Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 13:51, практическая работа
Цель данной коррекционно-развивающей программы – преодоление тревожности у детей младшего школьного возраста.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели:
снятие мышечного напряжения,
развитие умений саморегуляции,
повышение самооценки ребенка,
развитие навыков общения,
проработка страхов,
Упражнение «Ныряльщик»: «исходное положение – стоя. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, при этом закройте нос пальцами. Присядьте, как бы нырните в воду. Досчитайте до 5 и вынырните – откройте нос и сделайте выдох».
6. Ритуал.
Цель: завершение
занятия, отсоединение детей от психолога.
Занятие № 6.
1. Ритуал.
Цель: настроить детей на работу в группе.
2. Разминка.
Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма, эмоциональный настрой на работу в группе.
Упражнение «Комплименты»: «Перекидывайте мяч с произнесением «легких комплиментов» тому, кому вы кидаете мяч». Комплименты выполняют роль продолжения взгляда, которым держащий мяч готовит другого к тому, что сейчас он ему мяч перекинет.
3. Основная часть.
Цель: коррекция тревожности, развитие групповой динамики.
1). Упражнение «Клубочек».
Цель: развитие
коммуникативных навыков, уверенности
в себе, групповой динамики, получение
детьми успешного опыта
Упражнение: дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, держит нитку в руках, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры (например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.), тот ловит клубочек, держит нитку руками отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге.
Игра: играют одновременно до 15 детей. Взявшись за руки, они образуют круг. По желанию выбирается водящий. Он встает в центр круга и говорит:
Когда водящий начинает произносить эти слова, игроки бегут по кругу. С окончанием фразы все должны быстро присесть на корточки. Бегущим по кругу игрокам не разрешается разъединять руки. Тот, кто не сумеет это выполнить, т.е. сделает хотя бы один шаг или упадет, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется трое игроков. Они объявляются победителями.
3). Сказка «Злая фея».
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Упражнение: детям предлагается продолжение сюжета о двух братьях.
«Жили себе Бом и Минь и бед не знали (психолог показывает детям, как братья веселились, играли, дети повторяют).
Как вдруг в их стране появилась злая фея (психолог изображает злую фею, просит детей повторить). Она заманила обманом принцессу и заточила у себя в замке. Бом и Минь сели на своих коней и отправились выручать принцессу (психолог показывает, как братья садятся на коней и скачут на выручку принцессе; просит детей повторить).
Приехали
они к замку, как вдруг на них
набросилась злая-презлая
– Что произошло дальше?
4.Рефлексия.
Цель: подведение итогов работы, осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
Инструкция: «Ребята, у меня есть несколько разноцветных кружочков. Подойдите и выберите из них одно – то, которое показывает ваше настроение сегодня на занятии. Скажите, почему вы выбрали именно этот кружочек? Что понравилось на занятии? Что нового вы узнали?»
5. Релаксация.
Цель: снятие напряжения, отдых.
Материалы и оборудование: музыка, музыкальный центр.
Упражнение «Дирижер»: «встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка).
Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт».
6. Ритуал.
Цель: завершение
занятия, отсоединение детей от психолога.
Занятие № 7.
1. Ритуал.
Цель: настроить детей на работу в группе.
2. Разминка.
Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма, эмоциональный настрой на работу в группе.
3. Основная часть.
Цель: коррекция тревожности, развитие групповой динамики.
1). Упражнение «Чему я научился за последний месяц?»
Цель: повышение самооценки, развитие уверенности в себе.
Упражнение: дети делятся на пары, психолог засекает определенное время, за это время каждый из них должен вспомнить все-все, чему он научился за последний месяц, даже какие-то мелочи или не очень важные для него вещи. Важно, чтобы дети, не останавливаясь, говорили о своих новых умениях. Потом вместе с психологом они обсуждают, что удалось, а что – нет.
2). Упражнение «Гусеница»: см. занятие №2
3). Упражнение «Страх и скульптор».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Расскажите ребенку небольшую историю, которую потом вы будете инсценировать. Например, такую.
"Жил
в одном городе скульптор
И вот однажды он сидел, задумавшись, в своей мастерской. Сумерки все сгущались. Небо становилось хмурым и грозным. На душе у Денни был груз сомнений и тревог. И вдруг он почувствовал, что сердцем его завладел страх. Он был таким сильным, что грозил перерасти в ужас. Денни поднялся и хотел было убежать, но понял, что на улице ему будет еще страшнее.
Говорят, у страха глаза велики. Так и Денни стало казаться, что в темном углу мастерской он видит блестящие глаза страшного чудища. "Кто ты?" - едва выдохнул испуганный Денни. В тишине раздался страшный хохот. Потом послышался ответ: "Я твой страх, великий и непобедимый!" Скульптор онемел от ужаса. Казалось, что он вот-вот потеряет сознание.
Но вдруг ему в голову пришла интересная мысль - может быть, вылепить из глины этот страх? Ведь такого жуткого образа еще не было в его коллекции! Тогда он набрался смелости и спросил: "Мистер Страх, вы когда-нибудь позировали художнику?" Страх совершенно растерялся. "Чего?"- переспросил он. "Прежде чем вы окончательно завладеете моим рассудком, позвольте, я вылеплю вас из глины, чтобы вас боялись и узнавали все", - предложил мастер. Чудовище не ожидало такого поворота событий и промямлило: "Ну ладно, давай, только быстро!" Началась работа. Денни взял глину и принялся за дело. Теперь он снова был собран и сосредоточен.
Так как стало совсем темнеть, то пришлось включить свет. Каково же было удивление Денни, когда он смог получше разглядеть монстра. Это был даже не монстр, а, скорее, маленький монстрик, щупленъкий, как будто не ел неделю. Страх от этого слегка поежился, наверное, он догадался о мыслях Денни. А мастер прикрикнул на него: "Не дергайся, а то скульптура кривой выйдет!" Страх повиновался.
Наконец скульптура была готова. И Денни вдруг понял, что он совершенно не боится этого чудища, его страх вдруг стал не страшным. Посмотрел он на жмущегося в угол монстрика и спросил: "Ну, чего делать-то будем?" Страшилка тоже понял, что его тут больше не боятся. Он шмыгнул носом и сказал: "Да пойду я, наверное". "А чего приходил-то?" - поинтересовался Денни. "Да скучно одному стало!" - отвечал монстрик. Так они и расстались. А коллекция Денни пополнилась новой необычной скульптурой. Все окружающие удивлялись ее своеобразию, а Денни смотрел на свое творение и думал, что умелые руки да умная голова справятся и не с такими ужасами". После того психолог беседует с детьми, узнает, понравилась ли она им, что их удивило, порадовало, огорчило?
4. Рефлексия.
Цель: подведение итогов работы, осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
См. занятие №6.
5. Релаксация.
Цель: снятие напряжения, отдых.
Материалы и оборудование: ковер.
Упражнение «Апельсин (или лимон)»: дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Психолог просит детей представить, что к их правой руке подкатили апельсин, что они взяли апельсин в руку и начинают выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8 – 10 сек.)
«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая... мягкая…отдыхает… Затем апельсин подкатите к левой руке». И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты).
6. Ритуал.
Цель: завершение
занятия, отсоединение детей от психолога.
Занятие № 8.
1. Ритуал.
Цель: настроить детей на работу в группе.
2. Разминка.
Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма, эмоциональный настрой на работу в группе.
Инструкция: «Сейчас мы будем перекидывать мяч друг другу, тот, кому в руки попадет мяч, должен будет называть любую школьную принадлежность. Повторяться нельзя».
3. Основная часть.
Цель: коррекция тревожности, развитие групповой динамики.
1). Упражнение: "Закончи предложение".
Цель: развитие коммуникативных навыков, повышение самооценки.
Психолог кидает детям мяч по очереди и начинает предложение, а дети должны бросить мяч обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться их самих. Психолог кидает детям мяч со словами: "Я умею...", "Я могу...", "Я хочу научиться...".
2). Игра «Ручеек»: см. занятие №1.
3). Упражнение «Пантомима».
Цель: развитие уверенности в себе, раскрепощенности, снятие тревожности относительно учебной деятельности.
Упражнение: психолог по очереди загадывает детям учебные принадлежности, а они должны их изобразить так, чтобы остальные смогли отгадать. После психолог спрашивает, насколько легко было выполнять это упражнение.
4.Рефлексия.
Цель: подведение итогов работы, осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
См. занятие №5.
5. Релаксация.
Цель: снятие напряжения, отдых.
Упражнение «Путешествие на облаке»: психолог говорит: «Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в группе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными».
Информация о работе Коррекционно-развивающая программа по теме «Мы не боимся»