Конфликты.Способы их предупреждения и решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 21:46, реферат

Описание

Конфликт — форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой — в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.
Говоря иначе, конфликт — ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА 5
1. Понятие конфликта 5
2. Границы конфликта 7
3. Функции конфликта 11
II. РАЗРЕШЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТА 13
1. Формы завершения конфликта 13
2. Предпосылки и механизмы разрешения конфликта 14
3. Разрешение конфликтов социальных групп 19
4. Переговоры как метод разрешения конфликтов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа состоит из  1 файл

Конфликты.Способы их предупреждения и решения.docx

— 53.47 Кб (Скачать документ)

    Окончание конфликта неоднозначно. Конфликт может быть исчерпан (например, примирение сторон), но может прекратиться из-за выхода из конфликта одной из сторон либо ее уничтожения (во время войны или при совершении преступления). Наконец, возможно пресечение развития и прекращение конфликта в результате вмешательства третьих лиц. Так в ряде случаев заканчиваются так называемые криминальные конфликты. Практика международных отношений все более часто использует третьи силы для пресечения межнациональных конфликтов (ввод войск ООН, дипломатическое посредничество и др.).

    Таким образом, окончанием конфликта нужно  считать прекращение действий всех противоборствующих сторон, независимо от причины, по которой это имеет  место.

    Рассмотрим  теперь внутрисистемный аспект развития конфликта и определения его границ. Всякий конфликт происходит в определенной системе, будь то семья, группа сослуживцев, государство, международное сообщество и т.д. Внутрисистемные связи сложны и многообразны. Конфликт между сторонами, входящими в одну систему, может быть более глубоким, обширным или частным, ограниченным. В межгосударственных конфликтах велика опасность разрастания, распространения обостренных взаимоотношений не только в территориальном, но и в социальном, национальном, политическом аспектах; такой конфликт способен затронуть самые широкие слои общества.

    Кроме непосредственно противоборствующих сторон участниками конфликта могут быть и такие фигуры, как подстрекатели, пособники, организаторы конфликта (сами в нем прямо не замешанные), а также третейские судьи, советники, сторонники и противники тех или иных лиц, конфликтующих между собой. Все эти лица (или организации) – элементы системы. Границы конфликта в системе зависят, таким образом, от того, сколь широкий круг участников будет в неге вовлечен. Внутрисистемные границы конфликта важно знать для воздействия на происходящие процессы, в частности для предотвращения системы в целом от разрушения (если это, разумеется, необходимо). 

 

    3. Функции конфликта. 

    Уже из сказанного видно, что конфликт служит способом выявления и разрешения противоречий. Если противоположные  силы, их интересы вызывают напряжение, переходящее в открытое противоборство, то, естественно, этому противоборству рано или поздно должен прийти конец. Конфликт и его последующее разрешение и является одним из путей выхода из сложившегося тупика.

    При таком подходе к оценке функций  конфликта возникает вопрос: хорошо или плохо, что происходит конфликт? Преобладающая точка зрения, можно  сказать – обыденная, состоит  в однозначно отрицательной оценке любых конфликтов. В самом деле, мы достаточно натерпелись не только от бытовых ссор и неурядиц, служебных  неприятностей, но в последнее время  – и от серьезных межнациональных, территориальных, общественно-политических и прочих противостояний и противоборств. Поэтому конфликт оценивается общественным мнением в общем как явление  нежелательное и таким он в  целом, пожалуй, и является – по меньшей  мере для одной из сторон. Вместе с тем есть и другая точка зрения, согласно которой конфликт не только неизбежное социальное явление, но к  тому же еще и полезное.

    Исследователи, признающие конфликт нежелательным  явлением, считают. его разрушителем (или нарушителем) нормально функционирующей  социальной системы. По их мнению, в  своей изначальной основе конфликт не присущ системе и обычно проходит тогда, когда появятся (или активизируются) те силы в системе, которые вернут ее в положение баланса и стабильности. Но отсюда следует, что уже в самом  конфликте заложен стимул к появлению  институтов для поддержания системы  в устойчивом состоянии. Это и  законодательная деятельность, и  принятые процедуры для решения  различных споров, и политические собрания, где партийные конфликты  решают в «войне слов», т.е. в дебатах и дискуссиях, и рынок, где соперничающие интересы между покупателями и продавцами решаются посредством сделок и т.д. Отсюда вытекает, что даже те специалисты, которые считают конфликт в общем явлением отрицательным, усматривают в нем некоторые позитивные черты.

    Другая  научная традиция вообще рассматривает  конфликт не как отклоняющееся от нормы и проходящее явление, но как  постоянный и даже необходимый компонент  социальных отношений. Эта традиция восходит к Аристотелю, Гоббсу, Гегелю, Марксу, Веберу. В соответствии с  этой точкой зрения, факт любого дефицита в обществе сам по себе достаточен, чтобы вызвать конфликт; каждый человек  в любой группе пытается увеличить  свою долю дефицитных ресурсов и, если необходимо, за счет других. А если среди  искателей территорий и ресурсов мы обнаружим еще и борьбу за лидерство, власть и престиж, то конфликт просто неизбежен! И здесь не будет аналогии с конфликтом за обладание материальными  благами, где стороны могут сделать  так, что доля каждого будет возрастать.

    Разрешение  противоречий – объективная функция  социального конфликта. Если целью  одной из сторон конфликта может  быть действительно устранение противоречия (причем именно в ее пользу), то целью  другой стороны вполне может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта либо разрешение противоречия без противоборства сторон. В конфликте  могут быть заинтересованы даже не сами противоборствующие стороны, а  третья сторона, провоцирующая конфликт. Поэтому функции конфликта с  позиций его участников могут  быть гораздо более многообразны. 

 

    II. РАЗРЕШЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТА

    1. Формы завершения  конфликта. 

    Типология конфликтов, как отмечалось выше, неоднозначна, конфликты изменчивы, не похожи друг на друга. В этой ситуации трудно указать  на единые формы завершения конфликтов или искать какие-то универсальные  способы их разрешения.

    Прежде  всего необходимо сказать, что завершение конфликта – более широкое  понятие, чем его разрешение. Конфликт может завершиться, скажем, гибелью  обеих сторон, и это не означает, что он тем самым был разрешен.

    Для разрешения конфликта, как правило, приходится прилагать более или менее значительные усилия. Было бы безнадежным делом уповать на «саморазрешимость» конфликта. Конечно, конфликт можно стараться вообще не замечать, игнорировать, а в лучшем случае объяснять. Но он будет развиваться стихийно, обостряться, агрегироваться с другими конфликтами и может в результате полностью разрушить систему.

    Предпосылки благополучного разрешения конфликта  определяются в значительной мере возможностями  сторон и других участников, их доброй волей. Главная, наиболее действенная  предпосылка прекращения конфликта  состоит в устранении тех объективных  причин, которые породили конфликтную  ситуацию.

    К вероятным исходам конфликта относят:

    — прекращение конфликта в результате взаимного примирения сторон;

    — прекращение конфликта путем  симметричного его разрешения (обе  стороны выигрывают или проигрывают);

    — то же – путем асимметричного решения (выигрывает одна сторона);

    — перерастание конфликта в другое противоборство;

    — постепенное затухание конфликта.

    Нетрудно  видеть, что в этой классификации  соединены объективные исходы конфликта  с субъективными способами его  разрешения. Если их разделять, то получим  несколько иные виды. Американский исследователь Р. Даль выделяет три  возможные альтернативы завершения: тупик, применение насилия и мирное урегулирование. Иначе комбинируя различные варианты, можно сказать, что конфликт завершается гибелью одной или обеих сторон, приостанавливается «до лучших времен» или получает то или иное конструктивное разрешение.

    О приостановлении, замедлении конфликта  на то или иное время можно было бы сказать, что полным завершением  борьбы такой вариант развития событий  назвать нельзя. Но все же конфликт как открытое противоборство не продолжается и напряженность ослабевает. Это  может быть связано с ослаблением  сторон, с необходимостью накопления сил для новой борьбы. Временное  затухание конфликта, однако, может  быть лишь видимым, но не отражающим действительное его развитие: просто «явный» конфликт может на время перейти в «скрытую» форму. 
 
 

    2. Предпосылки и  механизмы разрешения  конфликта. 

    К успешным предпосылкам разрешения конфликтов относят: диагностику противоборства, включая выяснение его причин, мотивов поведения сторон и т.д.; осуществление ситуационного и позиционного анализа (т.е. прояснение сложившейся ситуации и позиций сторон); прогнозирование хода и последствий конфликта (в том числе определение выгод и ущерба для каждой стороны в случае того или иного завершения конфликта). Полезно, чтобы все эти действия совершались не только третьей стороной (посредником, органом власти), но и самими субъектами, которые после проведенного анализа подойдут ближе к пониманию необходимости выработать общее решение.

    Прояснение  сути конфликтной ситуации, ее объективное  понимание, адекватное осознание участниками  конфликта может послужить основой  для выработки компромиссов, а  также в некоторых случаях  может вообще ликвидировать конфликт, если окажется, что восприятие ситуации сторонами было искаженным. Чем точнее и жестче очерчен предмет разногласий, тем больше шансов, что конфликт будет эффективно разрешен.

    Рассматривая  эти формы и средства разрешения конфликтов, И.А. Ильяева приводит следующий  пример. Назрела забастовка на транспортном предприятии. При выяснении причин конфликта выяснилось, что работников предприятия никогда не спрашивали об их нуждах и интересах, их недовольство условиями труда загонялось вглубь. Достаточно было поговорить с людьми, внимательно их выслушать, и спокойствие было восстановлено. По сути дела речь идет о рационализации интересов участников конфликта и снятии эмоционального возбуждения. Разумеется, в данном случае устранение непосредственных причин конфликта не должно ограничиваться разговорами, необходимы практические поступки, направленные на полное удовлетворение нужд работников.

    Использование упомянутых предпосылок разрешения конфликта приводит к механизмам его разрешения. Они в общем  сводятся к двум видам: а) разрешение конфликта самими участниками; б) вмешательство  третьей стороны Кроме того, конфликт может быть разрешен на разных стадиях  В некоторых случаях его развитие можно приостановить на ранних стадиях, когда стороны только вступили в  противоборство и ощутили первые неудобства и потери. В иных случаях  конфликт разрешается уже тогда, когда им причинен непоправимый ущерб (гибель людей, разрушение жилья, уничтожение имущества и т.п.).

    Распространенный  путь разрешения конфликтов – вмешательство  тех или иных миротворческих сил. Эти силы могут воздействовать как  на саму конфликтную ситуацию, так и на обстоятельства, поддерживающие конфликт, а также на самих его участников. Одно из важнейших правил успешного разрешения конфликта – не противопоставление «правой» и «неправой» сторон, даже если они в действительности могут быть таким образом обозначены, а поиски такого разрешения, которое по возможности полностью или хотя бы частично удовлетворяло интересы обеих.

    Основа конфликта – противоречия между интересами субъектов. Поэтому лучший и наиболее результативный путь разрешения конфликта – это устранение указанных противоречий. Этот путь, увы, не всегда доступен. К тому же следует учитывать различие типов противоречий (явные, скрытые, объектные, безобъектные), их уровни, особенности субъектов, а также объективные возможности, которыми располагают силы, стремящиеся к прекращению конфликта.

    Если  суммировать основные способы устранения противоречий, лежащих в основе конфликта, то ими могут быть следующие:

    — устранение объекта конфликта;

    — раздел объекта конфликта между  сторонами;

    — установление очередности или иных правил обоюдного использования  объекта;

    — компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне;

    — разведение сторон конфликта;

    — перенос отношений сторон в другую плоскость, предполагающую выявление  у них общего интереса и др.

    Разрешение  конфликта – это, по сути дела, достижение соглашения по спорному вопросу между  участниками. В принципе, и это  мнение разделяют многие авторы, существует три главных вида такого соглашения:

Информация о работе Конфликты.Способы их предупреждения и решения