в возникновении конфликтов можно выделить две стороны - объективную и субъективную. Объективная обычно связана с производственными вопросами, а субъективная — с конкретными личностями. Как известно, в коллективе подбираются люди не всегда психологически совместимые, но им приходится работать вместе, приспосабливаясь друг к другу. Субъективная причина часто может породить объективную, и наоборот.[3] Объективное начало в возникновении конфликтов связано со сложной, противоречивой ситуацией, в которой оказываются люди. Плохие условия труда, нечеткое разделение функций и ответственности - такого рода проблемы относятся к числу потенциально конфликтогенных, т. е. объективно являются той возможной почвой, на которой легко возникают напряженные ситуации. Если люди поставлены в такие условия, то независимо от их настроя, характеров, сложившихся в коллективе отношений и наших призывов к взаимопониманию и сдержанности вероятность возникновения конфликтов довольно велика. Так, например, в одной организации мы столкнулись с недостаточной определенностью прав сотрудников отделов технического контроля ряда цехов. Это приводило к хронической напряженности в отношениях между рабочими цехов и работниками ОТК, на которых оказывалось систематическое давление. Примечательно, что неотрегулированность их взаимоотношений тянулась годами, столь же затяжными были и конфликты. Объективность этой конфликтной ситуации лишний раз подтверждалась тем, что работники отдела технического контроля, как и рабочие в цехах, за эти годы менялись, а конфликт оставался. Независимо от конкретных особенностей людей, в него втянутых, суть конфликта целиком определялась той противоречивой ситуацией, в которой оказались его участники. Следует сказать, что ситуаций, где отчетливо проступает объективное происхождение конфликтов, в реальной производственной практике возникает не так уж мало. Недостаточно гласно осуществляется распределение отпусков, нарушается график их распределения - и возникают конфликты. Не продуман перевод коллектива на бригадные формы работы, нарушены их принципы - легко возникают конфликты и осложнения с руководством, да и в отношениях работников между собой.