Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 13:51, практическая работа
Цель данной коррекционно-развивающей программы – преодоление тревожности у детей младшего школьного возраста.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели:
снятие мышечного напряжения,
развитие умений саморегуляции,
повышение самооценки ребенка,
развитие навыков общения,
проработка страхов,
Описание программы.
Цель
данной коррекционно-развивающей
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели:
Данная
коррекционно-развивающая
1) Диагностический блок.
Цель: диагностировать уровень тревожности младшего школьника.
Методы: наблюдение, беседы с родителями и педагогами, опросник выявления тревожности Г.П.Лаврентьевой и Титаренко Т.М.
2) Установочный блок.
Цель: создание позитивной установки на психокоррекционный процесс у младших школьников, родителей и педагогов.
Методы: беседы с родителями и педагогами о целях, задачах, методах диагностики и коррекции тревожности у младших школьников, беседа с младшими школьниками с целью привлечения их внимания и создания у них позитивной установки на работу с психологом.
3) Коррекционный блок.
Цель: преодоление тревожности у младших школьников.
Методы: коррекционно-развивающие занятия, методы релаксации.
4) Оценочный блок.
Цель: измерение динамики развития и общая оценка проделанной работы по преодолению трудностей связанных с неуверенным поведением.
Методы: наблюдение
родителей и педагогов за поведением детей.
Структура занятия:
Цель: настроить детей на работу в группе.
Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма, эмоциональный настрой на работу в группе.
Цель: коррекция тревожности.
Цель: подведение итогов работы, осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
Цель: снятие напряжения, отдых.
Цель: завершение занятия, отсоединение детей от психолога.
По этой схеме строятся все занятия кроме занятия №9, которое состоит из ритуала приветствия, основной части, релаксации и ритуала прощания.
Принципы отбора коррекционных игр и упражнений:
1) принцип адекватности (упражнений должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям),
2)
принцип оптимальности (
3) принцип повторяемости (игры и упражнения могут и должны повторяться на следующих занятиях),
4)
принцип дозировки (количество
упражнений должно быть
5) принцип сочетания основных и фоновых упражнений (в каждом занятии должны присутствовать и те, и другие),
6) принцип разнообразия упражнений (чередование видов деятельности),
7)
принцип системности (завершенность системы
упражнений по каждому блоку решаемых
задач).
Методики диагностического блока.
1. Опросник выявления тревожности (Г.П.Лаврентьева, Титаренко Т.М.)
Заполняется
родителями или близкими взрослыми,
которые имеют возможность
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему
трудно сосредоточиться на чем-
3. Любое
задание вызывает излишнее
4. Во
время выполнения заданий
5. Смущается чаще других.
6. Часто
говорит о напряженных
7. Как
правило, краснеет в
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У
него нередко бывает
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, много вызывает у него страх.
15. Обычно
беспокоен, легко
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Необходимо суммировать количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность – 15-20 баллов
Средняя – 7-14 баллов
Низкая
– 1-6 баллов
Занятие № 1.
Игра на знакомство (обязательна, если дети незнакомы между собой).
Цель: познакомить детей друг с другом, установить первые контакты между ними.
Инструкция:
«Давайте познакомимся друг с другом!
Сейчас мы поиграем в игру снежный
ком. Мы будем по кругу называть свои
имена, но не просто так. Первый участник
говорит громко свое имя, второй –
повторяет имя первого и
Примечание: здесь и далее, если желающих не будет, психолог может предложить одному из «фоновых» детей (или более решительных) начать игру либо сам стать первым участником.
1. Ритуал.
Цель: настроить детей на работу в группе.
Материалы и оборудование: мягкая игрушка.
Инструкция: «А теперь давайте, передавая по кругу гномика Гошу, расскажем друг другу, что хорошего у нас произошло или должно произойти сегодня. Кто начнет?»
«Ну, вот, мы узнали друг о друге чуть больше, все поздоровались с Гошей, а теперь все готовы к нашему занятию».
2. Разминка.
Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма, эмоциональный настрой на работу в группе.
Игра «Меняются местами те, кто...»: участники группы сидят на стульях в кругу. Руководитель группы (или доброволец) стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он — водящий. Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. Например, он говорит: «Меняются те, кто в черных ботинках», или: «Меняются все девочки», или: «Меняются все, кто купался в море». Все участники группы, которые обладают (или считают, что обладают!) указанным свойством, должны встать со своего места и поменяться местами с кем-то из друзей. Если отличительное свойство выбрано удачно, то в обмен будет вовлечена большая часть детей. Суть в том, что водящий должен во время обмена местами успеть занять чье-то временно освободившееся место. Если он не успел это сделать, то можно подсказать, как надо действовать, чтобы иметь больше шансов занять чье-то место.
Понятно, что если выходящий работал правильно и занял чье-то место, то один из участников остался без стула. Он и становится водящим, после чего цикл игры повторяется.
Примечание: психолог обычно начинает эту игру, давая образец игрового поведения. В дальнейшем его задачей является только поддержание соответствующего темпа игры. Для этого он в определенные моменты игры может брать на себя озвучивание того свойства, обладатели которого меняются, т. е. водит один участник группы, а говорит, кто меняется, психолог.
Игра оканчивается, когда теряет свою привлекательность для уставших детей. Окончание игры можно как-то оформить, например, предложить такое правило: если очередной водящий поменяется, игра заканчивается, если же он не успеет занять чье-то место, игра продлится еще три минуты и пр.
3. Основная часть.
Цель: коррекция тревожности.
1). Игра «Ручеек».
Цель: развитие групповой динамики, снятие тактильных барьеров, сплочение группы.
Суть игры: играющие выстраиваются парами друг за другом, а 1 играющий остается без пары. Каждая пара, взявшись за руки, поднимает их вверх (образуя ворота). 1 играющий без пары проходит через весь «ручеек» и выбирает себе кого-то в пару, вместе они становятся впереди. Тот играющий, кто остался без пары, возвращается в конец «ручейка», проходит через него и, выбрав себе пару, проходит вперед. И так далее. Игра проходит в быстром темпе до тех пор, пока не надоест детям.
Примечание: игроком без пары может стать кто-то из «фоновых» детей либо сам психолог, если количество детей в группе четное.
2). Упражнение "Драка".
Цель: снять эмоциональное напряжение и частично выразить агрессию, которую тревожные дети стараются никогда не выплескивать, расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук
Инструкция: «Представьте такую ситуацию. Вы с другом поссорились. Вы страшно разозлились. Сейчас вам очень хочется задать другу хорошую трепку. Поэтому ваши кулаки крепко сжимаются, даже косточки побелели (пусть дети изобразят это, с силой сжав кулаки). Челюсти сомкнуты, в них чувствуется напряжение. (Это напряжение должны почувствовать дети, сильно сжав зубы). От волнения перед дракой вы даже дыхание затаили (дети должны в этом состоянии задержать дыхание на несколько секунд). И тут посмотрели вы на своего друга и вспомнили, как он вас однажды выручил. Может быть, не стоит драться? Вы выдохнули и расслабились (пусть ваш ребенок сделает то же самое). Вот теперь все вопросы можно решать спокойно.
Ребята, когда вам вдруг станет как-то не по себе, вы почувствуете тяжесть или напряженность, вспомните, что сейчас только с вами проделали и повторите это самостоятельно. Тогда вы почувствуете, как вам станет легко и спокойно».
Примечание: эту игру полезно использовать не только с тревожными, но и с агрессивными детьми. Для них здесь есть важный коррекционный момент: радость расслабления (физическая и эмоциональная) связывается с решением не драться, а решать конфликты мирным путем.
4. Рефлексия.
Цель: подведение итогов работы, осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
Материалы и оборудование: листы бумаги формата А4, цветные карандаши или мелки.
Инструкция: «Ребята, нарисуйте, пожалуйста, ваше настроение на нашем занятии сегодня… А теперь расскажите, что вы нарисовали и почему. Что вам запомнилось и что понравилось, может быть, что-то вас удивило?»
5. Релаксация.
Цель: снятие напряжения, отдых.
Материалы и оборудования: ковер или покрывала.
Упражнение «Снеговик»: «Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Руки напряжены, ноги, голова, все ваше тело напряжено. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала тает и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д.» В конце упражнения дети мягко падают на пол и изображают лужицу воды. Необходимо расслабиться. «Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко». Дети медленно встают и потягиваются.
Информация о работе Коррекционно-развивающая программа по теме «Мы не боимся»