Конфликты.Способы их предупреждения и решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 21:46, реферат

Описание

Конфликт — форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой — в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.
Говоря иначе, конфликт — ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА 5
1. Понятие конфликта 5
2. Границы конфликта 7
3. Функции конфликта 11
II. РАЗРЕШЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТА 13
1. Формы завершения конфликта 13
2. Предпосылки и механизмы разрешения конфликта 14
3. Разрешение конфликтов социальных групп 19
4. Переговоры как метод разрешения конфликтов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа состоит из  1 файл

Конфликты.Способы их предупреждения и решения.docx

— 53.47 Кб (Скачать документ)

    1) соглашение в результате совпадения  мнений сторон;

    2) соглашение в соответствии с  законодательной или моральной  волей внешней силы,

    3) соглашение, навязанное одной из  противоборствующих сторон. – Нетрудно  видеть, что в первом и третьем  случаях разрешение конфликта  предполагает обоюдную активность  соперников. Международная и внутриполитическая  практика показывает, что в большинстве  случаев процесс разрешения конфликта  нельзя трактовать как одностороннее  навязывание воли более сильного  партнера более слабому. И это  понятно, потому что, если решение  навязано, оно долго не просуществует,  конфликт в той или иной  форме возобновится.

    Искусство цивилизованной жизни состоит в  том, чтобы не плодить недовольных, обиженных, «мучеников», а строить  благополучие людей в контексте  их долгосрочных отношений друг с  другом. Исторический опыт показывает, что успехи, вырванные силой и  обманом у другой стороны, возможны. Возможно и их закрепление в системах власти и собственности. Усилия лиц  и групп, направленные на предотвращение конфликта, должны учитывать во всех случаях интересы не одной, а обеих  сторон. Пусть не права одна сторона, а другая безгрешна. Но и у первой стороны есть свои интересы, и если их вообще игнорировать, то конфликт может  временно затихать, но, не исчезнет. Специалистами-конфликтологами  разработан ряд приемов мирного  разрешения конфликта, в том числе  выяснены необходимые для этого  факторы. К ним относятся, в частности, следующие:

    — институциональный: существование  в обществе механизмов для проведения консультаций, переговоров и поиска взаимовыгодных решений, в том числе  и механизмов в рамках законодательной, судебной и исполнительной власти (конституционный  суд, арбитраж и др. Эта сторона  дела будет-рассмотрена в последующих  параграфах);

    — консенсуальный: наличие согласия между  конфликтующими сторонами по поводу того, что должно собою представлять приемлемое решение. При этом и поиски взаимоприемлемого решения становятся более реалистичными;

    — фактор кумулятивности: чем он меньше, тем выше вероятность мирного  урегулирования. Иными словами, хорошо, когда конфликт не обрастает новыми проблемами и участниками;

    — фактор исторического опыта, в том  числе примеров разрешения подобных конфликтов. Здесь важную роль могут  сыграть старейшины и другие уважаемые  лица;

    — фактор равновесия сил: если конфликтующие  стороны приблизительно равны по возможностям принуждения, то они будут  вынуждены искать пути к мирному  решению конфликта;

    — психологический: многое зависит от личностных особенностей тех, кто принимает  решения во время конфликта.

    Не  только в межнациональных, но и во многих других конфликтах может быть использован такой метод, как  разведение сторон, их изоляция друг от друга. В бытовом конфликте это, например, расселение соседей, в семье  – развод, в управлении – перевод  конфликтующих сотрудников в  разные отделы. В международной практике разведение сторон предполагает установление «коридора безопасности», введение миротворческих сил и т.п. Естественно, что разведение сторон может встретить  сопротивление противоборствующих сил, но иногда, как показала международная  практика, оно является единственно  эффективным.

    Важно также воздействовать на идеологические и социально-психологические элементы конфликта, в частности стараться  развеять ложные представления и  о другой конфликтующей стороне, о ее действиях и мотивах ее поведения. Такого искаженных представлений, предубеждений, ложной информации, слухов бывает обычно немало, а в межнациональных  отношениях – особенно. 
 

 

    3. Разрешение конфликтов  социальных групп. 

    Для исследователя конфликта, да и для  самих участников важно осознать необходимость регулирования крупных  социальных проблем, на базе которых  складываются многие конфликты.

    Весьма  значимы действия – формальные или  неформальные— руководителей тех  или иных конфликтующих сторон. По своему изначальному предназначению центры власти должны уметь согласовывать  противоречивые интересы людей. Руководители гласных структур непременно должны обладать как минимум волей, умением  и определенным интеллектом.

    Замечено, что при сколь-либо значимом конфликте  общественных групп у лидеров  может возникнуть желание быстрого его разрешения. Как правило, и  история об этом постоянно свидетельствует, принимаются меры по ограничению, если не подавлению, одной из сторон. В  этом случае применяются пропагандистские, административные, силовые средства, которые естественно имеют временный  эффект. Но здесь особенно важны  сопутствующие усилия по разрешению долговременных, лежащих в основе конфликта противоречий.

    В то же время лидер, несмотря на соблазны «волевого» решения, может принять  меры по разрешению конфликта, которые  хотя бы временно удовлетворили все  стороны (компромиссный стиль руководства). Правда, возможности руководителя бывают довольно невелики – его разгоряченные  сторонники и советники нередко  подталкивают. его к кардинальному  решению.

 

    4. Переговоры как  метод разрешения  конфликтов. 

    Из  всех способов преодоления противоборства сторон переговоры между ними являются наиболее эффективными. Для так называемого  переговорного типа взаимодействия характерно то, что стороны пытаются добиться хотя бы части желаемого, пойти  на определенные компромиссы. Полагают, что процесс переговоров может  быть начат при следующих условиях:

    1) стороны, помимо противоречащих  интересов, имеют и значимые  общие интересы;

    2) стороны считают возможным достижение  определенного понимания или  соглашения, которое для них более  выгодно, чем другие альтернативы;

    3) они вступают в дискуссию в  поисках взаимно удовлетворяющего  решения.

    Готовность сторон идти на компромиссы или забота о получении другой стороной определенной выгоды не являются обязательными атрибутами переговоров. Ведь возможна и такая ситуация, при которой каждая из сторон выражает просьбу или выдвигает требование, не намереваясь идти на компромисс, а надеясь лишь на уступки другой стороны. Подчас сами переговоры могут привести к обострению отношений. Тем не менее отказываться от них ни в коем случае нецелесообразно.

    Для того чтобы погасить конфликт, стороны  должны договориться о спорных вопросах и об условиях дальнейшего сосуществования. При этом чем точнее и жестче очерчен  предмет спора, тем больше шансов, что конфликт будет разрешен окончательно. Ведь если предмет не определен и  конфликт в значительной степени  перешел в фазу межличностной  неприязни, погасить его трудно: врагов не сделаешь друзьями. В международных  отношениях такого рода неопределенные конфликты особенно опасны, так как  они могут тянуться десятилетиями.

    Переговоры, будучи разговором о противоречиях, обусловленным стремлением их разрешить, включают в себя различные типы действий. Это могут быть просьбы, требования, предложения, обещания, отказы и пр.

    Люди  на всем протяжении истории накопили огромный опыт ведения переговоров. Этот опыт стал достоянием не только профессиональных политиков, но и экспертов, журналистов, управленцев, ученых. В последние  десятилетия выкристаллизовались  несколько правил и процедур их ведения. Определены и элементы переговоров: их стороны, непосредственные участники, предмет, каналы взаимной коммуникации, информация. По мнению многих исследователей, недостаток информации ведет к подозрительности и недоверию участников, т.е. к  углублению конфликта. Замечено также, что существуют трудности с выработкой критериев оценки как хода, так  и результатов переговоров. В  целом же поведение участников во многом зависит от сложившейся ситуации, а также их образовательного и  культурного уровня, волевых и  иных личностных характеристик.

    Большое внимание уделяется проблеме решения производственных конфликтов Здесь весьма важной считается сама подготовка переговоров. В нее входит сбор сведений о противнике (партнере по переговорам), его личностных характеристик, вероятных аргументов. Во время самих переговоров рекомендуется такая линия поведения, которая противодействует обострению конфликта.

    Основные  правила при этом достаточно просты:

    1) признавать права друг друга; 

    2) выслушать партнера не перебивая; 

    3) демонстрировать понимание точки  зрения партнера;

    4) выяснить, как партнер воспринимает  конфликт;

    5) четко формулировать предмет  обсуждения;

    6) констатировать общие точки зрения;

    7) спокойно выяснить, кто вас разъединяет;

    8) после этого снова обрисовать  содержание конфликта; 

    9) искать общее решение; 

    10) принять общее «коммюнике», отметив  согласие и оставшиеся расхождения.

    Приводится  и перечень типичных ошибок, в том  числе с тяжелыми для переговоров  последствиями. Допуская такие ошибки, переговоры в принципе можно и  выиграть. Но это будет временная  победа и конфликт может снова  появиться, так как противник, проиграв, не всегда будет соблюдать заключенное  соглашение. Эти ошибки большей частью состоят в следующем:

    — партнер изображает собственный  промах как ошибку противника;

    — партнер частично скрывает свои интересы;

    — партнер принимает «боевую стойку»  или уходит в оборону без необходимости;

    —партнер  настаивает на признании своего превосходства (преимуществ);

    — припоминаются старые обиды, акцентируются  уязвимые места противника;

    — в конце переговоров объявляются  «победитель» и «побежденный».

    Очень часто источники напряженности при переговорах существуют всего лишь в воображении его участников. Справиться с «ложными» конфликтами гораздо труднее, чем с действительными. Только квалифицированно проведенные переговоры могут снять с повестки подобные «конфликты-призраки», что в значительной мере облегчит разрешение реально существующих конфликтов

    Переговоры  становятся более успешными по мере укрепления доверия между их участниками  Если их потребности удовлетворены  хотя бы частично, то это обычно означает большее, чем простое устранение осложнений.

    Множество рекомендации по ведению переговоров, касающихся разрешения трудовых, ведомственных  и международных конфликтов, выработано американскими исследователями. Представлены в качестве ключевых следующие элементы переговоров:

    1) переговоры должны вестись как  по процедуре, так и по существу  дела;

    2) необходимо добиваться согласованного  понимания проблемы и лишь  затем переходить к ее совместному  решению;

    3) прежние проблемы следует свести  к их причинам. Необходимо отличать  человеческие проблемы от человеческих  достоинств, а также интересы  – от занятых позиций;

    4) важно видеть людей отдельно  от их проблем, улучшать отношения,  стремиться к убеждению. Не  жертвуйте хорошими отношениями  ради своей точки зрения, равно  как и не отказывайтесь от  своей точки зрения ради улучшения  отношений;

    5) используйте справедливый подход  к обоснованию своих взглядов. Отдавайте должное чужим идеям, даже если не согласны с ними;

    6) не забывайте о том, к чему  стремитесь, не давая слишком  большую долю фантазии.

Информация о работе Конфликты.Способы их предупреждения и решения