Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 13:51, практическая работа
Цель данной коррекционно-развивающей программы – преодоление тревожности у детей младшего школьного возраста.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели:
снятие мышечного напряжения,
развитие умений саморегуляции,
повышение самооценки ребенка,
развитие навыков общения,
проработка страхов,
6. Ритуал.
Цель: завершение
занятия, отсоединение детей от психолога.
Занятие № 9.
1. Ритуал.
Цель: настроить детей на работу в группе.
2. Разминка.
Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма, эмоциональный настрой на работу в группе.
См. занятие №1.
3. Основная часть.
Цель: коррекция тревожности, развитие групповой динамики.
Цель: развитие толерантности, эмпатии, повышение самооценки.
Инструкция: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные! Я хочу, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может быть, вы заметите то, чего раньше не замечали».
2). Игра «Сломанный телефон».
Цель: развитие групповой динамики.
Игра: дети садятся рядом друг с другом, психолог загадывает какое-то слово и передает его одному из детей, своему соседу, тот – следующему участнику группы, и так далее до конца, пока слово не «облетит всю группу». После чего все говорят те слова, которые услышали и выясняют, где же телефон сломался.
3). Упражнение «В школе мне нравится…».
Цель: преодоление
школьной тревожности, снятие школьных
страхов, формирование позитивного
отношения к учебной
Упражнение:
психолог предлагает детям по кругу
рассказать о тех вещах, которые
им нравятся в школе, о том, что
хорошего там есть, почему школу
нужно посещать. Потом психолог вместе
с детьми обсуждает, с чем из сказанного
другими они согласны и почему.
4.Рефлексия.
Цель: подведение итогов работы, осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
См. занятие №1.
5. Релаксация.
Цель: снятие напряжения, отдых.
Материалы и оборудование: ковер.
Упражнение «Черепаха»: лягте на бок или на живот. Представьте, что вы маленькие черепашки, которые лежат на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря – по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая… Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; а также напрягают шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь, - 5 -10 сек.). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из – под панциря (спина расслабляется 5 – 10 сек.).
6. Ритуал.
Цель: завершение
занятия, отсоединение детей от психолога.
Занятие № 10.
1. Ритуал.
Цель: настроить детей на работу в группе.
2. Разминка.
Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма, эмоциональный настрой на работу в группе.
См. занятие №3.
3. Основная часть.
Цель: коррекция тревожности, развитие групповой динамики.
2). Сказка «Белки и орехи».
Цель: развитие уверенности в себе, творческого мышления, отреагирование эмоционального и мышечного напряжения.
Упражнение: психолог в медленном темпе читает детям сказку, которую они должны сопровождать движениями, придумывая их самостоятельно, без помощи психолога.
«Жили-были в одном лесу белочки с большими пушистыми хвостами, маленькими лапками и смешными мордочками. И такие они были веселые, быстрые. А еще в этом лесу жили маленькие гномы. Однажды белки набрали много орехов, чтобы запастись ими на зиму. Белки очень долго работали. Перекидывали орешки друг другу и аккуратно складывали их в дупло. К вечеру белочки очень устали, но все равно были очень довольны, что набрали столько орехов. Легли белочки спать. Утром проснулись и первым делом побежали посмотреть, как там их орехи, а орехи пропали...»
Детям предлагается проблемная ситуация. Вопросы:
– Куда делись орехи?
– Что было дальше?
– Что сделали белки?
– Чем дело кончилось?
3). Упражнение «Что я умею?»: см. занятие №2.
4.Рефлексия.
Цель: подведение итогов работы, осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
См. занятие №2.
5. Релаксация.
Цель: снятие напряжения, отдых.
Упражнение «Сдвинь камень»: дети лежат на спине. Психолог просит их представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8 – 12 сек.). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплая…мягкая…отдыхает…». Затем то же самое проделывается с левой ногой.
6. Ритуал.
Цель: завершение
занятия, отсоединение детей от психолога.
Методические рекомендации для родителей и педагогов.
1. Рекомендации родителям.
1.
Принимайте ребенка таким,
2.
Не сравнивайте его с
3.
Будьте последовательны в
4.
Старайтесь не создавать
5.
Помните, что похвала всегда
лучше наказания. Чаще хвалите
ребенка, даже за мелкие
6.
Создавайте жизненные ситуации,
в которых ребенок сможет
7.
Стройте свое поведение в
8.
Находите время расслабляться
вместе с ребенком, снимать мышечное
и эмоциональное напряжение, особенно
после волнующих жизненных
9. Интересуйтесь эмоциональным и физическим состоянием ребенка.
10.
Проявляйте свою любовь к
2. Рекомендации педагогам.
1.
Принимайте ученика таким,
2.
Не сравнивайте его с
3.
Старайтесь не создавать
4.
Обращайте внимание на его
старательность в учебе,
5.
Наблюдайте за учеником. Заметив
излишнее эмоциональное
Литература
1. Агеева И.А. Коррекционные техники в школе. – СПб.: Речь, 2004.
2. Газета «Школьный психолог»
3. Горелов И. Умение общаться //Воспитание школьников – 1994. - №3.
4. Захаров А.И. Неврозы у детей. – СПб, Дельта, 1996.
5. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000.
6. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М. Знание, 1988.
7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М, 2004.
8. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000.
9. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2004.
10. Минаева В. Как помочь ребёнку преодолеть застенчивость // Воспитание школьников – 2001. - №7.
11. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Информация о работе Коррекционно-развивающая программа по теме «Мы не боимся»