Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:55, контрольная работа
Экспериментальное общение: эффект плацебо, эффект Хоторна, эффект аудиторий.
Современные проблемы в экспериментальной психологии.
Кант
следующим образом рисует перспективы
эмпирической психологии: «Подтверждением
и примером этого может служить
всякое внутреннее, психологическое
наблюдение, сделанное нами; для
этого требуется, хотя это связано
с некоторыми трудностями, воздействовать
на внутреннее чувство посредством
внимания (ведь мысли, как фактические
определения способности
Нельзя пройти мимо одного замечания Канта, имевшего для будущего психологии несомненное методологическое значение. В предисловии к«Антропологии» (1798) он отмечает, что «учение, касающееся знания человека и изложенное в систематическом виде (антропология), может быть представлено с точки зрения или физиологической, или прагматической» [там же, с. 351]. Фактически, здесь речь идет об основаниях эмпирической науки. Хотя о связи психологии и физиологии мозга говорили многие, именно Кант дал ясное обоснование возможности выделения научной дисциплины. И. Гербарт в своей«Психологии» рассмотрел такую возможность, но отверг ее, ибо физиология в начале XIX столетия не располагала необходимыми данными. И хотя Кант строит свою антропологию как прагматическую, возможность систематического ее изложения (и, следовательно, психологии как частной науки, раздела антропологии) с точки зрения физиологической остается освященной кантовским авторитетом. Психология (эмпирическая) могла рассматриваться (и рассматривалась Кантом) как часть антропологии, а, следовательно,«перенос» «логики обоснования» на психологию является достаточно правомерным. Именно эту возможность использовал в свое время Вундт, который сознательно решал задачу выделения физиологической психологии как самостоятельной научной дисциплины; в этом отношении современная научная психология является ее«законной наследницей».
Можно
полагать, что кантовские слова представлялись
психологам следующих поколений
обязательным методологическим требованием
к психологии, если она захочет
быть наукой. Действительно, многие психологи
принимали кантовский«вызов», стараясь
с удивительным упорством решать
именно эти две задачи: экспериментировать
и вычислять. Кант пишет в«Метафизических
началах естествознания» (1786): «эмпирическое
учение о душе должно всегда оставаться
далеким от ранга науки о природе
в собственном смысле, прежде всего
потому, что математика неприложима
к явлениям внутреннего чувства
и к их законам... Но даже в качестве
систематического искусства анализа
или в качестве экспериментального
учения учение о душе не может когда-либо
приблизиться к химии, поскольку
многообразие внутреннего наблюдения
может здесь быть расчленено лишь
мысленно и никогда не способно сохраняться
в виде обособленных [элементов], вновь
соединяемых по усмотрению; еще менее
поддается нашим заранее
Опираясь
именно на такого рода суждения, М. Дессуар
писал: «Психология никогда не станет
наукой в собственном смысле слова,
т.к. нельзя ни приложить математику
к явлениям и процессам сознания,
ни воздействовать экспериментально на
душу других» [11, с. 126]. Все же есть основания
говорить о своего рода«двойной программе»
И. Канта применительно к
В.
Дильтей, шедший скорее за Гегелем, нежели
за Кантом, реализовал другую логику, поскольку
в гегелевском подходе кроме
историзма присутствовала идея целостности.
Поэтому и Брентано протестовал
главным образом против«
Очень важен другой аспект проблемы: какая психология окажется общей психологией? Л. С. Выготский свое знаменитое методологическое исследование начинает с обсуждения именно этого вопроса. Важность этого прекрасно понимал и Н. Н. Ланге— кризис для него означал отсутствие общей науки: «Ныне общей, то есть общепризнанной, системы в нашей науке не существует» [16, с. 72].
Отвечая
на вопрос «Что делать?», надо учитывать:
представители других дисциплин
обвиняют современную психологию в
постыдном равнодушии к собственной
судьбе:«Поражает какая-то принципиальная
узость в обсуждении психологических
концепций, идей, подходов(конечно, когда
такие обсуждения вообще бывают). Складывается
впечатление, что психология не только
глубоко равнодушна к общей методологии
и философии науки, но и остальной
науке вообще. Она не только не смотрится
в зеркало методологии и
Ответ на вопрос «Что делать?» Л. С. Выготский дал еще в 1927 году: разрабатывать методологию. В противном случае результаты огромного количества эмпирических исследований, проводимых в психологии, рискуют превратиться из«Монблана фактов» в «кучу сырого фактического материала». Л. С. Выготский в свое время заметил:«Какая будет эта методология и скоро ли она будет, мы не знаем...» [3, с. 422 — 423]. Трудно дать точный ответ и много лет спустя, можно лишь высказать предварительные соображения на этот счет.
В последние годы заметно стремление некоторых психологов свести методологию психологии к описанию конкретных процедур планирования, проведения эмпирического исследования и статистической обработки полученных результатов. Под эмпирическим исследованием имеются в виду преимущественно эксперимент и квазиэксперимент. В результате методология психологии как науки оказывается методологией экспериментальной психологии. Признавая ведущую роль эксперимента в современной психологической науке, мы, тем не менее, не склонны соглашаться с подобной трактовкой.
Возражения
против такого понимания методологии
коренятся в глубоком убеждении,
что психология не может столь
безоговорочно принимать
Это, по-видимому, должна быть методология на исторической основе, плюралистическая, свободная от идеологии, ориентированная не только на задачи познания, но и на практику. В ней должны быть представлены познавательный, коммуникативный и практический блоки (см. подробнее [18, 39]).
Важно,
чтобы методология давала возможность
максимально широкого понимания
предмета. Это необходимо в первую
очередь для того, чтобы появилась
возможность реального, а не декларативного
соотнесения результатов
В
настоящее время в
Наконец,
на вопрос «С чего начать?» ответ
будет следующим: с разработки нового
подхода к предмету психологической
науки, с нахождения в истории
психологии образцов такого его понимания,
которые в большей мере будут
соответствовать задачам
В
начале XXI столетия стало очевидно,
что современной психологии предстоит
проделать«работу понимания», обращенную
на свой предмет. Как справедливо
указывает В. В. Знаков,«проблема
понимания оказывается как бы
на стыке двух направлений в науке:
анализа гносеологического
Выше уже упоминалось, что сложившееся понимание предмета психологии, конечно, достаточно для продолжения исследований в рамках традиционно сложившихся подходов, школ и научных направлений, но оно принципиально недостаточно для выхода за их«пределы». Особенно стоит подчеркнуть, что такое традиционное понимание практически делает невозможным осуществление интеграции.
Основные
характеристики нового понимания предмета
«негативно» заданы, т.к. они вытекают
из сформулированных выше недостатков
традиционного понимания. Но на вопрос,
каким оно должно быть позволяет
ответить история психологической
мысли, где можно увидеть несколько
подходов, которые приблизились к
такому пониманию. Несомненно, одним
из наиболее разработанных вариантов
нетрадиционного понимания
Прежде
всего должна быть отмечена его попытка
вернуть в науку психическое
как реальность.«Чтобы правильно
понять теорию Юнга, мы должны прежде всего
принять его точку зрения, согласно
которой все психические
Трактовка
психического как реальности, несомненно
существующей и составляющей предмет
изучения психологии, очень важна. Согласно
Юнгу,«психическая субстанция (психика
— В. М.) так же реальна, как и
тело. Будучи неосязаемой, она, тем не
менее, непосредственно переживается;
ее проявления можно наблюдать. Психическая
субстанция— это особый мир со
своими законами, структурой и средствами
выражения» [там же, с. 388]. Именно поэтому
К. Г. Юнг отказывается от попыток
соотношения психического и физиологического,
психического и биологического для
того, чтобы сосредоточиться на исследовании
психики как таковой.«Я посоветовал
бы ограничиться психологической областью
без каких либо допущений о
природе биологических
Согласно
этой логике, психология обретает свой
собственный предмет (психика для
Юнга— не свойство другой вещи!), а
именно то, что реально может
Информация о работе Контрольная работа по "Экспериментальной психологии"