Коррекционно-развивающая программа по теме «Мы не боимся»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 13:51, практическая работа

Описание

Цель данной коррекционно-развивающей программы – преодоление тревожности у детей младшего школьного возраста.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели:
снятие мышечного напряжения,
развитие умений саморегуляции,
повышение самооценки ребенка,
развитие навыков общения,
проработка страхов,

Работа состоит из  1 файл

Описание программы.docx

— 54.17 Кб (Скачать документ)

      6. Ритуал.

Цель: завершение занятия, отсоединение детей от психолога. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Занятие № 9.

      1. Ритуал.

Цель: настроить  детей на работу в группе.

      2. Разминка.

Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию  организма, эмоциональный настрой  на работу в группе.

См. занятие  №1.

      3. Основная часть.

Цель: коррекция  тревожности, развитие групповой динамики.

1). Упражнение «Волшебные очки».

Цель: развитие толерантности, эмпатии, повышение самооценки.

Инструкция: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные! Я хочу, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может быть, вы заметите то, чего раньше не замечали».

2). Игра  «Сломанный телефон».

Цель: развитие групповой динамики.

Игра: дети садятся рядом друг с другом, психолог загадывает какое-то слово и передает его одному из детей, своему соседу, тот – следующему участнику группы, и так далее до конца, пока слово  не «облетит всю группу». После чего все говорят те слова, которые  услышали и выясняют, где же телефон  сломался.

3). Упражнение  «В школе мне нравится…».

Цель: преодоление  школьной тревожности, снятие школьных страхов, формирование позитивного  отношения к учебной деятельности.

Упражнение: психолог предлагает детям по кругу  рассказать о тех вещах, которые  им нравятся в школе, о том, что  хорошего там есть, почему школу  нужно посещать. Потом психолог вместе с детьми обсуждает, с чем из сказанного другими они согласны и почему. 

      4.Рефлексия.

Цель: подведение итогов работы, осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление  полученного результата.

См. занятие  №1.

      5. Релаксация.

Цель: снятие напряжения, отдых.

Материалы и оборудование: ковер.

Упражнение  «Черепаха»: лягте на бок или на живот. Представьте, что вы маленькие  черепашки, которые лежат на желтом песочке (или мягкой травке) возле  прозрачного ручейка (реки, озера  или моря – по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло  и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая… Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; а также напрягают шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь, - 5 -10 сек.). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из – под панциря (спина расслабляется 5 – 10 сек.).

      6. Ритуал.

Цель: завершение занятия, отсоединение детей от психолога. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Занятие № 10.

      1. Ритуал.

Цель: настроить  детей на работу в группе.

      2. Разминка.

Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию  организма, эмоциональный настрой  на работу в группе.

См. занятие  №3.

      3. Основная часть.

Цель: коррекция  тревожности, развитие групповой динамики.

1). Упражнение «Стихотворение с выражением»: см. занятие №2.

2). Сказка «Белки и орехи».

Цель: развитие уверенности в себе, творческого  мышления, отреагирование эмоционального и мышечного напряжения.

Упражнение: психолог в медленном темпе читает детям сказку, которую они должны сопровождать движениями, придумывая их самостоятельно, без помощи психолога.

«Жили-были в одном лесу белочки с большими пушистыми хвостами, маленькими лапками  и смешными мордочками. И такие  они были веселые, быстрые. А еще  в этом лесу жили маленькие гномы. Однажды белки набрали много  орехов, чтобы запастись ими на зиму. Белки очень долго работали. Перекидывали орешки друг другу и  аккуратно складывали их в дупло. К вечеру белочки очень устали, но все равно были очень довольны, что набрали столько орехов. Легли  белочки спать. Утром проснулись и первым делом побежали посмотреть, как там их орехи, а орехи пропали...»

Детям предлагается проблемная ситуация. Вопросы:

– Куда делись орехи?

– Что  было дальше?

– Что  сделали белки?

– Чем  дело кончилось?

3). Упражнение  «Что я умею?»: см. занятие №2.

      4.Рефлексия.

Цель: подведение итогов работы, осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление  полученного результата.

См. занятие  №2.

      5. Релаксация.

Цель: снятие напряжения, отдых.

Упражнение  «Сдвинь камень»: дети лежат на спине. Психолог просит их представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8 – 12 сек.). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплая…мягкая…отдыхает…». Затем то же самое проделывается с левой ногой.

      6. Ритуал.

Цель: завершение занятия, отсоединение детей от психолога. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методические  рекомендации для  родителей и педагогов.

1. Рекомендации родителям.

      1. Принимайте ребенка таким, какой  он есть. Не оскорбляйте его  и не ругайте его за личностные  качества, ваши унижения будут  лишь разрушать личность ребенка,  снижая его самооценку.

      2. Не сравнивайте его с окружающими  детьми или с собой в детстве.  Он не обязан быть таким,  как все, он – индивидуальность, точно также как и все остальные.

      3. Будьте последовательны в воспитании  ребенка, не противоречьте сами  себе. Вместе с остальными взрослыми,  участвующими в его воспитании, предъявляйте ему единые педагогические  требования. Разные требования значимых  взрослых будут мешать идентификации  ребенка, создавать критические  ситуации в его обыденной жизни.

      4. Старайтесь не создавать соревновательных  ситуаций в обычной жизни, они  также будут создавать напряженную  обстановку для ребенка.

      5. Помните, что похвала всегда  лучше наказания. Чаще хвалите  ребенка, даже за мелкие победы  и успехи.

      6. Создавайте жизненные ситуации, в которых ребенок сможет почувствовать  себя победителем, успешной личностью,  способной на реализацию поставленных  целей.

      7. Стройте свое поведение в жизни  так, чтобы быть образцом для  подражания вашему ребенку. Ваша  уверенность по жизни – залог  уверенного поведения вашего  ребенка.

      8. Находите время расслабляться  вместе с ребенком, снимать мышечное  и эмоциональное напряжение, особенно  после волнующих жизненных ситуаций.

      9. Интересуйтесь эмоциональным и  физическим состоянием ребенка.

      10. Проявляйте свою любовь к вашему  ребенку и заботу о нем. 
 
 

      2. Рекомендации педагогам.

      1. Принимайте ученика таким, какой  он есть. Не оскорбляйте его  и не ругайте его за личностные  качества, ваши унижения будут  лишь разрушать личность ребенка,  снижая его самооценку.

      2. Не сравнивайте его с остальными  детьми в классе. Возможно, он  просто не может учиться лучше.  Постоянные сравнения с другими  не в его пользу будут снижать  самооценку ребенка, у него  и так высокая самокритичность.

      3. Старайтесь не создавать соревновательных  ситуаций в учебной деятельности, они будут вызывать напряжение  и волнение у ученика, снижая  продуктивность его деятельности.

      4. Обращайте внимание на его  старательность в учебе, хвалите  и заслуженно поощряйте за  малейшие успехи и продвижения  в этом русле.

      5. Наблюдайте за учеником. Заметив  излишнее эмоциональное напряжение, предложите ему релаксационное  упражнение, которое даст ему  возможность отдохнуть и расслабиться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

1. Агеева  И.А.     Коррекционные техники  в школе. – СПб.: Речь, 2004.

2. Газета «Школьный психолог»

3. Горелов И. Умение общаться //Воспитание школьников – 1994. - №3.

4. Захаров А.И.     Неврозы у детей. – СПб, Дельта, 1996.

5. Изард К.     Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000.

6. Кочубей  Б.И., Новикова Е.В.     Эмоциональная  устойчивость школьника. – М.  Знание, 1988.

7. Кулагина  И.Ю., Колюцкий В.Н.     Возрастная психология. – М, 2004.

8. Лютова  Е.К., Монина Г.Б.     Шпаргалка  для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000.

9. Микляева А.В., Румянцева П.В.     Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2004.

10. Минаева В. Как помочь ребёнку преодолеть застенчивость // Воспитание школьников – 2001. - №7.

11. Осипова А.А.     Общая психокоррекция. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.


Информация о работе Коррекционно-развивающая программа по теме «Мы не боимся»