Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 21:46, реферат
Конфликт — форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой — в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.
Говоря иначе, конфликт — ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА 5
1. Понятие конфликта 5
2. Границы конфликта 7
3. Функции конфликта 11
II. РАЗРЕШЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТА 13
1. Формы завершения конфликта 13
2. Предпосылки и механизмы разрешения конфликта 14
3. Разрешение конфликтов социальных групп 19
4. Переговоры как метод разрешения конфликтов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
1)
соглашение в результате
2) соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы,
3)
соглашение, навязанное одной из
противоборствующих сторон. – Нетрудно
видеть, что в первом и третьем
случаях разрешение конфликта
предполагает обоюдную
Искусство цивилизованной жизни состоит в том, чтобы не плодить недовольных, обиженных, «мучеников», а строить благополучие людей в контексте их долгосрочных отношений друг с другом. Исторический опыт показывает, что успехи, вырванные силой и обманом у другой стороны, возможны. Возможно и их закрепление в системах власти и собственности. Усилия лиц и групп, направленные на предотвращение конфликта, должны учитывать во всех случаях интересы не одной, а обеих сторон. Пусть не права одна сторона, а другая безгрешна. Но и у первой стороны есть свои интересы, и если их вообще игнорировать, то конфликт может временно затихать, но, не исчезнет. Специалистами-конфликтологами разработан ряд приемов мирного разрешения конфликта, в том числе выяснены необходимые для этого факторы. К ним относятся, в частности, следующие:
—
институциональный: существование
в обществе механизмов для проведения
консультаций, переговоров и поиска
взаимовыгодных решений, в том числе
и механизмов в рамках законодательной,
судебной и исполнительной власти (конституционный
суд, арбитраж и др. Эта сторона
дела будет-рассмотрена в
—
консенсуальный: наличие согласия между
конфликтующими сторонами по поводу
того, что должно собою представлять
приемлемое решение. При этом и поиски
взаимоприемлемого решения
— фактор кумулятивности: чем он меньше, тем выше вероятность мирного урегулирования. Иными словами, хорошо, когда конфликт не обрастает новыми проблемами и участниками;
— фактор исторического опыта, в том числе примеров разрешения подобных конфликтов. Здесь важную роль могут сыграть старейшины и другие уважаемые лица;
— фактор равновесия сил: если конфликтующие стороны приблизительно равны по возможностям принуждения, то они будут вынуждены искать пути к мирному решению конфликта;
— психологический: многое зависит от личностных особенностей тех, кто принимает решения во время конфликта.
Не
только в межнациональных, но и во
многих других конфликтах может быть
использован такой метод, как
разведение сторон, их изоляция друг от
друга. В бытовом конфликте это,
например, расселение соседей, в семье
– развод, в управлении – перевод
конфликтующих сотрудников в
разные отделы. В международной практике
разведение сторон предполагает установление
«коридора безопасности», введение
миротворческих сил и т.п. Естественно,
что разведение сторон может встретить
сопротивление
Важно
также воздействовать на идеологические
и социально-психологические
3.
Разрешение конфликтов
социальных групп.
Для
исследователя конфликта, да и для
самих участников важно осознать
необходимость регулирования
Весьма
значимы действия – формальные или
неформальные— руководителей
Замечено,
что при сколь-либо значимом конфликте
общественных групп у лидеров
может возникнуть желание быстрого
его разрешения. Как правило, и
история об этом постоянно свидетельствует,
принимаются меры по ограничению, если
не подавлению, одной из сторон. В
этом случае применяются пропагандистские,
административные, силовые средства,
которые естественно имеют
В
то же время лидер, несмотря на соблазны
«волевого» решения, может принять
меры по разрешению конфликта, которые
хотя бы временно удовлетворили все
стороны (компромиссный стиль
4.
Переговоры как
метод разрешения
конфликтов.
Из всех способов преодоления противоборства сторон переговоры между ними являются наиболее эффективными. Для так называемого переговорного типа взаимодействия характерно то, что стороны пытаются добиться хотя бы части желаемого, пойти на определенные компромиссы. Полагают, что процесс переговоров может быть начат при следующих условиях:
1)
стороны, помимо
2)
стороны считают возможным
3)
они вступают в дискуссию в
поисках взаимно
Готовность сторон идти на компромиссы или забота о получении другой стороной определенной выгоды не являются обязательными атрибутами переговоров. Ведь возможна и такая ситуация, при которой каждая из сторон выражает просьбу или выдвигает требование, не намереваясь идти на компромисс, а надеясь лишь на уступки другой стороны. Подчас сами переговоры могут привести к обострению отношений. Тем не менее отказываться от них ни в коем случае нецелесообразно.
Для того чтобы погасить конфликт, стороны должны договориться о спорных вопросах и об условиях дальнейшего сосуществования. При этом чем точнее и жестче очерчен предмет спора, тем больше шансов, что конфликт будет разрешен окончательно. Ведь если предмет не определен и конфликт в значительной степени перешел в фазу межличностной неприязни, погасить его трудно: врагов не сделаешь друзьями. В международных отношениях такого рода неопределенные конфликты особенно опасны, так как они могут тянуться десятилетиями.
Переговоры, будучи разговором о противоречиях, обусловленным стремлением их разрешить, включают в себя различные типы действий. Это могут быть просьбы, требования, предложения, обещания, отказы и пр.
Люди
на всем протяжении истории накопили
огромный опыт ведения переговоров.
Этот опыт стал достоянием не только профессиональных
политиков, но и экспертов, журналистов,
управленцев, ученых. В последние
десятилетия
Большое внимание уделяется проблеме решения производственных конфликтов Здесь весьма важной считается сама подготовка переговоров. В нее входит сбор сведений о противнике (партнере по переговорам), его личностных характеристик, вероятных аргументов. Во время самих переговоров рекомендуется такая линия поведения, которая противодействует обострению конфликта.
Основные правила при этом достаточно просты:
1) признавать права друг друга;
2)
выслушать партнера не
3)
демонстрировать понимание
4) выяснить, как партнер воспринимает конфликт;
5) четко формулировать предмет обсуждения;
6)
констатировать общие точки
7) спокойно выяснить, кто вас разъединяет;
8) после этого снова обрисовать содержание конфликта;
9) искать общее решение;
10)
принять общее «коммюнике»,
Приводится и перечень типичных ошибок, в том числе с тяжелыми для переговоров последствиями. Допуская такие ошибки, переговоры в принципе можно и выиграть. Но это будет временная победа и конфликт может снова появиться, так как противник, проиграв, не всегда будет соблюдать заключенное соглашение. Эти ошибки большей частью состоят в следующем:
— партнер изображает собственный промах как ошибку противника;
— партнер частично скрывает свои интересы;
—
партнер принимает «боевую
—партнер настаивает на признании своего превосходства (преимуществ);
— припоминаются старые обиды, акцентируются уязвимые места противника;
—
в конце переговоров
Очень часто источники напряженности при переговорах существуют всего лишь в воображении его участников. Справиться с «ложными» конфликтами гораздо труднее, чем с действительными. Только квалифицированно проведенные переговоры могут снять с повестки подобные «конфликты-призраки», что в значительной мере облегчит разрешение реально существующих конфликтов
Переговоры становятся более успешными по мере укрепления доверия между их участниками Если их потребности удовлетворены хотя бы частично, то это обычно означает большее, чем простое устранение осложнений.
Множество рекомендации по ведению переговоров, касающихся разрешения трудовых, ведомственных и международных конфликтов, выработано американскими исследователями. Представлены в качестве ключевых следующие элементы переговоров:
1)
переговоры должны вестись как
по процедуре, так и по
2)
необходимо добиваться
3)
прежние проблемы следует
4)
важно видеть людей отдельно
от их проблем, улучшать
5)
используйте справедливый
6) не забывайте о том, к чему стремитесь, не давая слишком большую долю фантазии.
Информация о работе Конфликты.Способы их предупреждения и решения