Конфликты.Способы их предупреждения и решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 21:46, реферат

Описание

Конфликт — форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой — в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.
Говоря иначе, конфликт — ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА 5
1. Понятие конфликта 5
2. Границы конфликта 7
3. Функции конфликта 11
II. РАЗРЕШЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТА 13
1. Формы завершения конфликта 13
2. Предпосылки и механизмы разрешения конфликта 14
3. Разрешение конфликтов социальных групп 19
4. Переговоры как метод разрешения конфликтов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа состоит из  1 файл

Конфликты.Способы их предупреждения и решения.docx

— 53.47 Кб (Скачать документ)
ИНСТИТУТ  ОТКРЫТОГО БИЗНЕС ОБРАЗОВАНИЯ И  ДИЗАЙНА
         Реферат                                                    На тему: "Конфликты. Способы их предупреждения и разрешения".
По  предмету: Психология
 
 
Москва

2011

 
 
 

                Выполнила: студентка

                4 курса

                группа  ДК-07-4

                факультета "Практический дизайн"

                по  специальности "Дизайн костюма"

                Андрейченко Л. 

                Проверил (а): преподователь

                Попова  Т.Н.

 

    ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ          3

    I. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА    5

    1. Понятие конфликта        5

    2. Границы конфликта        7

    3. Функции конфликта        11

    II. РАЗРЕШЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТА  13

    1. Формы завершения конфликта      13

    2. Предпосылки и механизмы разрешения  конфликта   14

    3. Разрешение конфликтов социальных  групп    19

    4. Переговоры как метод разрешения  конфликтов   20

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ         24

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ       25

 

    

    ВВЕДЕНИЕ 

    В моменты общественных катаклизмов  мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением  в результате так называемой перестройки  системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к  проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) - к вседозволенности, агрессивности.

    Агрессивность – помеха при формировании отношений, морали, общественной деятельности людей. Административными мерами данную проблему не решить.

    Сейчас, как никогда, важно с детских  лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению  к людям, учить к сотрудничеству.

    Бесполезно  рассказывать о технологии использования  конфликта, человеку, который имеет  лишь житейское представление о  конфликтном процессе.

    Конфликт — форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой — в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.

    Говоря  иначе, конфликт — ситуация, когда  два или более субъекта взаимодействует  таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для  другого или других.

    Чтобы спрогнозировать конфликт, надо сначала  разобраться, имеется ли проблема, которая  возникает в тех случаях, когда  есть противоречие, рассогласование  чего-то с чем-то. Далее устанавливается  направление развития конфликтной  ситуации. Затем определяется состав участников конфликта, где особое внимание уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным особенностям и манерам поведения. Наконец, анализируется содержание инцидента.

    В данной работе рассмотрены основные типы конфликтов и возможные пути их разрешения. 

 

    I. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА

    1. Понятие конфликта 

    Общеизвестно, что развитие любого общества представляет собой сложный процесс, который  совершается на основе зарождения, развертывания и разрешения объективных  противоречий.

    Между тем противоречия и конфликт, с  одной стороны, не могут рассматриваться  как синонимы, а с другой –  противопоставляться друг другу. Противоречия, противоположности, различия, – это  необходимые, но недостаточные условия  конфликта. Противоположности и  противоречия превращаются в конфликт тогда, когда начинают взаимодействовать  силы, являющиеся их носителями. Таким  образом, конфликт – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон.

    В социальном конфликте все стороны представлены людьми. Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожать оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает формы атаки или обороны. Социальный конфликт включает в себя также активность индивида или групп, блокирующих функционирование противника или наносящих ущерб другим людям (группам).

    Итак, для социального конфликта всегда необходимы по меньшей мере две противодействующие стороны. Их поступки обычно направлены на достижение взаимоисключающих интересов  и, следовательно, сталкиваются. Всем конфликтам свойственно сильное напряжение, которое побуждает людей так  или иначе изменить поведение, приспособиться либо «оградиться» от данной ситуации.

    Конфликт социальный (от лат. conflictus – столкновение) – предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей – классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития. Конфликт социальный складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы. Он имеет вполне определенные причины, своих социальных носителей (классы, нации, социальные группы и т.д.), обладает определенными функциями, длительностью и степенью остроты.

    Кроме того, социальный конфликт – это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству. Сказано в общем верно, но слишком масштабно. Не оказалось места для бытовых, семейных, трудовых – словом, конфликтов более «низкого уровня». А их не следует игнорировать. Таким образом, социальный конфликт – это «ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга». Здесь как видно, подчеркнут прежде всего личностный, психологический аспект.

    При изучении различных сфер общественной жизни исследователи обычно применяют  так называемый конфликтологический  подход. Такой подход, например, к  политическому исследованию фокусирует внимание на политических процессах  в терминах соревнования между людьми и группами за ценности, имеющие  политическую значимость, т.е. процессах  в рамках политической системы. В  международной политике конфликтологический подход является основным. Возможен этот подход и в юриспруденции, когда преступление рассматривается как результат конфликта между людьми, прослеживается механизм его возникновения. Конфликт продолжается и в судебном процессе (обвиняемый и его защитник, с одной стороны, обвинитель – с другой). Далее эти проблемы будут рассмотрены подробно.

    Особый  случай представляют собой игры, в  том числе спортивные. Некоторые  из них и задуманы как конфликту (например, бокс). Однако очевидно, что, по существу, речь идет об имитации конфликта. Кончается игра – кончаются и «конфликтные» взаимоотношения. Неприязнь между игроками разных команд, остающаяся после состязания, – скорее исключение, чем правило, в спорте она отнюдь не поощряется. 
 
 

    2. Границы конфликта. 

    Чтобы точнее уяснить природу конфликта  и его отличие от смежных явлений, необходимо определить границы конфликта, т.е. его внешние пределы в пространстве и во времени.

    Можно выделить три аспекта определения  границ конфликта: пространственный, временной  и внутрисистемный.

    Пространственные  границы конфликта определяются территорией, на которой происходит конфликт. Ясно, что эта территория может быть самой различной, начиная от минимального пространства (например, жилой площади) и кончая всем земным шаром. Разномасштабные примеры: ссора на кухне – и мировая война. Четкое определение пространственных границ конфликта важно главным образом в международных отношениях, что тесно связано и с проблемой участников конфликта.

    Временные границы – это продолжительность конфликта, его начало и конец. От того, считать ли конфликт начавшимся, продолжающимся или уже закончившимся, зависит, в частности, юридическая оценка действий его участников в тот или иной момент времени. Особенно это важно для того, чтобы правильно оценить роль вновь присоединившихся к конфликту лиц.

    Начало  конфликта, с нашей точки зрения, определяется объективными (внешними) актами поведения, направленными против другого участника (конфликтующей стороны), при условии, что последний осознает эти акты как направленные против него и им противодействует. Эта несколько усложненная формула означает, что для признания конфликта начавшимся требуется, по крайней мере, три совпадающих условия:

    1) первый участник сознательно  и активно действует в ущерб  другому участнику (т.е. своему  противнику); при этом под действиями  мы понимаем как физические  движения, так и передачу информации (устное слово, печать, телевидение  и т.д.);

    2) второй участник (противник) осознает, что указанные действия направлены  против его интересов;

    3) в связи с этим он и сам  предпринимает ответные активные  действия, направленные против первого  участника. С этого момента  можно считать, что конфликт  начался.

    Сказанное означает, что нет конфликта, если действует только один участник или  участниками производятся лишь мыслительные операции (планирование поведения, обдумывание  образа действий противника, прогнозирование  хода будущего конфликта и т.п.).

    В самом деле, действия, хотя бы и агрессивные, но лишь одной стороны, на что вторая сторона не претендует, конфликтом назвать еще нельзя. Возможно, предполагаемый противник признает эти действия правильными; может быть, он опасается противодействовать первому участнику и подчиняется ему или же им руководят какие-то иные соображения. Главное, что он не предпринимает никаких действий против первого субъекта. Но в таком случае нет и конфликта как противоборства сторон.

    Мысленные действия, никак не выраженные физически, вовне, не являются элементом начавшегося  конфликта, под которым понимается фактическое, а не воображаемое противоборство сторон. Противоположность позиций – еще не конфликт. Он возникает тогда, когда стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели.

    Сказанному, однако, не противоречит предложенное некоторыми специалистами выделение  латентной (скрытой) стадии развития конфликта, а точнее – предшествующей началу конфликта, которая включает планирование будущих операций и подготовку к  ним. Выделение этой стадии существенно  для анализа крупных конфликтов международного значения (например, планирование войны). Утвердив в 1940 г. «план Барбаросса», предусматривающий нападение на СССР, Гитлер еще не развязал военного конфликта между СССР и Германией, но вступил в его латентную  стадию; началом открытого конфликта  стало, как известно, 22 июня 1941 г.

    Разумеется, конфликт как противоборство сторон в международных отношениях не исчерпывается  военными действиями. Может быть дипломатический  конфликт, торговый, пограничный, политический, разрешаемые отнюдь не насильственными  средствами. Однако при всех условиях речь идет о противоборстве сторон, т.е. о взаимных действиях (хотя бы и  словесных). Таким образом, конфликт всегда начинается как двустороннее (или многостороннее) поведение. Ему, как правило, предшествуют действия одной из сторон, что позволяет  в большей части случаев определить зачинщика конфликта.

Информация о работе Конфликты.Способы их предупреждения и решения